✔ Симферополь. «Прогулка» во времени - «История»
Алевтина 03-июн, 00:00 193 Новости АРКТебе 239, родной Симферополь! В феврале 1784-го Екатерина Великая повелела заняться административным устройством Таврической области, а в июне стараниями мастеровых и заботами Григория Потёмкина и Василия Каховского появились первые постройки. Компьютерная память выдаёт папку с почтовыми открытками - твои виды более чем столетней давности. И собственная память «рисует», как влюблённый в Симферополь краевед и историк Владимир Гуркович принёс в редакцию дискету (были на заре компьютерной эры такие носители информации) с отсканированными снимками - из коллекции друга, тоже влюблённого в Симферополь, Владимира Кацубинского. Как рассматривали их на экране монитора, узнавая - не узнавая. А потом Владимир Николаевич, глядя в редакционное окно на застывший вдали величественный Чатыр-Даг (газета находилась тогда в здании типографии «Таврида», на улице Генерала Васильева), пригласил «прогуляться» во времени. Он называл это хорошим отдыхом - сам часто «прогуливался», смотря из окна кабинета в Крымском краеведческом (музее Тавриды) на старинный Семинарский (Комсомольский) сквер. Сейчас из редакционного окна видны многоэтажные новостройки, а путь на работу у нас проходит через парк имени Юрия Гагарина с Вечным огнём на Могиле Неизвестного солдата, с Аллеей Славы, памятниками чернобыльцам и воинам Приморской армии. Прошлое на твоих улочках сплетается с настоящим, устремляясь в будущее…
«Прогулки» во времени в городе, где воздух, особенно после дождя, насыщен не автосмогом и пылью, а озоном, настоянным на сосновой хвое (сколько лесопосадок было вокруг) и чем-то неразборчивым, но терпко-приятным, действительно, помогают расслабиться и помечтать. Как ты жил до нас, Город, сколько случилось светлого и трагичного, сколько испытали твои дети, наши предки, сколько, хочется верить, доброго у тебя, у нас, у потомков впереди. И в старинных снимках, пропущенных через призму современности, открываем что-то родное, трогательное, неизведанное. О нашем Симферополе. О времени, когда нас у него ещё не было, а он у кого-то уже был, и кто-то жил здесь, искренне о Городе заботился, ходил по его земле, вдыхал хвойно-терпкий аромат, дивился полноводности его речек, называл неповторимым и любимым…
В каждом населённом пункте есть «ворота», распахивающиеся навстречу и молчаливо смотрящие вслед путникам. У Симферополя такими считались «Застава» на Долгоруковской и «Дорога на Перекоп» - путь, ныне называемый улица Екатерининская (Полицейская, имени Льва Троцкого, Карла Маркса).
А в 1874-м, к 90-летию города, появился вокзал. Железнодорожные ворота Симферополя, точнее, даже Крыма, как иногда говорят, - радушно встречают всех, кто, может, и не задержится в Городе, а как в песне Анатолия Милявского и Леонида Хейфиц-Поляковского, спетой Олегом Ухналёвым, «поторопится к южным пляжам». Вокзал (нынешнее здание построено в 1951-м, взамен уничтоженного фашистами в Великую Отечественную) с грустью смотрит вслед поездам, увозящим симферопольцев, и с радостью встречает домой. Одна из открыток, принесённых тогда Владимиром Гурковичем - о привокзальной площади, где в 1894-м появилась часовня Святого Николая.
- В 1891 году, - рассказывал краевед, - наследник русского престола Николай Александрович прибыл в японский город Отсу. Местный фанатик бросился на него с саблей и ранил. Чудо, как говорил простой люд, спасло. В память об этом событии во многих городах России соорудили часовни. Все они, и наша не исключение, обладали особой притягательностью. Осеняя себя крестным знамением пред вратами часовни, христиане просили Всевышнего сделать дальнюю дорогу спокойной, а жизнь в далёком краю безопасной. Кстати, Николай II, уже император, молился в часовне, когда приезжал в начале минувшего века на открытие здания вокзала.
Да и представители иных вероисповеданий благосклонно относились к привокзальной часовне, символу доброго пути. Закрыли её в начале двадцатых прошлого века, а в 1933-м снесли. Новым символом доброго пути после Великой Отечественной стал бронзовый каблук памятника Иосифу Сталину на перроне, но в 1961-м снесли и его. Впрочем, «ворота Крыма» по-прежнему встречают и провожают, а на добрый путь бросают монетки в чашу фонтана с голубями в Итальянском дворике.
В начале прошлого века неподалёку от привокзальной часовни была стоянка (она существовала и в советские годы, когда на площади был бетонный памятник Иосифу Сталину). Теперь место не изменилось, только вместо дореволюционных пролёток и гужевых повозок (и вместо советских машин «с шашечками») всё больше иномарки. Но, «прогуливаясь» во времени, автомобили пропустим. И вместительные маршрутки тоже - не было такого в юности Симферополя XIX века. Сейчас бы услышать цокот копыт и прокатиться в пролётке по мощёным брусчаткой улочкам… Или хоть вскочить на подножку призывно звенящего трамвая - ему через месяц 109 лет. Но троллейбус тоже подойдёт. Правда, сейчас они современные, способные даже без контактной сети ездить, зато тоже история - 65 лет в следующем году. По «Дороге на Перекоп» подъезжаем в исторический центр. Долгоруковский обелиск, Александро-Невский собор. А из середины прошлого века - памятник-танк, который ровно 79 лет назад установили на братской могиле (на месте возрождённого ныне собора) погибших бойцов 19-го танкового Перекопского Краснознамённого корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева). Вокруг одиночные захоронения офицеров разных частей, казнённых фашистами подпольщиков театральной группы «Сокол». И «Белый дом», особо «отличившийся» в 2014-м.
На старинных фотооткрытках ни танка, ни здания Госсовета нет, зато вот он вид с улицы Долгоруковской (в советское время и до недавнего - Карла Либкнехта) на обелиск перед собором. И пролётка перед ним с лошадью, и тогдашние симферопольцы, и здание на Долгоруковской, 4, с окнами - типография. Собор появился первым. Екатерина Великая предложила возвести. Правда, ближе к Салгиру. Как рассказывал краевед, в 1810-м место освятили, камень в основание заложили, но дальше Отечественная война вмешалась. Вновь вспомнили о соборе в 1816-м. Считается, что нынешнее место, перед территорией Александровского редута, который в 1777-м возвели солдаты Александра Суворова, выбрал император Александр I. В 1829-м храм во имя благоверного великого князя Александра Невского возвели по проекту архитектора Иосифа Шарлемана. Прошла сотня лет, и новая, большевистская, власть решила придать уже семь лет как закрытому собору пролетарский образ, сбив кресты. Спустя год здание и вовсе взорвали, а его кованой оградой украсили территорию университетского сада (ныне - Детского парка). Теперь собор возрождён, новая ограда и кресты, а если смотреть с улицы Долгоруковской, то вид, почти как на открытке.
Долгоруковский обелиск, установленный там, где по преданию стояла палатка Василия Долгорукова, полководца, чья армия в 1771-м победила войска Османской империи, стал в 1842-м первым памятником города. В честь деда его создал внук, тоже Василий Долгоруков.
- Памятник пострадал в 1919-м, когда исчезли мраморные медальоны. В 1952-м их заменили бетонными с запомнившимися современникам надписями: «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году» и «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В. М. Долгорукова», - рассказывал Владимир Гуркович. - Когда в 2011-м исторический облик вернули, разразился скандал. Пришлось историкам показывать старинные снимки (на нашей открытке, кстати, немного видно), что так было. Медальон с изображением фамильного герба князя Долгорукова «смотрел» на собор. Медальон со стороны улицы Жуковского (тогда Тарановской) назывался «Война». В его центре находился герб Российской Империи, по кругу - многофигурная композиция, в аллегоричной форме воскрешающая битву. На медальоне со стороны улицы Карла Либкнехта (Долгоруковской) - портрет князя с лавровым венком на голове, грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Композиция медальона, выходившего в сторону улицы Розы Люксембург (Александра Невского) - «Мир», в центре - изображение христианского креста в сиянии, по кругу - многофигурная композиция…
«Прогулки» во времени - возможность взглянуть на прошлое из современности, узнать, сравнить, запомнить для будущего. В следующем выпуске рубрики заглянем в Сад и на Базар.
Вокзальная часовня, Собор и обелиск. Фото из архива газеты. Тебе 239, родной Симферополь! В феврале 1784-го Екатерина Великая повелела заняться административным устройством Таврической области, а в июне стараниями мастеровых и заботами Григория Потёмкина и Василия Каховского появились первые постройки. Компьютерная память выдаёт папку с почтовыми открытками - твои виды более чем столетней давности. И собственная память «рисует», как влюблённый в Симферополь краевед и историк Владимир Гуркович принёс в редакцию дискету (были на заре компьютерной эры такие носители информации) с отсканированными снимками - из коллекции друга, тоже влюблённого в Симферополь, Владимира Кацубинского. Как рассматривали их на экране монитора, узнавая - не узнавая. А потом Владимир Николаевич, глядя в редакционное окно на застывший вдали величественный Чатыр-Даг (газета находилась тогда в здании типографии «Таврида», на улице Генерала Васильева), пригласил «прогуляться» во времени. Он называл это хорошим отдыхом - сам часто «прогуливался», смотря из окна кабинета в Крымском краеведческом (музее Тавриды) на старинный Семинарский (Комсомольский) сквер. Сейчас из редакционного окна видны многоэтажные новостройки, а путь на работу у нас проходит через парк имени Юрия Гагарина с Вечным огнём на Могиле Неизвестного солдата, с Аллеей Славы, памятниками чернобыльцам и воинам Приморской армии. Прошлое на твоих улочках сплетается с настоящим, устремляясь в будущее… «Прогулки» во времени в городе, где воздух, особенно после дождя, насыщен не автосмогом и пылью, а озоном, настоянным на сосновой хвое (сколько лесопосадок было вокруг) и чем-то неразборчивым, но терпко-приятным, действительно, помогают расслабиться и помечтать. Как ты жил до нас, Город, сколько случилось светлого и трагичного, сколько испытали твои дети, наши предки, сколько, хочется верить, доброго у тебя, у нас, у потомков впереди. И в старинных снимках, пропущенных через призму современности, открываем что-то родное, трогательное, неизведанное. О нашем Симферополе. О времени, когда нас у него ещё не было, а он у кого-то уже был, и кто-то жил здесь, искренне о Городе заботился, ходил по его земле, вдыхал хвойно-терпкий аромат, дивился полноводности его речек, называл неповторимым и любимым… В каждом населённом пункте есть «ворота», распахивающиеся навстречу и молчаливо смотрящие вслед путникам. У Симферополя такими считались «Застава» на Долгоруковской и «Дорога на Перекоп» - путь, ныне называемый улица Екатерининская (Полицейская, имени Льва Троцкого, Карла Маркса). А в 1874-м, к 90-летию города, появился вокзал. Железнодорожные ворота Симферополя, точнее, даже Крыма, как иногда говорят, - радушно встречают всех, кто, может, и не задержится в Городе, а как в песне Анатолия Милявского и Леонида Хейфиц-Поляковского, спетой Олегом Ухналёвым, «поторопится к южным пляжам». Вокзал (нынешнее здание построено в 1951-м, взамен уничтоженного фашистами в Великую Отечественную) с грустью смотрит вслед поездам, увозящим симферопольцев, и с радостью встречает домой. Одна из открыток, принесённых тогда Владимиром Гурковичем - о привокзальной площади, где в 1894-м появилась часовня Святого Николая. - В 1891 году, - рассказывал краевед, - наследник русского престола Николай Александрович прибыл в японский город Отсу. Местный фанатик бросился на него с саблей и ранил. Чудо, как говорил простой люд, спасло. В память об этом событии во многих городах России соорудили часовни. Все они, и наша не исключение, обладали особой притягательностью. Осеняя себя крестным знамением пред вратами часовни, христиане просили Всевышнего сделать дальнюю дорогу спокойной, а жизнь в далёком краю безопасной. Кстати, Николай II, уже император, молился в часовне, когда приезжал в начале минувшего века на открытие здания вокзала. Да и представители иных вероисповеданий благосклонно относились к привокзальной часовне, символу доброго пути. Закрыли её в начале двадцатых прошлого века, а в 1933-м снесли. Новым символом доброго пути после Великой Отечественной стал бронзовый каблук памятника Иосифу Сталину на перроне, но в 1961-м снесли и его. Впрочем, «ворота Крыма» по-прежнему встречают и провожают, а на добрый путь бросают монетки в чашу фонтана с голубями в Итальянском дворике. В начале прошлого века неподалёку от привокзальной часовни была стоянка (она существовала и в советские годы, когда на площади был бетонный памятник Иосифу Сталину). Теперь место не изменилось, только вместо дореволюционных пролёток и гужевых повозок (и вместо советских машин «с шашечками») всё больше иномарки. Но, «прогуливаясь» во времени, автомобили пропустим. И вместительные маршрутки тоже - не было такого в юности Симферополя XIX века. Сейчас бы услышать цокот копыт и прокатиться в пролётке по мощёным брусчаткой улочкам… Или хоть вскочить на подножку призывно звенящего трамвая - ему через месяц 109 лет. Но троллейбус тоже подойдёт. Правда, сейчас они современные, способные даже без контактной сети ездить, зато тоже история - 65 лет в следующем году. По «Дороге на Перекоп» подъезжаем в исторический центр. Долгоруковский обелиск, Александро-Невский собор. А из середины прошлого века - памятник-танк, который ровно 79 лет назад установили на братской могиле (на месте возрождённого ныне собора) погибших бойцов 19-го танкового Перекопского Краснознамённого корпуса Ивана Васильева (после его ранения - Ивана Поцелуева). Вокруг одиночные захоронения офицеров разных частей, казнённых фашистами подпольщиков театральной группы «Сокол». И «Белый дом», особо «отличившийся» в 2014-м. На старинных фотооткрытках ни танка, ни здания Госсовета нет, зато вот он вид с улицы Долгоруковской (в советское время и до недавнего - Карла Либкнехта) на обелиск перед собором. И пролётка перед ним с лошадью, и тогдашние симферопольцы, и здание на Долгоруковской, 4, с окнами - типография. Собор появился первым. Екатерина Великая предложила возвести. Правда, ближе к Салгиру. Как рассказывал краевед, в 1810-м место освятили, камень в основание заложили, но дальше Отечественная война вмешалась. Вновь вспомнили о соборе в 1816-м. Считается, что нынешнее место, перед территорией Александровского редута, который в 1777-м возвели солдаты Александра Суворова, выбрал император Александр I. В 1829-м храм во имя благоверного великого князя Александра Невского возвели по проекту архитектора Иосифа Шарлемана. Прошла сотня лет, и новая, большевистская, власть решила придать уже семь лет как закрытому собору пролетарский образ, сбив кресты. Спустя год здание и вовсе взорвали, а его кованой оградой украсили территорию университетского сада (ныне - Детского парка). Теперь собор возрождён, новая ограда и кресты, а если смотреть с улицы Долгоруковской, то вид, почти как на открытке. Долгоруковский обелиск, установленный там, где по преданию стояла палатка Василия Долгорукова, полководца, чья армия в 1771-м победила войска Османской империи, стал в 1842-м первым памятником города. В честь деда его создал внук, тоже Василий Долгоруков. - Памятник пострадал в 1919-м, когда исчезли мраморные медальоны. В 1952-м их заменили бетонными с запомнившимися современникам надписями: «В память освобождения Крыма русскими войсками от турецких захватчиков в 1771 году» и «На этом месте в 1771 году находился штаб командующего русскими войсками генерала В. М. Долгорукова», - рассказывал Владимир Гуркович. - Когда в 2011-м исторический облик вернули, разразился скандал. Пришлось историкам показывать старинные снимки (на нашей открытке, кстати, немного видно), что так было. Медальон с изображением фамильного герба князя Долгорукова «смотрел» на собор. Медальон со стороны улицы Жуковского (тогда Тарановской) назывался «Война». В его центре находился герб Российской Империи, по кругу - многофигурная композиция, в аллегоричной форме воскрешающая битву. На медальоне со стороны улицы Карла Либкнехта (Долгоруковской) - портрет князя с лавровым венком на голове, грудь его покрыта кольчугой, поверх которой цепь ордена Святого Андрея Первозванного. Композиция медальона, выходившего в сторону улицы Розы Люксембург (Александра Невского) - «Мир», в центре - изображение христианского креста в сиянии, по кругу - многофигурная композиция… «Прогулки» во времени - возможность взглянуть на прошлое из современности, узнать, сравнить, запомнить для будущего. В следующем выпуске рубрики заглянем в Сад и на Базар.