✔ Ручная работа. Как в столице Крыма реставрируют караимскую кенассу - «70 лет Победы»
Green 15-окт, 01:00 193 70 лет Победы«Кöзингъыз айдын болсын». Так по-караимски звучит «поздравляю вас». Караимы Крыма, в особенности представители симферопольской общины, живут в ожидании, когда смогут поздравить друг друга с возрождением главного духовного и культурного центра – кенассы в столице Крыма. И никто даже не сомневается, что реставрация закончится в срок, сейчас работы – в активной стадии. Крыминформ посмотрел на ход реставрации и узнал, как в будущем караимы будут использовать помещения возвращенной кенассы.
Потомки тюркских племен
Прожившие восемь веков в Крыму караимы, несмотря на нынешнюю малочисленность, сумели и сохранить яркую самобытность, и не утратить национальных традиций и обрядов. Разумеется, основную роль в спасении уходящих народностей играет религия.
Вероучение караимов – караимизм – основано на Танахе – изначальном толковании Ветхого Завета. Караимы не признают Талмуд, а чтут Тору – пятикнижие Моисеево. Учение сравнивают, а иногда и вовсе ошибочно приравнивают к иудаизму. Кенасса – это храм, духовный и культурный центр караимов. Название происходит от древнееврейского глагола «канос», что означает «собирать».
Во всем мире осталось около 2 тысяч этнических караимов. На полуострове их насчитывается около 650 человек. Они проживают в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии и Ялте.
На собственные средства
Улица Караимская в Симферополе. В конце XIX века здесь жили только караимы. Именно этим и было обусловлено строительство здесь культового сооружения. В феврале 1889 года караимы Симферополя написали письмо губернатору Тавриды.
«В Симферополе нет специального здания для караимского молельного дома, оно помещается в частном доме. Теперь мы имеем возможность приобрести у Шишмана Абрама Осиповича участок земли площадью 160 квадратных сажень за 1500 рублей. Просим разрешение на приобретение этого участка земли», – говорилось в письме.
Здание кенассы было построено на собственные средства караимской общины.
Тяжело дался симферопольским караимам XX век. 5 марта 1930 года по решению местных властей кенасса была закрыта, в 1934-1935 годах здание перестроили, частично лишив культового декора. В 1936 году здесь разместилась редакция радиовещания Крымского телерадиоцентра. Во время оккупации Крыма 1941—1944 годов в здании кенассы был немецкий штаб. После распада СССР караимская религиозная община начала добиваться возвращения ей этого здания.
Справедливость – истина в действии
2014 год ознаменовался восстановлением исторической справедливости и для крымских караимов. Спустя четыре месяца после воссоединения Крыма глава республики Сергей Аксёнов торжественно передал ключи от здания кенассы представителям религиозной общины караимов «Чолпан».
«До момента начала реставрации, в 2015 году, у нас состоялся народный съезд крымских караимов, куда собрались все общины. Долго думали, как максимально эффективно использовать это помещение, и пришли к единому однозначному мнению, что во-первых это церковь, и во-вторых, раз есть возможность и поддержка властей, то нам нельзя исключать и некую светскую составляющую, так сказать, народную», – рассказал председатель симферопольской караимской религиозной общины «Чолпан» Дмитрий Полканов.
Он уверен, что восстановленная кенасса не только станет центром притяжения караимов всего Крыма, но и привнесет разнообразие в культурную жизнь Симферополя.
«В частности, в религиозном музее будет представлена экспозиция о быте крымских караимов. Это важно, потому что в Симферополе такого нет. Это можно и туристам показывать, и школьникам, и, конечно, среди наших детей пропагандировать религию и культуру. Мы очень хотим, чтобы наши старики и малыши имели возможность здесь в первую очередь молиться. Ну и вообще – просто собираться вместе на национальные праздники, к примеру. Другого варианта для сохранения народа просто не существует. Только с возвращением здания такая возможность появилась», – подчеркнул Полканов.
Вековое наследие караимов
Ориентировочная стоимость ремонтно-реставрационных работ – 115 млн руб. Средства выделены из федерального бюджета. Реставрация здания предполагает три этапа. Первый – противоаварийные работы, которые были проведены еще в прошлом году. Тогда строители частично заменили кровлю и убрали с фасада элементы, которые могли обрушиться в любую минуту.
Второй этап – это полное восстановление фасадной части кенассы и кровли здания. Сроки окончания работ – конец ноября текущего года. В этот период предполагается и восстановление окон в первоначальном виде. Представитель компании-подрядчика Муслим Тейфуков рассказал, что почти все наружные работы приходится делать вручную, буквально по сантиметру.
