Вдали от родного села... - «История» » Крымские новости

✔ Вдали от родного села... - «История»




Георгий Каражов. Фото из семейного архива Валентины БОЖКО-КАРАЖОВОЙ.


Великая Отечественная принесла нашей стране, всем её народам немало бед, хватило их и для крымчан: оборона, боль похоронок, оккупация, массовые казни, фашистский угон на работы… Но случилась тогда у крымчан ещё одна боль, сразу после радости освобождения от фашистов, после крымской весны 1944-го, когда чудом выжившие в оккупации вдохновенно трудились, чтобы скорее возродить полуостров, приблизить всеобщую Победу. Весной-летом 1944-го крымчан разделили по национальному признаку, депортировав целые народы - 15 минут на сборы и из тёплого Крыма в уральские-сибирские холода, с массой народа в теплушках, с крохами еды и невозможностью нормально проститься с теми, кто не выдерживал месяцы дороги. Крымские татары, армяне, болгары, греки…


Впрочем, нет, вначале были крымские немцы, ещё до оккупации, практически сразу после нападения фашистской Германии на нашу страну; потом, когда наши десантники освободили территорию Керченского полуострова, оттуда выселили итальянцев - эта страна воевала на стороне врага.


- Соседи моей прабабушки были крымские немцы, - рассказывает София. - Они, как рассказывали родные,  дружно жили в большом многонацио­нальном дворе в Симферополе. Когда началась война, мужчины ушли на фронт, остались только мой прадедушка-болгарин, которого не призвали из-за возраста, еврей дядя Яша, инвалид Гражданской, и братья Иван и Семён, русские, получившие бронь как отличные мастера завода. Они, правда, потом, эвакуи­ровались вместе с заводом, но знаю, что Иван всё же добился отправки на передовую, до Берлина дошёл, а Семён заработал орден за труд. Он встретился на Урале, куда в сентябре 1941-го эвакуировали завод, с моими родными, которых депортировали в июне 1944-го, а дядю Яшу с семьёй фашисты казнили в декабре 1941-го. Мои родные, к счас­тью, выжили при депортации, но ни прадедушка, ни прабабушка вернуться сюда уже не смогли, да и мои родители, родившиеся вдали от полуострова, бабушка с младшими братьями и их семьями, лишь в середине девяностых смогли приехать сюда. Правда, уже не с Урала, а из Ростовской области, куда перебрались в шестидесятых, когда уже сняли с них клеймо спецпоселенцев.


Окончательно народы, депортированные с полуострова, реабилитировали лишь в «Крымскую весну» 2014-го, указом уже президента России. А для крымских болгар, как рассказывает наша читательница, история депортации началась в конце мая 1944-го, как и для армян, греков.


- Тогда нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия докладывал Иосифу Сталину, что после высылки крымских татар в Крыму продолжают выявлять  «антисоветские элементы», и что учтено здесь 1205 болгар, 14300 греков и 9919 армян, - цитирует документы читательница. - Наш народ обвинили в том, что в период оккупации «участвовали в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба для германской армии». Но болгары издавна славились как земледельцы, так что обвинять их в выращивании хлеба… И не могли «не заготавливать», ведь фашисты установили в сёлах продовольственный налог и за несдачу зерна просто расстреливали, вот и трудились, в основном женщины и подростки, как мои родные, на полях, чтобы сохранить жизнь семьям, да хоть горсть для себя заработать. А ещё обвинили в том, что моих единоверцев отправляли «на работы в Германию», можно подумать, что добровольно... Сколько крымской молодёжи разных национальностей было угнано, сколько не вернулось… Или обвинения «в сотрудничестве с фашистами»… Да, предатели были, но они у всех были, и не имеют национальности. Зато наш народ гордится своими воинами, народными мстителями  -  Иван Генов, руководитель партизанского района; погибшие от рук фашистов Юрий, Анатолий и Дмитрий Стояновы, старокрымские подпольщики, Андрей Узунов, Валентина Нешева, Андрей Наголов, Григорий Клинчев, Михаил Бойчев, Михаил Нешев, Дмитрий Чебышев, Никола и Трифон Москатовы, Феодосей Шишманов,  Михаил Секов - герои из Марфовки… Об этом при подготовке документов о депортации ни слова, зато есть Постановление Госкомитета обороны от 2 июня 1944-го о выселении из Крымской АССР болгар, греков, армян (у них тоже героев немало, как и среди остальных крымчан). И страшные дни 24-27 июня, когда на рассвете солдаты НКВД стучали в дома и давали 15 минут на сборы…


С собой можно было взять лишь узелок с документами, нехитрой едой и одеждой (вспоминали, что уезжали летом, а на Урале снег в начале осени), дома, мебель, ценности - всё потом изымалось, передавалось новым хозяевам - переселенцам, которых тоже часто срывали с родных мест. Так, из-за депортации семья другой нашей читательницы, Валентины Божко-Каражовой, лишилась дома в Желябовке Сейтлерского (Нижнегорского) района, могил родных. Её отец Георгий Маркович всю жизнь мечтал вернуться… Его, в отличие от остальных членов семьи, не выслали в 1944-м, а в 1941-м отправили в командировку, с депортированными родными он  воссоединился уже на спецпоселении, которые, с особыми условиями, приписывались всем изгнанным.


- Хочу на страницах «Крымской правды» рассказать об отце Георгии Марковиче Каражове, так и не сумевшем осуществить мечту получить возможность построить дом взамен утраченного в Сейтлерском районе. В 1941-м он уехал в Красноярский край на уборку зерновых - рабочая командировка, - написала читательница. - Вернуться в родные места из неё ему было не суждено. В 1993-м ваша газета уже рассказывала о папе, ему тогда было 82, радовался, что разрешили вернуться в родную Желябовку, где жили до войны большой семьёй, но… Папа - крымский болгарин, труженик земли вместе со старшими братьями Семёном и Фёдором. Вначале батрачил мальчишкой (он 1911 года рождения), в 1932-м окончил курсы механизаторов и стал одним из первых в районе трактористов «Фордзона», вскоре за ударный труд на жатве получил премию - мотоцикл. Правда, вскоре пришлось стать сторожем на виноградниках - нашли заболевание лёгких, врачи запретили трудиться комбайнёром, шансов давали мало… Там, на виноградниках, отец изредка пробовал спелые гроздья, и случилось чудо - выздоровел благодаря винограду, вновь возглавил бригаду комбайнёров. В августе 1941-го отца, бригадира тракторной бригады колхоза имени Андрея Желябова, имевшего бронь, вызвали в Наркомат земледелия Крымской АССР, думал вначале, что всё же отпустят на фронт, как рвался, но…Согласно распоряжению Наркомзема Советского Союза командировали его вместе с товарищами убирать зерновые в Красноярском крае. Месяц в пути, привычная нелёгкая работа в селе Куртак, к счастью, до морозов и снегов успели… А в редкие минуты отдыха мысленно писал Георгий Маркович письма домой, где остались жена с детьми, пожилая мама, - знал, в оккупации полуостров… Дождался 1944 года, освобождения, но сразу две тяжёлых вести принесло радостное, казалось, событие: узнал о гибели любимой Марии, потом о депортации соплеменников. 15 минут на сборы получила наша бабушка, но смогла вывезти внуков в Молотовскую (Пермскую) область, где жил старший сын Семён. Чего стои­ла та депортация, как вывозили с полуострова неугодные нации…. Георгий Маркович мог только догадываться, но не озлобился, продолжал честно трудиться ради Родины и победы. И писала о нём в передовице районная газета «Новосёловский колхозник»: «Комбайнёр колхоза «Гроза капиталу» Г. М. Каражов, работая на комбайне «Сталинец», убрал хлеб на площади 510 гектаров и сэкономил 718 килограммов горючего». И медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной вой­не» заслужена по праву.


После трудился на Ужурском ремзаводе в Красноярском крае, а выйдя на пенсию, перебрался ближе к родному полуострову - в Херсон, постоянно писал ходатайства о возвращении в родное село… В 1993-м удовлетворили, даже деньги какие-то выделили на строительство дома в Желябовке, но не получилось с домом, с возвращением - спустя два года, в 1995-м, отец умер в Херсоне. Вот такая судьба труженика.


И это, увы, нередкие случаи среди тех, кто в одночасье был выслан когда-то из родного Крыма: кто-то остался в пути, на чужбине, чьи-то лишь дети и внуки смогли вернуться, дождаться реабилитации. Вернуть честные имена, национальности честных людей - ведь предатели не имеют нации… Не забываем историю, земляки!


Георгий Каражов. Фото из семейного архива Валентины БОЖКО-КАРАЖОВОЙ. Великая Отечественная принесла нашей стране, всем её народам немало бед, хватило их и для крымчан: оборона, боль похоронок, оккупация, массовые казни, фашистский угон на работы… Но случилась тогда у крымчан ещё одна боль, сразу после радости освобождения от фашистов, после крымской весны 1944-го, когда чудом выжившие в оккупации вдохновенно трудились, чтобы скорее возродить полуостров, приблизить всеобщую Победу. Весной-летом 1944-го крымчан разделили по национальному признаку, депортировав целые народы - 15 минут на сборы и из тёплого Крыма в уральские-сибирские холода, с массой народа в теплушках, с крохами еды и невозможностью нормально проститься с теми, кто не выдерживал месяцы дороги. Крымские татары, армяне, болгары, греки… Впрочем, нет, вначале были крымские немцы, ещё до оккупации, практически сразу после нападения фашистской Германии на нашу страну; потом, когда наши десантники освободили территорию Керченского полуострова, оттуда выселили итальянцев - эта страна воевала на стороне врага. - Соседи моей прабабушки были крымские немцы, - рассказывает София. - Они, как рассказывали родные, дружно жили в большом многонацио­нальном дворе в Симферополе. Когда началась война, мужчины ушли на фронт, остались только мой прадедушка-болгарин, которого не призвали из-за возраста, еврей дядя Яша, инвалид Гражданской, и братья Иван и Семён, русские, получившие бронь как отличные мастера завода. Они, правда, потом, эвакуи­ровались вместе с заводом, но знаю, что Иван всё же добился отправки на передовую, до Берлина дошёл, а Семён заработал орден за труд. Он встретился на Урале, куда в сентябре 1941-го эвакуировали завод, с моими родными, которых депортировали в июне 1944-го, а дядю Яшу с семьёй фашисты казнили в декабре 1941-го. Мои родные, к счас­тью, выжили при депортации, но ни прадедушка, ни прабабушка вернуться сюда уже не смогли, да и мои родители, родившиеся вдали от полуострова, бабушка с младшими братьями и их семьями, лишь в середине девяностых смогли приехать сюда. Правда, уже не с Урала, а из Ростовской области, куда перебрались в шестидесятых, когда уже сняли с них клеймо спецпоселенцев. Окончательно народы, депортированные с полуострова, реабилитировали лишь в «Крымскую весну» 2014-го, указом уже президента России. А для крымских болгар, как рассказывает наша читательница, история депортации началась в конце мая 1944-го, как и для армян, греков. - Тогда нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия докладывал Иосифу Сталину, что после высылки крымских татар в Крыму продолжают выявлять «антисоветские элементы», и что учтено здесь 1205 болгар, 14300 греков и 9919 армян, - цитирует документы читательница. - Наш народ обвинили в том, что в период оккупации «участвовали в проводимых немцами мероприятиях по заготовке хлеба для германской армии». Но болгары издавна славились как земледельцы, так что обвинять их в выращивании хлеба… И не могли «не заготавливать», ведь фашисты установили в сёлах продовольственный налог и за несдачу зерна просто расстреливали, вот и трудились, в основном женщины и подростки, как мои родные, на полях, чтобы сохранить жизнь семьям, да хоть горсть для себя заработать. А ещё обвинили в том, что моих единоверцев отправляли «на работы в Германию», можно подумать, что добровольно. Сколько крымской молодёжи разных национальностей было угнано, сколько не вернулось… Или обвинения «в сотрудничестве с фашистами»… Да, предатели были, но они у всех были, и не имеют национальности. Зато наш народ гордится своими воинами, народными мстителями - Иван Генов, руководитель партизанского района; погибшие от рук фашистов Юрий, Анатолий и Дмитрий Стояновы, старокрымские подпольщики, Андрей Узунов, Валентина Нешева, Андрей Наголов, Григорий Клинчев, Михаил Бойчев, Михаил Нешев, Дмитрий Чебышев, Никола и Трифон Москатовы, Феодосей Шишманов, Михаил Секов - герои из Марфовки… Об этом при подготовке документов о депортации ни слова, зато есть Постановление Госкомитета обороны от 2 июня 1944-го о выселении из Крымской АССР болгар, греков, армян (у них тоже героев немало, как и среди остальных крымчан). И страшные дни 24-27 июня, когда на рассвете солдаты НКВД стучали в дома и давали 15 минут на сборы… С собой можно было взять лишь узелок с документами, нехитрой едой и одеждой (вспоминали, что уезжали летом, а на Урале снег в начале осени), дома, мебель, ценности - всё потом изымалось, передавалось новым хозяевам - переселенцам, которых тоже часто срывали с родных мест. Так, из-за депортации семья другой нашей читательницы, Валентины Божко-Каражовой, лишилась дома в Желябовке Сейтлерского (Нижнегорского) района, могил родных. Её отец Георгий Маркович всю жизнь мечтал вернуться… Его, в отличие от остальных членов семьи, не выслали в 1944-м, а в 1941-м отправили в командировку, с депортированными родными он воссоединился уже на спецпоселении, которые, с особыми условиями, приписывались всем изгнанным. - Хочу на страницах «Крымской правды» рассказать об отце Георгии Марковиче Каражове, так и не сумевшем осуществить мечту получить возможность построить дом взамен утраченного в Сейтлерском районе. В 1941-м он уехал в Красноярский край на уборку зерновых - рабочая командировка, - написала читательница. - Вернуться в родные места из неё ему было не суждено. В 1993-м ваша газета уже рассказывала о папе, ему тогда было 82, радовался, что разрешили вернуться в родную Желябовку, где жили до войны большой семьёй, но… Папа - крымский болгарин, труженик земли вместе со старшими братьями Семёном и Фёдором. Вначале батрачил мальчишкой (он 1911 года рождения), в 1932-м окончил курсы механизаторов и стал одним из первых в районе трактористов «Фордзона», вскоре за ударный труд на жатве получил премию - мотоцикл. Правда, вскоре пришлось стать сторожем на виноградниках - нашли заболевание лёгких, врачи запретили трудиться комбайнёром, шансов давали мало… Там, на виноградниках, отец изредка пробовал спелые гроздья, и случилось чудо - выздоровел благодаря винограду, вновь возглавил бригаду комбайнёров. В августе 1941-го отца, бригадира тракторной бригады колхоза имени Андрея Желябова, имевшего бронь, вызвали в Наркомат земледелия Крымской АССР, думал вначале, что всё же отпустят на фронт, как рвался, но…Согласно распоряжению Наркомзема Советского Союза командировали его вместе с товарищами убирать зерновые в Красноярском крае. Месяц в пути, привычная нелёгкая работа в селе Куртак, к счастью, до морозов и снегов успели… А в редкие минуты отдыха мысленно писал Георгий Маркович письма домой, где остались жена с детьми, пожилая мама, - знал, в оккупации полуостров… Дождался 1944 года, освобождения, но сразу две тяжёлых вести принесло радостное, казалось, событие: узнал о гибели любимой Марии, потом о депортации соплеменников. 15 минут на сборы получила наша бабушка, но смогла вывезти внуков в Молотовскую (Пермскую) область, где жил старший сын Семён. Чего стои­ла та депортация, как вывозили с полуострова неугодные нации…. Георгий Маркович мог только догадываться, но не озлобился, продолжал честно трудиться ради Родины и победы. И писала о нём в передовице районная газета «Новосёловский колхозник»: «Комбайнёр колхоза «Гроза капиталу» Г. М. Каражов, работая на комбайне «Сталинец», убрал хлеб на площади 510 гектаров и сэкономил 718 килограммов горючего». И медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной вой­не» заслужена по праву. После трудился на Ужурском ремзаводе в Красноярском крае, а выйдя на пенсию, перебрался ближе к родному полуострову - в Херсон, постоянно писал ходатайства о возвращении в родное село… В 1993-м удовлетворили, даже деньги какие-то выделили на строительство дома в Желябовке, но не получилось с домом, с возвращением - спустя два года, в 1995-м, отец умер в Херсоне. Вот такая судьба труженика. И это, увы, нередкие случаи среди тех, кто в одночасье был выслан когда-то из родного Крыма: кто-то остался в пути, на чужбине, чьи-то лишь дети и внуки смогли вернуться, дождаться реабилитации. Вернуть честные имена, национальности честных людей - ведь предатели не имеют нации… Не забываем историю, земляки!

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня




Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика