✔ Газета и армия - «История»
Владислав 24-фев, 00:00 193 Новости АРКСегодня на этом месте на первой странице газеты, слева от названия, наши награды за 103 года. Боевые. Медаль «За оборону Севастополя» - получена в 1960-м, в память и во славу наших фронтовых коллег, газеты «Красный Крым», как до 1952-го называлась «Крымская правда», которую несколько сотрудников во главе с ответственным редактором Евгением Петровичем Степановым, тоже награждённым этой медалью, выпускали в осаждённом фашистами городе. Медаль «За возвращение Крыма» - по статусу не могут быть награждены коллективы, официально приказом Министерства обороны её в 2018-м вручили главному редактору Михаилу Алексеевичу Бахареву, но его решением - она наша общая, ведь без малого четверть века газета боролась за то, чтобы полуостров стал частью России. Трудовая награда наша - орден Трудового Красного Знамени, полученная в 1968-м, у нашего главного редактора с 30-летним стажем Владимира Александровича Бобашинского их было три - все тоже считал газетными. Но сто лет назад, в 1921-м, на этом месте были тоже символы борьбы и труда - пятиконечная звезда и серп и молот, нарисованные руководителем иллюстрационного отдела газеты Василием (увы, отчество история не сохранила) Акуленко. Тогда это были два (один не официальный ещё) символа Рабоче-Крестьянской Красной Армии, позже серп и молот изображался вписанным в звезду, иногда они располагались рядом - смычка армии и трудового народа. Газета и армия всегда были вместе, ведь мы - одногодки, родившиеся в тревожном 1918-м.
Звезда поколений
Правда, если быть объективными, армия у молодой Советской России появилась всё же на 9 дней пораньше: 28 января (по новому стилю) 1918-го Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), наша газета, тогда «Таврическая правда», впервые вышла 6 февраля. Зато Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) мы постарше - декрет о его создании появился лишь 11 февраля. Младше и нас, и армии с флотом - символ «серп и молот»: как знак трудового народа, единства крестьян и рабочих, он появился лишь весной 1918-го, 25 апреля, художник Евгений Иванович Камзолкин украсил им Серпуховскую площадь в Москве к первомайской демонстрации. А вот пятиконечная звезда в качестве символа армии появилась в нашей стране задолго до большевиков: в 1827 году, с 1 января, император Николай I ввёл «марсовые» пятиконечные звёзды (по имени древнегреческого Бога войны Марса) на эполетах русских офицеров, а с 29 апреля 1854 года шитые звёзды появились и на введённых погонах. Редко в эти звёзды вписывали герб империи - двуглавого орла, а вот в большевистских звёздах появился вначале не серп, а плуг и молот.
Пятиконечную звезду, естественно, красную, в качестве символа молодой армии предложили командующий Петроградским военным округом Константин Степанович Еремеев и комиссар Московского военного округа Никифор Александрович Полянский (первый умер в 1931-м, похоронен на Марсовом поле, в Ленинграде (Санкт-Петербурге), второй расстрелян в 1938-м). Их предложение в марте
1918-го утвердила Военная коллегия по организации РККА, а 19 апреля того же года «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» сообщила: «Комиссариатом по военным делам утверждён чертёж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота».
20 апреля 1918-го эту новость ещё успела напечатать и «Таврическая правда», за десять дней до оккупации полуострова германскими (кайзеровскими) войсками. Тогда, в 1918-м, наша газета разъяснила, почему именно красную звезду выбрали - «конфигурация символа - древнейший знак защиты, а плуг и молот - союз крестьян и рабочих в борьбе за революционное дело, означенное красным цветом». Официально этот знак стал армейским по приказу наркомвоенмора Льва Давидовича Троцкого 7 мая 1918-го: «Красноармейский значок - принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии». Спустя четыре года плуг на символе заменили серпом, у нас в газете они появились рядом на год раньше. А 5 мая
1920-го в пятиконечную красную звезду вписали изображение красноармейца с винтовкой и текстом «СССР. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и появился одноимённый орден, за более чем шестьдесят лет которым награждены почти 4 миллиона человек. 19 лет назад президент Владимир Владимирович Путин по предложению тогдашнего министра обороны Сергея Борисовича Иванова вернул пятиконечную звезду как символ российской армии.
Защитники Родины
Об армии наша газета всегда писала часто, ярко и честно - военные для нас были гордостью Советской страны, остаются опорой и защитой России, в которую во многом благодаря людям с военной выправкой (и уже отслужившим к тому времени, и служащим) наш полуостров вернулся 7 лет назад - как раз в эти дни начался стремительный рывок к референдуму, завершившему «Крымскую весну». Сто лет назад, в
1921-м, в газете на регулярной основе появилась январско-февральская рубрика «Ко Дню Красной казармы» (так одно время называли праздник
23 февраля): примерно раз в три-четыре дня «Красный Крым» рассказывал о том, что нужно сделать жителям полуострова «для укрепления мощи Красной Армии, опоры рабочих и крестьян», часто публиковали и строки Владимира Владимировича Маяковского: «Насыть красноармейца! Просвети! Обуй! Одень!». Одно время праздник называли и День Красного подарка - собирали их всем миром для военных, а возрождающиеся предприятия и артели полуострова соревновались, кто больше их приготовит для красноармейцев. С 1922-го рубрика уже стала называться «В Красной Армии» и появлялась гораздо реже, но зато и сам праздник 23 февраля стал называться «Днём Красной Армии и Красного Флота», поздравляя с ним, газета рассказывала о доблести освободителей Крыма от белогвардейцев в 1920-м и призывала «бросить все силы на поддержку служивого, защитника рабочих и крестьян».
А ещё газета, как бы она ни называлась, всегда рассказывала о «проводах молодняка». Сейчас призывают с 18 лет и на год: «Весной с полуострова будут призваны 2400 человек, - писала газета в 2017-м, - первая партия призывников уже отправлена за пределы Крыма». В Советской Армии (так она называлась с 1946-го) с 1949-го служили в сухопутных войсках и авиации 3 года (с 1967-го - 2), во флоте - 4 (3) года. 15 мая 1971-го «Крымская правда» рассказала: «Юноши собрались на стадионе «Авангард». Участник Великой Отечественной Василий Штин, чей сын был среди призывников, призвал «свято выполнять самый почётный долг гражданина нашей державы». Призывник Олег Ненашев заверил, что «новое пополнение родной Советской Армии не посрамит честь дедов, отцов и старших братьев». А вот номер за 21 ноября 1988-го: «Митинг открыл облвоенком, кавалер четырёх боевых орденов Александр Волков. По традиции ветераны надевают на призывников плащ-накидки и каски с красной звездой. Мешочки со священной крымской землёй передают матери. Звучит «Прощание славянки», отражая преемственность поколений».
С 1918-го, откуда «ведут преемственность», записывали в армию добровольцев, служивших полгода, с 1920-го уже набирали «не младше 18 лет, на годичную службу». С 1922-го в стране введена обязательная воинская повинность «для мужчин в 20-летнем возрасте» (через два года - с 21, с 1939-го с 19 лет, окончивших десятилетку - с 18), служили тогда в пехоте и артиллерии по полтора года (с 1924-го - по два,), во флоте 4,5 (4), а в воздушном флоте - 3,5 (с 1924-го - 3, с 1939-го -
5 лет). Вот строки из «Красного Крыма» за 13 октября 1927-го: «От стены до стены широкими шеренгами выстроились больше ста молодых и крепких людей, одетых в красноармейскую форму - рабочие и крестьяне 1903 года рождения. Торжественный выпуск курсов артиллерийского учебного дивизиона. Командир прочёл приказ: «Красноармеец Карташёв Дмитрий проявил себя образцовым младшим командиром. Красноармеец Ерохин Мартьян, командир орудия, за ревностную службу…» Оба награждаются портсигарами с серебряными надписями». По данным портала «Память народа», симферополец Матвей (Максим, Мартьян) Демьянович Ерохин пропал без вести к июню 1944-го, а вот о судьбе Дмитрия Карташёва по неполным данным узнать не удалось - распространённые имя и фамилия, но большинство мужчин погибли на фронтах Великой Отечественной. Вообще, Великая Отечественная война, Рабоче-Крестьянская Красная Армия и наша газета, тогда «Красный Крым», - отдельная тема, мы воевали вместе, вместе - победили.
И материалы о героях, известных и безымянных, вновь появлялись и будут появляться на страницах газеты: мы чётко знаем, что наша армия - наша защита и гордость.
Кстати
23 февраля 1918 года в районе деревень Большое и Малое Лопатино под Псковом бойцы 2-го красноармейского полка под командованием Александра Ивановича Черепанова вступили в бой с передовым отрядом германских войск, наступавших на Петроград. Около тысячи бойцов под Псковом и Нарвой противостояли 4 дивизиям (около 100 тысяч человек) кайзеровской армии. И, как писал позже Иосиф Виссарионович Сталин, «дали решительный отпор немецким оккупантам». В этот же день началась массовая запись в РККА и формирование боеспособных частей в помощь солдатам Петроградского и других гарнизонов, матросам Балтфлота. Теперь 23 февраля - День воинской славы России.
Сто лет назад у газеты были такие символы. Автора. Сегодня на этом месте на первой странице газеты, слева от названия, наши награды за 103 года. Боевые. Медаль «За оборону Севастополя» - получена в 1960-м, в память и во славу наших фронтовых коллег, газеты «Красный Крым», как до 1952-го называлась «Крымская правда», которую несколько сотрудников во главе с ответственным редактором Евгением Петровичем Степановым, тоже награждённым этой медалью, выпускали в осаждённом фашистами городе. Медаль «За возвращение Крыма» - по статусу не могут быть награждены коллективы, официально приказом Министерства обороны её в 2018-м вручили главному редактору Михаилу Алексеевичу Бахареву, но его решением - она наша общая, ведь без малого четверть века газета боролась за то, чтобы полуостров стал частью России. Трудовая награда наша - орден Трудового Красного Знамени, полученная в 1968-м, у нашего главного редактора с 30-летним стажем Владимира Александровича Бобашинского их было три - все тоже считал газетными. Но сто лет назад, в 1921-м, на этом месте были тоже символы борьбы и труда - пятиконечная звезда и серп и молот, нарисованные руководителем иллюстрационного отдела газеты Василием (увы, отчество история не сохранила) Акуленко. Тогда это были два (один не официальный ещё) символа Рабоче-Крестьянской Красной Армии, позже серп и молот изображался вписанным в звезду, иногда они располагались рядом - смычка армии и трудового народа. Газета и армия всегда были вместе, ведь мы - одногодки, родившиеся в тревожном 1918-м. Звезда поколений Правда, если быть объективными, армия у молодой Советской России появилась всё же на 9 дней пораньше: 28 января (по новому стилю) 1918-го Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), наша газета, тогда «Таврическая правда», впервые вышла 6 февраля. Зато Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) мы постарше - декрет о его создании появился лишь 11 февраля. Младше и нас, и армии с флотом - символ «серп и молот»: как знак трудового народа, единства крестьян и рабочих, он появился лишь весной 1918-го, 25 апреля, художник Евгений Иванович Камзолкин украсил им Серпуховскую площадь в Москве к первомайской демонстрации. А вот пятиконечная звезда в качестве символа армии появилась в нашей стране задолго до большевиков: в 1827 году, с 1 января, император Николай I ввёл «марсовые» пятиконечные звёзды (по имени древнегреческого Бога войны Марса) на эполетах русских офицеров, а с 29 апреля 1854 года шитые звёзды появились и на введённых погонах. Редко в эти звёзды вписывали герб империи - двуглавого орла, а вот в большевистских звёздах появился вначале не серп, а плуг и молот. Пятиконечную звезду, естественно, красную, в качестве символа молодой армии предложили командующий Петроградским военным округом Константин Степанович Еремеев и комиссар Московского военного округа Никифор Александрович Полянский (первый умер в 1931-м, похоронен на Марсовом поле, в Ленинграде (Санкт-Петербурге), второй расстрелян в 1938-м). Их предложение в марте 1918-го утвердила Военная коллегия по организации РККА, а 19 апреля того же года «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» сообщила: «Комиссариатом по военным делам утверждён чертёж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота». 20 апреля 1918-го эту новость ещё успела напечатать и «Таврическая правда», за десять дней до оккупации полуострова германскими (кайзеровскими) войсками. Тогда, в 1918-м, наша газета разъяснила, почему именно красную звезду выбрали - «конфигурация символа - древнейший знак защиты, а плуг и молот - союз крестьян и рабочих в борьбе за революционное дело, означенное красным цветом». Официально этот знак стал армейским по приказу наркомвоенмора Льва Давидовича Троцкого 7 мая 1918-го: «Красноармейский значок - принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии». Спустя четыре года плуг на символе заменили серпом, у нас в газете они появились рядом на год раньше. А 5 мая 1920-го в пятиконечную красную звезду вписали изображение красноармейца с винтовкой и текстом «СССР. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и появился одноимённый орден, за более чем шестьдесят лет которым награждены почти 4 миллиона человек. 19 лет назад президент Владимир Владимирович Путин по предложению тогдашнего министра обороны Сергея Борисовича Иванова вернул пятиконечную звезду как символ российской армии. Защитники Родины Об армии наша газета всегда писала часто, ярко и честно - военные для нас были гордостью Советской страны, остаются опорой и защитой России, в которую во многом благодаря людям с военной выправкой (и уже отслужившим к тому времени, и служащим) наш полуостров вернулся 7 лет назад - как раз в эти дни начался стремительный рывок к референдуму, завершившему «Крымскую весну». Сто лет назад, в 1921-м, в газете на регулярной основе появилась январско-февральская рубрика «Ко Дню Красной казармы» (так одно время называли праздник 23 февраля): примерно раз в три-четыре дня «Красный Крым» рассказывал о том, что нужно сделать жителям полуострова «для укрепления мощи Красной Армии, опоры рабочих и крестьян», часто публиковали и строки Владимира Владимировича Маяковского: «Насыть красноармейца! Просвети! Обуй! Одень!». Одно время праздник называли и День Красного подарка - собирали их всем миром для военных, а возрождающиеся предприятия и артели полуострова соревновались, кто больше их приготовит для красноармейцев. С 1922-го рубрика уже стала называться «В Красной Армии» и появлялась гораздо реже, но зато и сам праздник 23 февраля стал называться «Днём Красной Армии и Красного Флота», поздравляя с ним, газета рассказывала о доблести освободителей Крыма от белогвардейцев в 1920-м и призывала «бросить все силы на поддержку служивого, защитника рабочих и крестьян». А ещё газета, как бы она ни называлась, всегда рассказывала о «проводах молодняка». Сейчас призывают с 18 лет и на год: «Весной с полуострова будут призваны 2400 человек, - писала газета в 2017-м, - первая партия призывников уже отправлена за пределы Крыма». В Советской Армии (так она называлась с 1946-го) с 1949-го служили в сухопутных войсках и авиации 3 года (с 1967-го - 2), во флоте - 4 (3) года. 15 мая 1971-го «Крымская правда» рассказала: «Юноши собрались на стадионе «Авангард». Участник Великой Отечественной Василий Штин, чей сын был среди призывников, призвал «свято выполнять самый почётный долг гражданина нашей державы». Призывник Олег Ненашев заверил, что «новое пополнение родной Советской Армии не посрамит честь дедов, отцов и старших братьев». А вот номер за 21 ноября 1988-го: «Митинг открыл облвоенком, кавалер четырёх боевых орденов Александр Волков. По традиции ветераны надевают на призывников плащ-накидки и каски с красной звездой. Мешочки со священной крымской землёй передают матери. Звучит «Прощание славянки», отражая преемственность поколений». С 1918-го, откуда «ведут преемственность», записывали в армию добровольцев, служивших полгода, с 1920-го уже набирали «не младше 18 лет, на годичную службу». С 1922-го в стране введена обязательная воинская повинность «для мужчин в 20-летнем возрасте» (через два года - с 21, с 1939-го с 19 лет, окончивших десятилетку - с 18), служили тогда в пехоте и артиллерии по полтора года (с 1924-го - по два,), во флоте 4,5 (4), а в воздушном флоте - 3,5 (с 1924-го - 3, с 1939-го - 5 лет). Вот строки из «Красного Крыма» за 13 октября 1927-го: «От стены до стены широкими шеренгами выстроились больше ста молодых и крепких людей, одетых в красноармейскую форму - рабочие и крестьяне 1903 года рождения. Торжественный выпуск курсов артиллерийского учебного дивизиона. Командир прочёл приказ: «Красноармеец Карташёв Дмитрий проявил себя образцовым младшим командиром. Красноармеец Ерохин Мартьян, командир орудия, за ревностную службу…» Оба награждаются портсигарами с серебряными надписями». По данным портала «Память народа», симферополец Матвей (Максим, Мартьян) Демьянович Ерохин пропал без вести к июню 1944-го, а вот о судьбе Дмитрия Карташёва по неполным данным узнать не удалось - распространённые имя и фамилия, но большинство мужчин погибли на фронтах Великой Отечественной. Вообще, Великая Отечественная война, Рабоче-Крестьянская Красная Армия и наша газета, тогда «Красный Крым», - отдельная тема, мы воевали вместе, вместе - победили. И материалы о героях, известных и безымянных, вновь появлялись и будут появляться на страницах газеты: мы чётко знаем, что наша армия - наша защита и гордость. Кстати 23 февраля 1918 года в районе деревень Большое и Малое Лопатино под Псковом бойцы 2-го красноармейского полка под командованием Александра Ивановича Черепанова вступили в бой с передовым отрядом германских войск, наступавших на Петроград. Около тысячи бойцов под Псковом и Нарвой противостояли 4 дивизиям (около 100 тысяч человек) кайзеровской армии. И, как писал позже Иосиф Виссарионович Сталин, «дали решительный отпор немецким оккупантам». В этот же день началась массовая запись в РККА и формирование боеспособных частей в помощь солдатам Петроградского и других гарнизонов, матросам Балтфлота. Теперь 23 февраля - День воинской славы России.