✔ Районы Феодосии: Старый город, руины и чудеса. 2 часть (фоторепортаж) - «Феодосия»
Фотина 20-апр, 12:09 193 Новости АРК / ФеодосияВера Полякова
Айоц-берд
Церковь Иверской иконы Божьей Матери
Армянские хачкары
Древние барельефы
Старый город
Хачкары над входом
Вход в храм Иоанна Богослова
Георгиевская греческая церковь
Макет крепости
Экскурсия в Георгиевской церкви
Армянский фонтан
Храм Дмитрия Солунского
Фрески Феофана Грека
Олег Павлов рассказывает о фресках
Лик. Фото Марины Ярославцевой
Олег Павлов - хранитель Старого города
Вход в Рабочий городок
Рабочий городок
Памятник Афанасию Никитину
Старый город хранит свою историю и память
Все храмы Старого города построены в XIV веке. Начнем свой путь по Портовой улице и, пройдя за ворота ограждения, окажемся на территории средневекового армянского района Айоц-берд. В XIV веке население Феодосии на 35-40 процентов состояло из армян. После овладения городом генуэзцами, в одном из первых законов говорилось о том, что армяне не имеют право селиться в Генуэзской крепости, поэтому они построили под стенами крепости отдельное укрепленное поселение. Большинство храмов на территории Старого города построено армянами. Не составляет исключение и церковь Иверской иконы Божьей Матери, которая изначально была посвящена Иоанну Крестителю (Предтече), а свое нынешнее название получила лишь в XIX веке. Еще одно название церкви - Карантинная. В алтарной части храма сохранились древние барельефы двенадцати апостолов и Христа между ними. На абсидной части фигуры Ионна Крестителя с агнцем в руке и Святителя Николая Чудотворца. По преданию, в этом храме в 1472 году молился Афанасий Никитин после своего возвращения из путешествия «за три моря». В 2008 году напротив храма путешественнику был поставлен памятник. В османский период эта церковь видела много боли и слез пленников, отправляющихся в рабство из порта Кефе. В Иверском храме в 1906 году венчался художник Богаевский с Жозефиной Густавовной Дуранте. В революционные годы рядом с храмом большевиками были расстреляны около 7000 белых солдат и офицеров. Сейчас у входа в церковь стоит памятник жертвам большевистского террора.
Чуть в глубине, ближе к городской больнице расположена армянская церковь Иоанна Богослова. В XVIII веке она упоминается, как «армянская церковь св. И.Богослова с фресками…». К сожалению, до наших дней фрески не сохранились. Церковь имеет классичекую армянскую архитектуру. Во внутреннем дворике видны остатки колонн, в помещение ведут двери, украшенные резным орнаментом из хачкаров. С восточной стороны к церкви примыкают остатки еще более древнего храма.
Ближе к морю, на пригорке расположена греческя церковь Св.Георгия Победоносца, которая в прошлом являлась частью Георгиевского монастыря. Сейчас в ней расположена экспозиция, посвященная средневековой истории Старого города и прекрасный макет Генуэзской крепости, на котором можно увидеть, как она выглядела в момент постройки.
И последний самый удивительный храм на территории Старого города – храм Дмитрия Солунского (в прошлом Святого Стефана). Он расположен на юге, за Рабочим городком и горбольницей. Возле храма находится хорошо сохранившийся армянский фонтан XV века с чистой питьевой водой. Ученые предполагают, что церковь изначально принадлежала греческой общине, внутри обнаружены надписи на греческом языке. Храм Дмитрия Солунского уникален сохранившимися в нем фресками. По мнению большинства ученых и исследователей, авторство фресок принадлежит великому русскому иконописцу Феофану Греку. Сохранилось лишь несколько фрагментов фресок: в алтарной части изображены Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена Тайной вечери. На западной стене сохранились фрагменты фрески Страшного суда. Даже по этим небольшим остаткам можно оценить мастерство росписи. Фрески сохранились благодаря известковому раствору из негашеной извести, трупов животных, яиц и медуз, который готовился 30 лет в специальных ямах и только потом мастера использовали его в работе. В стены церкви замурованы четыре кувшина, которые создают прекрасную акустику. В 1927 году во время землетрясения в стене алтарной части появилась трещина, проходящая от купола через фигуру Христа. Штукатурка осыпалась вместе с частью фрески. При ремонте трещину заштукатурили. А через некоторое время случилось самое настоящее чудо – на штукатуре проявился лик Христа. Автор репортажа сочла бы это легендой или плодом богатого воображения, если бы не видела образ собственными глазами, когда в храме еще стояли леса реставраторов, и можно было подняться наверх. Лик отчетливо виден и находится именно в том месте, где когда-то был изображен иконописцем.
Как у всякого сакрального места, у Старого города есть свой хранитель – Олег Павлов, помощник благочинного Феодосийского региона, коренной феодосиец, сын известного феодосийского поэта Владимира Павлова. Олег Владимирович окончил духовное училище, но священником не стал, решил посвятить себя деятельности, связанной со Старым городом. По словам Олег Павлова: «Старый город — уникальное место, его значение для мировой культуры трудно переоценить. Нам Бог всё оставил, нетленные ценности, это нужно миру правильно преподнести. Или хотя бы сохранять, пока нет возможностей развивать. А вообще, Феодосии не хватает красиво, романтично написанной истории города. Чтобы охватывала все периоды». Олег Владимирович написал книгу о храмах Старого города "Феодосия на заре христианства" и проводит по ним великолепную экскурсию, впечатление от которой невозможно забыть.
Рядом с крепостными стенами, башнями и храмами расположена горбольница №1, страшный «Рабочий городок» – бараки, переделанные под человеческое жилье, колючая проволока военной части. Все это вместе очень точно передает образ многовековой истории Феодосии, со светлыми и мрачными периодами, подлостью и подвигами, горем и радостью.
По преданию, в долине рядом с Карантинным холмом было одиннадцать храмов, до наших дней сохранилось четыре: Иверской иконы Божьей Матери, Св.Дмитрия Солунского, Св. Иоанна Богослова и Св.Георгия Победоносца. Это сакральное место города, с которым связано множество историй и легенд. Вера Полякова Айоц-берд Церковь Иверской иконы Божьей Матери Армянские хачкары Древние барельефы Старый город Хачкары над входом Вход в храм Иоанна Богослова Георгиевская греческая церковь Макет крепости Экскурсия в Георгиевской церкви Армянский фонтан Храм Дмитрия Солунского Фрески Феофана Грека Олег Павлов рассказывает о фресках Лик. Фото Марины Ярославцевой Олег Павлов - хранитель Старого города Вход в Рабочий городок Рабочий городок Памятник Афанасию Никитину Старый город хранит свою историю и память Все храмы Старого города построены в XIV веке. Начнем свой путь по Портовой улице и, пройдя за ворота ограждения, окажемся на территории средневекового армянского района Айоц-берд. В XIV веке население Феодосии на 35-40 процентов состояло из армян. После овладения городом генуэзцами, в одном из первых законов говорилось о том, что армяне не имеют право селиться в Генуэзской крепости, поэтому они построили под стенами крепости отдельное укрепленное поселение. Большинство храмов на территории Старого города построено армянами. Не составляет исключение и церковь Иверской иконы Божьей Матери, которая изначально была посвящена Иоанну Крестителю (Предтече), а свое нынешнее название получила лишь в XIX веке. Еще одно название церкви - Карантинная. В алтарной части храма сохранились древние барельефы двенадцати апостолов и Христа между ними. На абсидной части фигуры Ионна Крестителя с агнцем в руке и Святителя Николая Чудотворца. По преданию, в этом храме в 1472 году молился Афанасий Никитин после своего возвращения из путешествия «за три моря». В 2008 году напротив храма путешественнику был поставлен памятник. В османский период эта церковь видела много боли и слез пленников, отправляющихся в рабство из порта Кефе. В Иверском храме в 1906 году венчался художник Богаевский с Жозефиной Густавовной Дуранте. В революционные годы рядом с храмом большевиками были расстреляны около 7000 белых солдат и офицеров. Сейчас у входа в церковь стоит памятник жертвам большевистского террора. Чуть в глубине, ближе к городской больнице расположена армянская церковь Иоанна Богослова. В XVIII веке она упоминается, как «армянская церковь св. И.Богослова с фресками…». К сожалению, до наших дней фрески не сохранились. Церковь имеет классичекую армянскую архитектуру. Во внутреннем дворике видны остатки колонн, в помещение ведут двери, украшенные резным орнаментом из хачкаров. С восточной стороны к церкви примыкают остатки еще более древнего храма. Ближе к морю, на пригорке расположена греческя церковь Св.Георгия Победоносца, которая в прошлом являлась частью Георгиевского монастыря. Сейчас в ней расположена экспозиция, посвященная средневековой истории Старого города и прекрасный макет Генуэзской крепости, на котором можно увидеть, как она выглядела в момент постройки. И последний самый удивительный храм на территории Старого города – храм Дмитрия Солунского (в прошлом Святого Стефана). Он расположен на юге, за Рабочим городком и горбольницей. Возле храма находится хорошо сохранившийся армянский фонтан XV века с чистой питьевой водой. Ученые предполагают, что церковь изначально принадлежала греческой общине, внутри обнаружены надписи на греческом языке. Храм Дмитрия Солунского уникален сохранившимися в нем фресками. По мнению большинства ученых и исследователей, авторство фресок принадлежит великому русскому иконописцу Феофану Греку. Сохранилось лишь несколько фрагментов фресок: в алтарной части изображены Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена Тайной вечери. На западной стене сохранились фрагменты фрески Страшного суда. Даже по этим небольшим остаткам можно оценить мастерство росписи. Фрески сохранились благодаря известковому раствору из негашеной извести, трупов животных, яиц и медуз, который готовился 30 лет в специальных ямах и только потом мастера использовали его в работе. В стены церкви замурованы четыре кувшина, которые создают прекрасную акустику. В 1927 году во время землетрясения в стене алтарной части появилась трещина, проходящая от купола через фигуру Христа. Штукатурка осыпалась вместе с частью фрески. При ремонте трещину заштукатурили. А через некоторое время случилось самое настоящее чудо – на штукатуре проявился лик Христа. Автор репортажа сочла бы это легендой или плодом богатого воображения, если бы не видела образ собственными глазами, когда в храме еще стояли леса реставраторов, и можно было подняться наверх. Лик отчетливо виден и находится именно в том месте, где когда-то был изображен иконописцем. Как у всякого сакрального места, у Старого города есть свой хранитель – Олег Павлов, помощник благочинного Феодосийского региона, коренной феодосиец, сын известного феодосийского поэта Владимира Павлова. Олег Владимирович окончил духовное училище, но священником не стал, решил посвятить себя деятельности, связанной со Старым городом. По словам Олег Павлова: «Старый город — уникальное место, его значение для мировой культуры трудно переоценить. Нам Бог всё оставил, нетленные ценности, это нужно миру правильно преподнести. Или хотя бы сохранять, пока нет возможностей развивать. А вообще, Феодосии не хватает красиво, романтично написанной истории города. Чтобы охватывала все периоды». Олег Владимирович написал книгу о храмах Старого города