✔ Загубленный Украиной промышленный комплекс Крыма получил второе дыхание - «Экономика»
Elmers 11-апр, 08:01 193 Новости АРК / Экономика - Крыма.Впервые за многие годы "Залив" стабильно имеет крупные госзаказы «Море» не волнуется
Как помним, при Украине вокруг основных промышленных предприятий Крыма не утихали скандалы, материальная база разбазаривалась, перепродавалась, зарплата задерживалась, а работников сокращали. Слава промышленных гигантов испарялась, поскольку модернизация предприятий носила скорее декоративный характер.
При возвращении Крыма в Россию все эти факты лишь подтвердились, когда республика для спасения предприятий от развала начала подключать их к заказам с материка. При этом без модернизации крымской промышленности получение заказов было фактически невозможно. В частности, судостроительные предприятия, продукция которых имеет стратегическое значение для страны.
Яркий пример: феодосийский судостроительный завод «Море» – некогда флагман отечественного кораблестроения, пришедший в полный упадок при Украине. При Союзе здесь строили уникальные суда, прежде всего – знаменитый катер на подводных крыльях «Ракета», а позже «Комету» и «Восход». Причём до 40% судов подобного типа из всего количества построенных в мире изготовил именно крымский завод. С середины 1980-х годов «Море» строило десантные корабли на воздушной подушке амфибийного типа «Зубр», для которых доступно 70% береговых линий морей и океанов планеты. В украинский период деградация предприятия дошла до того, что была разобрана даже подъездная железнодорожная ветка к заводу.
Для сравнения, при Украине «прорывным» для завода считался проект небольшого пограничного катера «Орлан» для борьбы с контрабандой и браконьерством. Скромный кораблик длиной 25 и шириной 5 метров с экипажем в 9 человек должен был существенно обновить «боевой состав» Госпогранслужбы Украины. При этом из восьми плавсредств удалось построить и передать заказчику всего один.
После перехода Крыма в Россию завод «Море» потратил на модернизацию производственных мощностей более 800 миллионов рублей. Как заявил глава Крыма Сергей Аксёнов, теперь на его производственных мощностях строится 3 малых ракетных корабля проекта 22800, а также рейдовый водолазный катер – в настоящее время завершены ходовые испытания судна. Один из прорывов – подписание меморандума с Черноморской рыбодобывающей компанией, который предусматривает строительство 10 рыболовецких судов водоизмещением до тысячи тонн в период с 2018 по 2023 годы. Помимо этого, в рамках поручения Президента РФ в 2018 году запланирована организация строительства двух судов на подводных крыльях в кооперации с концерном «Калашников». Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, посещая завод, подчеркнул, что на «Море», помимо военных, в перспективе будут размещаться также заказы для гражданской сферы. Например, для туристической отрасли.
Завод "Море" Поучаствуем в развитии АрктикиНе менее показательный пример – керченский судостроительный завод «Залив». В его техническое перевооружение за последних четыре года уже вложено более двух миллиардов рублей. В апреле 2016 года здесь был введён в эксплуатацию блок корпусных цехов № 1, который не работал с 2011 года. С открытием блока завод приобрёл дополнительную площадь производственных мощностей в 21 тысячу квадратных метров со всем необходимым станочным и подъёмным оборудованием грузоподъёмной мощностью до 100 тонн. Уже через месяц на заводе был построен кислородный цех, на тот момент единственный в Крыму. Летом 2017 года на заводе «Залив» прошла торжественная церемония закладки малого гидрографического судна.
В итоговом докладе за минувший год глава республики Сергей Аксёнов уточнил:
– Ведётся строительство 9 судов, срок сдачи которых запланирован в текущем и следующем году. Кроме того, на мощностях предприятия отремонтировано около 20 судов. В настоящее время прорабатывается вопрос строительства на «Заливе» серии рыбопромысловых траулеров...
И хотя привлечение коммерческих гражданских заказов в связи с санкциями существенно затруднено, уже прорабатывается вопрос размещения на судостроительных предприятиях республики заказов в интересах развития Арктики.
Под крылом самолёта-2Возьмём предприятия и другой сферы – авиационной, а именно Евпаторийский авиаремонтный завод, о котором подробно писала «Крымская газета» в статье «Летающие лодки» и штурмовики» (от 10 августа 2017 года).
До перехода в Россию этот режимный объект, созданный при Союзе для ремонта авиационной техники, много лет не занимался основной деятельностью. В результате 90% оборудования стратегического предприятия устарело.
Как комментировали на заводе, в украинский период завод в основном занимался продажей товарно-материальных ценностей. Находил по Союзу что где плохо лежит, скупал, «чистил, гладил», переписывал бирочки и продавал через Укрспецэкспорт в Африку, Южную Америку. Второй статьёй доходов были эпизодические заказы на ремонт воздушных винтов и всё...
После возвращения Крыма в Россию завод практически заново вернул себе профессиональную специализацию и активно ремонтирует авиационную военную технику. Благодаря помощи республиканского правительства было закуплено новое оборудование на миллионы рублей. Уже в прошлом году ЕАРЗ выполнил два государственных заказа и дополнительно получил в работу ещё семь. Объёмы ремонта на предприятии достигли почти полумиллиарда рублей.
В целом предприятия оборонно-промышленного комплекса Крыма выполняют государственные контракты на сумму около 22 миллиардов рублей. Только за прошлый год Совмин Крыма в этой сфере заключил инвестсоглашений на сумму более двух миллиардов рублей. При этом в рамках Госпрограммы развития промышленного комплекса республики предоставлена субсидия промышленным предприятиям, которые модернизируют свои производственные мощности и внедряют инновационные технологии. На это выделено более 51 миллиона рублей. Средства перечислены 11 предприятиям.
Стратегией социально-экономического развития Крыма до 2030 года и Госпрограммой развития промышленного комплекса республики до 2020 года предусмотрено формирование шести промышленных кластеров, в том числе судостроительного.
Победы КрымаОбъём отгруженных товаров промышленного производства в 2017 году вырос более чем на 16% в сравнении с 2016 годом и составил почти 129 миллиардов рублей.
Объём добычи полезных ископаемых увеличился почти на 12%.
Обрабатывающие производства, в том числе химическая промышленность, показали темп роста более 10% и почти 11% соответственно.
По отдельным позициям рост ещё больше. Например, объёмы производства электрического оборудования выросли более чем на треть, готовых металлических изделий – почти в 4 раза.
В прошлой жизниПримеры того, как при Украине поддерживалась промышленность Крыма, и сегодня можно найти в отчётах украинского периода, которые сохранились в свободном доступе в Интернете. Цитируем новости 2011 года: «Промышленность АРК вышла на прошлогодний уровень производства. За девять месяцев нынешнего года спад в промышленности в Автономной Республике Крым составил 0,5%, тогда как по Украине – 5%». Данную информацию в ходе заседания Совета министров АРК сообщила министр торговли и экономического развития АР Крым Светлана Верба.
http://gazetacrimea.ruСегодня на 433 предприятиях во всех отраслях промышленности Крыма трудятся более 72 тысяч человек. На долю крымской промышленности приходится 17,5% валового регионального продукта. Отсюда понимание важности отрасли для бюджета республики.Впервые за многие годы