✔ Представление монографии «Партизанская война в крымском небе» - «Феодосия»
MacDonald 26-фев, 04:25 193 Новости АРК / ФеодосияНеделю назад в феодосийской городской библиотеке имени Александра Грина крымский военный историк, краевед, кандидат исторических наук Сергей Ткаченко представил научную монографию «Партизанская война в крымском небе: История и анализ взаимодействия советской авиации и крымских партизан в 1942 – 1944 годах».
Сергей Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Затем исследование продолжилось, в архивах находились всё новые факты, и в представленной монографии материалы диссертации занимают менее половины. Настолько интересной и обширной оказалась тема взаимодействия крымских партизан и авиации. Следует отметить, что подобного объемного исследования ранее не предпринималось.
Взаимодействие крымских партизан и авиации рассматривается как историческое явление, выделены периоды этого взаимодействия в Крыму, сделан развернутый историографический анализ литературы по этой теме, проанализировано влияние природно-географических условий и технической базы авиации на взаимодействие партизан и авиации.
Автор монографии обосновал деление периода действий авиации в интересах крымских партизан на три этапа: первый – с января по июнь 1942 года; второй – с июля 1942 по июль 1943 года; третий – с августа 1943 по апрель 1944 года. Советская авиация, действовавшая в интересах крымских партизан, имела различную ведомственную и оперативную принадлежность (ВВС фронтов, авиации дальнего действия, Гражданского Воздушного флота и Черноморского флота). Оперативная подчиненность авиационных формирований (экипажей) определенным структурам и органам руководства партизанским движением Крыма, а также характер, интенсивность действий и задач, которые решались авиацией в интересах партизан, имела принципиальное значение для определения этих трех этапов.
Роль авиации была крайне важной, но имела определенные различия на каждом из трех этапов. Характер действий авиации в интересах партизан не был статичным, менялся в зависимости от общей обстановки на фронте, соотношения сил, подготовленности советских авиаторов и партизан к совместным операциям, технических возможностей авиатехники и оборудования, а также географических и природно-климатических условий на различных этапах развития партизанского движения на полуострове.
За период с 1942 по 1944 год для поддержки иобеспечения партизанского движения в Крыму применялось от 3 до 20 самолетов различных типов и модификаций, которые были представлены военно-транспортными самолетами Ли-2 (ПС-84) и С-47, легкомоторными У-2 и С-2, удельный вес которых составлял 70% и бомбардировщиками ТБ-3, ДБ-3, СБ, Пе-2, что составляло 30%. За это время было выполнено более 1000 самолетовылетов, из которых более 800 выполнено фронтовой и дальней авиацией и авиацией Гражданского Воздушного флота, и около 200 – авиацией Черноморского флота. Из общего количества вылетов более 80% были успешными. Всего за 1942-1944 годы из-за сложного рельефа и погодных условий было потеряно 22 самолета. При этом потери самолетов из-за действий противника полностью отсутствовали.
Действия авиации стали основным и решающим фактором развертывания и ведения партизанской борьбы в Крыму в 1942–1944 годах, способствовали включению в эту борьбу многих жителей полуострова. С 1 ноября 1941 года по 17 апреля 1944 года самолетами типа ТБ-3 и Ли-2 выполнено 450 вылетов, самолетами типа ПР-5 и У-2 – 261 вылет. Вывезено из партизанских отрядов 1311 раненых и больных партизан, из тыла противника 545 человек гражданского населения. Было доставлено партизанам 725 тонн боеприпасов, продовольствия, медикаментов, обмундирования и других грузов. Всего за все три периода с января 1942 по апрель 1944 года совершено около 1200 вылетов основных типов самолетов. Без поддержки авиации о партизанском движении в Крыму не могло быть и речи. Именно поэтому 82 авиатора награждены медалью «Партизану Отечественной войны» за полеты в Крым.
Неделю назад в феодосийской городской библиотеке имени Александра Грина крымский военный историк, краевед, кандидат исторических наук Сергей Ткаченко представил научную монографию «Партизанская война в крымском небе: История и анализ взаимодействия советской авиации и крымских партизан в 1942 – 1944 годах». Сергей Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Затем исследование продолжилось, в архивах находились всё новые факты, и в представленной монографии материалы диссертации занимают менее половины. Настолько интересной и обширной оказалась тема взаимодействия крымских партизан и авиации. Следует отметить, что подобного объемного исследования ранее не предпринималось. Взаимодействие крымских партизан и авиации рассматривается как историческое явление, выделены периоды этого взаимодействия в Крыму, сделан развернутый историографический анализ литературы по этой теме, проанализировано влияние природно-географических условий и технической базы авиации на взаимодействие партизан и авиации. Автор монографии обосновал деление периода действий авиации в интересах крымских партизан на три этапа: первый – с января по июнь 1942 года; второй – с июля 1942 по июль 1943 года; третий – с августа 1943 по апрель 1944 года. Советская авиация, действовавшая в интересах крымских партизан, имела различную ведомственную и оперативную принадлежность (ВВС фронтов, авиации дальнего действия, Гражданского Воздушного флота и Черноморского флота). Оперативная подчиненность авиационных формирований (экипажей) определенным структурам и органам руководства партизанским движением Крыма, а также характер, интенсивность действий и задач, которые решались авиацией в интересах партизан, имела принципиальное значение для определения этих трех этапов. Роль авиации была крайне важной, но имела определенные различия на каждом из трех этапов. Характер действий авиации в интересах партизан не был статичным, менялся в зависимости от общей обстановки на фронте, соотношения сил, подготовленности советских авиаторов и партизан к совместным операциям, технических возможностей авиатехники и оборудования, а также географических и природно-климатических условий на различных этапах развития партизанского движения на полуострове. За период с 1942 по 1944 год для поддержки иобеспечения партизанского движения в Крыму применялось от 3 до 20 самолетов различных типов и модификаций, которые были представлены военно-транспортными самолетами Ли-2 (ПС-84) и С-47, легкомоторными У-2 и С-2, удельный вес которых составлял 70% и бомбардировщиками ТБ-3, ДБ-3, СБ, Пе-2, что составляло 30%. За это время было выполнено более 1000 самолетовылетов, из которых более 800 выполнено фронтовой и дальней авиацией и авиацией Гражданского Воздушного флота, и около 200 – авиацией Черноморского флота. Из общего количества вылетов более 80% были успешными. Всего за 1942-1944 годы из-за сложного рельефа и погодных условий было потеряно 22 самолета. При этом потери самолетов из-за действий противника полностью отсутствовали. Действия авиации стали основным и решающим фактором развертывания и ведения партизанской борьбы в Крыму в 1942–1944 годах, способствовали включению в эту борьбу многих жителей полуострова. С 1 ноября 1941 года по 17 апреля 1944 года самолетами типа ТБ-3 и Ли-2 выполнено 450 вылетов, самолетами типа ПР-5 и У-2 – 261 вылет. Вывезено из партизанских отрядов 1311 раненых и больных партизан, из тыла противника 545 человек гражданского населения. Было доставлено партизанам 725 тонн боеприпасов, продовольствия, медикаментов, обмундирования и других грузов. Всего за все три периода с января 1942 по апрель 1944 года совершено около 1200 вылетов основных типов самолетов. Без поддержки авиации о партизанском движении в Крыму не могло быть и речи. Именно поэтому 82 авиатора награждены медалью «Партизану Отечественной войны» за полеты в Крым.