«Славься, Отечество» - «История» » Крымские новости

✔ «Славься, Отечество» - «История»




Габриэль Эль-Регистан, Александр Александров, Сергей Михалков и наша газета. Коллаж автора.


В полночь 31 декабря россияне услышат эту торжественную песнь с экранов, по радио: страна провожает уходящий год и встречает наступающий гимном - «Славься, Отечество, наше свободное». А началось всё для тогдашнего огромного и многонационального Советского Союза, родившегося 101 год назад, 29 декабря 1922-го, в декабре 80-летней давности когда произошло событие, обобщающее жизнь страны в строках: «Союз нерушимый республик свободных/ Сплотила навеки Великая Русь./ Да здравствует созданный волей народов/ Единый, могучий Советский Союз!» - торжественная песнь, гимн страны, впервые переданный по радио 31 декабря 1943-го.


«Нам нужен наш»


Тот год для нашей страны (многие из нас и многое сейчас родом из СССР) был решающим в Великой Отечест­венной. Да, продолжались ежесекундные потери и на фронтах, где сражались, и в оккупации, где боролись, и в тылу, где трудились; была кровопролитная Ржевская битва и весенний Харьковский котёл, в которых сотни тысяч остались… Однако были не менее кровопролитные, но успешные сражения, большие шаги к победе: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Вязьмы, Воронежа, выигранные Сталинградская и Курская битвы, салюты Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсирование Днепра, начало освобождения Белорусской ССР, спасение Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, Донбасса, Тамани, Керченско-Эльтигенский десант… И задумался тогда Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, что победу (пусть неблизкую, но однозначную) страна должна встречать с новой главной песней. Неофициально «Интернационал» гимном считался, «Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир голодных и рабов». Но на одном из заседаний политбюро ВКП(б) заметил Иосиф Виссарионович, что устарел международный пролетарский для нас: «Пусть его поют те, кто ещё не разрушил старый мир. Мы своё дело сделали, и теперь нам нужен наш, советский, гимн». Была, правда, у нас мелодия Александра Александрова и стихи Василия Лебедева-Кумача: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поём/ О партии самой могучей на свете,/ О самом большом человеке своём» - гимн большевиков, созданный в 1938-м. Но масштабов державных он не отражал, хотя мелодия вождю нравилась, мыслил её для гимна страны.


О тех мыслях не догадывались, конечно, ни композитор Александр Александров, ни, тем более, фронтовые корреспонденты Габриэль Урекляна (известный под псевдонимом Эль-Регистан) и Сергей Михалков, решившие поучаствовать в объявленном среди поэтов-песенников и композиторов конкурсе на создание гимна СССР. Они почти всё время были на фронте, да и не считали иные писателя и детского поэта, пусть и талантливых, песенниками. Но они всё же узнали о конкурсе, на пару дней оказавшись в Москве. Расстроился Сергей Владимирович, что не позвали, с другом Габриэлем Аршалуйсовичем обидой поделился, а тот утром ошарашил: «Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами гимна! Я даже записал несколько слов, которые приснились: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»… И они попробовали,  за основу стихотворного размера взяли гимн большевиков Василия Лебедева-Кумача. А композитором к придуманным строчкам решили избрать Дмитрия Шостаковича, отправили текст. Не надеялись, но Дмитрий Дмитрие­вич, написав музыку, послал вариант на конкурс.


Соответствие духу


Друзей вскоре отозвали с фронта - из почти сотни текс­тов Иосиф Сталин выбрал их, то ли за удачный стихотворный размер, который ложился на понравившуюся ему мелодию Александра Васильевича, то ли за строчку «Великая Русь»… Правда, без замечаний не обошлось - разбирался в стихосложении глава государства (в юности стихи никому не известного Иосифа Джугашвили в учебнике грузинского языка публиковали). «Свободных народов союз благородный», напомнил буржуазное «ваше благородие», заменили - «Союз нерушимый республик свободных». И строки «Нам Ленин в грядущее путь озарил. Нас вырастил Сталин - избранник народа» просил изменить: «И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу». По просьбе вождя и припев, и ещё один куплет в гимне появился - «красноармейский». Сергей Михалков вспоминал: среди ночи позвонил ему домой Александр Поскрёбышев, секретарь и помощник главы государства, сообщил Александр Николаевич, что есть вопросы у Иосифа Сталина к поэту. Иосиф Виссарионович тогда сказал: «Надо отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу». Несколько вариаций куплета за ночь создали фронтовые коррес­понденты, им даже, наверное, легче было, ведь прочувствовали сполна на фронте и ту борьбу, и ту веру…. «28 октября 1943-го нас вызвали в Кремль, к Сталину, - вспоминал Сергей Владимирович. - На часах - 22 часа 30 минут. «Ознакомьтесь, - говорит Сталин, протягивая лист бумаги. - Нет ли у вас возражений? Главное - сохранить эти мысли. Возможно это? Нам это нужно сегодня. Вот карандаши, бумага». Помогают вариации, написанные накануне. Так рождаются строки: «Мы армию нашу растили в сражениях./ Захватчиков подлых с дороги сметём!/ Мы в битвах решаем судьбу поколений,/ Мы к славе Отчизну свою поведём». Нам тогда в Кремле комнату выделили, где с Габриэлем над текстом работали. Новые варианты текстов Климентий Ворошилов (руководитель комиссии по созданию гимна. - Ред.) относил к Сталину и возвращал листы с его правкой. Он заменял отдельные слова, вписывал новые строки. По сути, Сталин был соавтором гимна, и в последнем варианте его правка было очень значительна».


С текстом определились - музыку писали уже под него, особо поэтам нравились мелодии Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатурян. Их, а также имперский «Боже, царя храни», гимны Великобритании и США для сравнения исполняли на прослушиваниях оркестр и хор, и мелодию Александра Александрова с этими словами исполняли… Музыку руководителя Красноармейского ансамбля песни и пляски, автора мелодии к песням «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная», и выбрал Иосиф Сталин. «Ваша музыка звучит очень мелодично, - пояснял он Дмит­рию Шостаковичу, - но что поделать, гимн Александ­рова более подходит по своему торжественному звучанию. Это - гимн могучей страны, в нём отражена мощь государства и вера в нашу победу». Наверное, именно этими словами и руководствовался нынешний глава России Владимир Путин, когда в 2000-м, выбрал мелодию Александра Александрова к гимну современной страны.


14 декабря 1943-го гимн СССР утверждён, а 24 декаб­ря наш «Красный Крым» Евгения Степанова и Абрама Райчука писал: «Совет Народных Комиссаров Советского Союза решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности советского строя». А в Новый год гимн прозвучал по радио. Наш читатель-фронтовик Иван Романов вспоминал, что услышал его в землянке под Кировоградом, готовясь к наступлению. «Слушали, затаив дыхание, все - от опытных бойцов до недавних мобилизованных 18-летних пацанов, одним из которых был и я. Какие эмоции? Гордость за то, что живу в лучшей из стран, за то, что даже в её гимне нашлось место нам, прос­тым солдатам, решающим в битвах судьбу поколений. С тех пор тот сталинский гимн стал для меня самым главным».


А вот для страны гимн, созданный в 1943-м, просу­ществовал с тем текстом до 1956-го, когда новый руководитель СССР Никита Хрущёв начал борьбу с «культом личности Сталина». Примечательно, что именно Никита Сергеевич в своё время настаи­вал, дабы строчка об Иосифе Виссарионовиче в тексте гимна появилась. Теперь стала неугодной, но, чтобы не менять текст, его просто перестали исполнять - одна мелодия.
И звучала она так до 1977-го, когда уже новый руководитель Союза Леонид Брежнев решил  текст изменить. Габриэля Эль-Регистана и Александра Александрова уже, увы, не было в живых. Обратился Леонид Ильич к Сергею Михалкову. Исчез куплет об армии, но появился о «победе бессмертных идей коммунизма», «Красном знамени славной Отчизны», «партии Ленина - силе народной», ведущей «к торжеству коммунизма». Вновь слов гимн лишили в 1990-м, когда из Конституции изъяли статью о партии. В 2000-м Сергей Михалков написал новый текст на мелодию Александра Александрова для гимна России. Он прозвучит в полночь, 31 декабря. А людям старшего поколения вспомнятся строки о «Союзе нерушимом респуб­лик свободных».


Габриэль Эль-Регистан, Александр Александров, Сергей Михалков и наша газета. Коллаж автора. В полночь 31 декабря россияне услышат эту торжественную песнь с экранов, по радио: страна провожает уходящий год и встречает наступающий гимном - «Славься, Отечество, наше свободное». А началось всё для тогдашнего огромного и многонационального Советского Союза, родившегося 101 год назад, 29 декабря 1922-го, в декабре 80-летней давности когда произошло событие, обобщающее жизнь страны в строках: «Союз нерушимый республик свободных/ Сплотила навеки Великая Русь./ Да здравствует созданный волей народов/ Единый, могучий Советский Союз!» - торжественная песнь, гимн страны, впервые переданный по радио 31 декабря 1943-го. «Нам нужен наш» Тот год для нашей страны (многие из нас и многое сейчас родом из СССР) был решающим в Великой Отечест­венной. Да, продолжались ежесекундные потери и на фронтах, где сражались, и в оккупации, где боролись, и в тылу, где трудились; была кровопролитная Ржевская битва и весенний Харьковский котёл, в которых сотни тысяч остались… Однако были не менее кровопролитные, но успешные сражения, большие шаги к победе: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Вязьмы, Воронежа, выигранные Сталинградская и Курская битвы, салюты Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсирование Днепра, начало освобождения Белорусской ССР, спасение Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, Донбасса, Тамани, Керченско-Эльтигенский десант… И задумался тогда Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин, что победу (пусть неблизкую, но однозначную) страна должна встречать с новой главной песней. Неофициально «Интернационал» гимном считался, «Вставай, проклятьем заклеймённый весь мир голодных и рабов». Но на одном из заседаний политбюро ВКП(б) заметил Иосиф Виссарионович, что устарел международный пролетарский для нас: «Пусть его поют те, кто ещё не разрушил старый мир. Мы своё дело сделали, и теперь нам нужен наш, советский, гимн». Была, правда, у нас мелодия Александра Александрова и стихи Василия Лебедева-Кумача: «Страны небывалой свободные дети,/ Сегодня мы гордую песню поём/ О партии самой могучей на свете,/ О самом большом человеке своём» - гимн большевиков, созданный в 1938-м. Но масштабов державных он не отражал, хотя мелодия вождю нравилась, мыслил её для гимна страны. О тех мыслях не догадывались, конечно, ни композитор Александр Александров, ни, тем более, фронтовые корреспонденты Габриэль Урекляна (известный под псевдонимом Эль-Регистан) и Сергей Михалков, решившие поучаствовать в объявленном среди поэтов-песенников и композиторов конкурсе на создание гимна СССР. Они почти всё время были на фронте, да и не считали иные писателя и детского поэта, пусть и талантливых, песенниками. Но они всё же узнали о конкурсе, на пару дней оказавшись в Москве. Расстроился Сергей Владимирович, что не позвали, с другом Габриэлем Аршалуйсовичем обидой поделился, а тот утром ошарашил: «Мне приснился сон, что мы с тобой стали авторами гимна! Я даже записал несколько слов, которые приснились: «Великая Русь», «Дружба народов», «Ленин»… И они попробовали, за основу стихотворного размера взяли гимн большевиков Василия Лебедева-Кумача. А композитором к придуманным строчкам решили избрать Дмитрия Шостаковича, отправили текст. Не надеялись, но Дмитрий Дмитрие­вич, написав музыку, послал вариант на конкурс. Соответствие духу Друзей вскоре отозвали с фронта - из почти сотни текс­тов Иосиф Сталин выбрал их, то ли за удачный стихотворный размер, который ложился на понравившуюся ему мелодию Александра Васильевича, то ли за строчку «Великая Русь»… Правда, без замечаний не обошлось - разбирался в стихосложении глава государства (в юности стихи никому не известного Иосифа Джугашвили в учебнике грузинского языка публиковали). «Свободных народов союз благородный», напомнил буржуазное «ваше благородие», заменили - «Союз нерушимый республик свободных». И строки «Нам Ленин в грядущее путь озарил. Нас вырастил Сталин - избранник народа» просил изменить: «И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу». По просьбе вождя и припев, и ещё один куплет в гимне появился - «красноармейский». Сергей Михалков вспоминал: среди ночи позвонил ему домой Александр Поскрёбышев, секретарь и помощник главы государства, сообщил Александр Николаевич, что есть вопросы у Иосифа Сталина к поэту. Иосиф Виссарионович тогда сказал: «Надо отразить роль нашей армии в героической борьбе против захватчиков. Показать нашу мощь и веру в победу». Несколько вариаций куплета за ночь создали фронтовые коррес­понденты, им даже, наверное, легче было, ведь прочувствовали сполна на фронте и ту борьбу, и ту веру…. «28 октября 1943-го нас вызвали в Кремль, к Сталину, - вспоминал Сергей Владимирович. - На часах - 22 часа 30 минут. «Ознакомьтесь, - говорит Сталин, протягивая лист бумаги. - Нет ли у вас возражений? Главное - сохранить эти мысли. Возможно это? Нам это нужно сегодня. Вот карандаши, бумага». Помогают вариации, написанные накануне. Так рождаются строки: «Мы армию нашу растили в сражениях./ Захватчиков подлых с дороги сметём!/ Мы в битвах решаем судьбу поколений,/ Мы к славе Отчизну свою поведём». Нам тогда в Кремле комнату выделили, где с Габриэлем над текстом работали. Новые варианты текстов Климентий Ворошилов (руководитель комиссии по созданию гимна. - Ред.) относил к Сталину и возвращал листы с его правкой. Он заменял отдельные слова, вписывал новые строки. По сути, Сталин был соавтором гимна, и в последнем варианте его правка было очень значительна». С текстом определились - музыку писали уже под него, особо поэтам нравились мелодии Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатурян. Их, а также имперский «Боже, царя храни», гимны Великобритании и США для сравнения исполняли на прослушиваниях оркестр и хор, и мелодию Александра Александрова с этими словами исполняли… Музыку руководителя Красноармейского ансамбля песни и пляски, автора мелодии к песням «Священная война» и «Несокрушимая и легендарная», и выбрал Иосиф Сталин. «Ваша музыка звучит очень мелодично, - пояснял он Дмит­рию Шостаковичу, - но что поделать, гимн Александ­рова более подходит по своему торжественному звучанию. Это - гимн могучей страны, в нём отражена мощь государства и вера в нашу победу». Наверное, именно этими словами и руководствовался нынешний глава России Владимир Путин, когда в 2000-м, выбрал мелодию Александра Александрова к гимну современной страны. 14 декабря 1943-го гимн СССР утверждён, а 24 декаб­ря наш «Красный Крым» Евгения Степанова и Абрама Райчука писал: «Совет Народных Комиссаров Советского Союза решил заменить текст государственного гимна новым текстом, соответствующим по своему содержанию духу и сущности советского строя». А в Новый год гимн прозвучал по радио. Наш читатель-фронтовик Иван Романов вспоминал, что услышал его в землянке под Кировоградом, готовясь к наступлению. «Слушали, затаив дыхание, все - от опытных бойцов до недавних мобилизованных 18-летних пацанов, одним из которых был и я. Какие эмоции? Гордость за то, что живу в лучшей из стран, за то, что даже в её гимне нашлось место нам, прос­тым солдатам, решающим в битвах судьбу поколений. С тех пор тот сталинский гимн стал для меня самым главным». А вот для страны гимн, созданный в 1943-м, просу­ществовал с тем текстом до 1956-го, когда новый руководитель СССР Никита Хрущёв начал борьбу с «культом личности Сталина». Примечательно, что именно Никита Сергеевич в своё время настаи­вал, дабы строчка об Иосифе Виссарионовиче в тексте гимна появилась. Теперь стала неугодной, но, чтобы не менять текст, его просто перестали исполнять - одна мелодия. И звучала она так до 1977-го, когда уже новый руководитель Союза Леонид Брежнев решил текст изменить. Габриэля Эль-Регистана и Александра Александрова уже, увы, не было в живых. Обратился Леонид Ильич к Сергею Михалкову. Исчез куплет об армии, но появился о «победе бессмертных идей коммунизма», «Красном знамени славной Отчизны», «партии Ленина - силе народной», ведущей «к торжеству коммунизма». Вновь слов гимн лишили в 1990-м, когда из Конституции изъяли статью о партии. В 2000-м Сергей Михалков написал новый текст на мелодию Александра Александрова для гимна России. Он прозвучит в полночь, 31 декабря. А людям старшего поколения вспомнятся строки о «Союзе нерушимом респуб­лик свободных».

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru