Табачок из Феодосии - «История» » Крымские новости

✔ Табачок из Феодосии - «История»




В 1945-м наш фотокорреспондент Леонид Яблонский сохранил для истории улыбку Валентины Гаврило - одной из лучших работниц Феодосийской табачной фабрики. Фото автора.


Курить, конечно, вредно, о чём в наши дни предупреждает не только Минздрав, но и сами производители сигарет, публикуя частенько пугающие картинки на пачках. Но многих это, наверное, к сожалению (всё ж таки вредноватая привычка), не останавливает и спрос на табак, который завезли в страну ещё во времена Ивана Грозного, а официально разрешили при Петре Великом, высок. В былые времена наш полуостров славился выращиванием табака, производством папирос и сигар - с десяток табачных фабрик было в Крыму до Октябрьской революции 1917-го, да и после на весь СССР славилась Феодосийская табачная фабрика.


Караимское детище


Она, первая на полуострове, появилась в 1861-м стараниями местного купца караима Вениамина Стамболи, что ещё мальчишкой торговал на улице Итальянской папиросками, набивать табаком гильзы для которых помогал отцу Осипу Ильичу. Первая продукция - курительный табак опробована горожанами уже в тот же год, вскоре появилось новое здание (третий этаж надстроили к 1908-му). Лучший табак для фабрики выращивали в Карасубазарском (Белогорском) районе, в селе Кышлав (Курское), коробки для папирос и табака выпускали в лучших типографиях Санкт-Петербурга. А в газетах империи публиковали рекламу «Фабрика Стамболи: «Замечательный южный табак, отличающийся от других табаков мягкостью, натуральным ароматом и не оставляющий после курения никакого осадка. Просим курящих господ испробовать и убедиться в высоком его достоинстве». Наш крымский табак от Вениамина Осиповича дважды завоёвывал высшие награды международной выставки в Париже. Табачная фабрика Стамболи продолжала работать до установления в Крыму Советской власти, потом её национализировали, переименовав в «Коминтерн», завезли самое современное на тот момент оборудование и продолжили радовать отличными папиросами и табаком уже граждан нового государства. К слову, о качестве можно судить лишь по тому факту, что подарочные наборы советских папирос правительство страны заказывало только здесь.


От упадка к возрождению


К началу Великой Отечественной на фабрике было пять цехов, свой автопарк грузовиков-полуторок, электростанция. А ещё - детсад, амбулатория, библиотека, столовая, снабжавшаяся из собственных садоводческих и рыбно-животноводческих хозяйств - всё для удобства почти тысячи сотрудников, Кстати, в своё время традицию заботы о работниках на этой фабрике завёл ещё Вениамин Стамболи, к примеру, открыл воскресную школу и помогал талантливым детям подчинённых получить образование в гимназиях Крыма и университетах России. По каким-то причинам часть оборудования табачной фабрики в Великую Отечественную не успели эвакуировать - фашисты наладили здесь своё сигаретное производство, привезя три машины из Германии. При отступлении враг взорвал главный корпус фабрики, но горожане почти сразу после освобождения 13 апреля 1944-го начали восстановление разрушенного хозяйства Феодосии, в том числе и табачной фабрики, первые кисеты табака (гильз для набивки папирос ещё не хватало, а мешочки сшили женщины города) смогли отправить на фронт и в госпитали уже летом того года. В Государственном архиве Республики Крым, где хранятся подшивки нашей газеты, есть номер «Красного Крыма» (так до 1952-го называлась «Крымская правда») за 5 января 1945-го с рассказом о том, что накануне Феодосийская табачная фабрика окончательно вступила в строй действующих предприятий. Как писал директор Ефим Оксман, «восемь месяцев табачники упорно трудились над восстановлением фабрики. В процессе становления они освоили новые профессии - каменщика, штукатура, плотника, печника. Черкасовская бригада (с лета 1943-го, по примеру женщин Сталинграда, в частности работницы детсада Александры Черкасовой, патриотическое движение по восстановлению разрушенного распространилось по всем освобождённым территориям Союза. - Ред.) в составе Марковой, Хавроненко, Лесной, Шалиной, Воротаевой, Чёрной и Голоско взялась капитально отремонтировать картонажный и укладочный цеха к 29 декабря. Оштукатурили и побелили, отремонтировали полы, окна, сложили печи. Все работы закончены на 9 дней раньше срока. Коллектив гильзового цеха, которым руководит коммунист Радостин, дал слово собрать из старых деталей 15 гильзовых машин, смонтировать 26 метров трансмиссии к 5 декабря. Стахановцы (движение зародилось в 1935-м по примеру шахтёра-передовика Александра Стаханова. - Ред.) сдержали слово: собрали 16 машин, смонтировали 26 метров трансмиссии, подготовили добавочный привод. Рабочие механического цеха Прокопьев и Капочевский на три дня раньше срока собрали резальные машины. Первым восстановлен табачный цех, потом папироснонабивочный. Коллектив табачного, которым руководит Ловгиев, меньше чем за неделю переработал 39 тонн табака, при плане 35. Инициаторами соревнования в этом цехе явились стахановцы Фомичёва, Банудркин, Пенькова и Миськова. По четыре нормы в день стали давать сортировщицы табака Жданова, Стрельникова, Осадченко, Любченко, по две нормы - крошильщики и перетирщики Александров, Васильев, Кудленко. Коллектив папироснонабивочного цеха под руководством Чичко и механика Венчикова собрал 2 папироснонабивных машины и выпустил к новому году свыше миллиона папирос».


А в номере за 3 ноября 1945-го наш фотокорреспондент Леонид Яблонский сохранил для истории улыбку одной из лучших работниц Фео-
досийской табачной фабрики. «Валентина Гаврило всего пять месяцев назад освоила специальность набивщицы папирос. Сейчас товарищ Гаврило обслуживает две машины и выпускает в смену по 179 тысяч штук папирос». И все последующие советские годы в нашей газете неоднократно появлялись заметки об успехах работников Феодосийской табачной фабрики, о ежегодных городских и крымских осенних выставках, неизменными участниками которых были табачники.


В девяностых прошлого века Феодосийская табачная фабрика прекратила работу, весной 1990-го появилось сообщение о том, что здание сгорело. Впрочем, местные табачники не сдались, смогли восстановить одну автоматическую линию, разместить её в другом помещении и вновь наладить выпуск. В наши дни вновь, правда, не на старом месте, существует Феодосийская табачная фабрика, продукция которой становится всё популярнее в стране. А в память об основателе, феодосийском караиме купце Стамболи, выпущена новая марка сигарет с таким названием.


В 1945-м наш фотокорреспондент Леонид Яблонский сохранил для истории улыбку Валентины Гаврило - одной из лучших работниц Феодосийской табачной фабрики. Фото автора. Курить, конечно, вредно, о чём в наши дни предупреждает не только Минздрав, но и сами производители сигарет, публикуя частенько пугающие картинки на пачках. Но многих это, наверное, к сожалению (всё ж таки вредноватая привычка), не останавливает и спрос на табак, который завезли в страну ещё во времена Ивана Грозного, а официально разрешили при Петре Великом, высок. В былые времена наш полуостров славился выращиванием табака, производством папирос и сигар - с десяток табачных фабрик было в Крыму до Октябрьской революции 1917-го, да и после на весь СССР славилась Феодосийская табачная фабрика. Караимское детище Она, первая на полуострове, появилась в 1861-м стараниями местного купца караима Вениамина Стамболи, что ещё мальчишкой торговал на улице Итальянской папиросками, набивать табаком гильзы для которых помогал отцу Осипу Ильичу. Первая продукция - курительный табак опробована горожанами уже в тот же год, вскоре появилось новое здание (третий этаж надстроили к 1908-му). Лучший табак для фабрики выращивали в Карасубазарском (Белогорском) районе, в селе Кышлав (Курское), коробки для папирос и табака выпускали в лучших типографиях Санкт-Петербурга. А в газетах империи публиковали рекламу «Фабрика Стамболи: «Замечательный южный табак, отличающийся от других табаков мягкостью, натуральным ароматом и не оставляющий после курения никакого осадка. Просим курящих господ испробовать и убедиться в высоком его достоинстве». Наш крымский табак от Вениамина Осиповича дважды завоёвывал высшие награды международной выставки в Париже. Табачная фабрика Стамболи продолжала работать до установления в Крыму Советской власти, потом её национализировали, переименовав в «Коминтерн», завезли самое современное на тот момент оборудование и продолжили радовать отличными папиросами и табаком уже граждан нового государства. К слову, о качестве можно судить лишь по тому факту, что подарочные наборы советских папирос правительство страны заказывало только здесь. От упадка к возрождению К началу Великой Отечественной на фабрике было пять цехов, свой автопарк грузовиков-полуторок, электростанция. А ещё - детсад, амбулатория, библиотека, столовая, снабжавшаяся из собственных садоводческих и рыбно-животноводческих хозяйств - всё для удобства почти тысячи сотрудников, Кстати, в своё время традицию заботы о работниках на этой фабрике завёл ещё Вениамин Стамболи, к примеру, открыл воскресную школу и помогал талантливым детям подчинённых получить образование в гимназиях Крыма и университетах России. По каким-то причинам часть оборудования табачной фабрики в Великую Отечественную не успели эвакуировать - фашисты наладили здесь своё сигаретное производство, привезя три машины из Германии. При отступлении враг взорвал главный корпус фабрики, но горожане почти сразу после освобождения 13 апреля 1944-го начали восстановление разрушенного хозяйства Феодосии, в том числе и табачной фабрики, первые кисеты табака (гильз для набивки папирос ещё не хватало, а мешочки сшили женщины города) смогли отправить на фронт и в госпитали уже летом того года. В Государственном архиве Республики Крым, где хранятся подшивки нашей газеты, есть номер «Красного Крыма» (так до 1952-го называлась «Крымская правда») за 5 января 1945-го с рассказом о том, что накануне Феодосийская табачная фабрика окончательно вступила в строй действующих предприятий. Как писал директор Ефим Оксман, «восемь месяцев табачники упорно трудились над восстановлением фабрики. В процессе становления они освоили новые профессии - каменщика, штукатура, плотника, печника. Черкасовская бригада (с лета 1943-го, по примеру женщин Сталинграда, в частности работницы детсада Александры Черкасовой, патриотическое движение по восстановлению разрушенного распространилось по всем освобождённым территориям Союза. - Ред.) в составе Марковой, Хавроненко, Лесной, Шалиной, Воротаевой, Чёрной и Голоско взялась капитально отремонтировать картонажный и укладочный цеха к 29 декабря. Оштукатурили и побелили, отремонтировали полы, окна, сложили печи. Все работы закончены на 9 дней раньше срока. Коллектив гильзового цеха, которым руководит коммунист Радостин, дал слово собрать из старых деталей 15 гильзовых машин, смонтировать 26 метров трансмиссии к 5 декабря. Стахановцы (движение зародилось в 1935-м по примеру шахтёра-передовика Александра Стаханова. - Ред.) сдержали слово: собрали 16 машин, смонтировали 26 метров трансмиссии, подготовили добавочный привод. Рабочие механического цеха Прокопьев и Капочевский на три дня раньше срока собрали резальные машины. Первым восстановлен табачный цех, потом папироснонабивочный. Коллектив табачного, которым руководит Ловгиев, меньше чем за неделю переработал 39 тонн табака, при плане 35. Инициаторами соревнования в этом цехе явились стахановцы Фомичёва, Банудркин, Пенькова и Миськова. По четыре нормы в день стали давать сортировщицы табака Жданова, Стрельникова, Осадченко, Любченко, по две нормы - крошильщики и перетирщики Александров, Васильев, Кудленко. Коллектив папироснонабивочного цеха под руководством Чичко и механика Венчикова собрал 2 папироснонабивных машины и выпустил к новому году свыше миллиона папирос». А в номере за 3 ноября 1945-го наш фотокорреспондент Леонид Яблонский сохранил для истории улыбку одной из лучших работниц Фео- досийской табачной фабрики. «Валентина Гаврило всего пять месяцев назад освоила специальность набивщицы папирос. Сейчас товарищ Гаврило обслуживает две машины и выпускает в смену по 179 тысяч штук папирос». И все последующие советские годы в нашей газете неоднократно появлялись заметки об успехах работников Феодосийской табачной фабрики, о ежегодных городских и крымских осенних выставках, неизменными участниками которых были табачники. В девяностых прошлого века Феодосийская табачная фабрика прекратила работу, весной 1990-го появилось сообщение о том, что здание сгорело. Впрочем, местные табачники не сдались, смогли восстановить одну автоматическую линию, разместить её в другом помещении и вновь наладить выпуск. В наши дни вновь, правда, не на старом месте, существует Феодосийская табачная фабрика, продукция которой становится всё популярнее в стране. А в память об основателе, феодосийском караиме купце Стамболи, выпущена новая марка сигарет с таким названием.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru