✔ Первый выстрел по врагу - «История»
Герман 13-ноя, 00:01 193 Новости АРКС него, раздавшегося в 16 часов 35 минут на зенитной батарее №54 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны, началась вторая, 250-дневная, оборона Севастополя.
Пятьдесят четвёртая батарея это всего в полсотне километров от Симферополя, в Николаевке. Четыре 102-миллиметровых орудия, что когда-то были на крейсере «Красный Кавказ», и 150 бойцов личного состава, в том числе и три женщины. Они первыми дали отпор фашистам, продвигавшимся к Севастополю. Память о героях хранят в Николаевке, каждый год 30 октября со словами благодарности возлагают цветы к памятникам героям.
- Это наши герои, - рассказывает Эмилия Колотова, член общественного совета Музея боевой славы, руководитель поискового отряда школы Николаевки. - Наш приморский курортный посёлок славится боевой историей. Основатель села Андрей Бобырь и его друзья моряки были участниками Синопского сражения, в котором разгромили турецкий флот, господствовавший тогда у берегов Крыма и Кавказа, за тот бой Андрей Григорьевич награждён Георгиевским крестом. Второй он получил за бои на 4-м бастионе в первую оборону Севастополя в Крымскую войну 1854-1855 годов, где сражался вместе с сыном, юнгой Дмитрием. Многие мужчины нашего села прошли и Первую мировую, и войну с белофиннами, японскими милитаристами, выстояли в Великую Отечественную. Чувство патриотизма, любви к своей земле передаётся у нас из поколения в поколение.
Летом 1941-го комендант береговой обороны полуострова Пётр Моргунов поставил перед молодым лейтенантом Иваном Заикой задачу в короткие сроки на должную глубину установить орудия, оборудовать склады, медпункт, иные сооружения батареи. На помощь ему пришли жители посёлка, дети, женщины, старики - ведь мужчины уже были на фронте.
- Разбирали заборы, сараи, буквально в скалы вгрызались моряки, - продолжает поисковик. - В целях конспирации использовали рыболовецкие сети, а в километре к северу соорудили ложную батарею, которую в первый день и бомбили фашисты. 54-я батарея стояла в полусотне километров от города, была частью оборонительной системы западного побережья Крыма. В октябре фашисты прямым ходом с Перекопа через Саки устремились к военно-морской базе, аэродромам Черноморского флота. Быстро уничтожив старые и плохо укреплённые малые батареи, враг мечтал о скорой победе. Эрих фон Манштейн имел приказ Гитлера за три дня уничтожить военную базу флота - она и вся Красная Армия в Крыму мешали вермахту быстро захватить Кавказ, бакинскую нефть, окончить победоносную войну. Немецким генералам взамен были обещаны земли на тёплом крымском побережье. Но планам фюрера было не суждено сбыться: вместо трёх дней, отведённых фашистами на захват Севастополя, его оборона растянулась на восемь месяцев - защитники города держались. А на пути фашистов 30 октября встала неизвестная им батарея, что нанесла неожиданный удар по вражеским колоннам, через два часа - ещё один. Точно сработали разведчики батареи под командованием Михаила Мороза. Первые снаряды упали в районе деревни Ивановка. Об этом членам поискового отряда школы рассказал Николай Яковлевич Васильев. Подростком он тогда жил на улице Северной, 14, и видел, как снаряды ложились в цель. Фашистам был нанесён серьёзный урон, но и они, обнаружив батарею, бросили все силы на неё. Краснофлотцев бомбили с воздуха, на них бросали танки… Несколько дней атаки, силы были неравными. Ограждения смяты, начался рукопашный бой. Комбат просил помощи с воздуха.
Лётчик 18-го штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота Алексей Борисов вспоминал: «2 ноября наша 2-я эскадрилья получила задание штурмовым ударом по врагу поддержать в Николаевке 54-ю батарею. Когда мы появились над ней, то увидели с воздуха рукопашный бой батарейцев с фашистами. Командир наш решил не бомбить и не стрелять из пушек и пулемётом по врагу, так как при рукопашных боях будет убито и много наших батарейцев. Поэтому мы начали бомбить и стрелять из пушек по вражеским колоннам, двигавшимся по дороге от села Ивановки к Симферополю. Мы крепко били, но при последней атаке врага в мой самолёт попал вражеский снаряд, взорвался в бензобаке. Самолёт загорелся, я упал на оккупированной территории, у села Ивановка. Его жители Ольга и Галина Лозенко спасли меня от фашистов. 3 ноября неподалёку от Николаевки встретился с командиром 54-й батареи Иваном Заикой, он сказал тогда: «Правильно сделали, что не стали бомбить. У нас там была потасовка и дело доходило до рукопашных».
- О своём спасении и о встрече с батарейцами лётчик написал в книге, что хранится у нас в музее. Отстреляв все снаряды, Иван Заика доложил обстановку и получил разрешение на отход. Но куда?!
С востока, севера и юга - фашисты, позади море, 11-метровая круча и бомбёжки с воздуха. Штормовой шквалистый ветер помешал катерам, прибывшим из Севастополя, снять людей, лишь только раненых удалось забрать. Об этом ученикам нашей Николаевской школы рассказывал моторист катера Борис Штепа. Более 40 батарейцев попали в плен, прикрывать отход остальных остался комбат и 12 моряков. Стояла дождливая погода, потом начались заморозки. Одни уходили на север, другие на юг, в неизвестность. На дырявой рыбацкой лодке до 10-й береговой батареи добрался Артём Диденко - его письмо хранится в музее. В. Кирсанов, А. Каменев и А. Ушаков дошли до 35-й батареи, двое там погибли, а В. Кирсанов попал в плен, бежал, участвовал в боях партизанского отряда Бельгийского сопротивления. Многие его воспоминания также хранятся в музее. Через много дней скитаний и опасностей комбат Иван Заика и его жена, фельдшер 54-й береговой батареи Валентина Герасимовна, связались с партизанами Восточного соединения Крыма. Командир отряда Николай Котельников рассказывал нашим ребятам, как часто комбат Иван Иванович проявлял мужество и воинскую смекалку. Жители Севастополя в благодарность присвоили Ивану Заике звание «Почётного гражданина города-героя», у нас в Николаевке одна из улиц носит его имя. Николаевка тогда была тесно связана с 54-й батареей. Её жители помогали строить, во время боёв передавали краснофлотцам еду, ночами хоронили погибших у старого кладбища. Юнги батареи Лёня Пренко и Володя Смирнов подносили снаряды, женщины выхаживали раненых,
А. Матюхина и Н. Ляшенко за это награждены медалями «За оборону Севастополя». Мы помним подвиг героев, благодарны им, бойцам 54-й батареи береговой обороны под командованием Ивана Заики. Это они, молодые ребята, не пропустили к Севастополю более 700 фашистов, сотню единиц военной техники, 7 танков. Это они дали защитникам крепости 3 дня для укрепления позиций. Наш музей открыт пять лет назад, но его созданием мы обязаны Ивану Заике, неоднократно после Победы бывавшему в Крыму. Именно он завещал поисковому отряду школы создать музей, ребята охотно переписывались с батарейцами, бережно храня все материалы. Их в Музее боевой славы немало - оригиналы писем, военные схемы батареи, документальные фильмы, экспонаты с мест поиска, переданные моряками В. Лунёвым и Д. Шмырковым, рассказы фронтового корреспондента Петра Сажина и журналиста Геннадия Черкашина о событиях на батарее. Это наша память и наша гордость.
Вторая оборона Севастополя началась 79 лет назад с первого выстрела береговой батареи у Николаевки. Тогда же, в конце октября 1941-го, в Севастополь из Симферополя перебрался немногочисленный коллектив нашей газеты, тогда «Красного Крыма». Увы, номер с рассказом о 54-й береговой батарее, вставшей на пути фашистов к Севастополю, в архиве не сохранился. Но благодаря действиям Ивана Заики и его бойцов, появился в газете призыв: «Враг не пройдёт в Севастополь». Будем помнить.
Памятник героям батареи. Иван Заика. С него, раздавшегося в 16 часов 35 минут на зенитной батарее №54 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны, началась вторая, 250-дневная, оборона Севастополя. Пятьдесят четвёртая батарея это всего в полсотне километров от Симферополя, в Николаевке. Четыре 102-миллиметровых орудия, что когда-то были на крейсере «Красный Кавказ», и 150 бойцов личного состава, в том числе и три женщины. Они первыми дали отпор фашистам, продвигавшимся к Севастополю. Память о героях хранят в Николаевке, каждый год 30 октября со словами благодарности возлагают цветы к памятникам героям. - Это наши герои, - рассказывает Эмилия Колотова, член общественного совета Музея боевой славы, руководитель поискового отряда школы Николаевки. - Наш приморский курортный посёлок славится боевой историей. Основатель села Андрей Бобырь и его друзья моряки были участниками Синопского сражения, в котором разгромили турецкий флот, господствовавший тогда у берегов Крыма и Кавказа, за тот бой Андрей Григорьевич награждён Георгиевским крестом. Второй он получил за бои на 4-м бастионе в первую оборону Севастополя в Крымскую войну 1854-1855 годов, где сражался вместе с сыном, юнгой Дмитрием. Многие мужчины нашего села прошли и Первую мировую, и войну с белофиннами, японскими милитаристами, выстояли в Великую Отечественную. Чувство патриотизма, любви к своей земле передаётся у нас из поколения в поколение. Летом 1941-го комендант береговой обороны полуострова Пётр Моргунов поставил перед молодым лейтенантом Иваном Заикой задачу в короткие сроки на должную глубину установить орудия, оборудовать склады, медпункт, иные сооружения батареи. На помощь ему пришли жители посёлка, дети, женщины, старики - ведь мужчины уже были на фронте. - Разбирали заборы, сараи, буквально в скалы вгрызались моряки, - продолжает поисковик. - В целях конспирации использовали рыболовецкие сети, а в километре к северу соорудили ложную батарею, которую в первый день и бомбили фашисты. 54-я батарея стояла в полусотне километров от города, была частью оборонительной системы западного побережья Крыма. В октябре фашисты прямым ходом с Перекопа через Саки устремились к военно-морской базе, аэродромам Черноморского флота. Быстро уничтожив старые и плохо укреплённые малые батареи, враг мечтал о скорой победе. Эрих фон Манштейн имел приказ Гитлера за три дня уничтожить военную базу флота - она и вся Красная Армия в Крыму мешали вермахту быстро захватить Кавказ, бакинскую нефть, окончить победоносную войну. Немецким генералам взамен были обещаны земли на тёплом крымском побережье. Но планам фюрера было не суждено сбыться: вместо трёх дней, отведённых фашистами на захват Севастополя, его оборона растянулась на восемь месяцев - защитники города держались. А на пути фашистов 30 октября встала неизвестная им батарея, что нанесла неожиданный удар по вражеским колоннам, через два часа - ещё один. Точно сработали разведчики батареи под командованием Михаила Мороза. Первые снаряды упали в районе деревни Ивановка. Об этом членам поискового отряда школы рассказал Николай Яковлевич Васильев. Подростком он тогда жил на улице Северной, 14, и видел, как снаряды ложились в цель. Фашистам был нанесён серьёзный урон, но и они, обнаружив батарею, бросили все силы на неё. Краснофлотцев бомбили с воздуха, на них бросали танки… Несколько дней атаки, силы были неравными. Ограждения смяты, начался рукопашный бой. Комбат просил помощи с воздуха. Лётчик 18-го штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота Алексей Борисов вспоминал: «2 ноября наша 2-я эскадрилья получила задание штурмовым ударом по врагу поддержать в Николаевке 54-ю батарею. Когда мы появились над ней, то увидели с воздуха рукопашный бой батарейцев с фашистами. Командир наш решил не бомбить и не стрелять из пушек и пулемётом по врагу, так как при рукопашных боях будет убито и много наших батарейцев. Поэтому мы начали бомбить и стрелять из пушек по вражеским колоннам, двигавшимся по дороге от села Ивановки к Симферополю. Мы крепко били, но при последней атаке врага в мой самолёт попал вражеский снаряд, взорвался в бензобаке. Самолёт загорелся, я упал на оккупированной территории, у села Ивановка. Его жители Ольга и Галина Лозенко спасли меня от фашистов. 3 ноября неподалёку от Николаевки встретился с командиром 54-й батареи Иваном Заикой, он сказал тогда: «Правильно сделали, что не стали бомбить. У нас там была потасовка и дело доходило до рукопашных». - О своём спасении и о встрече с батарейцами лётчик написал в книге, что хранится у нас в музее. Отстреляв все снаряды, Иван Заика доложил обстановку и получил разрешение на отход. Но куда?! С востока, севера и юга - фашисты, позади море, 11-метровая круча и бомбёжки с воздуха. Штормовой шквалистый ветер помешал катерам, прибывшим из Севастополя, снять людей, лишь только раненых удалось забрать. Об этом ученикам нашей Николаевской школы рассказывал моторист катера Борис Штепа. Более 40 батарейцев попали в плен, прикрывать отход остальных остался комбат и 12 моряков. Стояла дождливая погода, потом начались заморозки. Одни уходили на север, другие на юг, в неизвестность. На дырявой рыбацкой лодке до 10-й береговой батареи добрался Артём Диденко - его письмо хранится в музее. В. Кирсанов, А. Каменев и А. Ушаков дошли до 35-й батареи, двое там погибли, а В. Кирсанов попал в плен, бежал, участвовал в боях партизанского отряда Бельгийского сопротивления. Многие его воспоминания также хранятся в музее. Через много дней скитаний и опасностей комбат Иван Заика и его жена, фельдшер 54-й береговой батареи Валентина Герасимовна, связались с партизанами Восточного соединения Крыма. Командир отряда Николай Котельников рассказывал нашим ребятам, как часто комбат Иван Иванович проявлял мужество и воинскую смекалку. Жители Севастополя в благодарность присвоили Ивану Заике звание «Почётного гражданина города-героя», у нас в Николаевке одна из улиц носит его имя. Николаевка тогда была тесно связана с 54-й батареей. Её жители помогали строить, во время боёв передавали краснофлотцам еду, ночами хоронили погибших у старого кладбища. Юнги батареи Лёня Пренко и Володя Смирнов подносили снаряды, женщины выхаживали раненых, А. Матюхина и Н. Ляшенко за это награждены медалями «За оборону Севастополя». Мы помним подвиг героев, благодарны им, бойцам 54-й батареи береговой обороны под командованием Ивана Заики. Это они, молодые ребята, не пропустили к Севастополю более 700 фашистов, сотню единиц военной техники, 7 танков. Это они дали защитникам крепости 3 дня для укрепления позиций. Наш музей открыт пять лет назад, но его созданием мы обязаны Ивану Заике, неоднократно после Победы бывавшему в Крыму. Именно он завещал поисковому отряду школы создать музей, ребята охотно переписывались с батарейцами, бережно храня все материалы. Их в Музее боевой славы немало - оригиналы писем, военные схемы батареи, документальные фильмы, экспонаты с мест поиска, переданные моряками В. Лунёвым и Д. Шмырковым, рассказы фронтового корреспондента Петра Сажина и журналиста Геннадия Черкашина о событиях на батарее. Это наша память и наша гордость. Вторая оборона Севастополя началась 79 лет назад с первого выстрела береговой батареи у Николаевки. Тогда же, в конце октября 1941-го, в Севастополь из Симферополя перебрался немногочисленный коллектив нашей газеты, тогда «Красного Крыма». Увы, номер с рассказом о 54-й береговой батарее, вставшей на пути фашистов к Севастополю, в архиве не сохранился. Но благодаря действиям Ивана Заики и его бойцов, появился в газете призыв: «Враг не пройдёт в Севастополь». Будем помнить.