✔ «Славься, Отечество» - «История»
Матвей 30-дек, 00:01 193 Новости АРКВ полночь 31 декабря россияне услышат эту торжественную песнь с экранов, по радио: страна провожает уходящий год и встречает наступающий гимном - «Славься, Отечество, наше свободное». А началось всё для тогдашнего огромного и многонационального Советского Союза, родившегося 101 год назад, 29 декабря 1922-го, в декабре 80-летней давности когда произошло событие, обобщающее жизнь страны в строках: «Союз нерушимый республик свободных/ Сплотила навеки Великая Русь./ Да здравствует созданный волей народов/ Единый, могучий Советский Союз!» - торжественная песнь, гимн страны, впервые переданный по радио 31 декабря 1943-го.
«Нам нужен наш»
Тот год для нашей страны (многие из нас и многое сейчас родом из СССР) был решающим в Великой Отечественной. Да, продолжались ежесекундные потери и на фронтах, где сражались, и в оккупации, где боролись, и в тылу, где трудились; была кровопролитная Ржевская битва и весенний Харьковский котёл, в которых сотни тысяч остались… Однако были не менее кровопролитные, но успешные сражения, большие шаги к победе: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Вязьмы, Воронежа, выигранные Сталинградская и Курская битвы, салюты Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсирование Днепра, начало освобождения Белорусской ССР, спасение Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, Донбасса, Тамани, Керченско-Эльтигенский десант… И задумался тогда Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, что победу (пусть неблизкую, но однозначную) страна должна встречать с новой главной песней. Неофициально «Интернационал» гимном считался, «Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир голодных и рабов». Но на одном из заседаний политбюро ВКП(б) заметил Иосиф Виссарионович, что устарел международный пролетарский для нас: «Пусть его поют те, кто ещё не разрушил старый мир. Мы своё дело сделали, и теперь нам нужен наш, советский, гимн». Была, правда, у нас мелодия Александра Александрова и стихи Василия Лебедева-Кумача: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поём/ О партии самой могучей на свете,/ О самом большом человеке своём» - гимн большевиков, созданный в 1938-м. Но масштабов державных он не отражал, хотя мелодия вождю нравилась, мыслил её для гимна страны.
О тех мыслях не догадывались, конечно, ни композитор Александр Александров, ни, тем более, фронтовые корреспонденты Габриэль Урекляна (известный под псевдонимом Эль-Регистан) и Сергей Михалков, решившие поучаствовать в объявленном среди поэтов-песенников и композиторов конкурсе на создание гимна СССР. Они почти всё время были на фронте, да и не считали иные писателя и детского поэта, пусть и талантливых, песенниками. Но они всё же узнали о конкурсе, на пару дней оказавшись в Москве. Расстроился Сергей Владимирович, что не позвали, с другом Габриэлем Аршалуйсовичем обидой поделился, а тот утром ошарашил: «Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами гимна! Я даже записал несколько слов, которые приснились: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»… И они попробовали, за основу стихотворного размера взяли гимн большевиков Василия Лебедева-Кумача. А композитором к придуманным строчкам решили избрать Дмитрия Шостаковича, отправили текст. Не надеялись, но Дмитрий Дмитриевич, написав музыку, послал вариант на конкурс.
Соответствие духу
Друзей вскоре отозвали с фронта - из почти сотни текстов Иосиф Сталин выбрал их, то ли за удачный стихотворный размер, который ложился на понравившуюся ему мелодию Александра Васильевича, то ли за строчку «Великая Русь»… Правда, без замечаний не обошлось - разбирался в стихосложении глава государства (в юности стихи никому не известного Иосифа Джугашвили в учебнике грузинского языка публиковали). «Свободных народов союз благородный», напомнил буржуазное «ваше благородие», заменили - «Союз нерушимый республик свободных». И строки «Нам Ленин в грядущее путь озарил. Нас вырастил Сталин - избранник народа» просил изменить: «И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу». По просьбе вождя и припев, и ещё один куплет в гимне появился - «красноармейский». Сергей Михалков вспоминал: среди ночи позвонил ему домой Александр Поскрёбышев, секретарь и помощник главы государства, сообщил Александр Николаевич, что есть вопросы у Иосифа Сталина к поэту. Иосиф Виссарионович тогда сказал: «Надо отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу». Несколько вариаций куплета за ночь создали фронтовые корреспонденты, им даже, наверное, легче было, ведь прочувствовали сполна на фронте и ту борьбу, и ту веру…. «28 октября 1943-го нас вызвали в Кремль, к Сталину, - вспоминал Сергей Владимирович. - На часах - 22 часа 30 минут. «Ознакомьтесь, - говорит Сталин, протягивая лист бумаги. - Нет ли у вас возражений? Главное - сохранить эти мысли. Возможно это? Нам это нужно сегодня. Вот карандаши, бумага». Помогают вариации, написанные накануне. Так рождаются строки: «Мы армию нашу растили в сражениях./ Захватчиков подлых с дороги сметём!/ Мы в битвах решаем судьбу поколений,/ Мы к славе Отчизну свою поведём». Нам тогда в Кремле комнату выделили, где с Габриэлем над текстом работали. Новые варианты текстов Климентий Ворошилов (руководитель комиссии по созданию гимна. - Ред.) относил к Сталину и возвращал листы с его правкой. Он заменял отдельные слова, вписывал новые строки. По сути, Сталин был соавтором гимна, и в последнем варианте его правка было очень значительна».
С текстом определились - музыку писали уже под него, особо поэтам нравились мелодии Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатурян. Их, а также имперский «Боже, царя храни», гимны Великобритании и США для сравнения исполняли на прослушиваниях оркестр и хор, и мелодию Александра Александрова с этими словами исполняли… Музыку руководителя Красноармейского ансамбля песни и пляски, автора мелодии к песням «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная», и выбрал Иосиф Сталин. «Ваша музыка звучит очень мелодично, - пояснял он Дмитрию Шостаковичу, - но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это - гимн могучей страны, в нём отражена мощь государства и вера в нашу победу». Наверное, именно этими словами и руководствовался нынешний глава России Владимир Путин, когда в 2000-м, выбрал мелодию Александра Александрова к гимну современной страны.
14 декабря 1943-го гимн СССР утверждён, а 24 декабря наш «Красный Крым» Евгения Степанова и Абрама Райчука писал: «Совет Народных Комиссаров Советского Союза решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности советского строя». А в Новый год гимн прозвучал по радио. Наш читатель-фронтовик Иван Романов вспоминал, что услышал его в землянке под Кировоградом, готовясь к наступлению. «Слушали, затаив дыхание, все - от опытных бойцов до недавних мобилизованных 18-летних пацанов, одним из которых был и я. Какие эмоции? Гордость за то, что живу в лучшей из стран, за то, что даже в её гимне нашлось место нам, простым солдатам, решающим в битвах судьбу поколений. С тех пор тот сталинский гимн стал для меня самым главным».
А вот для страны гимн, созданный в 1943-м, просуществовал с тем текстом до 1956-го, когда новый руководитель СССР Никита Хрущёв начал борьбу с «культом личности Сталина». Примечательно, что именно Никита Сергеевич в своё время настаивал, дабы строчка об Иосифе Виссарионовиче в тексте гимна появилась. Теперь стала неугодной, но, чтобы не менять текст, его просто перестали исполнять - одна мелодия.
И звучала она так до 1977-го, когда уже новый руководитель Союза Леонид Брежнев решил текст изменить. Габриэля Эль-Регистана и Александра Александрова уже, увы, не было в живых. Обратился Леонид Ильич к Сергею Михалкову. Исчез куплет об армии, но появился о «победе бессмертных идей коммунизма», «Красном знамени славной Отчизны», «партии Ленина - силе народной», ведущей «к торжеству коммунизма». Вновь слов гимн лишили в 1990-м, когда из Конституции изъяли статью о партии. В 2000-м Сергей Михалков написал новый текст на мелодию Александра Александрова для гимна России. Он прозвучит в полночь, 31 декабря. А людям старшего поколения вспомнятся строки о «Союзе нерушимом республик свободных».
Габриэль Эль-Регистан, Александр Александров, Сергей Михалков и наша газета. Коллаж автора. В полночь 31 декабря россияне услышат эту торжественную песнь с экранов, по радио: страна провожает уходящий год и встречает наступающий гимном - «Славься, Отечество, наше свободное». А началось всё для тогдашнего огромного и многонационального Советского Союза, родившегося 101 год назад, 29 декабря 1922-го, в декабре 80-летней давности когда произошло событие, обобщающее жизнь страны в строках: «Союз нерушимый республик свободных/ Сплотила навеки Великая Русь./ Да здравствует созданный волей народов/ Единый, могучий Советский Союз!» - торжественная песнь, гимн страны, впервые переданный по радио 31 декабря 1943-го. «Нам нужен наш» Тот год для нашей страны (многие из нас и многое сейчас родом из СССР) был решающим в Великой Отечественной. Да, продолжались ежесекундные потери и на фронтах, где сражались, и в оккупации, где боролись, и в тылу, где трудились; была кровопролитная Ржевская битва и весенний Харьковский котёл, в которых сотни тысяч остались… Однако были не менее кровопролитные, но успешные сражения, большие шаги к победе: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Вязьмы, Воронежа, выигранные Сталинградская и Курская битвы, салюты Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсирование Днепра, начало освобождения Белорусской ССР, спасение Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, Донбасса, Тамани, Керченско-Эльтигенский десант… И задумался тогда Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, что победу (пусть неблизкую, но однозначную) страна должна встречать с новой главной песней. Неофициально «Интернационал» гимном считался, «Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир голодных и рабов». Но на одном из заседаний политбюро ВКП(б) заметил Иосиф Виссарионович, что устарел международный пролетарский для нас: «Пусть его поют те, кто ещё не разрушил старый мир. Мы своё дело сделали, и теперь нам нужен наш, советский, гимн». Была, правда, у нас мелодия Александра Александрова и стихи Василия Лебедева-Кумача: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поём/ О партии самой могучей на свете,/ О самом большом человеке своём» - гимн большевиков, созданный в 1938-м. Но масштабов державных он не отражал, хотя мелодия вождю нравилась, мыслил её для гимна страны. О тех мыслях не догадывались, конечно, ни композитор Александр Александров, ни, тем более, фронтовые корреспонденты Габриэль Урекляна (известный под псевдонимом Эль-Регистан) и Сергей Михалков, решившие поучаствовать в объявленном среди поэтов-песенников и композиторов конкурсе на создание гимна СССР. Они почти всё время были на фронте, да и не считали иные писателя и детского поэта, пусть и талантливых, песенниками. Но они всё же узнали о конкурсе, на пару дней оказавшись в Москве. Расстроился Сергей Владимирович, что не позвали, с другом Габриэлем Аршалуйсовичем обидой поделился, а тот утром ошарашил: «Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами гимна! Я даже записал несколько слов, которые приснились: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»… И они попробовали, за основу стихотворного размера взяли гимн большевиков Василия Лебедева-Кумача. А композитором к придуманным строчкам решили избрать Дмитрия Шостаковича, отправили текст. Не надеялись, но Дмитрий Дмитриевич, написав музыку, послал вариант на конкурс. Соответствие духу Друзей вскоре отозвали с фронта - из почти сотни текстов Иосиф Сталин выбрал их, то ли за удачный стихотворный размер, который ложился на понравившуюся ему мелодию Александра Васильевича, то ли за строчку «Великая Русь»… Правда, без замечаний не обошлось - разбирался в стихосложении глава государства (в юности стихи никому не известного Иосифа Джугашвили в учебнике грузинского языка публиковали). «Свободных народов союз благородный», напомнил буржуазное «ваше благородие», заменили - «Союз нерушимый республик свободных». И строки «Нам Ленин в грядущее путь озарил. Нас вырастил Сталин - избранник народа» просил изменить: «И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу». По просьбе вождя и припев, и ещё один куплет в гимне появился - «красноармейский». Сергей Михалков вспоминал: среди ночи позвонил ему домой Александр Поскрёбышев, секретарь и помощник главы государства, сообщил Александр Николаевич, что есть вопросы у Иосифа Сталина к поэту. Иосиф Виссарионович тогда сказал: «Надо отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу». Несколько вариаций куплета за ночь создали фронтовые корреспонденты, им даже, наверное, легче было, ведь прочувствовали сполна на фронте и ту борьбу, и ту веру…. «28 октября 1943-го нас вызвали в Кремль, к Сталину, - вспоминал Сергей Владимирович. - На часах - 22 часа 30 минут. «Ознакомьтесь, - говорит Сталин, протягивая лист бумаги. - Нет ли у вас возражений? Главное - сохранить эти мысли. Возможно это? Нам это нужно сегодня. Вот карандаши, бумага». Помогают вариации, написанные накануне. Так рождаются строки: «Мы армию нашу растили в сражениях./ Захватчиков подлых с дороги сметём!/ Мы в битвах решаем судьбу поколений,/ Мы к славе Отчизну свою поведём». Нам тогда в Кремле комнату выделили, где с Габриэлем над текстом работали. Новые варианты текстов Климентий Ворошилов (руководитель комиссии по созданию гимна. - Ред.) относил к Сталину и возвращал листы с его правкой. Он заменял отдельные слова, вписывал новые строки. По сути, Сталин был соавтором гимна, и в последнем варианте его правка было очень значительна». С текстом определились - музыку писали уже под него, особо поэтам нравились мелодии Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатурян. Их, а также имперский «Боже, царя храни», гимны Великобритании и США для сравнения исполняли на прослушиваниях оркестр и хор, и мелодию Александра Александрова с этими словами исполняли… Музыку руководителя Красноармейского ансамбля песни и пляски, автора мелодии к песням «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная», и выбрал Иосиф Сталин. «Ваша музыка звучит очень мелодично, - пояснял он Дмитрию Шостаковичу, - но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это - гимн могучей страны, в нём отражена мощь государства и вера в нашу победу». Наверное, именно этими словами и руководствовался нынешний глава России Владимир Путин, когда в 2000-м, выбрал мелодию Александра Александрова к гимну современной страны. 14 декабря 1943-го гимн СССР утверждён, а 24 декабря наш «Красный Крым» Евгения Степанова и Абрама Райчука писал: «Совет Народных Комиссаров Советского Союза решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности советского строя». А в Новый год гимн прозвучал по радио. Наш читатель-фронтовик Иван Романов вспоминал, что услышал его в землянке под Кировоградом, готовясь к наступлению. «Слушали, затаив дыхание, все - от опытных бойцов до недавних мобилизованных 18-летних пацанов, одним из которых был и я. Какие эмоции? Гордость за то, что живу в лучшей из стран, за то, что даже в её гимне нашлось место нам, простым солдатам, решающим в битвах судьбу поколений. С тех пор тот сталинский гимн стал для меня самым главным». А вот для страны гимн, созданный в 1943-м, просуществовал с тем текстом до 1956-го, когда новый руководитель СССР Никита Хрущёв начал борьбу с «культом личности Сталина». Примечательно, что именно Никита Сергеевич в своё время настаивал, дабы строчка об Иосифе Виссарионовиче в тексте гимна появилась. Теперь стала неугодной, но, чтобы не менять текст, его просто перестали исполнять - одна мелодия. И звучала она так до 1977-го, когда уже новый руководитель Союза Леонид Брежнев решил текст изменить. Габриэля Эль-Регистана и Александра Александрова уже, увы, не было в живых. Обратился Леонид Ильич к Сергею Михалкову. Исчез куплет об армии, но появился о «победе бессмертных идей коммунизма», «Красном знамени славной Отчизны», «партии Ленина - силе народной», ведущей «к торжеству коммунизма». Вновь слов гимн лишили в 1990-м, когда из Конституции изъяли статью о партии. В 2000-м Сергей Михалков написал новый текст на мелодию Александра Александрова для гимна России. Он прозвучит в полночь, 31 декабря. А людям старшего поколения вспомнятся строки о «Союзе нерушимом республик свободных».