✔ Лина, Леония - «История»
Taft 02-окт, 00:00 193 Новости АРКОна с Урала, но всем сердцем полюбила полуостров, куда переехала в 1944-м. И нашу газету уважала - «ещё с «Красного Крыма» выписывала», и очень обрадовалась, когда с фотокорром Олегом пришли в гости, расспросить об истории Симферопольской картинной галереи, которую она возрождала-создавала после освобождения города от фашистов. Ароматный чай, горка печенья на блюде, неспешный рассказ знаменитым уральским говором, робкая просьба «заходить просто так». Виноваты, закрутились, позабыли. Впрочем, тогда казалось, что 90-летняя женщина, очень светлая, с добрым внимательным взглядом и богатейшим духовным миром не может быть одинока. А она грустила: что давних друзей, коллег почти не осталось, а молодые не приглашают на выставки, редко заходят, что племянницы-племянники, родные и внучатые, далеко, тогда ещё за границей - в России, на Урале, что не сложилось с семьёй, а дальше двора уже и не пойдёшь, «отломленный кусок». Её не стало в 2011-м, через две недели после того, как исполнилось 92. Остались её статьи о художниках, каталоги выставок, возрождённая галерея, которую считала «родным домом», записи в журналистском архиве и светлые воспоминания о женщине с необычным именем Леония.
«Львиное» (от латинского leonis, лев) имя для дочери, восьмого, предпоследнего, ребёнка в семье, выбрала мама. У неё тоже было очень красивое имя - Агапия (любовь).
- Папа звал маму Агаша, - рассказывала читательница. - Отчество и девичья фамилия у мамы обычные - Ивановна, Лобова, и у папы обычные - Дмитрий Иванович Холкин. Они труженики, честные, работящие - папа - машинист, мама - домохозяйка, нас ведь много было: трое, правда, совсем малышами ушли, а шестерых подняла, выучила. Уже не знаю, как она, русская женщина, имена подбирала, но росли в семье Рая, Миша, Маша и два «льва», я и сестра Леонелла, а ещё Анфия - цветок. И внукам старалась выбрать красивые имена - Эльвира, Ангелина…. А своё я лишь однажды встретила в литературе - в автобиографии художника Кузьмы Петрова-Водкина, где он рассказал, что была у них некая Леония.
А внуки, внучатые племянники, звали Леонию Дмитриевну просто бабушка Лина. Эля, Мария, Екатерина… вспоминают: «Для нас она была просто бабушкой. Доброй и строгой. Которая бегала по утрам трусцой в парке.
А оказывается она до самозабвения преданный работник галереи, чьё имя навсегда останется в её архивах. Светлая память». «Наша Леония Дмитриевна» - так говорили о ней в бывшей галерее, ныне - Симферопольском художественном музее. «Большое счастье, что довелось общаться с таким интересным и мудрым человеком, как она. Хранительница, творившая послевоенную летопись, скрупулёзно составлявшая каталоги выставок, разыскивавшая сведения о довоенной галерее. И все свои рукописи, изыскания передала в музей».
Иначе не могла - ведь картинная галерея, а ещё Союз художников, в котором с 1954-го на более чем два десятилетия стала ответственным секретарём, были её домом, «даже жила одно время в комнатушке галерейного флигелька». Художники, картины, выставки, посетители… Всё это стало для Леонии Холкиной семьёй в Симферополе. Своя не сложилась, богатства не нажила, чтя родительские заветы: создавать сокровища в сердце, душе, людских отношениях. Она очень любила людей, радовалась каждому мгновению общения, гостеприимная, добрая, светлая. Для себя ничего не просившая, готовая отдать даже то, что сама любила, как, например, акварель друга Якова Басова (кстати, Яков Александрович друг и нашей газеты, его подарок - картина «Партизанский хлеб», где среди дорогих народным мстителям вещей изображён и «Красный Крым»). «Он мне на выставке акварель подарил, «Море», - вспоминала Леония Дмитриевна. - Бушующее, низко нависшие облака…
Я смотрела на неё и не могла отвести взгляд, Яков Александрович заметил и после отдал работу мне - на память. А теперь наше Чёрное море на Урале - племяннице отдала. Вот такая вот связь - я сюда перебралась, в Крым, а море туда, в Пермь».
В Крым Леония Дмитриевна приехала по направлению Наркомата просвещения в октябре 1944-го - музейного работника с профильным образованием направили на возрождение Симферопольской картинной галереи. Рисовать девушка любила, а потому, когда после школы знакомая предложила поступить в Пермское художественное училище на отделение живописи, охотно согласилась. Да и как иначе, ведь родилась в Верещагино - небольшой железнодорожной станции, названной в честь знаменитого баталиста Василия Верещагина. После учёбы сразу взяли работать в художественный музей, а она, как вспоминала, только обрадовалась: «Поняла, что художник вышел бы неважный, особого дара не было, а музейное - это моё». Так и получилось, творческая, ищущая натура, работавшая на общее благо. Правда, возрождать, когда приехала, оказалось особо нечего - большая часть коллекции Симферопольской галереи погибла при попытке эвакуации - фашисты разбомбили Керченский порт, возник пожар… Уже потом что-то всё-таки удалось найти, что-то сохранилось в фондах Феодосийской галереи - накануне войны картины из Симферополя были там на выставке, спаслись при эвакуации. О погибших ценностях Леония Дмитриевна говорила с болью, хотя знала их только по довоенным каталогам и описи, что составил директор галереи Ян Бирзгал.
А ещё больше переживала, что не смогла познакомиться со многими крымскими художниками - кто-то с фронта не вернулся, кого-то вместе с родными казнили фашисты за подпольную и партизанскую деятельность. Она знала все их имена, вспоминала
9 мая, когда ещё приходила к Вечному огню. И гордилась, что в память о них удалось возродить галерею, Союз художников. Возрождала буквально руками, расчищая помещение, в котором фашисты устраивали то конюшню, то склад, потом и вовсе подожгли старинное здание - благо патриоты спасли. Она стала единственным сотрудником у вернувшегося из эвакуации директора галереи Яна Бирзгала, хранителя фонда. «Когда он уехал, директором наших объединённых галереи, Симферопольской и Севастопольской, стал Михаил Крошицкий. Севастопольская ведь и разместилась у нас, их город лежал полностью в руинах, а галерею Михаил Петрович и его жена Нина Ивановна спасли, эвакуировали, потом вернулись. У них вся коллекция сохранилась, а нашу по крупицам собирали. Помню, ездила в Феодосию к хранителю местной галереи Николаю Барсамову, он мне передал те наши картины, что на выставке у них сохранились. В том числе акварели Константина Богаевского.
А ещё отдал плакат Николая Самокиша «Враг будет разбит. Победа будет за нами» - создан в первую неделю войны и самим художником передан на выставку в Феодосию. Но Николай Степанович решил, что храниться картина должна в городе, где жил художник.
И этюды Николая Самокиша в фонде появились - выкупили мы с Михаилом Крошицким у вдовы художника.
А какое было счастье, когда на каком-то чердаке обнаружили полотно Ильи Репина «Натурщица», всё в пыли, паутине, но целое! А на толкучке Михаилу Петровичу удалось купить изумительную работу Ивана Похитонова - старушка продавала рамку, а там чудо!». О том, как собирали фонд, о картинах, художниках, с которыми довелось общаться, Леония Дмитриевна могла говорить много, с восторгом в голосе, с искринкой в глазах - это была радость и боль, память и творение, её судьба, жизнь.
Она, конечно, грустила, что всё постепенно ушло в прошлое, что осталась одинокой, что… Нет, виду не подавала, как-то потом осозналось…
А тогда при встрече улыбалась солнечной улыбкой, напоминая доброго львёнка из мультика, рассказывала, что много читает, показывала, как надо «лениться» - раскладывать пасьянс. И просила заходить просто так, на чаёк. Простите, Леония Дмитриевна, не сложилось. Но память о добром и светлом «Львёнке», Лине, Леонии - живёт.
Леония Холкина - 17 лет, впереди вся жизнь.
Она с Урала, но всем сердцем полюбила полуостров, куда переехала в 1944-м. И нашу газету уважала - «ещё с «Красного Крыма» выписывала», и очень обрадовалась, когда с фотокорром Олегом пришли в гости, расспросить об истории Симферопольской картинной галереи, которую она возрождала-создавала после освобождения города от фашистов. Ароматный чай, горка печенья на блюде, неспешный рассказ знаменитым уральским говором, робкая просьба «заходить просто так». Виноваты, закрутились, позабыли. Впрочем, тогда казалось, что 90-летняя женщина, очень светлая, с добрым внимательным взглядом и богатейшим духовным миром не может быть одинока. А она грустила: что давних друзей, коллег почти не осталось, а молодые не приглашают на выставки, редко заходят, что племянницы-племянники, родные и внучатые, далеко, тогда ещё за границей - в России, на Урале, что не сложилось с семьёй, а дальше двора уже и не пойдёшь, «отломленный кусок». Её не стало в 2011-м, через две недели после того, как исполнилось 92. Остались её статьи о художниках, каталоги выставок, возрождённая галерея, которую считала «родным домом», записи в журналистском архиве и светлые воспоминания о женщине с необычным именем Леония. «Львиное» (от латинского leonis, лев) имя для дочери, восьмого, предпоследнего, ребёнка в семье, выбрала мама. У неё тоже было очень красивое имя - Агапия (любовь). - Папа звал маму Агаша, - рассказывала читательница. - Отчество и девичья фамилия у мамы обычные - Ивановна, Лобова, и у папы обычные - Дмитрий Иванович Холкин. Они труженики, честные, работящие - папа - машинист, мама - домохозяйка, нас ведь много было: трое, правда, совсем малышами ушли, а шестерых подняла, выучила. Уже не знаю, как она, русская женщина, имена подбирала, но росли в семье Рая, Миша, Маша и два «льва», я и сестра Леонелла, а ещё Анфия - цветок. И внукам старалась выбрать красивые имена - Эльвира, Ангелина…. А своё я лишь однажды встретила в литературе - в автобиографии художника Кузьмы Петрова-Водкина, где он рассказал, что была у них некая Леония. А внуки, внучатые племянники, звали Леонию Дмитриевну просто бабушка Лина. Эля, Мария, Екатерина… вспоминают: «Для нас она была просто бабушкой. Доброй и строгой. Которая бегала по утрам трусцой в парке. А оказывается она до самозабвения преданный работник галереи, чьё имя навсегда останется в её архивах. Светлая память». «Наша Леония Дмитриевна» - так говорили о ней в бывшей галерее, ныне - Симферопольском художественном музее. «Большое счастье, что довелось общаться с таким интересным и мудрым человеком, как она. Хранительница, творившая послевоенную летопись, скрупулёзно составлявшая каталоги выставок, разыскивавшая сведения о довоенной галерее. И все свои рукописи, изыскания передала в музей». Иначе не могла - ведь картинная галерея, а ещё Союз художников, в котором с 1954-го на более чем два десятилетия стала ответственным секретарём, были её домом, «даже жила одно время в комнатушке галерейного флигелька». Художники, картины, выставки, посетители… Всё это стало для Леонии Холкиной семьёй в Симферополе. Своя не сложилась, богатства не нажила, чтя родительские заветы: создавать сокровища в сердце, душе, людских отношениях. Она очень любила людей, радовалась каждому мгновению общения, гостеприимная, добрая, светлая. Для себя ничего не просившая, готовая отдать даже то, что сама любила, как, например, акварель друга Якова Басова (кстати, Яков Александрович друг и нашей газеты, его подарок - картина «Партизанский хлеб», где среди дорогих народным мстителям вещей изображён и «Красный Крым»). «Он мне на выставке акварель подарил, «Море», - вспоминала Леония Дмитриевна. - Бушующее, низко нависшие облака… Я смотрела на неё и не могла отвести взгляд, Яков Александрович заметил и после отдал работу мне - на память. А теперь наше Чёрное море на Урале - племяннице отдала. Вот такая вот связь - я сюда перебралась, в Крым, а море туда, в Пермь». В Крым Леония Дмитриевна приехала по направлению Наркомата просвещения в октябре 1944-го - музейного работника с профильным образованием направили на возрождение Симферопольской картинной галереи. Рисовать девушка любила, а потому, когда после школы знакомая предложила поступить в Пермское художественное училище на отделение живописи, охотно согласилась. Да и как иначе, ведь родилась в Верещагино - небольшой железнодорожной станции, названной в честь знаменитого баталиста Василия Верещагина. После учёбы сразу взяли работать в художественный музей, а она, как вспоминала, только обрадовалась: «Поняла, что художник вышел бы неважный, особого дара не было, а музейное - это моё». Так и получилось, творческая, ищущая натура, работавшая на общее благо. Правда, возрождать, когда приехала, оказалось особо нечего - большая часть коллекции Симферопольской галереи погибла при попытке эвакуации - фашисты разбомбили Керченский порт, возник пожар… Уже потом что-то всё-таки удалось найти, что-то сохранилось в фондах Феодосийской галереи - накануне войны картины из Симферополя были там на выставке, спаслись при эвакуации. О погибших ценностях Леония Дмитриевна говорила с болью, хотя знала их только по довоенным каталогам и описи, что составил директор галереи Ян Бирзгал. А ещё больше переживала, что не смогла познакомиться со многими крымскими художниками - кто-то с фронта не вернулся, кого-то вместе с родными казнили фашисты за подпольную и партизанскую деятельность. Она знала все их имена, вспоминала 9 мая, когда ещё приходила к Вечному огню. И гордилась, что в память о них удалось возродить галерею, Союз художников. Возрождала буквально руками, расчищая помещение, в котором фашисты устраивали то конюшню, то склад, потом и вовсе подожгли старинное здание - благо патриоты спасли. Она стала единственным сотрудником у вернувшегося из эвакуации директора галереи Яна Бирзгала, хранителя фонда. «Когда он уехал, директором наших объединённых галереи, Симферопольской и Севастопольской, стал Михаил Крошицкий. Севастопольская ведь и разместилась у нас, их город лежал полностью в руинах, а галерею Михаил Петрович и его жена Нина Ивановна спасли, эвакуировали, потом вернулись. У них вся коллекция сохранилась, а нашу по крупицам собирали. Помню, ездила в Феодосию к хранителю местной галереи Николаю Барсамову, он мне передал те наши картины, что на выставке у них сохранились. В том числе акварели Константина Богаевского. А ещё отдал плакат Николая Самокиша «Враг будет разбит. Победа будет за нами» - создан в первую неделю войны и самим художником передан на выставку в Феодосию. Но Николай Степанович решил, что храниться картина должна в городе, где жил художник. И этюды Николая Самокиша в фонде появились - выкупили мы с Михаилом Крошицким у вдовы художника. А какое было счастье, когда на каком-то чердаке обнаружили полотно Ильи Репина «Натурщица», всё в пыли, паутине, но целое! А на толкучке Михаилу Петровичу удалось купить изумительную работу Ивана Похитонова - старушка продавала рамку, а там чудо!». О том, как собирали фонд, о картинах, художниках, с которыми довелось общаться, Леония Дмитриевна могла говорить много, с восторгом в голосе, с искринкой в глазах - это была радость и боль, память и творение, её судьба, жизнь. Она, конечно, грустила, что всё постепенно ушло в прошлое, что осталась одинокой, что… Нет, виду не подавала, как-то потом осозналось… А тогда при встрече улыбалась солнечной улыбкой, напоминая доброго львёнка из мультика, рассказывала, что много читает, показывала, как надо «лениться» - раскладывать пасьянс. И просила заходить просто так, на чаёк. Простите, Леония Дмитриевна, не сложилось. Но память о добром и светлом «Львёнке», Лине, Леонии - живёт. Леония Холкина - 17 лет, впереди вся жизнь.