Первая депортация войны - «История» » Крымские новости

✔ Первая депортация войны - «История»



Они не успели оглядеться на новом месте, на Северном Кавказе, куда были вывезены из родного Крыма в середине августа - несколько недель прошло, и новая высылка, вместе с местными соплеменниками, в Казахстан. Туда, а также в Сибирь и на Алтай уже ехали теплушки с немцами Поволжья - официально переселёнными, как позже стали говорить, депортированными, в конце месяца. Крымские немцы не считались тогда такими - документальная «эвакуация», как и тысяч их земляков, что с предприятиями и колхозными стадами отправлялись вглубь страны - спасали хозяйство и жизни. Но всё же они, волею судеб оказавшиеся одной национальности с фашистами, стали первыми из крымских народов, подвергшихся принудительному выселению: двойному, из Крыма, позже - с Кавказа - 80 лет назад.


От Первой до Второй


Вообще, в истории немецкой нации нашей страны (появились её представители на Руси 11 столетий назад) это не первое переселение. В феврале 1915-го, в Первую мировую, когда Российская империя вое-


вала с германцами, принято решение о принудительном отчуждении земель в западных губерниях (позже - по всем регионам) у выходцев из Германии и Австро-Венгрии, закрывались немецкие школы, служащих этой нации увольняли с предприятий, высылали из губерний, объявленных на военном положении. Затем появился указ о переселении немцев Поволжья в Сибирь - лишь революция 1917-го помешала. Более того, вначале большевики способствовали возрождению немецких общин, в том же Поволжье уже через год, в 1918-м, появилась одна из первых в Советской России национальных автономий. Но просуществовала она до новой войны с германцами, для всех - Второй мировой, для нас - Великой Отечественной. Уже 28 августа 1941-го (в конце тридцатых нацию переселили из западных регионов страны) немцев с Поволжья таки переселили, как планировалось в империи, - в «изобилующие пахотной землёй районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана».


Эти строки из указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941-го - первого в советской истории документа о депортации (принудительной высылке, переселении) в условиях военного времени. «По достоверным данным, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселённых немцами Поволжья». Власти сокрушаются, что никто из тамошних немцев о наличии такого огромного количества диверсантов и шпионов не сообщил, а значит «немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа». И предупреждают: что по законам военного времени, если произойдут диверсионные акты, то они «будут вынуждены принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание этого необходимо переселить всё немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землёй, и была оказана государственная помощь по устройству в новых районах». Нестандартное решение: вместо того чтобы выявить и наказать диверсантов, под, что называется, общую гребёнку, «причесали» всю нацию от младенцев до старцев. И вместе с теми же диверсантами и шпионами отселили - на незнакомой для них местности будет легче контролировать.


«Эвакуация из отдельных»


Но всё же в Великую Отечественную первыми из переселённых немцев стали крымские. Правда, называлось это эвакуация. Только на сборы отводились минуты. Историк Марк Гольденберг в своё время нашёл в Госархиве страны постановление Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР от 15 августа 1941-го, которым предписывалось Совнаркому Крымской АССР «эвакуировать 51 тысячу человек из отдельных районов (Фрайдорф, Найдорф, Колай и другие) по согласованию с НКВД». Эвакуацию произвести в Орджоникидзевский край железнодорожным транспортом, Наркомату путей сообщения на это отводилось два дня, а Наркомату торговли и облисполкомам, крайисполкомам по пути предписывалось обеспечить эвакуируемым «продажу продуктов и горячей пищи на узловых станциях и кипятка на всех станциях следования». Казалось бы, всё обычно - неизбежная эвакуация в войну. Но, как обращает внимание историк, «эвакуация мирного населения полуострова проводилась по постановлению от 19 августа 1941-го». А районы, откуда спешно эвакуировали, были с немецкими поселения-


ми, но в первом документе национальность не фигурировала. Появилась она позже, когда в сентябре из Симферополя в Казахстан переселили (уже не эвакуировали!) 1900 «не учтённых планом» немцев. И в справке замначальника отдела спецпереселения НКВД Михаила Конрадова: «Из Крымской АССР (в соответствии с постановлением от 15 августа. - Ред.) эвакуировано в Орджоникидзевский край около 60 тысяч человек немецкой национальности. Кроме того, 3 тысячи человек немецкой национальности из Крымской АССР прибыло в Ростовскую область, которые в связи с проведением мер по переселению из Ростовской области переселяются в Казахскую ССР. 50 тысяч немцев из Крымской АССР переселено в Казахскую ССР при проведении операции по выселению из Орджоникидзевского края».


- Это было как-то жёстко, - наша читательница Ольга Владимировна передаёт слова отца, тогда 14-летнего мальчишки (по-немецки - Вольфгана, позже сменившего имя), переселённого с мамой из Фрайдорфа (ныне Новосёловка Раздольненского района).


- С утра 18 августа в дома, где жили немцы, пришли вооружённые чекисты, на сборы дали считанные минуты. Дома папиных соседей, еврейки тёти Розы со множеством детей и русских стариков Леонида Ивановича и Марии Ивановны, пропустили. Хотя папа вспоминает, как, узнав об эвакуации, они упрашивали вывезти еврейских детишек. Позже мы узнали, что семью тёти Розы фашисты расстреляли, убили и старичков, пытавшихся защитить малышей. Самому младшему и года не было, а Леонид Иванович в Первую мировую два Георгиевских креста заслужил… Так что не эвакуация то была. Бабушка сразу поняла: она ведь малышкой пережила подобное 1915-м, когда их с родителями выселили из Варшавской губернии «потому что немцы». Пыталась объяснить, что муж у неё в Красную Армию ушёл добровольцем, но был там милиционер из местных - больше всего злобствовал: «Надо ещё разобраться, за кого воюет». Много позже, вернувшись в родные места, бабушка узнала, что того милиционера расстреляли партизаны - оказался предателем, фашистам прислуживал, а ведь русский был. Поистине, подлость не знает национальности. А дедушка мой погиб, защищая Севастополь. Бабушка, совсем уже старенькая, с папой выжили и в девяностых, вернувшись из Казахстана, смогли побывать там, где он погиб.


О пути и жизни в депортации Владимир-Вольфган Генрихович не любит рассказывать, детям его, родившимся в Казахстане, местная жизнь запомнилась мирной, дружной.


- Отца и бабушку реабилитировали в шестидесятых, вспоминает, что выдавая справку, извинились за ошибку, - продолжает читательница. - А бабушка потом, помню, всё вздыхала, «ошибка - снова жизнь поломали. Виданное ли дело мальчишку в лагерь запихнули, а он мечтал Родину защищать». Это потом я узнала, что в Казахстане их с папой разлучили: она жила в колхозе в доме со множеством таких же переселенцев, а он - в бараке лагеря трудармии под надзором НКВД, строил железную дорогу в Акмолинской области. И в армию его не взяли - неблагонадёжный, после реабилитации бабушка настояла, чтобы имя сменил - новая жизнь.


В 35 только в институт смог поступить на заочное, а люди в Казахстане к нам, маленькой помню, тепло относились, не считали немцами - советские и всё…


Крымские немцы, потом итальянцы, татары, караимы, армяне, болгары, греки…трагическая история сороковых-роковых, депортация. Память.


Кстати


Первыми принудительно выселили с родной земли крымских немцев, а в январе-феврале 1942-го, после освобождения Керченского полуострова, выселили крымских итальянцев. Самая массовая депортация - в мае 1944-го, крымские татары, а также уцелевшие цыгане, евреи, крымчаки, караимы. В июне того же года выселили крымских армян, болгар, греков, венгров, турок, иранцев, румын.


Они не успели оглядеться на новом месте, на Северном Кавказе, куда были вывезены из родного Крыма в середине августа - несколько недель прошло, и новая высылка, вместе с местными соплеменниками, в Казахстан. Туда, а также в Сибирь и на Алтай уже ехали теплушки с немцами Поволжья - официально переселёнными, как позже стали говорить, депортированными, в конце месяца. Крымские немцы не считались тогда такими - документальная «эвакуация», как и тысяч их земляков, что с предприятиями и колхозными стадами отправлялись вглубь страны - спасали хозяйство и жизни. Но всё же они, волею судеб оказавшиеся одной национальности с фашистами, стали первыми из крымских народов, подвергшихся принудительному выселению: двойному, из Крыма, позже - с Кавказа - 80 лет назад. От Первой до Второй Вообще, в истории немецкой нации нашей страны (появились её представители на Руси 11 столетий назад) это не первое переселение. В феврале 1915-го, в Первую мировую, когда Российская империя вое- вала с германцами, принято решение о принудительном отчуждении земель в западных губерниях (позже - по всем регионам) у выходцев из Германии и Австро-Венгрии, закрывались немецкие школы, служащих этой нации увольняли с предприятий, высылали из губерний, объявленных на военном положении. Затем появился указ о переселении немцев Поволжья в Сибирь - лишь революция 1917-го помешала. Более того, вначале большевики способствовали возрождению немецких общин, в том же Поволжье уже через год, в 1918-м, появилась одна из первых в Советской России национальных автономий. Но просуществовала она до новой войны с германцами, для всех - Второй мировой, для нас - Великой Отечественной. Уже 28 августа 1941-го (в конце тридцатых нацию переселили из западных регионов страны) немцев с Поволжья таки переселили, как планировалось в империи, - в «изобилующие пахотной землёй районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана». Эти строки из указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941-го - первого в советской истории документа о депортации (принудительной высылке, переселении) в условиях военного времени. «По достоверным данным, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, заселённых немцами Поволжья». Власти сокрушаются, что никто из тамошних немцев о наличии такого огромного количества диверсантов и шпионов не сообщил, а значит «немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа». И предупреждают: что по законам военного времени, если произойдут диверсионные акты, то они «будут вынуждены принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание этого необходимо переселить всё немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы с тем, чтобы переселяемые были наделены землёй, и была оказана государственная помощь по устройству в новых районах». Нестандартное решение: вместо того чтобы выявить и наказать диверсантов, под, что называется, общую гребёнку, «причесали» всю нацию от младенцев до старцев. И вместе с теми же диверсантами и шпионами отселили - на незнакомой для них местности будет легче контролировать. «Эвакуация из отдельных» Но всё же в Великую Отечественную первыми из переселённых немцев стали крымские. Правда, называлось это эвакуация. Только на сборы отводились минуты. Историк Марк Гольденберг в своё время нашёл в Госархиве страны постановление Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР от 15 августа 1941-го, которым предписывалось Совнаркому Крымской АССР «эвакуировать 51 тысячу человек из отдельных районов (Фрайдорф, Найдорф, Колай и другие) по согласованию с НКВД». Эвакуацию произвести в Орджоникидзевский край железнодорожным транспортом, Наркомату путей сообщения на это отводилось два дня, а Наркомату торговли и облисполкомам, крайисполкомам по пути предписывалось обеспечить эвакуируемым «продажу продуктов и горячей пищи на узловых станциях и кипятка на всех станциях следования». Казалось бы, всё обычно - неизбежная эвакуация в войну. Но, как обращает внимание историк, «эвакуация мирного населения полуострова проводилась по постановлению от 19 августа 1941-го». А районы, откуда спешно эвакуировали, были с немецкими поселения- ми, но в первом документе национальность не фигурировала. Появилась она позже, когда в сентябре из Симферополя в Казахстан переселили (уже не эвакуировали!) 1900 «не учтённых планом» немцев. И в справке замначальника отдела спецпереселения НКВД Михаила Конрадова: «Из Крымской АССР (в соответствии с постановлением от 15 августа. - Ред.) эвакуировано в Орджоникидзевский край около 60 тысяч человек немецкой национальности. Кроме того, 3 тысячи человек немецкой национальности из Крымской АССР прибыло в Ростовскую область, которые в связи с проведением мер по переселению из Ростовской области переселяются в Казахскую ССР. 50 тысяч немцев из Крымской АССР переселено в Казахскую ССР при проведении операции по выселению из Орджоникидзевского края». - Это было как-то жёстко, - наша читательница Ольга Владимировна передаёт слова отца, тогда 14-летнего мальчишки (по-немецки - Вольфгана, позже сменившего имя), переселённого с мамой из Фрайдорфа (ныне Новосёловка Раздольненского района). - С утра 18 августа в дома, где жили немцы, пришли вооружённые чекисты, на сборы дали считанные минуты. Дома папиных соседей, еврейки тёти Розы со множеством детей и русских стариков Леонида Ивановича и Марии Ивановны, пропустили. Хотя папа вспоминает, как, узнав об эвакуации, они упрашивали вывезти еврейских детишек. Позже мы узнали, что семью тёти Розы фашисты расстреляли, убили и старичков, пытавшихся защитить малышей. Самому младшему и года не было, а Леонид Иванович в Первую мировую два Георгиевских креста заслужил… Так что не эвакуация то была. Бабушка сразу поняла: она ведь малышкой пережила подобное 1915-м, когда их с родителями выселили из Варшавской губернии «потому что немцы». Пыталась объяснить, что муж у неё в Красную Армию ушёл добровольцем, но был там милиционер из местных - больше всего злобствовал: «Надо ещё разобраться, за кого воюет». Много позже, вернувшись в родные места, бабушка узнала, что того милиционера расстреляли партизаны - оказался предателем, фашистам прислуживал, а ведь русский был. Поистине, подлость не знает национальности. А дедушка мой погиб, защищая Севастополь. Бабушка, совсем уже старенькая, с папой выжили и в девяностых, вернувшись из Казахстана, смогли побывать там, где он погиб. О пути и жизни в депортации Владимир-Вольфган Генрихович не любит рассказывать, детям его, родившимся в Казахстане, местная жизнь запомнилась мирной, дружной. - Отца и бабушку реабилитировали в шестидесятых, вспоминает, что выдавая справку, извинились за ошибку, - продолжает читательница. - А бабушка потом, помню, всё вздыхала, «ошибка - снова жизнь поломали. Виданное ли дело мальчишку в лагерь запихнули, а он мечтал Родину защищать». Это потом я узнала, что в Казахстане их с папой разлучили: она жила в колхозе в доме со множеством таких же переселенцев, а он - в бараке лагеря трудармии под надзором НКВД, строил железную дорогу в Акмолинской области. И в армию его не взяли - неблагонадёжный, после реабилитации бабушка настояла, чтобы имя сменил - новая жизнь. В 35 только в институт смог поступить на заочное, а люди в Казахстане к нам, маленькой помню, тепло относились, не считали немцами - советские и всё… Крымские немцы, потом итальянцы, татары, караимы, армяне, болгары, греки…трагическая история сороковых-роковых, депортация. Память. Кстати Первыми принудительно выселили с родной земли крымских немцев, а в январе-феврале 1942-го, после освобождения Керченского полуострова, выселили крымских итальянцев. Самая массовая депортация - в мае 1944-го, крымские татары, а также уцелевшие цыгане, евреи, крымчаки, караимы. В июне того же года выселили крымских армян, болгар, греков, венгров, турок, иранцев, румын.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика