✔ «Красному Крыму» - 100 лет - «История»
Руфина 20-ноя, 00:03 193 Новости АРКДа, уважаемые читатели, в эти дни наша газета снова отмечает столетие - вот такие мы уникальные - одно издание, три названия и три первые даты выхода. Конечно, наша история началась в 1918-м, когда 6 февраля (по новому стилю) Виктор Шаталов, Орион Алексакис, Владислав Кобылянский, Наталья Александрова, Дмитрий Ульянов, Юрий Гавен, Владимир Басенко и Георгий Яковенко выпустили в печать первый номер «Таврической правды». Но потом в Крыму разразилась Гражданская война, идеологии сменяли друг друга и газета наша смогла тогда лишь несколько номеров выдать. В 1920-м, сто лет назад, 16 ноября, Красная Армия под командованием Михаила Фрунзе окончательно заняла полуостров, установив Советскую власть. А уже на следующий день, в среду, 17 ноября, появилась новая газета - «Красный Крым» - наследник «Таврической правды», предок «Крымской правды».
Ревкомовское издание
Предполагалось, что газету станет издавать Крымский губернский военно-революционный комитет, созданный четырьмя днями ранее при Реввоенсовете 6-й армии Южного фронта. Даже членов редколлегии выбрали - журналиста и историка Павла Новицкого, профессора Таврического университета Якова Френкеля и помощника начальника политотдела 6-й армии Матвея Мартолина. Но 4 ноября создан новый Крымский революционный комитет, ставший главной властью на полуострове, возглавил его Бела Кун, решивший что газета станет органом Губернского военно-революционного комитета и Крымского областного комитета Российской коммунистической партии.
В редколлегию вошли «таврическоправдинцы» Юрий Гавен и Дмитрий Ульянов, из новичков - Павел Новицкий. В 1965 году, рассказывая о 45-летии появления «Красного Крыма», «Крымская правда» писала: «Материалы первых номеров наполнены ещё дыханием затихших боёв Гражданской войны. Постепенно содержание газеты стало меняться. Тема восстановления разрушенного хозяйства, созидания, строительства новой жизни, нового быта становится центральной, основной, определяющей лицо газеты. Солдаты революции, сменившие винтовку на серп и молот, пишут о восстановленных мастерских и заводах, о первых ростках коллективной обработки земли, о возрождающихся школах и культурно-просветительских очагах. Рабселькоровские (рабочие и сельские корреспонденты. - Ред.) заметки разоблачают явных и скрытых врагов, мешавших строительству новой жизни. Конечно, первым рабселькорам нашей газеты не хватало грамотности, общей культуры, но сердца их были переполнены революционной страстностью, непримиримостью к недостаткам, неукротимым желанием добиться расцвета родного края». Увы, в архиве сохранилось всего несколько номеров 1920-го. Так, в первом, за 17 ноября, радостное сообщение о «Конце Гражданской войны» и приказы Симферопольского губернского революционного комитета. Под номером один - приказ, предвестник будущего террора, уже «красного», сменившего «белый». «Всем домовладельцам, а также и квартиронанимателям, под личной ответственностью сообщать особой военно-контрольной комиссии о всех служивших в армии барона Врангеля и Деникина, уклоняющихся от регистрации». А вот номер за 1 декабря: сообщение о создании Чрезвычайной комиссии по переселению рабочих в дома буржуазии, о складе вещей, брошенных буржуа, раздать всё предполагалось красноармейцам. Сразу задумались власти и о детях - «неделя ребёнка» и создание школ с преподаванием на русском и татарском языках, и о природных богатствах - обследование запасов крымской розовой соли. В наши дни 12 декабря отмечается День Конституции страны, а в 1920-м был День Советской пропаганды. «Красный Крым» призывал всех на митинг, обещая рассказать рабочему полуострову, что «значит Советская власть».
Подписки на газету в то время ещё не было, да и купить её могли не многие: цена хоть и 5 советских рублей
(к примеру, проезд на трамвае одну остановку стоил 500), но денег у народа не было - большинство предприятий ещё не работало. Так что выходили люди читать газету на площадь, у местных ревкомов, а в Симферополе можно было прочесть новости и на стенде «Красного Крыма», установленном у здания редакции, на улице Александра Невского, 11а.
Наши армия и флот
А в 1965-м начальник отдела Крымского облгосархива Владимир Шабанов на страницах уже «Крымской правды» немного напомнил читателям о прошлом. «Красный Крым». Первый номер». Убористый шрифт на листе малого формата. Вместо передовой статьи - «Известия дня». Кратки, выразительны помещённые в них информационные сообщения под заголовками: «Весь Крым занят Красной Армией». «Разбиты три дивизии Петлюры». В небольшой корреспонденции «Страница человеческой истории» говорится: «Задачи всего человечества разрешены на Перекопском валу. Крым, Крым! Тебя будут помнить многие поколения…». Газета призывала сомкнуть ряды для новой борьбы - борьбы на фронте великого созидательного труда, потому что разгром Врангеля означал конец Гражданской войны, начало невиданного в истории социалистического строительства. Эта мысль проходит во многих последующих номерах, и их нельзя перечитывать без волнения. Вот приказы, подписанные первым председателем Крымревкома Бела Куном, выдающимся деятелем международного рабочего движения. Они сыграли большую роль в укреплении Советской власти, в налаживании мирной хозяйственной и культурной жизни». В те годы, советские, писать иначе было просто нельзя, а о том, что этими приказами во многом продолжилась бойня по идеологическому принципу, мы узнавали много позже.
«Рабочие горячо откликнулись на призыв газеты очистить профсоюзы от меньшевиков, - продолжал рассказывать о прошлом Владимир Шабанов. - Это видно хотя бы из опубликованного отчёта с конференции правления профсоюзов Симферополя, которая прошла 28 ноября. Приводились слова из выступления на ней секретаря обкома партии Р. С. Землячки (Самойловой): «Рабочий класс никогда не мог и не должен отделять политику от экономики. Рабочие должны, обязаны заниматься обсуждением политических вопросов». В «Красном Крыму» не раз печатались статьи, написанные этими видными деятелями Коммунистической партии и Советского государства
(и зачинателями «красного» террора в Крыму, о чём газета в те годы не сообщала. - Ред.).
В номере от 4 декабря 1920 года было помещено объявление о проведении в Крыму первого коммунистического субботника. В специальной статье рассказывалось об истории субботников в республике. Они назывались предвестниками новой, свободной коммунистической дисциплины. В отчётах о проведённых субботниках и воскресниках сообщалось, что участники проявляли на них «подлинный энтузиазм и трудовой героизм». Передовая статья «Красного Крыма» от 8 декабря 1920-го озаглавлена «Очередные задачи Красной Армии». Тем, кто задавал вопрос, нужна ли армия после победы над белогвардейцами, газета отвечала, что мировая буржуазия не сможет примириться с существованием рабоче-крестьянского государства. Она ещё не раз попытается сокрушить нашу мощь. Порох должен быть всегда сухим. Передышку нужно использовать для изучения марксизма, для укрепления железной пролетарской дисциплины. Красная Армия вместе со всем советским народом вступит в борьбу с экономической разрухой и нуждой. Из номера в номер печатались информации и отчёты о митингах, конференциях, съездах, где принимались резолюции, приветствовавшие Владимира Ильича Ленина, доблестную освободительницу Крыма - Красную Армию. Рабочие и крестьяне клялись не щадить сил для строительства фундамента социалистического общества. Начавшееся переселение рабочих в буржуазные кварталы «Красный Крым» встретил словами: «Дворцы - трудящимся, хижины - буржуазии!».
Рассказывал архивист и о том, как в начале декабря 1920-го в Крым «по заданию Ильича прибыл первый нарком здравоохранения республики Н. А. Семашко. Он объехал Южный берег. Выступил на армейской конференции. 14 декабря была помещена его статья «Всероссийская здравница». В ней содержались мысли, которые легли в основу знаменитого декрета о превращении Крыма в здравницу трудящихся. Как известно, этот декрет был подписан В. И. Лениным
21 декабря 1920 года. Нарком призывал крепить союз рабочих и крестьян, видя в нём верное оружие против разрухи, против врагов внутренних и внешних».
«С первых номеров газета «Красный Крым» оперативно информировала читателей о различных сторонах жизни Крыма, страны, о событиях за рубежом, - отмечал 55 лет назад Владимир Шабанов, - всегда оставаясь глашатаем и проводником идей партии в массы». Шли годы, менялись у «Красного Крыма» редактора, сотрудники - судьба многих - трагична, нелёгкое время им выпало для работы и жизни. Но газета, наша газета, во все времена была и остаётся с читателем, с вами, наши друзья. А ещё, именно «Красный Крым» начал газетную дружбу с Черноморским флотом. Был у нас подшефный крейсер (Гвардейский!) тоже «Красный Крым» -
80 лет дружбы в этом году, тогда о ней договорились редактор Яков Кривицкий и командир корабля Александр Зубков. Вместе мы сражались с фашистами в Великую Отечественную, правда, на освобождённый полуостров вернулись тогда в разное время: газета редактора Евгения Степанова в апреле 1944-го, крейсер Александра Зубкова - в ноябре того же года, во главе эскадры флота, возвращающейся в Севастополь. А полвека назад уже у «Крымской правды» редактора Владимира Бобашинского появился подшефный Гвардейский большой противолодочный корабль «Красный Крым» командира Николая Головченко. Вот такая история у словосочетания «Красный Крым», у нашей газеты.
Первый номер газеты. Автора. Да, уважаемые читатели, в эти дни наша газета снова отмечает столетие - вот такие мы уникальные - одно издание, три названия и три первые даты выхода. Конечно, наша история началась в 1918-м, когда 6 февраля (по новому стилю) Виктор Шаталов, Орион Алексакис, Владислав Кобылянский, Наталья Александрова, Дмитрий Ульянов, Юрий Гавен, Владимир Басенко и Георгий Яковенко выпустили в печать первый номер «Таврической правды». Но потом в Крыму разразилась Гражданская война, идеологии сменяли друг друга и газета наша смогла тогда лишь несколько номеров выдать. В 1920-м, сто лет назад, 16 ноября, Красная Армия под командованием Михаила Фрунзе окончательно заняла полуостров, установив Советскую власть. А уже на следующий день, в среду, 17 ноября, появилась новая газета - «Красный Крым» - наследник «Таврической правды», предок «Крымской правды». Ревкомовское издание Предполагалось, что газету станет издавать Крымский губернский военно-революционный комитет, созданный четырьмя днями ранее при Реввоенсовете 6-й армии Южного фронта. Даже членов редколлегии выбрали - журналиста и историка Павла Новицкого, профессора Таврического университета Якова Френкеля и помощника начальника политотдела 6-й армии Матвея Мартолина. Но 4 ноября создан новый Крымский революционный комитет, ставший главной властью на полуострове, возглавил его Бела Кун, решивший что газета станет органом Губернского военно-революционного комитета и Крымского областного комитета Российской коммунистической партии. В редколлегию вошли «таврическоправдинцы» Юрий Гавен и Дмитрий Ульянов, из новичков - Павел Новицкий. В 1965 году, рассказывая о 45-летии появления «Красного Крыма», «Крымская правда» писала: «Материалы первых номеров наполнены ещё дыханием затихших боёв Гражданской войны. Постепенно содержание газеты стало меняться. Тема восстановления разрушенного хозяйства, созидания, строительства новой жизни, нового быта становится центральной, основной, определяющей лицо газеты. Солдаты революции, сменившие винтовку на серп и молот, пишут о восстановленных мастерских и заводах, о первых ростках коллективной обработки земли, о возрождающихся школах и культурно-просветительских очагах. Рабселькоровские (рабочие и сельские корреспонденты. - Ред.) заметки разоблачают явных и скрытых врагов, мешавших строительству новой жизни. Конечно, первым рабселькорам нашей газеты не хватало грамотности, общей культуры, но сердца их были переполнены революционной страстностью, непримиримостью к недостаткам, неукротимым желанием добиться расцвета родного края». Увы, в архиве сохранилось всего несколько номеров 1920-го. Так, в первом, за 17 ноября, радостное сообщение о «Конце Гражданской войны» и приказы Симферопольского губернского революционного комитета. Под номером один - приказ, предвестник будущего террора, уже «красного», сменившего «белый». «Всем домовладельцам, а также и квартиронанимателям, под личной ответственностью сообщать особой военно-контрольной комиссии о всех служивших в армии барона Врангеля и Деникина, уклоняющихся от регистрации». А вот номер за 1 декабря: сообщение о создании Чрезвычайной комиссии по переселению рабочих в дома буржуазии, о складе вещей, брошенных буржуа, раздать всё предполагалось красноармейцам. Сразу задумались власти и о детях - «неделя ребёнка» и создание школ с преподаванием на русском и татарском языках, и о природных богатствах - обследование запасов крымской розовой соли. В наши дни 12 декабря отмечается День Конституции страны, а в 1920-м был День Советской пропаганды. «Красный Крым» призывал всех на митинг, обещая рассказать рабочему полуострову, что «значит Советская власть». Подписки на газету в то время ещё не было, да и купить её могли не многие: цена хоть и 5 советских рублей (к примеру, проезд на трамвае одну остановку стоил 500), но денег у народа не было - большинство предприятий ещё не работало. Так что выходили люди читать газету на площадь, у местных ревкомов, а в Симферополе можно было прочесть новости и на стенде «Красного Крыма», установленном у здания редакции, на улице Александра Невского, 11а. Наши армия и флот А в 1965-м начальник отдела Крымского облгосархива Владимир Шабанов на страницах уже «Крымской правды» немного напомнил читателям о прошлом. «Красный Крым». Первый номер». Убористый шрифт на листе малого формата. Вместо передовой статьи - «Известия дня». Кратки, выразительны помещённые в них информационные сообщения под заголовками: «Весь Крым занят Красной Армией». «Разбиты три дивизии Петлюры». В небольшой корреспонденции «Страница человеческой истории» говорится: «Задачи всего человечества разрешены на Перекопском валу. Крым, Крым! Тебя будут помнить многие поколения…». Газета призывала сомкнуть ряды для новой борьбы - борьбы на фронте великого созидательного труда, потому что разгром Врангеля означал конец Гражданской войны, начало невиданного в истории социалистического строительства. Эта мысль проходит во многих последующих номерах, и их нельзя перечитывать без волнения. Вот приказы, подписанные первым председателем Крымревкома Бела Куном, выдающимся деятелем международного рабочего движения. Они сыграли большую роль в укреплении Советской власти, в налаживании мирной хозяйственной и культурной жизни». В те годы, советские, писать иначе было просто нельзя, а о том, что этими приказами во многом продолжилась бойня по идеологическому принципу, мы узнавали много позже. «Рабочие горячо откликнулись на призыв газеты очистить профсоюзы от меньшевиков, - продолжал рассказывать о прошлом Владимир Шабанов. - Это видно хотя бы из опубликованного отчёта с конференции правления профсоюзов Симферополя, которая прошла 28 ноября. Приводились слова из выступления на ней секретаря обкома партии Р. С. Землячки (Самойловой): «Рабочий класс никогда не мог и не должен отделять политику от экономики. Рабочие должны, обязаны заниматься обсуждением политических вопросов». В «Красном Крыму» не раз печатались статьи, написанные этими видными деятелями Коммунистической партии и Советского государства (и зачинателями «красного» террора в Крыму, о чём газета в те годы не сообщала. - Ред.). В номере от 4 декабря 1920 года было помещено объявление о проведении в Крыму первого коммунистического субботника. В специальной статье рассказывалось об истории субботников в республике. Они назывались предвестниками новой, свободной коммунистической дисциплины. В отчётах о проведённых субботниках и воскресниках сообщалось, что участники проявляли на них «подлинный энтузиазм и трудовой героизм». Передовая статья «Красного Крыма» от 8 декабря 1920-го озаглавлена «Очередные задачи Красной Армии». Тем, кто задавал вопрос, нужна ли армия после победы над белогвардейцами, газета отвечала, что мировая буржуазия не сможет примириться с существованием рабоче-крестьянского государства. Она ещё не раз попытается сокрушить нашу мощь. Порох должен быть всегда сухим. Передышку нужно использовать для изучения марксизма, для укрепления железной пролетарской дисциплины. Красная Армия вместе со всем советским народом вступит в борьбу с экономической разрухой и нуждой. Из номера в номер печатались информации и отчёты о митингах, конференциях, съездах, где принимались резолюции, приветствовавшие Владимира Ильича Ленина, доблестную освободительницу Крыма - Красную Армию. Рабочие и крестьяне клялись не щадить сил для строительства фундамента социалистического общества. Начавшееся переселение рабочих в буржуазные кварталы «Красный Крым» встретил словами: «Дворцы - трудящимся, хижины - буржуазии!». Рассказывал архивист и о том, как в начале декабря 1920-го в Крым «по заданию Ильича прибыл первый нарком здравоохранения республики Н. А. Семашко. Он объехал Южный берег. Выступил на армейской конференции. 14 декабря была помещена его статья «Всероссийская здравница». В ней содержались мысли, которые легли в основу знаменитого декрета о превращении Крыма в здравницу трудящихся. Как известно, этот декрет был подписан В. И. Лениным 21 декабря 1920 года. Нарком призывал крепить союз рабочих и крестьян, видя в нём верное оружие против разрухи, против врагов внутренних и внешних». «С первых номеров газета «Красный Крым» оперативно информировала читателей о различных сторонах жизни Крыма, страны, о событиях за рубежом, - отмечал 55 лет назад Владимир Шабанов, - всегда оставаясь глашатаем и проводником идей партии в массы». Шли годы, менялись у «Красного Крыма» редактора, сотрудники - судьба многих - трагична, нелёгкое время им выпало для работы и жизни. Но газета, наша газета, во все времена была и остаётся с читателем, с вами, наши друзья. А ещё, именно «Красный Крым» начал газетную дружбу с Черноморским флотом. Был у нас подшефный крейсер (Гвардейский!) тоже «Красный Крым» - 80 лет дружбы в этом году, тогда о ней договорились редактор Яков Кривицкий и командир корабля Александр Зубков. Вместе мы сражались с фашистами в Великую Отечественную, правда, на освобождённый полуостров вернулись тогда в разное время: газета редактора Евгения Степанова в апреле 1944-го, крейсер Александра Зубкова - в ноябре того же года, во главе эскадры флота, возвращающейся в Севастополь. А полвека назад уже у «Крымской правды» редактора Владимира Бобашинского появился подшефный Гвардейский большой противолодочный корабль «Красный Крым» командира Николая Головченко. Вот такая история у словосочетания «Красный Крым», у нашей газеты.