Последние Герои Севастополя - «История» » Крымские новости

✔ Последние Герои Севастополя - «История»


Нет, их, конечно, было гораздо больше защитников Севастополя в Великую Отечественную, достойных звания Героя Советского Союза, а награждённых в итоге медалью Золотая Звезда уже меньше. Но эти четверо стали, похоже, последними из награждённых в июле 1942-го, уже после оставления города-героя. А на парадный китель прикрепить награду смог только один. Остальных уже не было в живых, но в память о них теперь в Севастополе есть улицы имени Героев.


Ной Адамия


На сайте «Память народа» находим документ военного архива - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1942-го. «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда: старшине Адамия Ною Петровичу, краснофлотцу Липовенко Петру Николаевичу, старшему лейтенанту Пьянзину Ивану Семёновичу, капитану Тургеневу Фёдору Николаевичу». Вручили награды только последнему.
Ной Адамия, 21 декабря исполнится 103 года со дня его рождения. Сын грузинских крестьян службу на флоте начал со срочной в 1938-м, перед Великой Отечественной окончил зенитную школу в Одесском военно-морском училище. Пулемётчик, снайпер 7-й бригады морской пехоты (с благодарностью вспоминал обучившего его комроты Александра Владимировича Львова, погибшего в декабре 1941-го. - Ред.), что к июню 1942-го меткими одиночными выстрелами из винтовки уничтожил более 200 врагов, из противотанкового ружья подбил 2 танка. А снайперскому искусству обучил 80 товарищей. О его боевых подвигах писали газеты - центральная «Правда», флотский «Красный черноморец», наш «Красный Крым» (так до 1952-го называлась «Крымская правда»). Он с боевыми друзьями не раз совершал дерзкие вылазки в тыл врага, оказывался в окружении, но всегда с победой выходил из него, спасая группу. К примеру, 21 июня 1942-го с 11 автоматчиками освободили от врага удобную позицию на высоте, а потом, оказавшись в окружении, более суток вели неравный бой, смогли вырваться из кольца.
Командир взвода автоматчиков, награждённый медалью «За отвагу», оказался среди забытых на побережье при оставлении города. По документам считается пропавшим без вести в районе Камышовой бухты 3 июля 1942-го, в Грузии его ждали жена Мария Андреевна и маленькая дочь Галина. Ясно, что погиб в последнем бою, но вот нашли ли потом останки - непонятно, сведения противоречивые. Но в селе Хмельницком под Севастополем есть братская могила морских пехотинцев 7-й бригады, в том числе на памятнике указан и Ной Петрович. Кстати, 3 июля
1942-го за Севастополь погиб ещё один краснофлотец Адамия - 19-летний Иван Илларионович, в абхазском селе его ждала мама.


Пётр Липовенко


С 3 июля 1942-го в боях за Севастополь считается пропавшим без вести и Пётр Николаевич Липовенко, уроженец Ворошиловградской (Луганской) области, что после ремесленного училища работал на заводе плотником. Исполнилось ли ему 20 на момент гибели? В том, что парень, родившийся в 1922-м, погиб, и геройски - нет сомнения. За Севастополь он сражался мужественно, служил трубочным на 365-й зенитной батарее
110-го зенитного артиллерийского полка. В июне 1942-го, оставшись один из расчёта, будучи раненым, не сдался, сумел открыть огонь, уничтожив с десяток фашистов.
«Руководил также операцией по освобождению огневой позиции одного из дзотов, захваченного гитлеровцами. Забросав их гранатами, первым бросился в дзот, уничтожив штыком троих фашистов. Во время боёв на Северном укреплении, со стороны Бартеньевки, повёл бойцов в атаку, первым прорвавшись в захваченный фашистами ров, прикладом и штыком уничтожил 15 автоматчиков». Это описания подвигов из наградного листа к представлению на звание Героя Советского Союза. На Северном укреплении находилась 366-я батарея Сергея Ефимовича Самойлова, форт «Ленин», как называли её. Туда героя-краснофлотца, награждённого медалью «За боевые заслуги», раненого, но ещё способного держать оружие, отправил командир его родной 365-й батареи, форт «Сталин», Иван Семёнович Пьянзин, когда стало ясно, что их позиции разгромлены, пора вызывать огонь на себя. Чуть меньше месяца после гибели родной батареи и командира прожил Пётр Николаевич, но в каждом бою мстил фашистам за погибших товарищей.


Иван Пьянзин


Командир 365-й батареи 110-го зенитного артиллерийского полка противовоздушной обороны Черноморского флота Иван Семёнович Пьянзин родился 18 февраля 1919-го в Челябинской облас­ти. Крестьянский сын, перед войной окончивший училище зенитной артиллерии в Севастополе. В боях за город-герой командовал вначале 80-й батареей, а после её гибели и ранения командира 365-й Николая Андреевича Воробьёва (ему звание Героя страны присвоено 14 июня 1942-го, но спустя 10 лет был лишён награды за мерзкое преступление. - Ред.), переведён на высоту 60,0, в форт «Сталин». Так и наши, и фашисты называли легендарную 365-ю батарею, что в конце декабря 1941-го уже вызывала огонь на себя.
Вызвать огонь на себя в июне 1942-го пришлось и Ивану Семёновичу, что меньше недели пробыл командиром форта. Его батарейцы на Северной стороне Севастополя сбили к тому времени 11 вражеских самолётов, трое суток, окружённые фашистами, вели неравный бой у разъезда Мекензиевы горы. Сам командир уничтожил танк гитлеровцев, немало их солдат, но все орудия батареи были уничтожены, враг вот-вот ворвётся в дзоты. Тогда Иван Пьянзин приказал Петру Липовенко вместе с ещё несколькими легко ранеными попытаться уйти на другую батарею, а сам из последних сил передал в эфир: «Биться некому и нечем, открывайте огонь по командному пункту, тут много немцев. Открывайте огонь, немедленно. Вызываю огонь на себя!».
Позже останки героя, посмертно награждённого медалью «За оборону Севастополя», с высоты на Мекензиевых горах перезахоронили на братское кладбище в посёлке Дергачи.


Фёдор Тургенев


Фёдор Николаевич родился в семье рабочих в Оренбургской области 28 июня 1912-го. Срочную службу проходил на флоте, на нём и остался, правда, в морской авиации. Окончил Ейское военно-морское авиаучилище, сначала служил на Балтике, боевое крещение получил в советско-финляндскую войну.
В дни обороны Севастополя командовал звеном 18-го штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота. Его штурмовик Ил-2 поддерживал с воздуха защитников города, бомбил и штурмовал вражес­кие позиции. К примеру, 17 декабря 1941-го четыре раза его звено штурмовало позиции врага у горы Азис-Оба, 23 марта 1942-го уничтожили вражескую колонну у реки Бельбек, а 20 июня не дали фашистам прорваться у Мекензиевых гор. 86 боевых вылетов, сбитый в воздушном бою фашистский самолёт и ещё три уничтоженных на аэродроме - это счёт лётчика к моменту награждения медалью Золотая Звезда.
Потом бои за Кавказ, Новороссийск, Тамань, вновь Крым - освобождение. И снова Балтика, штурмовое прикрытие наземного наступления в Ленинградской области, Прибалтийских республиках. Четыре ордена Красного Знамени, ордена Ушакова и Красной Звезды - ещё награды лётчика. После войны он часто приезжал в Севастополь, на памятнике защитникам города есть и его имя. Ушёл из жизни 15 декабря 1971-го в Московской области.
Четыре Героя, четыре судьбы, четыре жизни, которые не жалели ради спасения нашего полуострова, ради спасения Родины.


Нет, их, конечно, было гораздо больше защитников Севастополя в Великую Отечественную, достойных звания Героя Советского Союза, а награждённых в итоге медалью Золотая Звезда уже меньше. Но эти четверо стали, похоже, последними из награждённых в июле 1942-го, уже после оставления города-героя. А на парадный китель прикрепить награду смог только один. Остальных уже не было в живых, но в память о них теперь в Севастополе есть улицы имени Героев. Ной Адамия На сайте «Память народа» находим документ военного архива - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1942-го. «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда: старшине Адамия Ною Петровичу, краснофлотцу Липовенко Петру Николаевичу, старшему лейтенанту Пьянзину Ивану Семёновичу, капитану Тургеневу Фёдору Николаевичу». Вручили награды только последнему. Ной Адамия, 21 декабря исполнится 103 года со дня его рождения. Сын грузинских крестьян службу на флоте начал со срочной в 1938-м, перед Великой Отечественной окончил зенитную школу в Одесском военно-морском училище. Пулемётчик, снайпер 7-й бригады морской пехоты (с благодарностью вспоминал обучившего его комроты Александра Владимировича Львова, погибшего в декабре 1941-го. - Ред.), что к июню 1942-го меткими одиночными выстрелами из винтовки уничтожил более 200 врагов, из противотанкового ружья подбил 2 танка. А снайперскому искусству обучил 80 товарищей. О его боевых подвигах писали газеты - центральная «Правда», флотский «Красный черноморец», наш «Красный Крым» (так до 1952-го называлась «Крымская правда»). Он с боевыми друзьями не раз совершал дерзкие вылазки в тыл врага, оказывался в окружении, но всегда с победой выходил из него, спасая группу. К примеру, 21 июня 1942-го с 11 автоматчиками освободили от врага удобную позицию на высоте, а потом, оказавшись в окружении, более суток вели неравный бой, смогли вырваться из кольца. Командир взвода автоматчиков, награждённый медалью «За отвагу», оказался среди забытых на побережье при оставлении города. По документам считается пропавшим без вести в районе Камышовой бухты 3 июля 1942-го, в Грузии его ждали жена Мария Андреевна и маленькая дочь Галина. Ясно, что погиб в последнем бою, но вот нашли ли потом останки - непонятно, сведения противоречивые. Но в селе Хмельницком под Севастополем есть братская могила морских пехотинцев 7-й бригады, в том числе на памятнике указан и Ной Петрович. Кстати, 3 июля 1942-го за Севастополь погиб ещё один краснофлотец Адамия - 19-летний Иван Илларионович, в абхазском селе его ждала мама. Пётр Липовенко С 3 июля 1942-го в боях за Севастополь считается пропавшим без вести и Пётр Николаевич Липовенко, уроженец Ворошиловградской (Луганской) области, что после ремесленного училища работал на заводе плотником. Исполнилось ли ему 20 на момент гибели? В том, что парень, родившийся в 1922-м, погиб, и геройски - нет сомнения. За Севастополь он сражался мужественно, служил трубочным на 365-й зенитной батарее 110-го зенитного артиллерийского полка. В июне 1942-го, оставшись один из расчёта, будучи раненым, не сдался, сумел открыть огонь, уничтожив с десяток фашистов. «Руководил также операцией по освобождению огневой позиции одного из дзотов, захваченного гитлеровцами. Забросав их гранатами, первым бросился в дзот, уничтожив штыком троих фашистов. Во время боёв на Северном укреплении, со стороны Бартеньевки, повёл бойцов в атаку, первым прорвавшись в захваченный фашистами ров, прикладом и штыком уничтожил 15 автоматчиков». Это описания подвигов из наградного листа к представлению на звание Героя Советского Союза. На Северном укреплении находилась 366-я батарея Сергея Ефимовича Самойлова, форт «Ленин», как называли её. Туда героя-краснофлотца, награждённого медалью «За боевые заслуги», раненого, но ещё способного держать оружие, отправил командир его родной 365-й батареи, форт «Сталин», Иван Семёнович Пьянзин, когда стало ясно, что их позиции разгромлены, пора вызывать огонь на себя. Чуть меньше месяца после гибели родной батареи и командира прожил Пётр Николаевич, но в каждом бою мстил фашистам за погибших товарищей. Иван Пьянзин Командир 365-й батареи 110-го зенитного артиллерийского полка противовоздушной обороны Черноморского флота Иван Семёнович Пьянзин родился 18 февраля 1919-го в Челябинской облас­ти. Крестьянский сын, перед войной окончивший училище зенитной артиллерии в Севастополе. В боях за город-герой командовал вначале 80-й батареей, а после её гибели и ранения командира 365-й Николая Андреевича Воробьёва (ему звание Героя страны присвоено 14 июня 1942-го, но спустя 10 лет был лишён награды за мерзкое преступление. - Ред.), переведён на высоту 60,0, в форт «Сталин». Так и наши, и фашисты называли легендарную 365-ю батарею, что в конце декабря 1941-го уже вызывала огонь на себя. Вызвать огонь на себя в июне 1942-го пришлось и Ивану Семёновичу, что меньше недели пробыл командиром форта. Его батарейцы на Северной стороне Севастополя сбили к тому времени 11 вражеских самолётов, трое суток, окружённые фашистами, вели неравный бой у разъезда Мекензиевы горы. Сам командир уничтожил танк гитлеровцев, немало их солдат, но все орудия батареи были уничтожены, враг вот-вот ворвётся в дзоты. Тогда Иван Пьянзин приказал Петру Липовенко вместе с ещё несколькими легко ранеными попытаться уйти на другую батарею, а сам из последних сил передал в эфир: «Биться некому и нечем, открывайте огонь по командному пункту, тут много немцев. Открывайте огонь, немедленно. Вызываю огонь на себя!». Позже останки героя, посмертно награждённого медалью «За оборону Севастополя», с высоты на Мекензиевых горах перезахоронили на братское кладбище в посёлке Дергачи. Фёдор Тургенев Фёдор Николаевич родился в семье рабочих в Оренбургской области 28 июня 1912-го. Срочную службу проходил на флоте, на нём и остался, правда, в морской авиации. Окончил Ейское военно-морское авиаучилище, сначала служил на Балтике, боевое крещение получил в советско-финляндскую войну. В дни обороны Севастополя командовал звеном 18-го штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота. Его штурмовик Ил-2 поддерживал с воздуха защитников города, бомбил и штурмовал вражес­кие позиции. К примеру, 17 декабря 1941-го четыре раза его звено штурмовало позиции врага у горы Азис-Оба, 23 марта 1942-го уничтожили вражескую колонну у реки Бельбек, а 20 июня не дали фашистам прорваться у Мекензиевых гор. 86 боевых вылетов, сбитый в воздушном бою фашистский самолёт и ещё три уничтоженных на аэродроме - это счёт лётчика к моменту награждения медалью Золотая Звезда. Потом бои за Кавказ, Новороссийск, Тамань, вновь Крым - освобождение. И снова Балтика, штурмовое прикрытие наземного наступления в Ленинградской области, Прибалтийских республиках. Четыре ордена Красного Знамени, ордена Ушакова и Красной Звезды - ещё награды лётчика. После войны он часто приезжал в Севастополь, на памятнике защитникам города есть и его имя. Ушёл из жизни 15 декабря 1971-го в Московской области. Четыре Героя, четыре судьбы, четыре жизни, которые не жалели ради спасения нашего полуострова, ради спасения Родины.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru