✔ От кирзы до АКМа - «История»
Иван 28-фев, 00:00 193 Новости АРК«Крымская правда» продолжает писать, чем славился Советский Союз. В канун Дня защитника Отечества вспомним об изобретениях, что, помимо мужества, героизма и патриотизма, стали залогом побед. Примечательно, что побеждать на нашей земле, какое бы имя ни носила страна и какую бы территорию ни занимала, - традиция: ещё великий полководец Александр Суворов в конце XVIII века описал эту «науку».
И связь времён: некоторые советские армейские изобретения - на открытиях, сделанных в Российской империи.
«В поход готовые»
В нынешней армии обувь - берцы, что плотнее, за счёт шнуровки, фиксируются на ноге. Их делают из кожи и пропитанной водоотталкивающей ткани, подошва рифлёная, носят берцы с носками уставного цвета. А вот в былые времена военные знали портянки-обмотки, учились их правильно наматывать, чтобы не натирать ноги в кирзовых сапогах с подковами. Кирза (в простонародье) - обувь многих поколений советских и российских военных (на зависть армиям иных стран), да и не только их: даже голенища женских сапог после Великой Отечественной делали из кирзы. В кирзовых сапогах советский солдат шёл к победе, «дошёл до Берлина» - как снайпер Василий Голосов (в реальности, увы, погибший в 1943-м) на плакате Леонида Голованова. А ещё им есть памятник в военном городке в Пермском крае, они сняты в кино, упоминаются в книгах, даже рассказ Ивана Ермакова есть - «Ценный зверь - кирза», о фронтовике, что хранил свою боевую обувь. «И прожитому мною нелёгкому, суровому и гордому веку название - кирзовый. Не рота - держава в них обувалась! И в пляс, и в загс, и за плугом, и к горнам (в кузне. - Ред.), и за полковым флагом». Фронтовик Юлия Друнина писала: «До сих пор не совсем понимаю,/ Как же я, и худа, и мала,/ Сквозь пожары к победному Маю/ В кирзачах стопудовых дошла» (для женщин на войне не было исключений, сапоги выпускали больших размеров - носили, наматывая несколько портянок). И у фронтовика Булата Окуджавы есть «Песенка о солдатских сапогах», и ещё одна - «Солдатские сапоги» (авторы, предположительно, Шадарвский и Александр Долуханян): «Тебе, солдату Родины, оружие доверено,/ Шинель по росту выдана - носи да береги./ К тому же дали новые, в любой поход готовые,/ Солдатские кирзовые простые сапоги».
История кирзовых сапог - история изобретений начала прошлого века: синтетический каучук и кирза. Это сегодня «резина» и «латекс» привычны, а тогда каучука для них не хватало: растений каучуконосов было мало. И у нас, ещё в Российской империи, впервые в мире начались опыты по получению синтетического каучука. Эксперименты, независимо друг от друга, проводили Николай Курнаков, Владимир Ипатьев, Сергей Лебедев, Борис Бызов - ученики знаменитого Дмитрия Менделеева (кстати, его путь в науку начался с должности учителя в Симферопольской мужской гимназии).
Первой удача посетила Сергея Лебедева, сумевшего в 1900-м получить изопрен - одну из основ синтетического каучука, успешными были опыты и Бориса Бызова. Именно они уже при Советском Союзе, в 1926-м, выиграли конкурс Высшего совета народного хозяйства СССР на разработку метода промышленного производства искусственного каучука. Сергей Лебедев с коллегами Иваном Виноградовым-Волжским, Анной Вороновой, Фёдором Вороновым, Сигизмундом Кибиркштисом, Валентином Краузе, Яковом Слободиным и Анастасией Якибчук смогли из этилового спирта (получали из картошки) синтезировать бутадиен для производства каучука. В 1932-м СССР впервые в мире начал промышленный выпуск синтетического каучука.
Ещё один ученик Дмитрия Ивановича Менделеева - изобретатель Михаил Поморцев проводил опыты по замене каучука конкретно в одежде. Он и придумал в 1904-м кирзу - за основу взял грубую ткань, так называемую «керзу» (потом «е» заменили на слышащееся при произношении «и»), схожую с брезентом, пропитал смесью парафина, яичного желтка и канифоли. Плотная многослойная хлопчатобумажная ткань стала водонепроницаемой и дышащей, как натуральная кожа, из которой тогда шили обувь для армии. Изделия из керзы, правда, ещё не обувь, а сумки для боеприпасов, амуниция для коней, отлично прошли испытания во время Русско-японской войны, перед Первой мировой уже опытную партию сапог выпустили, но массовости помешали и последующие войны-революции, и протесты купцов, державших кожевенно-обувное производство.
Вновь о кирзе вспомнили в СССР в начале тридцатых прошлого века, когда нехватка кожи для солдатских сапог ощущалась особенно остро. Но тратиться на пропитку из парафина, канифоли и яиц тоже накладно, решили пропитывать каучуком, Сергей Лебедев и Борис Бызов объединили усилия, придумав более экономичный способ его получения, а на заводе «Искож» в Кирове, которым руководил Александр Хомутов, начали осваивать «совместимость» ткани-керзы и синтетического каучука. Вначале не получалось, но потом подключился химик Иван Плотников, разработавший технологию. Он же усовершенствовал её после того, как в советско-финскую войну кирзовые сапоги почти не прошли испытаний - трескались на морозе. И уже к 1941-му было налажено массовое производство кирзовых сапог, которым вскоре доведётся прошагать дорогой победы не только по Советскому Союзу, но и по Европе.
«Стрелковая очередь»
Раньше стрелковое оружие было однозарядным, если стрелялись не на дуэли, по правилам очереди, то приходилось туговато: кто быстрее достанет патрон, перезарядит. Но в 1870-м в Швейцарии придумали «магазины» - ёмкость для множества патронов, появилась возможность многозарядных винтовок. А уже в 1883-м в Российской империи Сергей Мосин изобрёл для неё основу - уникальный реечно-прикладной механизм (кстати, европейцы пытались перекупить идею, аж за миллион франков, но не удалось). В 1891-м появилась знаменитая винтовка Мосина, «трёхлинейка», с которой на Руси и в Первую мировую сражались, и Октябрьскую революцию делали, и в Гражданскую «проверили», и Великую Отечественную начали. А ещё в 1916-м на вооружении 189-го Измаильского полка появилась первая в мире автоматическая винтовка (ведущая стрельбу очередями) - изобретение Владимира Фёдорова. Правда, массово в производство её запустили лишь в 1920-м, но ненадолго: уже в конце двадцатых производство прекратили, посчитав автомат Фёдорова «ненадёжным», да и калибр патрона под него был маловат и дорог. И стали конструкторы разрабатывать новые калибры патронов, новое оружие под них: появились самозарядная винтовка Фёдора Токарева, позже, после войны, снайперская винтовка Евгения Драгунова; пистолет-пулемёт Георгия Шпагина (в Великую Отечественную бойцы ласково называли его «папаша» - ППШ), пистолет-пулемёт Василия Дегтярёва, автоматы Алексея Булкина, Алексея Судаева, Александра Дементьева… Какие-то из них прошли испытания, запускались в производство, стали надёжным оружием в действующей армии и у народных мстителей в войну, какие-то не получили должного внимания… Но самым массовым стрелковым оружием прошлого века, да и теперь используемым, стал АК-47 (потом неоднократно усовершенствовался, в 1959-м - АКМ, модернизированный, потом АК-74, теперь есть даже АК-308), автомат Калашникова. Запущенный в производство в январе 1948-го приказом министра вооружения СССР Дмитрия Устинова.
Он внесён в Книгу рекордов Гиннесса и признан изобретением XX века, обогнав и атомную бомбу, и аспирин. Стоит на вооружении более чем сотни стран, его запечатлели в искусстве и на флагах, гербах африканских стран, в Лаосе деревянные модели АК-47 прибивают на двери - защита от злых духов, а в арабских странах у мальчиков распространённое имя Калаш. Конструктор Михаил Калашников - фронтовик-танкист, осенью 1941-го был тяжело ранен, а чуть оправившись в госпитале, стал придумывать пистолет-пулемёт. Правда, на вооружение не приняли, как и придуманный позже ручной пулемёт и самозарядный карабин, да и автомат, прежде чем выдержал все испытания и понравился всем членам многочисленных комиссий, пришлось переделывать, каждый раз создавая новую модель (одно время в работе помогал конструктор оружейного завода в Коврове Александр Зайцев). Модель 1947 года отлично прошла все испытания, и массовый выпуск АК-47 начался на Ижевском машиностроительном заводе. С тех пор выпущено более 100 миллионов АКмов. Появились и пулемёты Калашникова, ручной, пехотный, танковый и АК укороченный, модели под наши и натовские патроны, пистолет-пулемёт «Бизон», карабины «Сайга». В одном из интервью Михаил Калашников, его не стало 10 лет назад, в 94 года, говорил, что часто приходится оправдываться, мол, создал оружие убийства. «Оправдываться не за что. Всё делал для прославления своего Отечества. Оружие создавал для защиты его рубежей. Хочу, чтобы оно и дальше служило этой цели».
Обувь и оружие - одни из советских изобретений, ставшие символами эпохи, залогом многих наших побед.
А что вам, уважаемые читатели, запомнилось из «сделанного в СССР»?
Михаил Поморцев и Михаил Калашников, «отцы» сапог и автомата. Фото из открытого источника. «Крымская правда» продолжает писать, чем славился Советский Союз. В канун Дня защитника Отечества вспомним об изобретениях, что, помимо мужества, героизма и патриотизма, стали залогом побед. Примечательно, что побеждать на нашей земле, какое бы имя ни носила страна и какую бы территорию ни занимала, - традиция: ещё великий полководец Александр Суворов в конце XVIII века описал эту «науку». И связь времён: некоторые советские армейские изобретения - на открытиях, сделанных в Российской империи. «В поход готовые» В нынешней армии обувь - берцы, что плотнее, за счёт шнуровки, фиксируются на ноге. Их делают из кожи и пропитанной водоотталкивающей ткани, подошва рифлёная, носят берцы с носками уставного цвета. А вот в былые времена военные знали портянки-обмотки, учились их правильно наматывать, чтобы не натирать ноги в кирзовых сапогах с подковами. Кирза (в простонародье) - обувь многих поколений советских и российских военных (на зависть армиям иных стран), да и не только их: даже голенища женских сапог после Великой Отечественной делали из кирзы. В кирзовых сапогах советский солдат шёл к победе, «дошёл до Берлина» - как снайпер Василий Голосов (в реальности, увы, погибший в 1943-м) на плакате Леонида Голованова. А ещё им есть памятник в военном городке в Пермском крае, они сняты в кино, упоминаются в книгах, даже рассказ Ивана Ермакова есть - «Ценный зверь - кирза», о фронтовике, что хранил свою боевую обувь. «И прожитому мною нелёгкому, суровому и гордому веку название - кирзовый. Не рота - держава в них обувалась! И в пляс, и в загс, и за плугом, и к горнам (в кузне. - Ред.), и за полковым флагом». Фронтовик Юлия Друнина писала: «До сих пор не совсем понимаю,/ Как же я, и худа, и мала,/ Сквозь пожары к победному Маю/ В кирзачах стопудовых дошла» (для женщин на войне не было исключений, сапоги выпускали больших размеров - носили, наматывая несколько портянок). И у фронтовика Булата Окуджавы есть «Песенка о солдатских сапогах», и ещё одна - «Солдатские сапоги» (авторы, предположительно, Шадарвский и Александр Долуханян): «Тебе, солдату Родины, оружие доверено,/ Шинель по росту выдана - носи да береги./ К тому же дали новые, в любой поход готовые,/ Солдатские кирзовые простые сапоги». История кирзовых сапог - история изобретений начала прошлого века: синтетический каучук и кирза. Это сегодня «резина» и «латекс» привычны, а тогда каучука для них не хватало: растений каучуконосов было мало. И у нас, ещё в Российской империи, впервые в мире начались опыты по получению синтетического каучука. Эксперименты, независимо друг от друга, проводили Николай Курнаков, Владимир Ипатьев, Сергей Лебедев, Борис Бызов - ученики знаменитого Дмитрия Менделеева (кстати, его путь в науку начался с должности учителя в Симферопольской мужской гимназии). Первой удача посетила Сергея Лебедева, сумевшего в 1900-м получить изопрен - одну из основ синтетического каучука, успешными были опыты и Бориса Бызова. Именно они уже при Советском Союзе, в 1926-м, выиграли конкурс Высшего совета народного хозяйства СССР на разработку метода промышленного производства искусственного каучука. Сергей Лебедев с коллегами Иваном Виноградовым-Волжским, Анной Вороновой, Фёдором Вороновым, Сигизмундом Кибиркштисом, Валентином Краузе, Яковом Слободиным и Анастасией Якибчук смогли из этилового спирта (получали из картошки) синтезировать бутадиен для производства каучука. В 1932-м СССР впервые в мире начал промышленный выпуск синтетического каучука. Ещё один ученик Дмитрия Ивановича Менделеева - изобретатель Михаил Поморцев проводил опыты по замене каучука конкретно в одежде. Он и придумал в 1904-м кирзу - за основу взял грубую ткань, так называемую «керзу» (потом «е» заменили на слышащееся при произношении «и»), схожую с брезентом, пропитал смесью парафина, яичного желтка и канифоли. Плотная многослойная хлопчатобумажная ткань стала водонепроницаемой и дышащей, как натуральная кожа, из которой тогда шили обувь для армии. Изделия из керзы, правда, ещё не обувь, а сумки для боеприпасов, амуниция для коней, отлично прошли испытания во время Русско-японской войны, перед Первой мировой уже опытную партию сапог выпустили, но массовости помешали и последующие войны-революции, и протесты купцов, державших кожевенно-обувное производство. Вновь о кирзе вспомнили в СССР в начале тридцатых прошлого века, когда нехватка кожи для солдатских сапог ощущалась особенно остро. Но тратиться на пропитку из парафина, канифоли и яиц тоже накладно, решили пропитывать каучуком, Сергей Лебедев и Борис Бызов объединили усилия, придумав более экономичный способ его получения, а на заводе «Искож» в Кирове, которым руководил Александр Хомутов, начали осваивать «совместимость» ткани-керзы и синтетического каучука. Вначале не получалось, но потом подключился химик Иван Плотников, разработавший технологию. Он же усовершенствовал её после того, как в советско-финскую войну кирзовые сапоги почти не прошли испытаний - трескались на морозе. И уже к 1941-му было налажено массовое производство кирзовых сапог, которым вскоре доведётся прошагать дорогой победы не только по Советскому Союзу, но и по Европе. «Стрелковая очередь» Раньше стрелковое оружие было однозарядным, если стрелялись не на дуэли, по правилам очереди, то приходилось туговато: кто быстрее достанет патрон, перезарядит. Но в 1870-м в Швейцарии придумали «магазины» - ёмкость для множества патронов, появилась возможность многозарядных винтовок. А уже в 1883-м в Российской империи Сергей Мосин изобрёл для неё основу - уникальный реечно-прикладной механизм (кстати, европейцы пытались перекупить идею, аж за миллион франков, но не удалось). В 1891-м появилась знаменитая винтовка Мосина, «трёхлинейка», с которой на Руси и в Первую мировую сражались, и Октябрьскую революцию делали, и в Гражданскую «проверили», и Великую Отечественную начали. А ещё в 1916-м на вооружении 189-го Измаильского полка появилась первая в мире автоматическая винтовка (ведущая стрельбу очередями) - изобретение Владимира Фёдорова. Правда, массово в производство её запустили лишь в 1920-м, но ненадолго: уже в конце двадцатых производство прекратили, посчитав автомат Фёдорова «ненадёжным», да и калибр патрона под него был маловат и дорог. И стали конструкторы разрабатывать новые калибры патронов, новое оружие под них: появились самозарядная винтовка Фёдора Токарева, позже, после войны, снайперская винтовка Евгения Драгунова; пистолет-пулемёт Георгия Шпагина (в Великую Отечественную бойцы ласково называли его «папаша» - ППШ), пистолет-пулемёт Василия Дегтярёва, автоматы Алексея Булкина, Алексея Судаева, Александра Дементьева… Какие-то из них прошли испытания, запускались в производство, стали надёжным оружием в действующей армии и у народных мстителей в войну, какие-то не получили должного внимания… Но самым массовым стрелковым оружием прошлого века, да и теперь используемым, стал АК-47 (потом неоднократно усовершенствовался, в 1959-м - АКМ, модернизированный, потом АК-74, теперь есть даже АК-308), автомат Калашникова. Запущенный в производство в январе 1948-го приказом министра вооружения СССР Дмитрия Устинова. Он внесён в Книгу рекордов Гиннесса и признан изобретением XX века, обогнав и атомную бомбу, и аспирин. Стоит на вооружении более чем сотни стран, его запечатлели в искусстве и на флагах, гербах африканских стран, в Лаосе деревянные модели АК-47 прибивают на двери - защита от злых духов, а в арабских странах у мальчиков распространённое имя Калаш. Конструктор Михаил Калашников - фронтовик-танкист, осенью 1941-го был тяжело ранен, а чуть оправившись в госпитале, стал придумывать пистолет-пулемёт. Правда, на вооружение не приняли, как и придуманный позже ручной пулемёт и самозарядный карабин, да и автомат, прежде чем выдержал все испытания и понравился всем членам многочисленных комиссий, пришлось переделывать, каждый раз создавая новую модель (одно время в работе помогал конструктор оружейного завода в Коврове Александр Зайцев). Модель 1947 года отлично прошла все испытания, и массовый выпуск АК-47 начался на Ижевском машиностроительном заводе. С тех пор выпущено более 100 миллионов АКмов. Появились и пулемёты Калашникова, ручной, пехотный, танковый и АК укороченный, модели под наши и натовские патроны, пистолет-пулемёт «Бизон», карабины «Сайга». В одном из интервью Михаил Калашников, его не стало 10 лет назад, в 94 года, говорил, что часто приходится оправдываться, мол, создал оружие убийства. «Оправдываться не за что. Всё делал для прославления своего Отечества. Оружие создавал для защиты его рубежей. Хочу, чтобы оно и дальше служило этой цели». Обувь и оружие - одни из советских изобретений, ставшие символами эпохи, залогом многих наших побед. А что вам, уважаемые читатели, запомнилось из «сделанного в СССР»?