✔ «Крымскоправдинские» в столице - «История»
Леокадия 26-янв, 00:00 193 Новости АРКОни разные, многоэтажные и частного сектора, три улицы и переулок, с привокзальным шумом и многоголосьем быта, с ямами на асфальте и проблемами с ливнёвками в непогоду… Они одни из таких же десятков в Симферополе, но для газеты немножко всё-таки особые. Ведь когда-то, в советское время, их назвали в честь тех, кто в детстве «Крымской правды», тогда ещё не с этим названием, но с теми же стремлениями и принципами, стал её родителями. Первыми создателями газеты, появившейся 106 лет назад, 24 января (по старому стилю) 1918-го. Вспомним этих людей в газетный первый день рождения (как оригинально, оказывается, что можно по двум стилям дату отмечать, а ещё по дням выхода первых номеров издания в разных его названиях - 18 января, к примеру, в 1952-м, «Крымская правда» впервые было напечатано на страницах).
Решение города
А в эти дни 26 лет назад в городском Совете столицы тогдашней Автономной Республики Крым готовились к внеочередной 9-й сессии XXII созыва народных депутатов, чтобы 30 января принять решение №104 - дорогое и памятное для нас: «В соответствии со статьёй 26, пункт 41, Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» (тогда полуостров был в её составе. - Ред.), учитывая значительный вклад газеты «Крымская правда» в повышение уровня информированности населения, освещение всех сторон жизни Крыма, деятельности органов власти и управления и в связи с 80-летием газеты, городской Совет решил: 1. Переименовать ул. Оранжерейную в ул. имени газеты «Крымская правда». 2. Поручить исполкому горсовета (Рыбакова Л. Д.) в соответствии с установленным порядком принять решение исполкома по осуществлению необходимых мероприятий в связи с переименованием улицы в срок до 1.04.1998 года. 3. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя председателя горсовета Яковлева В. В. и комиссию по наименованию и переименованию улиц (Рыбакова Л. Д.). Председатель городского Совета В. Ф. Ермак». И ещё долгие годы редакция находилась в здании издательства и типографии «Таврида», что окнами фасада выходило на нашу улицу, и на работу, и домой мы шли по ней, газетной, «Крымскоправдинской». Сейчас редакция находится в другом здании, а там, на «Крымскомправдинской», остался памятник военным журналистам и полиграфистам, что создан стараниями директора типографии Ивана Нечипаса, наших редактора Владимира Бобашинского и коллеги Ивана (увы, фамилия забылась), позировавшего скульптору Виктору Гордееву.
Но улица имени газеты, появившаяся благодаря тогдашнему руководителю города Валерию Ермаку и его команде, - не единственная «Крымскоправдинская» в Симферополе: ещё четыре именных, людских, улицы и переулок, такие же, точнее, «Таврическоправдинские», «Краснокрымовские». Ведь начиналась история издания с «Таврической правды» в 1918-м, «Таврического (Крымского) коммуниста» в 1919-м, «Красного Крыма» с 1920-го, а начинали её, среди других, коммунисты, большевики Юрий Гавен, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов и Виктор Шаталов. Конечно, когда улицы и переулок тогда называли в их честь, вклад в создание газеты, наверное, особо и не учитывали - ведь люди эти больше делали, устанавливая на полуострове, в Симферополе, Советскую власть, за что трое и жизнями заплатили, казнены. Однако для нашей газеты в названии улиц, переулка и её история, журналистско-читательская. Идея создания главной, большевистской газеты полуострова появилась даже ещё до Великой Октябрьской революции - уже планировали её, в регионах комитеты и ячейки большевистские укрепляли. Окончательное решение об издании приняли в декабре 1917-го, когда постепенно, начиная с Севастополя (где первоначально и будет выходить наша газета), уже Советская, послереволюционная, власть, в Крыму появлялась. Тогда троих ответственных за газету установили - Юрий Гавен, Сергей Констансов, Надежда Островская, название сразу придумали - «Таврическая», естественно, по региону, и «Правда», по аналогии с главной партийной газетой. Только вот появилась наша лишь в начале 1918-го - разные организационные препятствия мешали пораньше. Из до того назначенных в газете лишь Юрий Гавен остался, но добавились к нему в коллеги-редакторы, создатели Орион Алексакис, Наталья Александрова, Владимир Басенко, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов, Георгий Яковенко. Когда в 1919-м вышло несколько номеров «Таврического коммуниста», редактором был Семён Мирный, а с ноября 1920-го уже «Красный Крым» начинали выпускать Юрий Гавен, Павел Новицкий, Дмитрий Ульянов.
Юрий Гавен и Антон Слуцкий
Яну Эрнестовичу Дауману, как при рождении в Риге родители назвали малыша, известного нам под именем Юрий Гавен, 18 марта - 140 лет. Наверное, из него получился бы хороший учитель, даже курс Прибалтийской учительской семинарии успел окончить, но идеи всеобщего равенства захватили - исключили за них из учебного заведения, на каторгу отправили, потом в ссылку в Енисейскую губернию, где, не отрекаясь от идей большевизма, стал одним из руководителей съезда Советов средней Сибири. Осенью 1917-го партия направила его в Севастополь, председателем местного городского и всей Таврической губернии военно-революционных комитетов. Потом появилась, наконец, «Таврическая правда» и новая партийная должность - председатель военно-морского комиссариата Республики Таврида, созданной в марте 1918-го. Через месяц Юрий Гавен получил контузию, руководя боями с интервентами и белогвардейцами под Симферополем и Севастополем. И почти на год оказался в госпитале - она сказалась, да подхваченный в Сибири туберкулёз, но весной 1919-го снова в Крым, в газету, уже новую, правда, вернуться не успел, но зато возглавлял обком партии и наркомат внутренних дел. Тогда большевистская власть на полуострове вновь была недолгой, но уже с ноября 1920-го всё вернулось, стал Юрий Петрович зампредседателя Крымревкома, председателем комиссий по улучшению быта рабочих и по борьбе с бандитизмом, позже председателем Центрального исполнительного комитета Крымской АССР, руководителем комиссии по борьбе с голодом. И, конечно, соредактором возрождённой газеты, писал и передовицы, и о старых большевиках, и материалы о борьбе с голодом. Даже после отъезда в Москву сто лет назад, не забывал о газете, порой присылая материалы, что называется, на злобу дня. А в 1936-м в газете появилась статья уже о нём: сотрудника Наркомата внешней торговли СССР обвинили в участии в контрреволюционной организации тоже раньше одного из руководителей большевизма Льва Троцкого. «Осуждённый Военной коллегией Верховного суда СССР Юрий Петрович Гавен расстрелян в Москве 3 октября 1936 года». Спустя 22 года посмертно реабилитирован, а 55 лет назад, 28 января 1969-го, появилась в Симферополе улица его имени - бывшая Инкерманская с 1957-го, бывшая Симферопольская с 1956-го.
В этом году, увы, когда точно - неизвестно, и 140 лет со дня рождения ещё одного из первых создателей «Таврической правды» и человека, чьё имя теперь носит столичная улица, - Нафтали Григорьевича Слуцкого, он же - Антон Иосифович. Родился в Варшаве, что была тогда частью Российской империи, о его детстве и юности ничего неизвестно, но знаем, что прошёл также ссылки и аресты, в 19 лет став членом партии и участником революции 1905-го. Член Всероссийского Центрального исполнительного комитета с октября 1917-го, а затем Антон Слуцкий один из создателей в начале 1918-го Советской Социалистической Республики Таврида и руководитель её Совета народных комиссаров (правительства). И в редактируемой им «Таврической правде» публиковался часто с материалами о разоблачении буржуев и призывами к защите идей революции - журналистика для него была любимым делом, познанным ещё во всероссийской «Правде». Увы, в 1918-м судьба отвела «Таврической правде» всего несколько месяцев существования, а соредактор её Антон Слуцкий и вовсе на пять дней раньше ушёл. Когда в апреле того года в Крым вторглись германские интервенты, сотрудники Совнаркома разделились, кто-то уехал в Севастополь, а кто-то, во главе с председателем, должен был пробираться на Керчь через Ялту. 21 апреля 1918-го возле деревни Биюк-Ламбат (Малый Маяк) эта группа попала в засаду, а 24-го их расстреляли в Алуште. В газете ещё успела выйти заметка о том, авторства ещё одного соредактора Дмитрия Ульянова. А старинная, ещё дореволюционная, улица Продольная, в 1904-м поименованная, стала с 12 ноября 1930-го называться в честь Антона Слуцкого.
О двух других соредакторах нашей газеты из 1918-го, Дмитрии Ульянове и Викторе Шаталове, младшем брате вождя мировой революции и сыне революционера-железнодорожника, в чью честь также названы улицы в Симферополе, расскажем в следующем выпуске рубрики.
Юрий Гавен. Антон Слуцкий. Фото из архива редакции. Они разные, многоэтажные и частного сектора, три улицы и переулок, с привокзальным шумом и многоголосьем быта, с ямами на асфальте и проблемами с ливнёвками в непогоду… Они одни из таких же десятков в Симферополе, но для газеты немножко всё-таки особые. Ведь когда-то, в советское время, их назвали в честь тех, кто в детстве «Крымской правды», тогда ещё не с этим названием, но с теми же стремлениями и принципами, стал её родителями. Первыми создателями газеты, появившейся 106 лет назад, 24 января (по старому стилю) 1918-го. Вспомним этих людей в газетный первый день рождения (как оригинально, оказывается, что можно по двум стилям дату отмечать, а ещё по дням выхода первых номеров издания в разных его названиях - 18 января, к примеру, в 1952-м, «Крымская правда» впервые было напечатано на страницах). Решение города А в эти дни 26 лет назад в городском Совете столицы тогдашней Автономной Республики Крым готовились к внеочередной 9-й сессии XXII созыва народных депутатов, чтобы 30 января принять решение №104 - дорогое и памятное для нас: «В соответствии со статьёй 26, пункт 41, Закона Украины «О местном самоуправлении на Украине» (тогда полуостров был в её составе. - Ред.), учитывая значительный вклад газеты «Крымская правда» в повышение уровня информированности населения, освещение всех сторон жизни Крыма, деятельности органов власти и управления и в связи с 80-летием газеты, городской Совет решил: 1. Переименовать ул. Оранжерейную в ул. имени газеты «Крымская правда». 2. Поручить исполкому горсовета (Рыбакова Л. Д.) в соответствии с установленным порядком принять решение исполкома по осуществлению необходимых мероприятий в связи с переименованием улицы в срок до 1.04.1998 года. 3. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя председателя горсовета Яковлева В. В. и комиссию по наименованию и переименованию улиц (Рыбакова Л. Д.). Председатель городского Совета В. Ф. Ермак». И ещё долгие годы редакция находилась в здании издательства и типографии «Таврида», что окнами фасада выходило на нашу улицу, и на работу, и домой мы шли по ней, газетной, «Крымскоправдинской». Сейчас редакция находится в другом здании, а там, на «Крымскомправдинской», остался памятник военным журналистам и полиграфистам, что создан стараниями директора типографии Ивана Нечипаса, наших редактора Владимира Бобашинского и коллеги Ивана (увы, фамилия забылась), позировавшего скульптору Виктору Гордееву. Но улица имени газеты, появившаяся благодаря тогдашнему руководителю города Валерию Ермаку и его команде, - не единственная «Крымскоправдинская» в Симферополе: ещё четыре именных, людских, улицы и переулок, такие же, точнее, «Таврическоправдинские», «Краснокрымовские». Ведь начиналась история издания с «Таврической правды» в 1918-м, «Таврического (Крымского) коммуниста» в 1919-м, «Красного Крыма» с 1920-го, а начинали её, среди других, коммунисты, большевики Юрий Гавен, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов и Виктор Шаталов. Конечно, когда улицы и переулок тогда называли в их честь, вклад в создание газеты, наверное, особо и не учитывали - ведь люди эти больше делали, устанавливая на полуострове, в Симферополе, Советскую власть, за что трое и жизнями заплатили, казнены. Однако для нашей газеты в названии улиц, переулка и её история, журналистско-читательская. Идея создания главной, большевистской газеты полуострова появилась даже ещё до Великой Октябрьской революции - уже планировали её, в регионах комитеты и ячейки большевистские укрепляли. Окончательное решение об издании приняли в декабре 1917-го, когда постепенно, начиная с Севастополя (где первоначально и будет выходить наша газета), уже Советская, послереволюционная, власть, в Крыму появлялась. Тогда троих ответственных за газету установили - Юрий Гавен, Сергей Констансов, Надежда Островская, название сразу придумали - «Таврическая», естественно, по региону, и «Правда», по аналогии с главной партийной газетой. Только вот появилась наша лишь в начале 1918-го - разные организационные препятствия мешали пораньше. Из до того назначенных в газете лишь Юрий Гавен остался, но добавились к нему в коллеги-редакторы, создатели Орион Алексакис, Наталья Александрова, Владимир Басенко, Владислав Кобылянский, Антон Слуцкий, Дмитрий Ульянов, Виктор Шаталов, Георгий Яковенко. Когда в 1919-м вышло несколько номеров «Таврического коммуниста», редактором был Семён Мирный, а с ноября 1920-го уже «Красный Крым» начинали выпускать Юрий Гавен, Павел Новицкий, Дмитрий Ульянов. Юрий Гавен и Антон Слуцкий Яну Эрнестовичу Дауману, как при рождении в Риге родители назвали малыша, известного нам под именем Юрий Гавен, 18 марта - 140 лет. Наверное, из него получился бы хороший учитель, даже курс Прибалтийской учительской семинарии успел окончить, но идеи всеобщего равенства захватили - исключили за них из учебного заведения, на каторгу отправили, потом в ссылку в Енисейскую губернию, где, не отрекаясь от идей большевизма, стал одним из руководителей съезда Советов средней Сибири. Осенью 1917-го партия направила его в Севастополь, председателем местного городского и всей Таврической губернии военно-революционных комитетов. Потом появилась, наконец, «Таврическая правда» и новая партийная должность - председатель военно-морского комиссариата Республики Таврида, созданной в марте 1918-го. Через месяц Юрий Гавен получил контузию, руководя боями с интервентами и белогвардейцами под Симферополем и Севастополем. И почти на год оказался в госпитале - она сказалась, да подхваченный в Сибири туберкулёз, но весной 1919-го снова в Крым, в газету, уже новую, правда, вернуться не успел, но зато возглавлял обком партии и наркомат внутренних дел. Тогда большевистская власть на полуострове вновь была недолгой, но уже с ноября 1920-го всё вернулось, стал Юрий Петрович зампредседателя Крымревкома, председателем комиссий по улучшению быта рабочих и по борьбе с бандитизмом, позже председателем Центрального исполнительного комитета Крымской АССР, руководителем комиссии по борьбе с голодом. И, конечно, соредактором возрождённой газеты, писал и передовицы, и о старых большевиках, и материалы о борьбе с голодом. Даже после отъезда в Москву сто лет назад, не забывал о газете, порой присылая материалы, что называется, на злобу дня. А в 1936-м в газете появилась статья уже о нём: сотрудника Наркомата внешней торговли СССР обвинили в участии в контрреволюционной организации тоже раньше одного из руководителей большевизма Льва Троцкого. «Осуждённый Военной коллегией Верховного суда СССР Юрий Петрович Гавен расстрелян в Москве 3 октября 1936 года». Спустя 22 года посмертно реабилитирован, а 55 лет назад, 28 января 1969-го, появилась в Симферополе улица его имени - бывшая Инкерманская с 1957-го, бывшая Симферопольская с 1956-го. В этом году, увы, когда точно - неизвестно, и 140 лет со дня рождения ещё одного из первых создателей «Таврической правды» и человека, чьё имя теперь носит столичная улица, - Нафтали Григорьевича Слуцкого, он же - Антон Иосифович. Родился в Варшаве, что была тогда частью Российской империи, о его детстве и юности ничего неизвестно, но знаем, что прошёл также ссылки и аресты, в 19 лет став членом партии и участником революции 1905-го. Член Всероссийского Центрального исполнительного комитета с октября 1917-го, а затем Антон Слуцкий один из создателей в начале 1918-го Советской Социалистической Республики Таврида и руководитель её Совета народных комиссаров (правительства). И в редактируемой им «Таврической правде» публиковался часто с материалами о разоблачении буржуев и призывами к защите идей революции - журналистика для него была любимым делом, познанным ещё во всероссийской «Правде». Увы, в 1918-м судьба отвела «Таврической правде» всего несколько месяцев существования, а соредактор её Антон Слуцкий и вовсе на пять дней раньше ушёл. Когда в апреле того года в Крым вторглись германские интервенты, сотрудники Совнаркома разделились, кто-то уехал в Севастополь, а кто-то, во главе с председателем, должен был пробираться на Керчь через Ялту. 21 апреля 1918-го возле деревни Биюк-Ламбат (Малый Маяк) эта группа попала в засаду, а 24-го их расстреляли в Алуште. В газете ещё успела выйти заметка о том, авторства ещё одного соредактора Дмитрия Ульянова. А старинная, ещё дореволюционная, улица Продольная, в 1904-м поименованная, стала с 12 ноября 1930-го называться в честь Антона Слуцкого. О двух других соредакторах нашей газеты из 1918-го, Дмитрии Ульянове и Викторе Шаталове, младшем брате вождя мировой революции и сыне революционера-железнодорожника, в чью честь также названы улицы в Симферополе, расскажем в следующем выпуске рубрики.