«Сейчас мы зачищаем фасады от грязи и старых покрытий, параллельно идет работа по восстановлению утраченных элементов фасада. Применяем специальный раствор, где необходимо, выполняем вставки из известкового камня – такого же, из которого была построена кенасса. Сложность заключается в том, что это не обычное, а религиозное строение, и мы должны сохранить самобытность здания, каждого его элемента. Зданию более ста лет, и мы должны сохранить его еще как минимум на несколько поколений. Мы очень аккуратно подходим к работе, практически 100% работ выполняются вручную, не используя никакой техники. Иначе здесь никак. В зависимости от этапа и фронта работ на объекте трудится от 20 до 40 человек», – поделился Тейфуков.
Уже сейчас снаружи ничто не напоминает о советском прошлом здания кенассы. Только внутри, после того, как разобрали перегородку между вторым и третьим этажами, совсем нелепой кажется мозаика из кусков старых обоев, увенчанных чугунными радиаторами. Полканов отметил, что третий этап реконструкции – внутреннее восстановление – запланирован на 2018 год. Главная сложность, по словам председателя симферопольской общины караимов, заключается в отсутствии исторических документов с изображением или описанием внутреннего убранства культового здания.
«Реставрация предполагает первоначальную планировку – один низкий этаж (там будет некий выставочный комплекс) и верхний единый этаж, где и будет, как раньше, кенасса. Исторических проектов и сохранившихся документов нет нигде – ни в государственных архивах, ни в личных. Мы их долго искали, еще с 1990 года, и все время, пока вели борьбу за возвращение этого здания. Есть кое-какие документы «Крымреставрации» 1976 года, но они никак не могли помочь в восстановлении первоначального вида здания. Госком культурного наследия для восстановительных работ собирал даже воспоминания людей, которые еще помнят кенассу, работавшую по назначению», – заметил Полканов.
Кроме того, сейчас обсуждается и вопрос благоустройства части двора. Здесь как минимум необходимо заменить старенький забор, который будет сильно диссонировать с восстановленным зданием. Полканов добавил, что в соответствии с градостроительными нормами здесь будет предусмотрена и парковка для транспорта.
Фотографии
«Кöзингъыз айдын болсын». Так по-караимски звучит «поздравляю вас». Караимы Крыма, в особенности представители симферопольской общины, живут в ожидании, когда смогут поздравить друг друга с возрождением главного духовного и культурного центра – кенассы в столице Крыма. И никто даже не сомневается, что реставрация закончится в срок, сейчас работы – в активной стадии. Крыминформ посмотрел на ход реставрации и узнал, как в будущем караимы будут использовать помещения возвращенной кенассы. Потомки тюркских племен Прожившие восемь веков в Крыму караимы, несмотря на нынешнюю малочисленность, сумели и сохранить яркую самобытность, и не утратить национальных традиций и обрядов. Разумеется, основную роль в спасении уходящих народностей играет религия. Вероучение караимов – караимизм – основано на Танахе – изначальном толковании Ветхого Завета. Караимы не признают Талмуд, а чтут Тору – пятикнижие Моисеево. Учение сравнивают, а иногда и вовсе ошибочно приравнивают к иудаизму. Кенасса – это храм, духовный и культурный центр караимов. Название происходит от древнееврейского глагола «канос», что означает «собирать». Во всем мире осталось около 2 тысяч этнических караимов. На полуострове их насчитывается около 650 человек. Они проживают в Бахчисарае, Евпатории, Севастополе, Симферополе, Феодосии и Ялте. На собственные средства Улица Караимская в Симферополе. В конце XIX века здесь жили только караимы. Именно этим и было обусловлено строительство здесь культового сооружения. В феврале 1889 года караимы Симферополя написали письмо губернатору Тавриды. «В Симферополе нет специального здания для караимского молельного дома, оно помещается в частном доме. Теперь мы имеем возможность приобрести у Шишмана Абрама Осиповича участок земли площадью 160 квадратных сажень за 1500 рублей. Просим разрешение на приобретение этого участка земли», – говорилось в письме. Здание кенассы было построено на собственные средства караимской общины. Тяжело дался симферопольским караимам XX век. 5 марта 1930 года по решению местных властей кенасса была закрыта, в 1934-1935 годах здание перестроили, частично лишив культового декора. В 1936 году здесь разместилась редакция радиовещания Крымского телерадиоцентра. Во время оккупации Крыма 1941—1944 годов в здании кенассы был немецкий штаб. После распада СССР караимская религиозная община начала добиваться возвращения ей этого здания. Справедливость – истина в действии 2014 год ознаменовался восстановлением исторической справедливости и для крымских караимов. Спустя четыре месяца после воссоединения Крыма глава республики Сергей Аксёнов торжественно передал ключи от здания кенассы представителям религиозной общины караимов «Чолпан». «До момента начала реставрации, в 2015 году, у нас состоялся народный съезд крымских караимов, куда собрались все общины. Долго думали, как максимально эффективно использовать это помещение, и пришли к единому однозначному мнению, что во-первых это церковь, и во-вторых, раз есть возможность и поддержка властей, то нам нельзя исключать и некую светскую составляющую, так сказать, народную», – рассказал председатель симферопольской караимской религиозной общины «Чолпан» Дмитрий Полканов. Он уверен, что восстановленная кенасса не только станет центром притяжения караимов всего Крыма, но и привнесет разнообразие в культурную жизнь Симферополя. «В частности, в религиозном музее будет представлена экспозиция о быте крымских караимов. Это важно, потому что в Симферополе такого нет. Это можно и туристам показывать, и школьникам, и, конечно, среди наших детей пропагандировать религию и культуру. Мы очень хотим, чтобы наши старики и малыши имели возможность здесь в первую очередь молиться. Ну и вообще – просто собираться вместе на национальные праздники, к примеру. Другого варианта для сохранения народа просто не существует. Только с возвращением здания такая возможность появилась», – подчеркнул Полканов. Вековое наследие караимов Ориентировочная стоимость ремонтно-реставрационных работ – 115 млн руб. Средства выделены из федерального бюджета. Реставрация здания предполагает три этапа. Первый – противоаварийные работы, которые были проведены еще в прошлом году. Тогда строители частично заменили кровлю и убрали с фасада элементы, которые могли обрушиться в любую минуту. Второй этап – это полное восстановление фасадной части кенассы и кровли здания. Сроки окончания работ – конец ноября текущего года. В этот период предполагается и восстановление окон в первоначальном виде. Представитель компании-подрядчика Муслим Тейфуков рассказал, что почти все наружные работы приходится делать вручную, буквально по сантиметру. «Сейчас мы зачищаем фасады от грязи и старых покрытий, параллельно идет работа по восстановлению утраченных элементов фасада. Применяем специальный раствор, где необходимо, выполняем вставки из известкового камня – такого же, из которого была построена кенасса. Сложность заключается в том, что это не обычное, а религиозное строение, и мы должны сохранить самобытность здания, каждого его элемента. Зданию более ста лет, и мы должны сохранить его еще как минимум на несколько поколений. Мы очень аккуратно подходим к работе, практически 100% работ выполняются вручную, не используя никакой техники. Иначе здесь никак. В зависимости от этапа и фронта работ на объекте трудится от 20 до 40 человек», – поделился Тейфуков. Уже сейчас снаружи ничто не напоминает о советском прошлом здания кенассы. Только внутри, после того, как разобрали перегородку между вторым и третьим этажами, совсем нелепой кажется мозаика из кусков старых обоев, увенчанных чугунными радиаторами. Полканов отметил, что третий этап реконструкции – внутреннее восстановление – запланирован на 2018 год. Главная сложность, по словам председателя симферопольской общины караимов, заключается в отсутствии исторических документов с изображением или описанием внутреннего убранства культового здания. «Реставрация предполагает первоначальную планировку – один низкий этаж (там будет некий выставочный комплекс) и верхний единый этаж, где и будет, как раньше, кенасса. Исторических проектов и сохранившихся документов нет нигде – ни в государственных архивах, ни в личных. Мы их долго искали, еще с 1990 года, и все время, пока вели борьбу за возвращение этого здания. Есть кое-какие документы «Крымреставрации» 1976 года, но они никак не могли помочь в восстановлении первоначального вида здания. Госком культурного наследия для восстановительных работ собирал даже воспоминания людей, которые еще помнят кенассу, работавшую по назначению», – заметил Полканов. Кроме того, сейчас обсуждается и вопрос благоустройства части двора. Здесь как минимум необходимо заменить старенький забор, который будет сильно диссонировать с восстановленным зданием. Полканов добавил, что в соответствии с градостроительными нормами здесь будет предусмотрена и парковка для транспорта. Фотографии