Симферополь. «Прогулка» во времени - «История» » Крымские новости

✔ Симферополь. «Прогулка» во времени - «История»




Вокзальная часовня, Собор и обелиск. Фото из архива газеты.


Тебе 239, родной Симферополь! В феврале 1784-го Екатерина Великая повелела заняться административным устройством Таврической области, а в июне стараниями мастеровых и заботами Григория Потёмкина и Василия Каховского появились первые постройки. Компьютерная память выдаёт папку с почтовыми открытками - твои виды более чем столетней давности. И собственная память «рисует», как влюблённый в Симферополь краевед и историк Владимир Гуркович принёс в редакцию дискету (были на заре компьютерной эры такие носители информации) с отсканированными снимками - из коллекции друга, тоже влюблённого в Симферополь, Владимира Кацубинского. Как рассматривали их на экране монитора, узнавая - не узнавая. А потом Владимир Николаевич, глядя в редакционное окно на застывший вдали величественный Чатыр-Даг (газета находилась тогда в здании типографии «Таврида», на улице Генерала Васильева), пригласил «прогуляться» во времени. Он называл это хорошим отдыхом - сам часто «прогуливался», смотря из окна кабинета в Крымском краеведческом (музее Тавриды) на старинный Семинарский (Комсомольский) сквер. Сейчас из редакционного окна видны многоэтажные новостройки, а путь на работу у нас проходит через парк имени Юрия Гагарина с Вечным огнём на Могиле Неизвестного солдата, с Аллеей Славы, памятниками чернобыльцам и воинам Приморской армии. Прошлое на твоих улочках сплетается с настоящим, устремляясь в будущее…


«Прогулки» во времени в городе, где воздух, особенно после дождя, насыщен не автосмогом и пылью, а озоном, настоянным на сосновой хвое (сколько лесопосадок было вокруг) и чем-то неразборчивым, но терпко-приятным, действительно, помогают расслабиться и помечтать. Как ты жил до нас, Город, сколько случилось светлого и трагичного, сколько испытали твои дети, наши предки, сколько, хочется верить, доброго у тебя, у нас, у потомков впереди. И в старинных снимках, пропущенных через призму современности, открываем что-то родное, трогательное, неизведанное. О нашем Симферополе. О времени, когда нас у него ещё не было, а он у кого-то уже был, и кто-то жил здесь, искренне о Городе заботился, ходил по его земле, вдыхал хвойно-терпкий аромат, дивился полноводности его речек, называл неповторимым и любимым…


В каждом населённом пункте есть «ворота», распахивающиеся навстречу и молчаливо смотрящие вслед путникам. У Симферополя такими считались «Застава» на Долгоруковской и «Дорога на Перекоп» - путь, ныне называемый улица Екатерининская (Полицейская, имени Льва Троцкого, Карла Маркса). 


А в 1874-м, к 90-летию города, появился вокзал. Железнодорожные ворота Симферополя, точнее, даже Крыма, как иногда говорят, - радушно встречают всех, кто, может, и не задержится в Городе, а как в песне Анатолия Милявского и Леонида Хейфиц-Поляковского, спетой Олегом Ухналёвым, «поторопится к южным пляжам». Вокзал (нынешнее здание построено в 1951-м, взамен уничтоженного фашистами в Великую Отечественную) с грустью смотрит вслед поездам, увозящим симферопольцев, и с радостью встречает домой. Одна из открыток, принесённых тогда Владимиром Гурковичем - о привокзальной площади, где в 1894-м появилась часовня Святого Николая.


- В 1891 году, - рассказывал краевед, - наследник русского престола Николай Александрович прибыл в японский город Отсу. Местный фанатик бросился на него с саблей и ранил. Чудо, как говорил простой люд, спасло. В память об этом событии во многих городах России соорудили часовни. Все они, и наша не исключение, обладали особой притягательностью. Осеняя себя крестным знамением пред вратами часовни, христиане просили Всевышнего сделать дальнюю дорогу спокойной, а жизнь в далёком краю безопасной. Кстати, Николай II, уже император, молился в часовне, когда приезжал в начале минувшего века на открытие здания вокзала.


Да и представители иных вероисповеданий благосклонно относились к привокзальной часовне, символу доброго пути. Закрыли её в начале двадцатых прошлого века, а в 1933-м снесли. Новым символом доброго пути после Великой Отечественной стал бронзовый каблук памятника Иосифу Сталину на перроне, но в 1961-м снесли и его. Впрочем, «ворота Крыма» по-прежнему встречают и провожают, а на добрый путь бросают монетки в чашу фонтана с голубями в Итальянском дворике.


В начале прошлого века неподалёку от привокзальной часовни была стоянка (она существовала и в советские годы, когда на площади был бетонный памятник Иосифу Сталину). Теперь место не изменилось, только вместо дореволюционных пролёток и гужевых повозок (и вместо советских машин «с шашечками») всё больше иномарки. Но, «прогуливаясь» во времени, автомобили пропустим. И вместительные маршрутки тоже - не было такого в юности Симферополя XIX века. Сейчас бы услышать цокот копыт и прокатиться в пролётке по мощёным брусчаткой улочкам… Или хоть вскочить на подножку призывно звенящего трамвая - ему через месяц 109 лет. Но троллейбус тоже подойдёт. Правда, сейчас они современные, способные даже без контактной сети ездить, зато тоже история - 65 лет в следующем году. По «Дороге на Перекоп» подъезжаем в исторический центр. Долгоруковский обелиск, Александро-Невский собор. А из середины прошлого века - памятник-танк, который ровно 79 лет назад установили на братской могиле (на месте возрождённого ныне собора) погибших бойцов 19-го танкового Перекопского Краснознамённого корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева). Вокруг одиночные захоронения офицеров разных частей, казнённых фашистами подпольщиков театральной группы «Сокол». И «Белый дом», особо «отличившийся» в 2014-м.


На старинных фотооткрытках ни танка, ни здания Госсовета нет, зато вот он вид с улицы Долгоруковской (в советское время и до недавнего - Карла Либкнехта) на обелиск перед собором. И пролётка перед ним с лошадью, и тогдашние симферопольцы, и здание на Долгоруковской, 4, с окнами - типография. Собор появился первым. Екатерина Великая предложила возвести. Правда, ближе к Салгиру. Как рассказывал краевед, в 1810-м место освятили, камень в основание заложили, но дальше Отечественная война вмешалась. Вновь вспомнили о соборе в 1816-м. Считается, что нынешнее место, перед территорией Александровского редута, который в 1777-м возвели солдаты Александра Суворова, выбрал император Александр I. В 1829-м храм во имя благоверного великого князя Александра Невского возвели по проекту архитектора Иосифа Шарлемана. Прошла сотня лет, и новая, большевистская, власть решила придать уже семь лет как закрытому собору пролетарский образ, сбив кресты. Спустя год здание и вовсе взорвали, а его кованой оградой украсили территорию университетского сада (ныне - Детского парка). Теперь собор возрождён, новая ограда и кресты, а если смотреть с улицы Долгоруковской, то вид, почти как на открытке.


Долгоруковский обелиск, установленный там, где по преданию стояла палатка Василия Долгорукова, полководца, чья армия в 1771-м победила войска Османской империи, стал в 1842-м первым памятником города. В честь деда его создал внук, тоже Василий Долгоруков.


- Памятник пострадал в 1919-м, когда исчезли мраморные медальоны. В 1952-м их заменили бетонными с запомнившимися современникам надписями: «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году» и «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В. М. Долгорукова», - рассказывал Владимир Гуркович. - Когда в 2011-м исторический облик вернули, разразился скандал. Пришлось историкам показывать старинные снимки (на нашей открытке, кстати, немного видно), что так было. Медальон с изображением фамильного герба князя Долгорукова «смотрел» на собор. Медальон со стороны улицы Жуковского (тогда Тарановской) назывался «Война». В его центре находился герб Российской Империи, по кругу - многофигурная композиция, в аллегоричной форме воскрешающая битву. На медальоне со стороны улицы Карла Либкнехта (Долгоруковской) - портрет князя с лавровым венком на голове, грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Композиция медальона, выходившего в сторону улицы Розы Люксембург (Александра Невского) - «Мир», в центре - изображение христианского креста в сиянии, по кругу - многофигурная композиция…


«Прогулки» во времени - возможность взглянуть на прошлое из современности, узнать, сравнить, запомнить для будущего. В следующем выпуске рубрики заглянем в Сад и на Базар.


Вокзальная часовня, Собор и обелиск. Фото из архива газеты. Тебе 239, родной Симферополь! В феврале 1784-го Екатерина Великая повелела заняться административным устройством Таврической области, а в июне стараниями мастеровых и заботами Григория Потёмкина и Василия Каховского появились первые постройки. Компьютерная память выдаёт папку с почтовыми открытками - твои виды более чем столетней давности. И собственная память «рисует», как влюблённый в Симферополь краевед и историк Владимир Гуркович принёс в редакцию дискету (были на заре компьютерной эры такие носители информации) с отсканированными снимками - из коллекции друга, тоже влюблённого в Симферополь, Владимира Кацубинского. Как рассматривали их на экране монитора, узнавая - не узнавая. А потом Владимир Николаевич, глядя в редакционное окно на застывший вдали величественный Чатыр-Даг (газета находилась тогда в здании типографии «Таврида», на улице Генерала Васильева), пригласил «прогуляться» во времени. Он называл это хорошим отдыхом - сам часто «прогуливался», смотря из окна кабинета в Крымском краеведческом (музее Тавриды) на старинный Семинарский (Комсомольский) сквер. Сейчас из редакционного окна видны многоэтажные новостройки, а путь на работу у нас проходит через парк имени Юрия Гагарина с Вечным огнём на Могиле Неизвестного солдата, с Аллеей Славы, памятниками чернобыльцам и воинам Приморской армии. Прошлое на твоих улочках сплетается с настоящим, устремляясь в будущее… «Прогулки» во времени в городе, где воздух, особенно после дождя, насыщен не автосмогом и пылью, а озоном, настоянным на сосновой хвое (сколько лесопосадок было вокруг) и чем-то неразборчивым, но терпко-приятным, действительно, помогают расслабиться и помечтать. Как ты жил до нас, Город, сколько случилось светлого и трагичного, сколько испытали твои дети, наши предки, сколько, хочется верить, доброго у тебя, у нас, у потомков впереди. И в старинных снимках, пропущенных через призму современности, открываем что-то родное, трогательное, неизведанное. О нашем Симферополе. О времени, когда нас у него ещё не было, а он у кого-то уже был, и кто-то жил здесь, искренне о Городе заботился, ходил по его земле, вдыхал хвойно-терпкий аромат, дивился полноводности его речек, называл неповторимым и любимым… В каждом населённом пункте есть «ворота», распахивающиеся навстречу и молчаливо смотрящие вслед путникам. У Симферополя такими считались «Застава» на Долгоруковской и «Дорога на Перекоп» - путь, ныне называемый улица Екатерининская (Полицейская, имени Льва Троцкого, Карла Маркса). А в 1874-м, к 90-летию города, появился вокзал. Железнодорожные ворота Симферополя, точнее, даже Крыма, как иногда говорят, - радушно встречают всех, кто, может, и не задержится в Городе, а как в песне Анатолия Милявского и Леонида Хейфиц-Поляковского, спетой Олегом Ухналёвым, «поторопится к южным пляжам». Вокзал (нынешнее здание построено в 1951-м, взамен уничтоженного фашистами в Великую Отечественную) с грустью смотрит вслед поездам, увозящим симферопольцев, и с радостью встречает домой. Одна из открыток, принесённых тогда Владимиром Гурковичем - о привокзальной площади, где в 1894-м появилась часовня Святого Николая. - В 1891 году, - рассказывал краевед, - наследник русского престола Николай Александрович прибыл в японский город Отсу. Местный фанатик бросился на него с саблей и ранил. Чудо, как говорил простой люд, спасло. В память об этом событии во многих городах России соорудили часовни. Все они, и наша не исключение, обладали особой притягательностью. Осеняя себя крестным знамением пред вратами часовни, христиане просили Всевышнего сделать дальнюю дорогу спокойной, а жизнь в далёком краю безопасной. Кстати, Николай II, уже император, молился в часовне, когда приезжал в начале минувшего века на открытие здания вокзала. Да и представители иных вероисповеданий благосклонно относились к привокзальной часовне, символу доброго пути. Закрыли её в начале двадцатых прошлого века, а в 1933-м снесли. Новым символом доброго пути после Великой Отечественной стал бронзовый каблук памятника Иосифу Сталину на перроне, но в 1961-м снесли и его. Впрочем, «ворота Крыма» по-прежнему встречают и провожают, а на добрый путь бросают монетки в чашу фонтана с голубями в Итальянском дворике. В начале прошлого века неподалёку от привокзальной часовни была стоянка (она существовала и в советские годы, когда на площади был бетонный памятник Иосифу Сталину). Теперь место не изменилось, только вместо дореволюционных пролёток и гужевых повозок (и вместо советских машин «с шашечками») всё больше иномарки. Но, «прогуливаясь» во времени, автомобили пропустим. И вместительные маршрутки тоже - не было такого в юности Симферополя XIX века. Сейчас бы услышать цокот копыт и прокатиться в пролётке по мощёным брусчаткой улочкам… Или хоть вскочить на подножку призывно звенящего трамвая - ему через месяц 109 лет. Но троллейбус тоже подойдёт. Правда, сейчас они современные, способные даже без контактной сети ездить, зато тоже история - 65 лет в следующем году. По «Дороге на Перекоп» подъезжаем в исторический центр. Долгоруковский обелиск, Александро-Невский собор. А из середины прошлого века - памятник-танк, который ровно 79 лет назад установили на братской могиле (на месте возрождённого ныне собора) погибших бойцов 19-го танкового Перекопского Краснознамённого корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева). Вокруг одиночные захоронения офицеров разных частей, казнённых фашистами подпольщиков театральной группы «Сокол». И «Белый дом», особо «отличившийся» в 2014-м. На старинных фотооткрытках ни танка, ни здания Госсовета нет, зато вот он вид с улицы Долгоруковской (в советское время и до недавнего - Карла Либкнехта) на обелиск перед собором. И пролётка перед ним с лошадью, и тогдашние симферопольцы, и здание на Долгоруковской, 4, с окнами - типография. Собор появился первым. Екатерина Великая предложила возвести. Правда, ближе к Салгиру. Как рассказывал краевед, в 1810-м место освятили, камень в основание заложили, но дальше Отечественная война вмешалась. Вновь вспомнили о соборе в 1816-м. Считается, что нынешнее место, перед территорией Александровского редута, который в 1777-м возвели солдаты Александра Суворова, выбрал император Александр I. В 1829-м храм во имя благоверного великого князя Александра Невского возвели по проекту архитектора Иосифа Шарлемана. Прошла сотня лет, и новая, большевистская, власть решила придать уже семь лет как закрытому собору пролетарский образ, сбив кресты. Спустя год здание и вовсе взорвали, а его кованой оградой украсили территорию университетского сада (ныне - Детского парка). Теперь собор возрождён, новая ограда и кресты, а если смотреть с улицы Долгоруковской, то вид, почти как на открытке. Долгоруковский обелиск, установленный там, где по преданию стояла палатка Василия Долгорукова, полководца, чья армия в 1771-м победила войска Османской империи, стал в 1842-м первым памятником города. В честь деда его создал внук, тоже Василий Долгоруков. - Памятник пострадал в 1919-м, когда исчезли мраморные медальоны. В 1952-м их заменили бетонными с запомнившимися современникам надписями: «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году» и «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В. М. Долгорукова», - рассказывал Владимир Гуркович. - Когда в 2011-м исторический облик вернули, разразился скандал. Пришлось историкам показывать старинные снимки (на нашей открытке, кстати, немного видно), что так было. Медальон с изображением фамильного герба князя Долгорукова «смотрел» на собор. Медальон со стороны улицы Жуковского (тогда Тарановской) назывался «Война». В его центре находился герб Российской Империи, по кругу - многофигурная композиция, в аллегоричной форме воскрешающая битву. На медальоне со стороны улицы Карла Либкнехта (Долгоруковской) - портрет князя с лавровым венком на голове, грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Композиция медальона, выходившего в сторону улицы Розы Люксембург (Александра Невского) - «Мир», в центре - изображение христианского креста в сиянии, по кругу - многофигурная композиция… «Прогулки» во времени - возможность взглянуть на прошлое из современности, узнать, сравнить, запомнить для будущего. В следующем выпуске рубрики заглянем в Сад и на Базар.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня






Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика