✔ «Кузница» Порошенко-Кононенко купила 3 тысячи тонн сыра ради оптимизации налогов — СМИ - «Коррупция»
Chandter 02-фев, 09:25 193 Новости АРКЗавод «Кузница на Рибальском», принадлежащий президенту Петру Порошенко и народному депутату Игорю Кононенко, в течение 2013-2015 годов приобрел около 3 тысяч тонн сыра, чтобы оптимизировать не менее 13 миллионов гривен налогов.
Об этом говорится в сюжете «Сыр. Президентский» Леси Ивановой для программы «Наши Деньги», пишет Bihus.info, передает Центр журналистских расследований.
На пресс-конференции в 2015 году Порошенко настаивал: «Я твердо убежден, что все доходы должны декларироваться и со всех доходов должны платиться налоги, и думаю, что это будет хороший пример олигархам».
Незадолго до того его давний друг и бизнес-партнер Кононенко отмечал: «Основная проблема в том, что действительно в государстве нет денег. На сегодняшний день все люди должны, как бы пафосно это не звучало, закатать рукава и работать на страну».
Вместе с тем, совместное предприятие Порошенко и Кононенко – завод «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская Кузница») – в 2013-2015 годах прибегала к сомнительной схеме налоговой оптимизации.
«Кузница» – предприятие промышленное. Исторически его основная специализация – строительство и ремонт судов, от гражданских грузовых и до артиллерийских бронекатеров. С началом войны на Востоке «Кузница» фокусируется на военной технике: здесь создают боевые модули и бронемашины, а на последних выставках «Кузница» демонстрирует даже гранатометы и зенитные установки.
Однако в 2013-2015 годах наравне с закупкой производственных материалов для своего промышленного производства «Кузница» в таких же промышленных масштабах покупает сыр и сухое молоко. По данным программы, за эти три года завод перечислил фирмам ЧП «Консалтинговая фирма «Прометей», ООО «Миргородский сыродельный комбинат» и ООО «Рось» (все три входили в группу компаний Milkiland) всего более 220 миллионов гривен за 2721 тонну сыра и 215 тонн сухого молока. Четверть этих закупок провели в один день – 31 декабря 2014 года. Тогда «Кузница» списала на сыр 52 миллиона гривен.
На запрос программы завод отметил, что не может предоставить информацию об этих закупках, поскольку не сохранил документацию. Вопрос о налогах «Кузница» проигнорировала.
В группе компаний Milkiland подтвердили продажу сыра «Кузнице». В то же время отметили, что после продажи сыр «Кузнице» физически не поставлялся, а экспортировался компаниями Milkiland от имени «Ленинской кузницы» по договору комиссии.
«Мы через завод «Ленинская Кузница» экспортировали товар, мы отдавали им товар, потом забирали его на комиссию, ГП «Милкиленд-Украина» она отправляла на экспорт», – описывает контракт исполнительный директор Анатолий Юркевич.
Целью операции для Milkiland было возмещение НДС, который задолжало группе государство, за счет «Ленинской кузницы».
Общая схема выглядит следующим образом: когда экспортеры продают товар за границу, то государство должно компенсировать им налог на добавленную стоимость. Эта компенсация начисляется, однако ее выплата задерживается на неопределенное время. Тогда экспортер, которому государство должно компенсацию, «на бумаге» продает свой товар компании, которая наоборот имеет налоговую задолженность перед бюджетом. И потом через эту компанию проводит экспорт. Компенсацию НДС, которую государство должно провести этому «транзитному» экспортеру, нет необходимости ожидать. Поскольку у него самого есть долг перед бюджетом, «транзитер» просто списывает его «взаимозачетом».
«Мы решали свои проблемы с компенсацией НДС, которые на тот момент были в государстве. Они нам отдавали НДС, и мы были счастливы. В тот момент была борьба господина Клименко, чтобы завести всех под жесткую систему, в налоговые ямы. Они не давали возможности вот так компенсироваться, без взятки. Нам надо было нести взятки в Администрацию, налоговую для того, чтобы нам что-то компенсировали. Или мы договаривались с кем-то в Украине, у кого был НДС, и делали вот такие зачеты», – объясняет Анатолий Юркевич.
Если выгода производителя в описанной схеме очевидна, то польза от оптимизации для «транзитного» экспортера непонятна. Покупая сыр, он живыми деньгами теряет ту же сумму, на которую «скостил» себе налогов.
Анатолий Юркевич рассказывает, что выгода «Кузницы» заключалась в скидке, которую фирме делали на товар: «Денег от экспортера заходило больше, нам перечислялось поменьше. На тот момент это было 5-10% от суммы компенсированного НДС. От 13 с копейками НДС, если мы говорим о 10%, то это 1,3 миллиона гривен. Вот, соответственно, мы продали им на 80-13 = 67 миллионов гривен продукции, а от наших клиентов им зашло 68,3 миллиона. Миллион триста тысяч остались у них в качестве вознаграждения».
В Milkiland отмечают, что операции с сыром – это была вполне законная оптимизация налогов, прибегать к которой заставили украинские налоговые реалии. Однако суммы транзакций называют втрое меньше, чем зафиксировано в данных программы: «У нас сумма операций общая была 270 миллионов. Есть два различных блока. На 80 миллионов были операции продажи и дальнейшего экспорта. На 160 миллионов были операции «ответственного хранения» и возвращения товара. Это было обеспечение гарантийное по подписке. По 160 вот этим деньги не двигались, а по 80 деньги двигались и копейка в копейку были выплачены».
По этой версии легальной оптимизации, «Кузница» – предприятие с чистым доходом от реализации в 2013-2015 годах почти в полмиллиарда гривен – приняла участие в этой схеме ради 1,3 миллиона гривен (0,28% от доходности).
В то же время, консультанты программы отмечают, что схема подобной взаимопомощи может быть не так безопасна для бюджета, как объясняют ее участники.
«Теоретически эта схема может существовать. Однако есть вопрос экономической выгоды», – говорит юрист ОО «Центр противодействия коррупции», а в прошлом сотрудник налоговой милиции с 8-летним стажем, Андрей Савин, отмечая, что для «Кузницы» в приведенном примере выгода очень невысока.
Выгода становится ощутимее, объясняет юрист, если схему расширить еще на несколько звеньев: «На практике эта схема существует, и существует благодаря тому, что денежные средства покупателя за эту продукцию, скорее всего, будут переведены в наличное обращение, и покупатель получит наличные денежные средства, опять же поставщик и связанные лица получат процент».
В таком случае схема перестает быть безобидной для бюджета: «Это бестоварные незаконные операции, в результате этих операций получают неконтролируемую государством прибыль, то есть кэш, и с этого кэша налоги не платят, это ущерб государству от неуплаченных налогов».
В судебном реестре содержится ряд уголовных производств по аналогичным историям компаний, которые так же как и «Кузница» покупали «налоговый сыр»: это еще как минимум 6 различных фирм из 4 областей (ООО «Кондитерская фабрика «Ярич», ЧП «Автотранском» и ЧП «Городская Аренда» на Львовщине, франковское ООО «555-ТМ», черкасский ООО ПИИ «Экония» и столичное ООО «Иммо»). В этих операциях фискалы заподозрили уклонение от уплаты налогов. Отметим, приговоров по этим производствами в судебном реестре нет.
Однако, по «Кузнице» производства в реестре отсутствуют, хотя ее «сырные» контракты в десяток раз больше контрактов этих фирм.
Кроме операций по оптимизации НДС, вызывает вопросы уплата налога на прибыль. Его логика проста: когда прибыли нет, налог платить не из чего. За последние 15 лет предприятие ощутимую прибыль декларировало лишь дважды, остальное время отчитывается или про убыток, или «выход в ноль». При этом официальное финансовое состояние завода слабо коррелирует с доходами его директора.
С 2002 года «Кузницу» в качестве директора неизменно возглавляет Валерий Шандра. Официально за последние 7 лет Шандра получил на «Кузнице» зарплаты на сумму около 140 тысяч долларов по актуальному курсу. Также Шандра числится совладельцем нескольких частных фирм, однако официального дохода от них за последние 7 лет не получал.
При этом по данным открытых реестров Шандра является владельцем дома под Киевом и в Южном, земельных угодий на 17,88 гектра в Княжичах Киево-Святошинского района, машины BMW X5 2015 выпуска. Причем дача под Одессой, BMW и земельные угодья были приобретены частично в течение, а частично после трех лет официальных убытков завода и операций с сыром.
Завод «Кузница на Рибальском», принадлежащий президенту Петру Порошенко и народному депутату Игорю Кононенко, в течение 2013-2015 годов приобрел около 3 тысяч тонн сыра, чтобы оптимизировать не менее 13 миллионов гривен налогов. Об этом говорится в сюжете «Сыр. Президентский» Леси Ивановой для программы «Наши Деньги», пишет Bihus.info, передает Центр журналистских расследований. На пресс-конференции в 2015 году Порошенко настаивал: «Я твердо убежден, что все доходы должны декларироваться и со всех доходов должны платиться налоги, и думаю, что это будет хороший пример олигархам». Незадолго до того его давний друг и бизнес-партнер Кононенко отмечал: «Основная проблема в том, что действительно в государстве нет денег. На сегодняшний день все люди должны, как бы пафосно это не звучало, закатать рукава и работать на страну». Вместе с тем, совместное предприятие Порошенко и Кононенко – завод «Кузница на Рыбальском» (бывшая «Ленинская Кузница») – в 2013-2015 годах прибегала к сомнительной схеме налоговой оптимизации. «Кузница» – предприятие промышленное. Исторически его основная специализация – строительство и ремонт судов, от гражданских грузовых и до артиллерийских бронекатеров. С началом войны на Востоке «Кузница» фокусируется на военной технике: здесь создают боевые модули и бронемашины, а на последних выставках «Кузница» демонстрирует даже гранатометы и зенитные установки. Однако в 2013-2015 годах наравне с закупкой производственных материалов для своего промышленного производства «Кузница» в таких же промышленных масштабах покупает сыр и сухое молоко. По данным программы, за эти три года завод перечислил фирмам ЧП «Консалтинговая фирма «Прометей», ООО «Миргородский сыродельный комбинат» и ООО «Рось» (все три входили в группу компаний Milkiland) всего более 220 миллионов гривен за 2721 тонну сыра и 215 тонн сухого молока. Четверть этих закупок провели в один день – 31 декабря 2014 года. Тогда «Кузница» списала на сыр 52 миллиона гривен. На запрос программы завод отметил, что не может предоставить информацию об этих закупках, поскольку не сохранил документацию. Вопрос о налогах «Кузница» проигнорировала. В группе компаний Milkiland подтвердили продажу сыра «Кузнице». В то же время отметили, что после продажи сыр «Кузнице» физически не поставлялся, а экспортировался компаниями Milkiland от имени «Ленинской кузницы» по договору комиссии. «Мы через завод «Ленинская Кузница» экспортировали товар, мы отдавали им товар, потом забирали его на комиссию, ГП «Милкиленд-Украина» она отправляла на экспорт», – описывает контракт исполнительный директор Анатолий Юркевич. Целью операции для Milkiland было возмещение НДС, который задолжало группе государство, за счет «Ленинской кузницы». Общая схема выглядит следующим образом: когда экспортеры продают товар за границу, то государство должно компенсировать им налог на добавленную стоимость. Эта компенсация начисляется, однако ее выплата задерживается на неопределенное время. Тогда экспортер, которому государство должно компенсацию, «на бумаге» продает свой товар компании, которая наоборот имеет налоговую задолженность перед бюджетом. И потом через эту компанию проводит экспорт. Компенсацию НДС, которую государство должно провести этому «транзитному» экспортеру, нет необходимости ожидать. Поскольку у него самого есть долг перед бюджетом, «транзитер» просто списывает его «взаимозачетом». «Мы решали свои проблемы с компенсацией НДС, которые на тот момент были в государстве. Они нам отдавали НДС, и мы были счастливы. В тот момент была борьба господина Клименко, чтобы завести всех под жесткую систему, в налоговые ямы. Они не давали возможности вот так компенсироваться, без взятки. Нам надо было нести взятки в Администрацию, налоговую для того, чтобы нам что-то компенсировали. Или мы договаривались с кем-то в Украине, у кого был НДС, и делали вот такие зачеты», – объясняет Анатолий Юркевич. Если выгода производителя в описанной схеме очевидна, то польза от оптимизации для «транзитного» экспортера непонятна. Покупая сыр, он живыми деньгами теряет ту же сумму, на которую «скостил» себе налогов. Анатолий Юркевич рассказывает, что выгода «Кузницы» заключалась в скидке, которую фирме делали на товар: «Денег от экспортера заходило больше, нам перечислялось поменьше. На тот момент это было 5-10% от суммы компенсированного НДС. От 13 с копейками НДС, если мы говорим о 10%, то это 1,3 миллиона гривен. Вот, соответственно, мы продали им на 80-13 = 67 миллионов гривен продукции, а от наших клиентов им зашло 68,3 миллиона. Миллион триста тысяч остались у них в качестве вознаграждения». В Milkiland отмечают, что операции с сыром – это была вполне законная оптимизация налогов, прибегать к которой заставили украинские налоговые реалии. Однако суммы транзакций называют втрое меньше, чем зафиксировано в данных программы: «У нас сумма операций общая была 270 миллионов. Есть два различных блока. На 80 миллионов были операции продажи и дальнейшего экспорта. На 160 миллионов были операции «ответственного хранения» и возвращения товара. Это было обеспечение гарантийное по подписке. По 160 вот этим деньги не двигались, а по 80 деньги двигались и копейка в копейку были выплачены». По этой версии легальной оптимизации, «Кузница» – предприятие с чистым доходом от реализации в 2013-2015 годах почти в полмиллиарда гривен – приняла участие в этой схеме ради 1,3 миллиона гривен (0,28% от доходности). В то же время, консультанты программы отмечают, что схема подобной взаимопомощи может быть не так безопасна для бюджета, как объясняют ее участники. «Теоретически эта схема может существовать. Однако есть вопрос экономической выгоды», – говорит юрист ОО «Центр противодействия коррупции», а в прошлом сотрудник налоговой милиции с 8-летним стажем, Андрей Савин, отмечая, что для «Кузницы» в приведенном примере выгода очень невысока. Выгода становится ощутимее, объясняет юрист, если схему расширить еще на несколько звеньев: «На практике эта схема существует, и существует благодаря тому, что денежные средства покупателя за эту продукцию, скорее всего, будут переведены в наличное обращение, и покупатель получит наличные денежные средства, опять же поставщик и связанные лица получат процент». В таком случае схема перестает быть безобидной для бюджета: «Это бестоварные незаконные операции, в результате этих операций получают неконтролируемую государством прибыль, то есть кэш, и с этого кэша налоги не платят, это ущерб государству от неуплаченных налогов». В судебном реестре содержится ряд уголовных производств по аналогичным историям компаний, которые так же как и «Кузница» покупали «налоговый сыр»: это еще как минимум 6 различных фирм из 4 областей (ООО «Кондитерская фабрика «Ярич», ЧП «Автотранском» и ЧП «Городская Аренда» на Львовщине, франковское ООО «555-ТМ», черкасский ООО ПИИ «Экония» и столичное ООО «Иммо»). В этих операциях фискалы заподозрили уклонение от уплаты налогов. Отметим, приговоров по этим производствами в судебном реестре нет. Однако, по «Кузнице» производства в реестре отсутствуют, хотя ее «сырные» контракты в десяток раз больше контрактов этих фирм. Кроме операций по оптимизации НДС, вызывает вопросы уплата налога на прибыль. Его логика проста: когда прибыли нет, налог платить не из чего. За последние 15 лет предприятие ощутимую прибыль декларировало лишь дважды, остальное время отчитывается или про убыток, или «выход в ноль». При этом официальное финансовое состояние завода слабо коррелирует с доходами его директора. С 2002 года «Кузницу» в качестве директора неизменно возглавляет Валерий Шандра. Официально за последние 7 лет Шандра получил на «Кузнице» зарплаты на сумму около 140 тысяч долларов по актуальному курсу. Также Шандра числится совладельцем нескольких частных фирм, однако официального дохода от них за последние 7 лет не получал. При этом по данным открытых реестров Шандра является владельцем дома под Киевом и в Южном, земельных угодий на 17,88 гектра в Княжичах Киево-Святошинского района, машины BMW X5 2015 выпуска. Причем дача под Одессой, BMW и земельные угодья были приобретены частично в течение, а частично после трех лет официальных убытков завода и операций с сыром.