«Дело делаем» - «История» » Крымские новости

✔ «Дело делаем» - «История»




Крым стал частью России 240 лет назад. Фото из открытого источника.


На все злопыхательства ответ Россией дан 240 лет назад: «Пусть балагурят, а мы дело делаем». И ещё: «Никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много, и я считаю, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию, к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его». «Моим государством» Россия, Российская империя стала для неё в 15 лет, тогда начала изучать русский язык, историю, культуру державы, влюбившись в них и приняв. И православие приняла, сменив имя на такое, как у жены Петра Великого - императрицы Екатерины Первой Алексеевны. В 15 лет София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, дочь немецкого герцога Кристиана Августа и княгини Иоганны Елизаветы, обручилась, а в 16 обвенчалась с великим князем Петром Фёдоровичем, наследником престола Российского, что был старше её на год. Суженую для племянника, будущего императора Петра Третьего, выбрала императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого и Екатерины Первой. В конце июня 1762 года на Всероссийский императорский престол взошла новая самодержица Екатерина Вторая Алексеевна, Екатерина Великая, урождённая немка, искренне служившая России. А для нашего полуострова «матушка Екатерина», как часто называл её простой люд, самое главное сделала ровно 240 лет назад - присоединив его к России.


Екатерининский путь


Эти земли стремились к ней издавна: здесь проповедовал  Святой апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение и перенёс на Русь веру православную князь Владимир Святославович, Красно Солнышко. Кстати, 325 лет назад первой наградой Державы стал орден Святого апостола Андрея Первозванного, учреждённый Петром Великим, а 241 год назад по праву бывшая «наследницей» первого императора в служении России Екатерина Великая учредила орден Святого Владимира. За Крым, выход к Чёрному и Азовскому морям Россия сражалась столетиями и итогом той борьбы, чаяний и отваги воинства Руси стал 8 (19-го по новому стилю) апреля Манифест о принятии полуострова Крымского под державу Российскую. Спустя четыре года Екатерина Великая и сама увидела «вновь обретённые земли, полуденный край Крым - лучшую жемчужину в своей короне, в короне Российской империи».


В библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды - уникальный путеводитель «Путешествие Её Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году». Он вышел годом ранее, автором предполагают Карла Габлица - составителя «Физического описания Таврической облас­ти по её местоположению и всем трём царствам природы». Надеемся, что и в библиотеках Европы путеводитель сохранился, ведь в российский Крым нашу императрицу, кроме отечественных высших сановников и разнообразной свиты, сопровождали и авст­рийский император Иосиф Второй, послы Англии, Авст­рии и Франции. Екатерина Великая пригласила их, чтобы убедились: Россия не только миром и добром наполнила Крым, но и за несколько лет способна обустроить новые земли. Выехали в так называе­мом Императорском поезде: 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней, также 50 галер, на которых плыли по Днепру от Киева до Херсона. В путь из Царского Села (Пушкино под Санкт-Петербургом) отправились 6 января 1787-го, к концу месяца добрались до Киева, там задержались до 22 апреля, пока лёд на Днепре не сошёл, и по реке на галерах через новые Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон - в Таврическую область. К началу мая, оказавшись на границе её, вновь пересели в кареты, въехали в ворота Перекопской крепости, на которой, по велению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора Григория Потёмкина было приветствие:  «Предпослала страх и принесла мир». Вообще дорогу по губернии сподвижник императрицы, немало сделавший, чтобы Крым стал российским, назвал Екатерининский путь, сделана она - «богатой рукой, чтобы не уступала римским». По предложению правителя Таврической области Василия Каховского установили каменные столбы: «расстояние на пути означать милями (почти 7,5 километра. - Ред.) и вёрстами (немногим более километра). Ставя первые по десятке, другие же на каждой версте». Обозначений вёрст не сохранилось, а несколько миль - есть, к примеру, у ханского дворца в Бахчисарае. В бывшей столице Крымского ханства императрица провела два дня, поднимаясь на Чуфут-Кале и общаясь с новыми подданными.


Спасение и реконструкция


Путешествие  по полуострову было насыщенным: уже неподалёку от Перекопа, у местечка Пять колодезей, приехавшим показали Крымские соляные промыслы, а казаки продемонстрировали мастерство джигитовки. Надо отдать должное мудрости тогдашних правителей, они не стали делить многонациональный крымский народ, и, вопреки ожиданиям иностранцев, русские «не умаляли» иные нации. К примеру, у деревни Кадыкой, под Балаклавой, Екатерину Великую и её спутников приветствовала «амазонская конная рота». Сотня «благородных жён и дочерей балаклавских греков» во главе с Еленой Сарандовой (во втором браке - Шидянской). А на всём пути сопровождали конные эскадроны молодых крымских татар. Посол Франции Луи Филипп Сегюр, оставивший обширные воспоминания о поездке, писал: «Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время её пребывания в Крыму её охраняли татары. Этот неожиданный опыт доверчивости удался». И мусульмане, которым мудрым решением Екатерины Великой сохранялись «права и вера», оценили. 240 лет назад в Карасубазаре на вершине горы Ак-Кая (Белая скала) татарская знать присягнула Григорию Потёмкину на верность России; а простые крымские татары, освобождённые от воинской повинности, добровольно поступали на службу в имперскую армию, не раз доказывая преданность Державе. И самой императрице преданность доказали: когда под Бахчисараем карету занесло на крутом склоне и лошади понеслись, именно крымские татары бросились под копыта и колёса, чтоб спасти «Катарина Падаша», как говорили. И, когда в
1890-м, в Симферополе собирали деньги на памятник императрице, немало пожертвовали. Просветитель Исмаил-бей Гаспринский писал, что имя императрицы «священно для мусульман. Её царствование одно из замечательнейших  в русской истории».


Именно при Екатерине Великой Россия обрела Черноморский флот. Первые сорок кораблей, главный - «Слава Екатерине» - путешественники увидели на рейде молодого Севастополя. «Казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретённом крае, Потёмкин нашёл возможным соорудить город, создать флот и поселить столько жителей», - писал Луи Филипп Сегюр о Севастополе. Путевой дворец императрицы построили на территории бывшей крепости Каламита (Инкерман), когда путешественники обедали, Григорий Потёмкин поручил поднять занавес, скрывавший балкон с видом на Ахтиарскую бухту (её для флота выбрал в своё время Александр Суворов). И одновременно с береговых батарей и парусных судов нового флота Державы раздались залпы салюта. Они развеивали сомнения тех, кто не верил в крымские возможности России. И первую военную реконструкцию собравшиеся увидели: парусник «Страшный» обстрелял фальшивый городок - мощь русского оружия.


А потом были осмотр города и кораблей, прогулка на шлюпках по бухте, посещение Байдарской долины и восклицания, когда в Балаклаву привела аллея апельсиновых, лимонных и лавровых посадок. И деревня Скеля (Родниковое) с менгирами - стоячими камнями, и путевой дворец в Карасубазаре (Белогорске), откуда вечером увидели на вершине Шуври, восточном склоне Караби-яйлы, фейерверк. «Все пригорки на 10 вёрст кругом, - писал Луи Филипп Сегюр, - вспыхнули тремя рядами разноцветных огней. Посреди горящего круга возвышалась конусообразная гора, на которой яркими чертами блистал вензель императрицы. Из вершины горы вспыхнул прекрасный фейерверк, завершённый взрывами  300 тысяч ракет».


И в молодом Симферополе Екатерина Великая побывала, посетив первый православный храм - церковь Константина и Елены (ныне - на улице Пет­ропавловской (Октябрьской). Путевой дворец в областном центре был на улице, что позже получила наименование Александра Невского (Розы Люксембург), в саду при дворце императрица посадила три шелковицы. Из фонтана у Старого Крыма (в городе путешественников встречал Таврический полк с преклонением штандартов и игрой на трубах) омыла лицо, а на Феодосийском монетном дворе для Екатерины Великой и австрийского императора Иосифа Второго по распоряжению Григория Потёмкина изготовили две золотые медали «Путь на пользу».


Почти две недели пребывания императрицы в Крыму доказали Европе, что Россия за столь короткий срок смогла поднять Тавриду и навсегда стать великой Черноморской Державой.


Крым стал частью России 240 лет назад. Фото из открытого источника. На все злопыхательства ответ Россией дан 240 лет назад: «Пусть балагурят, а мы дело делаем». И ещё: «Никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много, и я считаю, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию, к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его». «Моим государством» Россия, Российская империя стала для неё в 15 лет, тогда начала изучать русский язык, историю, культуру державы, влюбившись в них и приняв. И православие приняла, сменив имя на такое, как у жены Петра Великого - императрицы Екатерины Первой Алексеевны. В 15 лет София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, дочь немецкого герцога Кристиана Августа и княгини Иоганны Елизаветы, обручилась, а в 16 обвенчалась с великим князем Петром Фёдоровичем, наследником престола Российского, что был старше её на год. Суженую для племянника, будущего императора Петра Третьего, выбрала императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого и Екатерины Первой. В конце июня 1762 года на Всероссийский императорский престол взошла новая самодержица Екатерина Вторая Алексеевна, Екатерина Великая, урождённая немка, искренне служившая России. А для нашего полуострова «матушка Екатерина», как часто называл её простой люд, самое главное сделала ровно 240 лет назад - присоединив его к России. Екатерининский путь Эти земли стремились к ней издавна: здесь проповедовал Святой апостол Андрей Первозванный, здесь принял крещение и перенёс на Русь веру православную князь Владимир Святославович, Красно Солнышко. Кстати, 325 лет назад первой наградой Державы стал орден Святого апостола Андрея Первозванного, учреждённый Петром Великим, а 241 год назад по праву бывшая «наследницей» первого императора в служении России Екатерина Великая учредила орден Святого Владимира. За Крым, выход к Чёрному и Азовскому морям Россия сражалась столетиями и итогом той борьбы, чаяний и отваги воинства Руси стал 8 (19-го по новому стилю) апреля Манифест о принятии полуострова Крымского под державу Российскую. Спустя четыре года Екатерина Великая и сама увидела «вновь обретённые земли, полуденный край Крым - лучшую жемчужину в своей короне, в короне Российской империи». В библиотеке «Таврика» Центрального музея Тавриды - уникальный путеводитель «Путешествие Её Императорского Величества в полуденный край России, предприемлемое в 1787 году». Он вышел годом ранее, автором предполагают Карла Габлица - составителя «Физического описания Таврической облас­ти по её местоположению и всем трём царствам природы». Надеемся, что и в библиотеках Европы путеводитель сохранился, ведь в российский Крым нашу императрицу, кроме отечественных высших сановников и разнообразной свиты, сопровождали и авст­рийский император Иосиф Второй, послы Англии, Авст­рии и Франции. Екатерина Великая пригласила их, чтобы убедились: Россия не только миром и добром наполнила Крым, но и за несколько лет способна обустроить новые земли. Выехали в так называе­мом Императорском поезде: 14 карет, 124 саней с кибитками и 40 запасных саней, также 50 галер, на которых плыли по Днепру от Киева до Херсона. В путь из Царского Села (Пушкино под Санкт-Петербургом) отправились 6 января 1787-го, к концу месяца добрались до Киева, там задержались до 22 апреля, пока лёд на Днепре не сошёл, и по реке на галерах через новые Екатеринослав (Днепропетровск) и Херсон - в Таврическую область. К началу мая, оказавшись на границе её, вновь пересели в кареты, въехали в ворота Перекопской крепости, на которой, по велению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора Григория Потёмкина было приветствие: «Предпослала страх и принесла мир». Вообще дорогу по губернии сподвижник императрицы, немало сделавший, чтобы Крым стал российским, назвал Екатерининский путь, сделана она - «богатой рукой, чтобы не уступала римским». По предложению правителя Таврической области Василия Каховского установили каменные столбы: «расстояние на пути означать милями (почти 7,5 километра. - Ред.) и вёрстами (немногим более километра). Ставя первые по десятке, другие же на каждой версте». Обозначений вёрст не сохранилось, а несколько миль - есть, к примеру, у ханского дворца в Бахчисарае. В бывшей столице Крымского ханства императрица провела два дня, поднимаясь на Чуфут-Кале и общаясь с новыми подданными. Спасение и реконструкция Путешествие по полуострову было насыщенным: уже неподалёку от Перекопа, у местечка Пять колодезей, приехавшим показали Крымские соляные промыслы, а казаки продемонстрировали мастерство джигитовки. Надо отдать должное мудрости тогдашних правителей, они не стали делить многонациональный крымский народ, и, вопреки ожиданиям иностранцев, русские «не умаляли» иные нации. К примеру, у деревни Кадыкой, под Балаклавой, Екатерину Великую и её спутников приветствовала «амазонская конная рота». Сотня «благородных жён и дочерей балаклавских греков» во главе с Еленой Сарандовой (во втором браке - Шидянской). А на всём пути сопровождали конные эскадроны молодых крымских татар. Посол Франции Луи Филипп Сегюр, оставивший обширные воспоминания о поездке, писал: «Монархиня, с мыслями всегда возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время её пребывания в Крыму её охраняли татары. Этот неожиданный опыт доверчивости удался». И мусульмане, которым мудрым решением Екатерины Великой сохранялись «права и вера», оценили. 240 лет назад в Карасубазаре на вершине горы Ак-Кая (Белая скала) татарская знать присягнула Григорию Потёмкину на верность России; а простые крымские татары, освобождённые от воинской повинности, добровольно поступали на службу в имперскую армию, не раз доказывая преданность Державе. И самой императрице преданность доказали: когда под Бахчисараем карету занесло на крутом склоне и лошади понеслись, именно крымские татары бросились под копыта и колёса, чтоб спасти «Катарина Падаша», как говорили. И, когда в 1890-м, в Симферополе собирали деньги на памятник императрице, немало пожертвовали. Просветитель Исмаил-бей Гаспринский писал, что имя императрицы «священно для мусульман. Её царствование одно из замечательнейших в русской истории». Именно при Екатерине Великой Россия обрела Черноморский флот. Первые сорок кораблей, главный - «Слава Екатерине» - путешественники увидели на рейде молодого Севастополя. «Казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретённом крае, Потёмкин нашёл возможным соорудить город, создать флот и поселить столько жителей», - писал Луи Филипп Сегюр о Севастополе. Путевой дворец императрицы построили на территории бывшей крепости Каламита (Инкерман), когда путешественники обедали, Григорий Потёмкин поручил поднять занавес, скрывавший балкон с видом на Ахтиарскую бухту (её для флота выбрал в своё время Александр Суворов). И одновременно с береговых батарей и парусных судов нового флота Державы раздались залпы салюта. Они развеивали сомнения тех, кто не верил в крымские возможности России. И первую военную реконструкцию собравшиеся увидели: парусник «Страшный» обстрелял фальшивый городок - мощь русского оружия. А потом были осмотр города и кораблей, прогулка на шлюпках по бухте, посещение Байдарской долины и восклицания, когда в Балаклаву привела аллея апельсиновых, лимонных и лавровых посадок. И деревня Скеля (Родниковое) с менгирами - стоячими камнями, и путевой дворец в Карасубазаре (Белогорске), откуда вечером увидели на вершине Шуври, восточном склоне Караби-яйлы, фейерверк. «Все пригорки на 10 вёрст кругом, - писал Луи Филипп Сегюр, - вспыхнули тремя рядами разноцветных огней. Посреди горящего круга возвышалась конусообразная гора, на которой яркими чертами блистал вензель императрицы. Из вершины горы вспыхнул прекрасный фейерверк, завершённый взрывами 300 тысяч ракет». И в молодом Симферополе Екатерина Великая побывала, посетив первый православный храм - церковь Константина и Елены (ныне - на улице Пет­ропавловской (Октябрьской). Путевой дворец в областном центре был на улице, что позже получила наименование Александра Невского (Розы Люксембург), в саду при дворце императрица посадила три шелковицы. Из фонтана у Старого Крыма (в городе путешественников встречал Таврический полк с преклонением штандартов и игрой на трубах) омыла лицо, а на Феодосийском монетном дворе для Екатерины Великой и австрийского императора Иосифа Второго по распоряжению Григория Потёмкина изготовили две золотые медали «Путь на пользу». Почти две недели пребывания императрицы в Крыму доказали Европе, что Россия за столь короткий срок смогла поднять Тавриду и навсегда стать великой Черноморской Державой.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru