«Армения». Вспомнить всех - «История» » Крымские новости

✔ «Армения». Вспомнить всех - «История»


Это трудно - назвать имена всех, кто погиб в один миг почти 80 лет назад, 7 ноября 1941-го в Чёрном море. На теплоходе «Армения», в мирное время - пассажирско-грузовом, построенном в Ленинграде в 1928-м, в войну - санитарном, что с сентября 1941-го за 15 рейсов вывез из Одессы почти 20 тысяч раненых. С началом боёв в Крыму сантранспорт, которым командовал Владимир Яковлевич Плаушевский, направили в Севастополь.


Поможем, земляки!


«Армения» была не только для эвакуации, но и госпиталем (переоборудована в Одессе в июле 1941-го) - операционная, перевязочные, 9 врачей, 29 медсестёр, 75 санитаров во главе с Петром Андреевичем Дмитриевским. В тот день медработников было больше - приказ (зачем - загадка!) вместе с ранеными забрать персоналы госпиталей Севастополя, Балаклавы и Ялты, часть военмедиков двух армий, оборонявших Крым.
А ещё тысячи эвакуируемых, как раненых защитников города, так и жителей полуострова, прорывавшихся на транспорт, что был последним, а враг уже занял Симферополь, Бахчисарай, Алушту, входил в Ялту… На борту «Армении» было от 4,5 до 10 тысяч человек… В 11 часов 29 минут они погибли - сантранспорт, атакованный вражеским бомбардировщиком, затонул.
Найти огромную братскую могилу удалось лишь весной прошлого года специалистам Министерства обороны страны и Центра подводных исследований Русского географического общества. И появился проект «Теплоход «Армения». Вспомнить всех» - чтобы попытаться восстановить имена погибших… «Крымская правда» присоединяется к проекту: уважаемые читатели, если кто-то из ваших родных, друзей, знакомых связан с погибшим теплоходом, был (должен быть) на борту 7 ноября 1941-го, не попал на него, видел момент выхода в море, вспоминал об этом, напишите нам (на конверте обязательна пометка «теп-
лоход «Армения»). Передадим ваши письменные истории (копии фотографий) исследователям, готовящим Книгу памяти. Также дружащие с интернетом могут зарегистрироваться на портале www.teplohodarmenia.ru
Давайте не забывать!


Четыре минуты


Именно столько прошло с момента, когда самолёт со свастикой сбросил бомбы на палубу судна, полного людей, до того, как корабль затонул. Говорят, что несколько человек удалось спасти - подобрали два катера сопровождения.
А ещё было два наших истребителя, но и они ничего не могли сделать с группой бомбардировщиков. Видели люфтваффе красные кресты, детей, женщин на корабле, но…
- «Армения» лежит на ровном киле на глубине более полутора километров в 17 морских милях (более 31 километра) к югу от Ялты, - рассказывает Сергей Фокин, руководитель Центра подвод-
ных исследований РГО. - Она не раскололась на части, но надстройка и палубы, особенно средняя и носовая часть по левому борту, буквально вывернуты. Корабль быстро погружался, но ещё были «воздушные карманы» - часть иллюминаторов в каютах вдавлена внутрь. Сколько в каютах было людей уже не скажешь… В 40 метрах от носа судна обнаружили ходовой мостик - сила взрыва. А на носу лежал судовой колокол, на котором название «Армения»….
Он словно специально так упал, веря, что когда-нибудь неравнодушные люди найдут корабль, почтят память его и всех, для кого он стал братской могилой. Искали «Армению» несколько десятилетий специа-
листы «Черноморского центра подводных исследований» во главе с Сергеем Ворониным, приезжал Роберт Баллард, нашедший «Титаник». Ходили слухи, что в шестидесятых прошлого века к кораблю «спускались чекисты, забрать документы»… Легенд вокруг «Армении» много, но факт только теперь: повезло найти. И стало понятно, что никто не мог спускаться - техника, способная работать на такой глубине, редкость даже сейчас. Магнитную аномалию поисковая экспедиция Министерства обороны России засекла в 2017-м, но обследовать гидролокатором, выявив «объект, очертаниями напоминающий» санитарный транспорт, смогли только в марте прошлого года. Потом подключились с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом специа-
листы Центра подводных исследований Русского географического общества.
- Знаете, в идентификации «Армении» помог вышедший на экраны в 1935 году фильм «Сокровища затонувшего корабля», приключенческая лента о водолазах экспедиции подводных работ особого назначения, - говорит исследователь. - Там теплоход сыграл себя, режиссёры Владимир Александрович Браун, Исаак Михайлович Менакер и оператор Соломон Белинкий запечатлели детали палубы, надстройки, скрупулёзно подчёркивая величие лайнера. Спустя десятилетия по ним определили: вот она, пропавшая «Армения», ну а находка колокола-рынды развеяла окончательные сомнения.


Народный список


Оказалось, что документов о корабле, о том, кто уходил на нём 7 ноября 1941-го очень мало. Но история уже не отпус-
кала неравнодушных поисковиков, да и некоторые родные тех, кто погиб на «Армении», стали писать исследователям.
- Возникла идея народного списка, - говорит Марина Давыдова, начальник службы массовых коммуникаций цент-
ра РГО. - Не должны быть забыты так страшно погибшие люди, это наша история, боль и память. Создали портал в интернете, где собираем данные о тех событиях, имена погибших, чтобы появилась Книга памяти теплохода «Армения». Мы должны попытаться собрать как можно больше фактов, узнать всё о судне, что называется, от стапеля до гибели.
В рейс, ставший последним, «Армения» грузилась 5-6 ноября в Севастополе, приняв на борт раненых, персоналы севастопольского госпиталя, 2-го военно-морского, Николаевского базового, госпиталь ялтинского санатория, часть медиков Приморской и 51-й армий, тысячи эвакуируемых севастопольцев. Вечером 6 ноября вышли в Ялту, но по пути - приказ зайти в Балаклаву (говорят, на борт взяли документы и сотрудников НКВД), в 2 часа ночи началась погрузка уже в Ялте - вновь тысячи людей. Ждать вечера капитан Владимир Плаушевский не стал - иначе бы враг расстрелял «Армению» в порту. Решил рискнуть, уйти.
- Ему уже не раз удавалось это, - рассказывает Роман Евтюков, руководитель специальных проектов РГО. - Владимир Яковлевич за эвакуационные рейсы награждён орденом Красного Знамени - «за умелое маневрирование (на прогулочном теплоходе!) и противодействие авиации противника». Но 7 ноября 1941-го увести корабль не удалось… Поэтому наш долг попытаться узнать обо всех из того рейса. Ведём поиски в архивах, но информации мало. Даже о создании корабля на Балтийском заводе немного - там помогают, но многие документы пропали в смутные девяностые. Помогают исследователям и в военных архивах, гражданских. Руководитель ялтинского Валентина Жердева, к примеру, передала 101 карточку - имена, которые в своё время установила краевед Наталья Михайловна Гурьянова. Какие-то фамилии удалось найти в редких списках архива Минобороны.. Пока 300 человек из тысяч…. Но мы будем искать! И просим помочь всех, расспросите старшее поколение о войне, пусть даже они не связаны с «Арменией», но надо успеть расспросить, сберечь память о годах трагедий и подвигов.
Николай Моисеенко, Николай Молоканов, Павел Денекин, Иван Рассохин, Сергей Радживин, Анатолий Пронькин, Иван Винницкий, Пётр Волков, Иван Глянько, Эсфирь Бродская, Соломон Шифрин, Ангилина Илидашвили, Павел Кулинич, Мария Новикова, Елизавета Гришкова, Мария Недашко… фамилии, сохранились в документах военного архива… А ещё знаем, что среди медработников сантранспорта была Александра Васильевна Воронина (в девичестве Бочева, уроженка Старого Крыма, довоенный ренгентехник института имени Ивана Михайловича Сеченова), жена погибшего позже за Севастополь Николая Константиновича Воронина с крейсера «Червона Украина» и мама нашего читателя из Черкасс Петра Николаевича. Он писал в газету, надеясь узнать о родных, найти мамину фотокарточку… Был на борту и 33-летний симферополец Наум Израилевич Меерсон, замглавврача психбольницы. Его внук Борис Берлин много лет разыскивает данные об «Армении».
Грустная история, связанная с кораблём, осталась и в памяти газеты, тогда «Красного Крыма». Редактор Евгений
Петрович Степанов вспоминал, как в Севастополе к ним прикомандировали литсотрудника, учителя-филолога. «Его жена и двое детей сели на теплоход. Какие-то вещи остались на берегу, он пока нашёл, подняли трапы. Умолял взять его, на палубе плакала семья. Но трап не спустили - пароход перегружен. Оставшихся много. Судно вышло в море. И вдруг сигнал воздушной тревоги… Фашистские самолёты покружили над городом, потом …бомбы обрушились на судно… Знаю, что позже он эвакуировал знаменитую Севастопольскую панораму Франца Алексеевича Рубо». Ни фамилии того учителя, ни имён его погибших родных уже не узнать. Но о них, обо всех, кто погиб на «Армении», надо помнить. Мы призываем крымчан присое-
диниться к проекту «Теплоход «Армения». Вспомнить всех». Это наша память, наш долг.


Это трудно - назвать имена всех, кто погиб в один миг почти 80 лет назад, 7 ноября 1941-го в Чёрном море. На теплоходе «Армения», в мирное время - пассажирско-грузовом, построенном в Ленинграде в 1928-м, в войну - санитарном, что с сентября 1941-го за 15 рейсов вывез из Одессы почти 20 тысяч раненых. С началом боёв в Крыму сантранспорт, которым командовал Владимир Яковлевич Плаушевский, направили в Севастополь. Поможем, земляки! «Армения» была не только для эвакуации, но и госпиталем (переоборудована в Одессе в июле 1941-го) - операционная, перевязочные, 9 врачей, 29 медсестёр, 75 санитаров во главе с Петром Андреевичем Дмитриевским. В тот день медработников было больше - приказ (зачем - загадка!) вместе с ранеными забрать персоналы госпиталей Севастополя, Балаклавы и Ялты, часть военмедиков двух армий, оборонявших Крым. А ещё тысячи эвакуируемых, как раненых защитников города, так и жителей полуострова, прорывавшихся на транспорт, что был последним, а враг уже занял Симферополь, Бахчисарай, Алушту, входил в Ялту… На борту «Армении» было от 4,5 до 10 тысяч человек… В 11 часов 29 минут они погибли - сантранспорт, атакованный вражеским бомбардировщиком, затонул. Найти огромную братскую могилу удалось лишь весной прошлого года специалистам Министерства обороны страны и Центра подводных исследований Русского географического общества. И появился проект «Теплоход «Армения». Вспомнить всех» - чтобы попытаться восстановить имена погибших… «Крымская правда» присоединяется к проекту: уважаемые читатели, если кто-то из ваших родных, друзей, знакомых связан с погибшим теплоходом, был (должен быть) на борту 7 ноября 1941-го, не попал на него, видел момент выхода в море, вспоминал об этом, напишите нам (на конверте обязательна пометка «теп- лоход «Армения»). Передадим ваши письменные истории (копии фотографий) исследователям, готовящим Книгу памяти. Также дружащие с интернетом могут зарегистрироваться на портале www.teplohodarmenia.ru Давайте не забывать! Четыре минуты Именно столько прошло с момента, когда самолёт со свастикой сбросил бомбы на палубу судна, полного людей, до того, как корабль затонул. Говорят, что несколько человек удалось спасти - подобрали два катера сопровождения. А ещё было два наших истребителя, но и они ничего не могли сделать с группой бомбардировщиков. Видели люфтваффе красные кресты, детей, женщин на корабле, но… - «Армения» лежит на ровном киле на глубине более полутора километров в 17 морских милях (более 31 километра) к югу от Ялты, - рассказывает Сергей Фокин, руководитель Центра подвод- ных исследований РГО. - Она не раскололась на части, но надстройка и палубы, особенно средняя и носовая часть по левому борту, буквально вывернуты. Корабль быстро погружался, но ещё были «воздушные карманы» - часть иллюминаторов в каютах вдавлена внутрь. Сколько в каютах было людей уже не скажешь… В 40 метрах от носа судна обнаружили ходовой мостик - сила взрыва. А на носу лежал судовой колокол, на котором название «Армения»…. Он словно специально так упал, веря, что когда-нибудь неравнодушные люди найдут корабль, почтят память его и всех, для кого он стал братской могилой. Искали «Армению» несколько десятилетий специа- листы «Черноморского центра подводных исследований» во главе с Сергеем Ворониным, приезжал Роберт Баллард, нашедший «Титаник». Ходили слухи, что в шестидесятых прошлого века к кораблю «спускались чекисты, забрать документы»… Легенд вокруг «Армении» много, но факт только теперь: повезло найти. И стало понятно, что никто не мог спускаться - техника, способная работать на такой глубине, редкость даже сейчас. Магнитную аномалию поисковая экспедиция Министерства обороны России засекла в 2017-м, но обследовать гидролокатором, выявив «объект, очертаниями напоминающий» санитарный транспорт, смогли только в марте прошлого года. Потом подключились с телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом специа- листы Центра подводных исследований Русского географического общества. - Знаете, в идентификации «Армении» помог вышедший на экраны в 1935 году фильм «Сокровища затонувшего корабля», приключенческая лента о водолазах экспедиции подводных работ особого назначения, - говорит исследователь. - Там теплоход сыграл себя, режиссёры Владимир Александрович Браун, Исаак Михайлович Менакер и оператор Соломон Белинкий запечатлели детали палубы, надстройки, скрупулёзно подчёркивая величие лайнера. Спустя десятилетия по ним определили: вот она, пропавшая «Армения», ну а находка колокола-рынды развеяла окончательные сомнения. Народный список Оказалось, что документов о корабле, о том, кто уходил на нём 7 ноября 1941-го очень мало. Но история уже не отпус- кала неравнодушных поисковиков, да и некоторые родные тех, кто погиб на «Армении», стали писать исследователям. - Возникла идея народного списка, - говорит Марина Давыдова, начальник службы массовых коммуникаций цент- ра РГО. - Не должны быть забыты так страшно погибшие люди, это наша история, боль и память. Создали портал в интернете, где собираем данные о тех событиях, имена погибших, чтобы появилась Книга памяти теплохода «Армения». Мы должны попытаться собрать как можно больше фактов, узнать всё о судне, что называется, от стапеля до гибели. В рейс, ставший последним, «Армения» грузилась 5-6 ноября в Севастополе, приняв на борт раненых, персоналы севастопольского госпиталя, 2-го военно-морского, Николаевского базового, госпиталь ялтинского санатория, часть медиков Приморской и 51-й армий, тысячи эвакуируемых севастопольцев. Вечером 6 ноября вышли в Ялту, но по пути - приказ зайти в Балаклаву (говорят, на борт взяли документы и сотрудников НКВД), в 2 часа ночи началась погрузка уже в Ялте - вновь тысячи людей. Ждать вечера капитан Владимир Плаушевский не стал - иначе бы враг расстрелял «Армению» в порту. Решил рискнуть, уйти. - Ему уже не раз удавалось это, - рассказывает Роман Евтюков, руководитель специальных проектов РГО. - Владимир Яковлевич за эвакуационные рейсы награждён орденом Красного Знамени - «за умелое маневрирование (на прогулочном теплоходе!) и противодействие авиации противника». Но 7 ноября 1941-го увести корабль не удалось… Поэтому наш долг попытаться узнать обо всех из того рейса. Ведём поиски в архивах, но информации мало. Даже о создании корабля на Балтийском заводе немного - там помогают, но многие документы пропали в смутные девяностые. Помогают исследователям и в военных архивах, гражданских. Руководитель ялтинского Валентина Жердева, к примеру, передала 101 карточку - имена, которые в своё время установила краевед Наталья Михайловна Гурьянова. Какие-то фамилии удалось найти в редких списках архива Минобороны Пока 300 человек из тысяч…. Но мы будем искать! И просим помочь всех, расспросите старшее поколение о войне, пусть даже они не связаны с «Арменией», но надо успеть расспросить, сберечь память о годах трагедий и подвигов. Николай Моисеенко, Николай Молоканов, Павел Денекин, Иван Рассохин, Сергей Радживин, Анатолий Пронькин, Иван Винницкий, Пётр Волков, Иван Глянько, Эсфирь Бродская, Соломон Шифрин, Ангилина Илидашвили, Павел Кулинич, Мария Новикова, Елизавета Гришкова, Мария Недашко… фамилии, сохранились в документах военного архива… А ещё знаем, что среди медработников сантранспорта была Александра Васильевна Воронина (в девичестве Бочева, уроженка Старого Крыма, довоенный ренгентехник института имени Ивана Михайловича Сеченова), жена погибшего позже за Севастополь Николая Константиновича Воронина с крейсера «Червона Украина» и мама нашего читателя из Черкасс Петра Николаевича. Он писал в газету, надеясь узнать о родных, найти мамину фотокарточку… Был на борту и 33-летний симферополец Наум Израилевич Меерсон, замглавврача психбольницы. Его внук Борис Берлин много лет разыскивает данные об «Армении». Грустная история, связанная с кораблём, осталась и в памяти газеты, тогда «Красного Крыма». Редактор Евгений Петрович Степанов вспоминал, как в Севастополе к ним прикомандировали литсотрудника, учителя-филолога. «Его жена и двое детей сели на теплоход. Какие-то вещи остались на берегу, он пока нашёл, подняли трапы. Умолял взять его, на палубе плакала семья. Но трап не спустили - пароход перегружен. Оставшихся много. Судно вышло в море. И вдруг сигнал воздушной тревоги… Фашистские самолёты покружили над городом, потом …бомбы обрушились на судно… Знаю, что позже он эвакуировал знаменитую Севастопольскую панораму Франца Алексеевича Рубо». Ни фамилии того учителя, ни имён его погибших родных уже не узнать. Но о них, обо всех, кто погиб на «Армении», надо помнить. Мы призываем крымчан присое- диниться к проекту «Теплоход «Армения». Вспомнить всех». Это наша память, наш долг.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru