✔ Герои без звания - «История»
Kingsman 29-сен, 00:00 193 Новости АРКЛучшая награда им - спасённая Родина, мирная жизнь потомков - отправляясь защищать Советский Союз от фашистов, они думали именно так. Не сгибаясь перед вражеским огнём, не гнались за медалями и орденами, сражались - во имя Победы. Многие так и не услышали слова диктора Юрия Борисовича Левитана «Великая Отечественная война победоносно завершена», ушли в вечность, веря, всё отдав. Но как же обидно, что «простая солдатская работа», как говорил Аркадий Арсентьевич Захаров, участник битвы за Москву 1941-го и Парада Победы в Берлине 1945-го, один из моих старших товарищей-фронтовиков, великий труд и самопожертвование часто оставались недооценёнными. Награждения запаздывали за гибелью воина, порой и вовсе не появлялись представления, а иногда статус награды занижался, несоразмерно поступку (выше тоже бывало - но реже). О двух таких случаях рассказал Вартан Григорян, член Крымского армянского общества, краевед.
Об этих героях, представленных к высшей награде медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, известно мало: лишь по записям в Центральном архиве Министерства обороны России на портале «Память народа». В Крыму, за который сражались солдаты, их забыли, как и ещё тысячи павших, страшные бои, огромное количество погибших, пропавших без вести… Ставших навеки частью полуострова, возвращающихся слезами дождя, брызгами прибоя, силой ветра, алыми, как кровь бойца, маками и седым ковылём невозвратных потерь для тех, кто ждал…
Где-то на севере Крыма маком и ковылём напоминает о себе 21-летний Аваг Андреевич (варианты написания в документах - Авак, Аван Аджи) Маркосьян из села Харькент Ханларского района Кировабадской области Азербайджанской ССР. По словам краеведа, скорее всего, село Чайкенд неподалёку от нынешнего Гянджи, там сына, по документам архива, ждал папа Андрей (Андреевич, Александр) Маркосьян. Со званием, должностью, временем гибели и местом захоронения тоже путаница - то командир отделения, сержант, то рядовой красноармеец, автоматчик; погибший или при захвате плацдарма на Перекопе в ноябре 1943-го, или при удержании его в феврале 1944-го… Точно известно лишь, что воевал в составе 561-го стрелкового Краснознамённого полка (комполка Николай Фёдорович Никитин) 91-й Мелитопольской Краснознамённой (награждена в апреле 1944-го за прорыв на Перекопе) стрелковой дивизии (комдив Илья Михайлович Пашков) 54-го стрелкового корпуса (комкор Трофим Калинович Коломиец) 51-й армии (командарм Яков Григорьевич Крейзер) 4-го Украинского фронта (комфронта Фёдор Иванович Толбухин). В сентябре 1943-го награждён медалью «За отвагу» - «в боях за населённый пункт Калинино (на подступах к Крыму. - Ред.) уничтожил двух солдат и захватил немецкий пулемёт». Сражался, возможно, тоже в рукопашной - как и в последнем бою.
- Сохранился наградной лист на Авага Маркосьяна, подписанный комполка, - продолжает Вартан Григорян. - Фамилия обведена траурной рамкой. «Товарищ Маркосьян в наступательных боях по освобождению нашей Родины показал себя стойким и мужественным бойцом, не раз доказавшим преданность Социалистической Родине на поле боя в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. 3 ноября 1943 года при штурме Турецкого вала товарищ Маркосьян первым ворвался на вал в траншеи противника с возгласами «За Родину! За Сталина! Ура!». В рукопашном бою в траншеях противника уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров, где и геройски погиб на боевом посту. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза (посмертно). Представление было поддержано всеми, однако в итоге приказом по войскам армии 19 декабря 1943-го Аваг Маркосьян награждён орденом Отечественной войны первой степени (посмертно).
Если судить о дате совершения подвига и указании, что погиб в том бою, то верно Донесение о безвозвратных потерях дивизии от 30 декабря 1943-го: «погиб 6 ноября 1943-го, первичное место захоронения - Николаевская область, Каховский район, с. Перекоп, юго-западная сторона». Но есть Донесение о безвозвратных потерях от 23 февраля 1944-го, где указано, что Аваг Маркосьян «погиб 2 февраля 1944 года, первичное место захоронения - Крымская АССР, Красно-Перекопский район, с. Хаджимурат, восточнее 103 км, отметка 11/о, севернее
1 км». Как так - теперь и не узнать, на войне всякое бывало… Село Хаджимурат, это - Хаджи-Булат, так на картах Генштаба обозначалось старинное Булат-Коджа (Биюк-Коджа) Перекопского уезда, в советское время - Красно-Перекопского (так писали) района, ныне исчезнувшее на северо-востоке региона, в нескольких километрах севернее села Надеждино (до 1948-го - Тогун). В Надеждино есть мемориал - братские могилы (и павших здесь, и некоторых перезахороненных с округи). 1204 воина, кто защищал Перекоп осенью 1941-го и освобождал осенью, зимой 1943-го - весной 1944-го. Многие имена восстановлены краеведом руководителем Красноперекопского краеведческого музея Львом Петровичем Кружко и его дочерью Ларисой Львовной. Рядом с фамилиями на мемориальных плитах - таблички и фотографии, установленные позже поисковиками организации «Сивашский плацдарм», родными, знающими, что в этих местах пали их (наши!) герои. Но нет там имени Авага Маркосьяна, представленного посмертно к званию Героя Советского Союза.
На мемориалах в сёлах Терновка и Штурмовое под Севастополем нет и имени лейтенанта Сергея Еремовича Айрапетяна. Точное место гибели неизвестно: в Донесении о безвозвратных потерях указано, что погиб «в бою 24 апреля 1944 года, похоронен: Крымская АССР, Балаклавский район, Шулийский сельсовет, деревня Шули». Было две деревни - Старые Шули (ныне - Терновка) и Новые Шули (Штурмовое) - в тех местах маки и ковыль напоминают об офицере, представленном посмертно к званию Героя Советского Союза, но награждённого орденом Отечест-
венной войны первой степени.
- И вновь разночтения в написании - Сергей Еремович (в извещении о гибели - Миронович) Айрапетян (Айропетян), - продолжает краевед, - год рождения - 1908-й или 1918-й, но и место рождения, и место службы доказывают - один человек. Уроженец села Тайчарух Нижне-Ахтинского района Армении, член ВКП(б) с 1943-го, командир 6-й стрелковой роты 995-го Кёнигсбергского ордена Суворова (полное наименование на конец войны. - Ред.) стрелкового полка 263-й Сивашской Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии 63-го стрелкового корпуса. В боях ранен 11 ноября 1941 года, 15 июля 1942 года, 17 февраля и 31 марта 1944 года. Указаны данные, что в Ереване ждал папа Степанян Ерем Айрапетович.
Две награды офицер заслужил за наш полуостров. В одном представлении читаем: «Участвуя в боях за освобождение Крыма с 8 по 11 апреля 1944 года в районе полуострова Тюй-Тюбе (Сивашский плацдарм, позже село Дальнее, ныне не существует. - Ред.), Чучак (с 1948-го Отдалённое в Джанкойском районе, не существует) и высоты с отметкой 25.8 действовал смело и решительно. Рота его действовала слаженно, в результате чего огнём станковых пулемётов при прорыве обороны и при отражении контратак противника уничтожила до 50 солдат и офицеров врага, 2 противотанковые пушки, захватила 3 миномёта, 4 ручных и 1 станковый пулемёт. Будучи дважды ранен, не покинул поле боя, а командовал ротой до полного прорыва обороны и преследования противника. В критические моменты боя сам был около пулемётов, действуя дерзко и бесстрашно. Достоин представления к награде орденом Отечественной войны второй степени». Представление подписали комполка Михаил Иванович Волков и начштаба Пётр Петрович Маслов. Приказ по 63 стрелковому корпусу (комкор Пётр Кириллович Кошевой), в составе которого воевала дивизия, о награждении от 23 мая 1944-го. Об ордене Сергей Айрапетян уже не узнал. И о представлении к званию Героя Советского Союза, появившемся через несколько недель после гибели. «В боях за освобождение Крыма в районе высоты 169.4 «Сахарная головка», которая представляла собой особую стратегическую важность, он умело и решительно руководил боевой операцией. С криком «За Родину! За Сталина!», «За ключ к Севастополю!» поднял роту на штурм, рота стремительным броском, воодушевлённая отважными действиями командира, ворвалась в траншеи противника и овладела предгорьем «Сахарной головки» - «Булкой». И сдержав натиск превосходящих сил противника, закрепился на «Булке», уничтожив при этом до 80 фашистов, заставив контратакующего противника с большими потерями оставить важный рубеж обороны. В этом наступательном неравном бою 24 апреля 1944 года, погиб смертью храбрых. Достоин к представлению присвоения звания Герой Советского Союза - посмертно». С представлением комполка согласились комдив Александр Михайлович Пыхтин и командующий 1-го гвардейского стрелкового корпуса (дивизия была уже в его составе) Иван Ильич Миссан. Но приказом по войскам от 30 мая 1944-го посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени.
Они не стремились за званиями и наградами, просто воевали за Родину, за нас. Не забываем, земляки!
Наградные листы наших героев, освободителей Крыма. Фото с сайта Память народа. Лучшая награда им - спасённая Родина, мирная жизнь потомков - отправляясь защищать Советский Союз от фашистов, они думали именно так. Не сгибаясь перед вражеским огнём, не гнались за медалями и орденами, сражались - во имя Победы. Многие так и не услышали слова диктора Юрия Борисовича Левитана «Великая Отечественная война победоносно завершена», ушли в вечность, веря, всё отдав. Но как же обидно, что «простая солдатская работа», как говорил Аркадий Арсентьевич Захаров, участник битвы за Москву 1941-го и Парада Победы в Берлине 1945-го, один из моих старших товарищей-фронтовиков, великий труд и самопожертвование часто оставались недооценёнными. Награждения запаздывали за гибелью воина, порой и вовсе не появлялись представления, а иногда статус награды занижался, несоразмерно поступку (выше тоже бывало - но реже). О двух таких случаях рассказал Вартан Григорян, член Крымского армянского общества, краевед. Об этих героях, представленных к высшей награде медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, известно мало: лишь по записям в Центральном архиве Министерства обороны России на портале «Память народа». В Крыму, за который сражались солдаты, их забыли, как и ещё тысячи павших, страшные бои, огромное количество погибших, пропавших без вести… Ставших навеки частью полуострова, возвращающихся слезами дождя, брызгами прибоя, силой ветра, алыми, как кровь бойца, маками и седым ковылём невозвратных потерь для тех, кто ждал… Где-то на севере Крыма маком и ковылём напоминает о себе 21-летний Аваг Андреевич (варианты написания в документах - Авак, Аван Аджи) Маркосьян из села Харькент Ханларского района Кировабадской области Азербайджанской ССР. По словам краеведа, скорее всего, село Чайкенд неподалёку от нынешнего Гянджи, там сына, по документам архива, ждал папа Андрей (Андреевич, Александр) Маркосьян. Со званием, должностью, временем гибели и местом захоронения тоже путаница - то командир отделения, сержант, то рядовой красноармеец, автоматчик; погибший или при захвате плацдарма на Перекопе в ноябре 1943-го, или при удержании его в феврале 1944-го… Точно известно лишь, что воевал в составе 561-го стрелкового Краснознамённого полка (комполка Николай Фёдорович Никитин) 91-й Мелитопольской Краснознамённой (награждена в апреле 1944-го за прорыв на Перекопе) стрелковой дивизии (комдив Илья Михайлович Пашков) 54-го стрелкового корпуса (комкор Трофим Калинович Коломиец) 51-й армии (командарм Яков Григорьевич Крейзер) 4-го Украинского фронта (комфронта Фёдор Иванович Толбухин). В сентябре 1943-го награждён медалью «За отвагу» - «в боях за населённый пункт Калинино (на подступах к Крыму. - Ред.) уничтожил двух солдат и захватил немецкий пулемёт». Сражался, возможно, тоже в рукопашной - как и в последнем бою. - Сохранился наградной лист на Авага Маркосьяна, подписанный комполка, - продолжает Вартан Григорян. - Фамилия обведена траурной рамкой. «Товарищ Маркосьян в наступательных боях по освобождению нашей Родины показал себя стойким и мужественным бойцом, не раз доказавшим преданность Социалистической Родине на поле боя в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. 3 ноября 1943 года при штурме Турецкого вала товарищ Маркосьян первым ворвался на вал в траншеи противника с возгласами «За Родину! За Сталина! Ура!». В рукопашном бою в траншеях противника уничтожил до 20 немецких солдат и офицеров, где и геройски погиб на боевом посту. Достоин присвоения звания Героя Советского Союза (посмертно). Представление было поддержано всеми, однако в итоге приказом по войскам армии 19 декабря 1943-го Аваг Маркосьян награждён орденом Отечественной войны первой степени (посмертно). Если судить о дате совершения подвига и указании, что погиб в том бою, то верно Донесение о безвозвратных потерях дивизии от 30 декабря 1943-го: «погиб 6 ноября 1943-го, первичное место захоронения - Николаевская область, Каховский район, с. Перекоп, юго-западная сторона». Но есть Донесение о безвозвратных потерях от 23 февраля 1944-го, где указано, что Аваг Маркосьян «погиб 2 февраля 1944 года, первичное место захоронения - Крымская АССР, Красно-Перекопский район, с. Хаджимурат, восточнее 103 км, отметка 11/о, севернее 1 км». Как так - теперь и не узнать, на войне всякое бывало… Село Хаджимурат, это - Хаджи-Булат, так на картах Генштаба обозначалось старинное Булат-Коджа (Биюк-Коджа) Перекопского уезда, в советское время - Красно-Перекопского (так писали) района, ныне исчезнувшее на северо-востоке региона, в нескольких километрах севернее села Надеждино (до 1948-го - Тогун). В Надеждино есть мемориал - братские могилы (и павших здесь, и некоторых перезахороненных с округи). 1204 воина, кто защищал Перекоп осенью 1941-го и освобождал осенью, зимой 1943-го - весной 1944-го. Многие имена восстановлены краеведом руководителем Красноперекопского краеведческого музея Львом Петровичем Кружко и его дочерью Ларисой Львовной. Рядом с фамилиями на мемориальных плитах - таблички и фотографии, установленные позже поисковиками организации «Сивашский плацдарм», родными, знающими, что в этих местах пали их (наши!) герои. Но нет там имени Авага Маркосьяна, представленного посмертно к званию Героя Советского Союза. На мемориалах в сёлах Терновка и Штурмовое под Севастополем нет и имени лейтенанта Сергея Еремовича Айрапетяна. Точное место гибели неизвестно: в Донесении о безвозвратных потерях указано, что погиб «в бою 24 апреля 1944 года, похоронен: Крымская АССР, Балаклавский район, Шулийский сельсовет, деревня Шули». Было две деревни - Старые Шули (ныне - Терновка) и Новые Шули (Штурмовое) - в тех местах маки и ковыль напоминают об офицере, представленном посмертно к званию Героя Советского Союза, но награждённого орденом Отечест- венной войны первой степени. - И вновь разночтения в написании - Сергей Еремович (в извещении о гибели - Миронович) Айрапетян (Айропетян), - продолжает краевед, - год рождения - 1908-й или 1918-й, но и место рождения, и место службы доказывают - один человек. Уроженец села Тайчарух Нижне-Ахтинского района Армении, член ВКП(б) с 1943-го, командир 6-й стрелковой роты 995-го Кёнигсбергского ордена Суворова (полное наименование на конец войны. - Ред.) стрелкового полка 263-й Сивашской Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии 63-го стрелкового корпуса. В боях ранен 11 ноября 1941 года, 15 июля 1942 года, 17 февраля и 31 марта 1944 года. Указаны данные, что в Ереване ждал папа Степанян Ерем Айрапетович. Две награды офицер заслужил за наш полуостров. В одном представлении читаем: «Участвуя в боях за освобождение Крыма с 8 по 11 апреля 1944 года в районе полуострова Тюй-Тюбе (Сивашский плацдарм, позже село Дальнее, ныне не существует. - Ред.), Чучак (с 1948-го Отдалённое в Джанкойском районе, не существует) и высоты с отметкой 25.8 действовал смело и решительно. Рота его действовала слаженно, в результате чего огнём станковых пулемётов при прорыве обороны и при отражении контратак противника уничтожила до 50 солдат и офицеров врага, 2 противотанковые пушки, захватила 3 миномёта, 4 ручных и 1 станковый пулемёт. Будучи дважды ранен, не покинул поле боя, а командовал ротой до полного прорыва обороны и преследования противника. В критические моменты боя сам был около пулемётов, действуя дерзко и бесстрашно. Достоин представления к награде орденом Отечественной войны второй степени». Представление подписали комполка Михаил Иванович Волков и начштаба Пётр Петрович Маслов. Приказ по 63 стрелковому корпусу (комкор Пётр Кириллович Кошевой), в составе которого воевала дивизия, о награждении от 23 мая 1944-го. Об ордене Сергей Айрапетян уже не узнал. И о представлении к званию Героя Советского Союза, появившемся через несколько недель после гибели. «В боях за освобождение Крыма в районе высоты 169.4 «Сахарная головка», которая представляла собой особую стратегическую важность, он умело и решительно руководил боевой операцией. С криком «За Родину! За Сталина!», «За ключ к Севастополю!» поднял роту на штурм, рота стремительным броском, воодушевлённая отважными действиями командира, ворвалась в траншеи противника и овладела предгорьем «Сахарной головки» - «Булкой». И сдержав натиск превосходящих сил противника, закрепился на «Булке», уничтожив при этом до 80 фашистов, заставив контратакующего противника с большими потерями оставить важный рубеж обороны. В этом наступательном неравном бою 24 апреля 1944 года, погиб смертью храбрых. Достоин к представлению присвоения звания Герой Советского Союза - посмертно». С представлением комполка согласились комдив Александр Михайлович Пыхтин и командующий 1-го гвардейского стрелкового корпуса (дивизия была уже в его составе) Иван Ильич Миссан. Но приказом по войскам от 30 мая 1944-го посмертно награждён орденом Отечественной войны первой степени. Они не стремились за званиями и наградами, просто воевали за Родину, за нас. Не забываем, земляки!