✔ Четыре июля войны - «История»
Владилена 10-авг, 00:00 193 Новости АРКОни такие разные, те вторые месяцы лета в годы Великой Отечественной. Июль 1941-го - всё только началось и мы отступаем. Июль 1942-го - месяц больших поражений и огромных потерь. Июль 1943-го - переломная битва, мы смогли. Июль 1944-го - наступление, наступление, наше - к Победе. «Крымская правда» вместе с читателями вспоминает те события, приказы Верховного Главнокомандования и сражения, повлиявшие на ход войны.
Крах «Цитадели»
Накануне мы рассказали об обращении к людям Иосифа Сталина 3 июля 1941-го, когда он произнёс искренние, проникновенные слова, вдохновившие многих на бой, и о приказе 28 июля 1942-го, прозванном в войсках «Ни шагу назад!». Именно тот приказ, как бы о нём не отзывались сегодня, стал, словно кувшин с водой, вылитый на голову разгорячённого, запаниковавшего солдата, позволил остановиться, одуматься, собраться.
И суметь дальше выстоять в Сталинграде и на Кавказе, переломить амбиции фашистов. Вначале гитлеровцы насмехались, что приказ (разведка с обеих сторон работала отлично) «не сможет восстановить дисциплину у деморализованных солдат большевиков», но спустя дни уже предупреждали своих, что надо усилиться, ибо «сильная и организованная оборона теперь у Красной Армии». Обозреватель Алексей Волынец на портале «Военное обозрение» приводит красноречивые данные: «Если в июле 1942-го, в начале наступления гитлеровцев к Волге, темпы продвижения их вглубь СССР порой измерялись десятками километров в сутки, то в августе их уже мерили километрами, в сентябре - сотнями метров в сутки. В октябре 1942-го в Сталинграде как большой успех немцами расценивалось продвижение на 40-50 метров. К середине октября и такое «наступление» остановилось». Наши сражались буквально за каждый клочок земли, за каждый дом. Знакомые фронтовики потом рассказывали, что тот приказ, хоть и считался жёстким, но был «жизненно необходим, он смог поднять дух солдата, как в 1941-м это сделали сталинские слова «Братья и сёстры, друзья мои».
Считал так и друг нашей газеты, кавалер многих боевых орденов и медалей, в том числе двух главных солдатских «За отвагу», Алексей Черевко, в июле 1943-го участник сражения, окончательно переломившего ход войны. Танковое под Прохоровкой, Курская битва. «11 июля 1943-го полк получил задание совершить форсированный марш к станции Прохоровка (Алексей Константинович был наводчиком танка «КВ». - Ред.). Во второй половине дня были на месте, а к вечеру передовые танковые группы немцев появились перед полком. Завязался бой, не ожидавшие яростного отпора фашисты попятились. Мы понимали, что наступает ответственный момент, враг готовится нанести решающий удар и прорваться к Курску. Главное - устоять. Наступило утро 12 июля, начался бой. От грохота танков, рёва самолётов, стрельбы артиллерии, разрывов тысяч бомб, снарядов и мин сотрясалась земля. Шла тяжелейшая в истории войн битва танков».
Прохоровка в Белгородской области к 1943-у стала стратегической точкой: в феврале 60-я армия Ивана Черняховского освободила Курск, там в округе сражались войска сразу двух фронтов - Центрального и Воронежского.
И все понимали, что это возможное направление фашистского удара, чтобы взять реванш за поражение под Сталинградом. Идеальным местом будущего сражения было Прохоровское поле, но станция Прохоровка к тому времени больше года была в оккупации, там стояли полтысячи фашистов. В атаку на них в феврале пошли 120 бойцов 285-го стрелкового полка во главе с замкомандира Алексеем Ткачёвым, сражались за каждый дом, потом удерживали до подхода основных сил. Семеро погибших - Николай Филатов, Михаил Бычков, Никон Гребенников, Тимофей Осипкин, Иван Пряхин, Павел Андреев, Дмитрий Прохоров. А в апреле наша разведка передала в Москву фашистскую директиву
«О плане операции «Цитадель»: гитлеровцы, как и предполагалось, планировали окружить и уничтожить два наших фронта под Курском, направив туда почти миллион солдат, тысячи орудий и новейшие танки (но секрет их брони мы уже знали благодаря разведчику Киму Филби). Командующий Воронежского фронта предлагал сразу наступать, но Иосиф Сталин склонился к мнению командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского и замнаркома обороны Георгия Жукова сначала измотать противника в обороне, а потом контрнаступать.
Курская битва - это Курская оборонительная, с 5 по 23 июля, операция и две наступательные Орловская «Кутузов», с 12 июля по 18 августа, и Белгородско-Харьковская «Полководец Румянцев», с 3 по 23 августа. 12 июля в танковой битве сошлись больше 1000 танков и самоходных орудий, но Победа была уже на нашей стороне. А потом к ранее указанным фронтам присоединились войска Западного (командующий Василий Соколовский), Брянского (Маркиан Попов, который позже служил в Крыму), Степного (Иван Конев), Юго-Западного (Родион Малиновский), местные партизаны. И 5 августа 1943-го страна впервые салютовала - освободителям Орла и Белгорода, 23 августа - Харькова. Ход войны мы уже переломили с июля 1943-го окончательно.
Вперёд, на запад!
Третий год войны, миллионы погибших, но мы уже окончательно знаем и весь мир убедили, что Победа будет за нами. Во второй месяц лета 1944-го мы успешно продолжали наступление в начатых ранее операциях по освобождению страны: Выборгско-Петрозаводская, Полоцкая, Минская, Режицко-Двинская, белорусская «Багратион», начавшиеся Псковско-Островская, Вильнюсская, Белостокская, Львовско-Сандомирская, Люблин-Брестская, Мадонская, Каунасская… 17 июля Красная Армия вступила с освободительной миссией в Польшу, а по Москве в этот день провели колонну пленных фашистов, через 10 дней наши бойцы форсировали Вислу. Увы, большинство освобождённых тогда населённых пунктов теперь заграница, после развала Советского Союза в некоторых стали сносить памятники освободителям и героизировать фашистов. Но есть в июле дата, когда от гитлеровцев была полностью освобождена территория РСФСР - нынешней России, - 31 число, день окончания Псковско-Островской наступательной операции.
- Фашисты всегда считали Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда и вратам в Прибалтику», - рассказывает историк Игорь Павленко. - Им удалось оккупировать Прибалтику, блокировать Ленинград, захватить Псков, кстати, тоже в июле - 9, в 1941-м. И создать вокруг мощнейшее многокилометровое оборонительное укрепление, линия «Пантера», с комплексами огневых точек, артиллерийских батарей, противотанковых рвов, колючей проволоки. К нему наши бойцы вышли в феврале 1944-го, стало ясно, что без подготовки, с ходу не сломить. И войска 3-го Прибалтийского Ивана Масленникова подготовились. Псковско-Островская наступательная операция началась 17 июля. Наверное, настрой участников операции определяло и то, что Псковщина и небольшая территория Ленинградской области к тому времени оставались единственной территорией в РСФСР, что ещё находилась под властью фашистов. А ещё то, что чуть позже по войскам передали сообщение о колонне пленных в Москве, что провели в тот же день. Фашисты мечтали о параде в нашей столице, пройти победителями, а прошли под конвоем, проигравшие.
Пусть к тому времени ещё не до конца проигравшие, сопротивлявшиеся ожесточённо, но уже сломленные. Меньше недели нашим войскам понадобилось, чтоб вернуть после трёх лет оккупации старинные города Остров (21 июля) и Псков (23 июля), ещё несколько дней сражений и 31 июля полностью освобождены вся Псковская и Ленинградская области, вся Российская Советская Федеративная Социалистическая республика. До Победы оставалось ещё чуть больше года, но 7 ноября
1944-го Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин объявил, что от фашистов освобождена уже вся территория Советского Союза, нам осталось добить врага в его логове. И наша огромная многонациональная страна сделала это, освободив мир от нацизма. Четыре июля Великой Отечественной, такие разные, от, казалось, полного провала до успеха. Не забываем, земляки!
В тему
Июль 1943-го. Лишь некоторые освобождённые населённые пункты: Старица, Орловка, Болхов, Спасское… десятки на Орловско-Харьковском направлении. Июль 1944-го. Бобруйск, Полоцк, Минск, Петрозаводск, Лида, Вильно, Рава Русская, Псков… сотни на всех направлениях боёв по пути к Берлину.
Псков - наш! РСФСР свобода от фашистов. Фото из открытых источников. Они такие разные, те вторые месяцы лета в годы Великой Отечественной. Июль 1941-го - всё только началось и мы отступаем. Июль 1942-го - месяц больших поражений и огромных потерь. Июль 1943-го - переломная битва, мы смогли. Июль 1944-го - наступление, наступление, наше - к Победе. «Крымская правда» вместе с читателями вспоминает те события, приказы Верховного Главнокомандования и сражения, повлиявшие на ход войны. Крах «Цитадели» Накануне мы рассказали об обращении к людям Иосифа Сталина 3 июля 1941-го, когда он произнёс искренние, проникновенные слова, вдохновившие многих на бой, и о приказе 28 июля 1942-го, прозванном в войсках «Ни шагу назад!». Именно тот приказ, как бы о нём не отзывались сегодня, стал, словно кувшин с водой, вылитый на голову разгорячённого, запаниковавшего солдата, позволил остановиться, одуматься, собраться. И суметь дальше выстоять в Сталинграде и на Кавказе, переломить амбиции фашистов. Вначале гитлеровцы насмехались, что приказ (разведка с обеих сторон работала отлично) «не сможет восстановить дисциплину у деморализованных солдат большевиков», но спустя дни уже предупреждали своих, что надо усилиться, ибо «сильная и организованная оборона теперь у Красной Армии». Обозреватель Алексей Волынец на портале «Военное обозрение» приводит красноречивые данные: «Если в июле 1942-го, в начале наступления гитлеровцев к Волге, темпы продвижения их вглубь СССР порой измерялись десятками километров в сутки, то в августе их уже мерили километрами, в сентябре - сотнями метров в сутки. В октябре 1942-го в Сталинграде как большой успех немцами расценивалось продвижение на 40-50 метров. К середине октября и такое «наступление» остановилось». Наши сражались буквально за каждый клочок земли, за каждый дом. Знакомые фронтовики потом рассказывали, что тот приказ, хоть и считался жёстким, но был «жизненно необходим, он смог поднять дух солдата, как в 1941-м это сделали сталинские слова «Братья и сёстры, друзья мои». Считал так и друг нашей газеты, кавалер многих боевых орденов и медалей, в том числе двух главных солдатских «За отвагу», Алексей Черевко, в июле 1943-го участник сражения, окончательно переломившего ход войны. Танковое под Прохоровкой, Курская битва. «11 июля 1943-го полк получил задание совершить форсированный марш к станции Прохоровка (Алексей Константинович был наводчиком танка «КВ». - Ред.). Во второй половине дня были на месте, а к вечеру передовые танковые группы немцев появились перед полком. Завязался бой, не ожидавшие яростного отпора фашисты попятились. Мы понимали, что наступает ответственный момент, враг готовится нанести решающий удар и прорваться к Курску. Главное - устоять. Наступило утро 12 июля, начался бой. От грохота танков, рёва самолётов, стрельбы артиллерии, разрывов тысяч бомб, снарядов и мин сотрясалась земля. Шла тяжелейшая в истории войн битва танков». Прохоровка в Белгородской области к 1943-у стала стратегической точкой: в феврале 60-я армия Ивана Черняховского освободила Курск, там в округе сражались войска сразу двух фронтов - Центрального и Воронежского. И все понимали, что это возможное направление фашистского удара, чтобы взять реванш за поражение под Сталинградом. Идеальным местом будущего сражения было Прохоровское поле, но станция Прохоровка к тому времени больше года была в оккупации, там стояли полтысячи фашистов. В атаку на них в феврале пошли 120 бойцов 285-го стрелкового полка во главе с замкомандира Алексеем Ткачёвым, сражались за каждый дом, потом удерживали до подхода основных сил. Семеро погибших - Николай Филатов, Михаил Бычков, Никон Гребенников, Тимофей Осипкин, Иван Пряхин, Павел Андреев, Дмитрий Прохоров. А в апреле наша разведка передала в Москву фашистскую директиву «О плане операции «Цитадель»: гитлеровцы, как и предполагалось, планировали окружить и уничтожить два наших фронта под Курском, направив туда почти миллион солдат, тысячи орудий и новейшие танки (но секрет их брони мы уже знали благодаря разведчику Киму Филби). Командующий Воронежского фронта предлагал сразу наступать, но Иосиф Сталин склонился к мнению командующего Центральным фронтом Константина Рокоссовского и замнаркома обороны Георгия Жукова сначала измотать противника в обороне, а потом контрнаступать. Курская битва - это Курская оборонительная, с 5 по 23 июля, операция и две наступательные Орловская «Кутузов», с 12 июля по 18 августа, и Белгородско-Харьковская «Полководец Румянцев», с 3 по 23 августа. 12 июля в танковой битве сошлись больше 1000 танков и самоходных орудий, но Победа была уже на нашей стороне. А потом к ранее указанным фронтам присоединились войска Западного (командующий Василий Соколовский), Брянского (Маркиан Попов, который позже служил в Крыму), Степного (Иван Конев), Юго-Западного (Родион Малиновский), местные партизаны. И 5 августа 1943-го страна впервые салютовала - освободителям Орла и Белгорода, 23 августа - Харькова. Ход войны мы уже переломили с июля 1943-го окончательно. Вперёд, на запад! Третий год войны, миллионы погибших, но мы уже окончательно знаем и весь мир убедили, что Победа будет за нами. Во второй месяц лета 1944-го мы успешно продолжали наступление в начатых ранее операциях по освобождению страны: Выборгско-Петрозаводская, Полоцкая, Минская, Режицко-Двинская, белорусская «Багратион», начавшиеся Псковско-Островская, Вильнюсская, Белостокская, Львовско-Сандомирская, Люблин-Брестская, Мадонская, Каунасская… 17 июля Красная Армия вступила с освободительной миссией в Польшу, а по Москве в этот день провели колонну пленных фашистов, через 10 дней наши бойцы форсировали Вислу. Увы, большинство освобождённых тогда населённых пунктов теперь заграница, после развала Советского Союза в некоторых стали сносить памятники освободителям и героизировать фашистов. Но есть в июле дата, когда от гитлеровцев была полностью освобождена территория РСФСР - нынешней России, - 31 число, день окончания Псковско-Островской наступательной операции. - Фашисты всегда считали Псков «ключом к парадным дверям Ленинграда и вратам в Прибалтику», - рассказывает историк Игорь Павленко. - Им удалось оккупировать Прибалтику, блокировать Ленинград, захватить Псков, кстати, тоже в июле - 9, в 1941-м. И создать вокруг мощнейшее многокилометровое оборонительное укрепление, линия «Пантера», с комплексами огневых точек, артиллерийских батарей, противотанковых рвов, колючей проволоки. К нему наши бойцы вышли в феврале 1944-го, стало ясно, что без подготовки, с ходу не сломить. И войска 3-го Прибалтийского Ивана Масленникова подготовились. Псковско-Островская наступательная операция началась 17 июля. Наверное, настрой участников операции определяло и то, что Псковщина и небольшая территория Ленинградской области к тому времени оставались единственной территорией в РСФСР, что ещё находилась под властью фашистов. А ещё то, что чуть позже по войскам передали сообщение о колонне пленных в Москве, что провели в тот же день. Фашисты мечтали о параде в нашей столице, пройти победителями, а прошли под конвоем, проигравшие. Пусть к тому времени ещё не до конца проигравшие, сопротивлявшиеся ожесточённо, но уже сломленные. Меньше недели нашим войскам понадобилось, чтоб вернуть после трёх лет оккупации старинные города Остров (21 июля) и Псков (23 июля), ещё несколько дней сражений и 31 июля полностью освобождены вся Псковская и Ленинградская области, вся Российская Советская Федеративная Социалистическая республика. До Победы оставалось ещё чуть больше года, но 7 ноября 1944-го Верховный Главнокомандующий Иосиф Сталин объявил, что от фашистов освобождена уже вся территория Советского Союза, нам осталось добить врага в его логове. И наша огромная многонациональная страна сделала это, освободив мир от нацизма. Четыре июля Великой Отечественной, такие разные, от, казалось, полного провала до успеха. Не забываем, земляки! В тему Июль 1943-го. Лишь некоторые освобождённые населённые пункты: Старица, Орловка, Болхов, Спасское… десятки на Орловско-Харьковском направлении. Июль 1944-го. Бобруйск, Полоцк, Минск, Петрозаводск, Лида, Вильно, Рава Русская, Псков… сотни на всех направлениях боёв по пути к Берлину.