✔ Командир десанта - «История»
Федосий 21-янв, 07:30 193 Новости АРКМы продолжаем рассказывать о тех, кому обязаны Великой Победой, жизнями. Бой непосредственно здесь, за Крым, для этого командира, майора Николая Селихова, начался в январе 1942-го - в Гражданскую войну дойти до полуострова ещё красноармейцу помешала контузия, полученная в боях за Донбасс. Очередной десант зимы 1941-1942-го, первая попытка освободить восток полуострова, двинуться дальше на запад, в центр, на юг, поддержать защитников осаждённого Севастополя, народных мстителей Крыма, что заняли оборону в лесах; загнать фашистов в ловушку, перекрыв им пути, уничтожить врага. Судакский десант, 1750 человек, в основном бойцы 226-го горнострелкового полка, в котором офицер был командиром (комиссар полка Михаил Бускадзе, дожил до Победы, за Крым награждён орденом Красного Знамени). Тогда и в партизанском лесу полуострова Николаю Селихову повезло выжить, погиб позже - в боях за Кавказ, дома в Баку ждала жена Людмила Васильевна.
Бросок на Судак
Ночь на 16 января 1942 года, семибалльный шторм, а из Новороссийска движется группа кораблей с десантниками, в том числе и подшефный тогда нашей газеты - крейсер «Красный Крым» Александра Зубкова (также были эсминцы «Сообразительный» и «Шаумян», канонерская лодка «Красный Аджаристан», шесть катеров «морской охотник»). Это была основная (передовой отряд, несколько сот человек, высадился в ночь на 6 января у мыса Чеканный, в Новом Свете, смог соединиться с местными народными мстителями, но, наткнувшись на фашистскую засаду, потерял много человек, оставшиеся ушли в лес к партизанам) группа, 1750 бойцов полка под командованием майора Николая Селихова шли на поддержку десанта, высаженного в конце декабря 1941-го в Феодосии, Керченско-Феодосийского, только не знал никто, что фашисты вновь готовятся занять Феодосию, даже пригороды уже заняли - связи не было. Высадиться той группе удалось почти без боя - не решился оказывать сопротивление находившийся в порту гарнизон румын, приспешников германских фашистов. Ведь нашим бойцам мощную артиллерийскую поддержку обеспечивали линкор «Парижская коммуна» и эсминцы «Железняков» и «Безупречный», на этом, учитывая горький опыт предыдущих десантов, настоял командующий операцией и эскадрой флота Лев Владимиров. Высадка прошла, корабли легли на обратный курс, а десант понял, что нет у них связи с флотом, с Большой землёй - ничего, наугад к Феодосии продвигались, даря миги свободы жителям Нового Света, Большого и Малого Таракташа, Судака. На подходах к Феодосии командир приказал занять круговую оборону у Судака, перевала Синор, дорог на Алушту и Грушевку. Почти неделю держались. Пытались прорваться через Отузы (Щебетовку, позже названную или в честь тогдашнего десантника Михаила Щебетова, или в честь разведчика 1944-го Николая Щебетова) к Феодосии, не зная, что там уже враг. Большинство погибло, но кому-то всё же удалось соединиться с вырвавшимися из окружения феодосийскими десантниками, остатки батальона 818-го стрелкового полка вывел крымчанин комиссар Григорий Чалов - увы, тяжелораненный, 25 января он попал в плен, фашистские концлагеря, там, по мере сил, боролся до освобождения, до Победы, в 1985-м награждён орденом Отечественной войны второй степени. И вновь сражались, дождавшись поддержки, когда через шторм всё же смогли прорваться несколько кораблей, забрать раненых (эсминец «Бодрый» около 300 человек вывез), подвезти боеприпасы, ещё около полутора тысяч (по иным данным, - 800) бойцов 224-го и 556-го горнострелковых полков, роты морской пехоты… Но врага было больше, оружия у него больше, напирал. Погибло большинство из более чем двух с половиной тысяч десантников, только несколько сотен смогли прорваться к партизанам - дальше сражаться.
И только некоторые имена десантников в памяти, многонациональная страна: Пётр Агеев, Иван Бабичев, Михаил Бускадзе, Михаил Васяткин, Иван Гусев, Пётр Жутвинников, Жмайло, Савелий Забродоцкий, Пётр Занин, Алексей Знающев, Григорий Зуев, Кабалия, Степан Калтахчян, Михаил Касенкин, Шараф Кинзягулов, Сергей Литвиненко, Керсам Незамов, Дмитрий Огнерубов, Давыд Рокуа, Филипп Хаустов…
Николай Селихов
Николай Георгиевич родился в Варшаве, что входила в состав Российской империи, в апреле 1900 года (на захоронении в Краснодаре значится 1896-й), сын военного инженера, дворянин, мальчишкой учился в кадетском корпусе, рвался на фронт Первой мировой, но в итоге, приняв Октябрьскую революцию, оказался в Красной Армии, воевал с белочехами, потом сражался с белогвардейцами Александра Колчака и Антона Деникина, боролся с бандитизмом в Полтавской губернии. Дважды контуженного на той войне Николая Селихова направили на пехотно-пулемётные курсы красных командиров, учился и в пехотной школе, служил на Кавказе, вновь воевал - с бандами в Грузии, Дагестане, Нагорном Карабахе. А в 1938-м капитана Красной Армии Николая Селихова вначале наградили орденом «Знак Почёта» и медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а потом арестовали - два года в тюрьме под следствием, но, к счастью, боевые заслуги тогда перевесили «дворянство», восстановлен в армии, став начальником штаба 276-го горнострелкового полка. Перед Великой Отечественной окончил Высшую штабную школу при Военной академии имени Михаила Фрунзе, командовал 234-м, позже 226-м горнострелковыми полками.
И был в его судьбе десант в Крым, бои, за которые 18 марта 1942-го Военный Совет Крымского фронта наградил «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». После поражения десанта, соединившись с партизанами, 6 марта 1942-го Николай Селихов заменил Ивана Генова на посту командира 2-го района партизан Крыма, на следующий день получил звание подполковника. И были боевые операции народных мстителей 2-го района под командованием Николая Селихова, ощутимый урон врагу. В Государственном архиве республики сохранились записи фамилии командира на радиограммах в штаб Крымского фронта, 29 марта - 2 мая 1942-го: «2 апреля 1942-го. Копалкину (Василий Капалкин, начальник разведотдела фронта, сумевший установить тогда связь с партизанами. - Ред.). За 31-е на Феодосийском шоссе уничтожено: автомашина, 15 немцев и вырезано 2 километра полевого кабеля. На дороге Ускут-Еникале уничтожены 21 румын, 2 подводы с грузом и срезали 300 метров полевого кабеля. Сосредоточился в районе 5 километров южнее Айянма, завтра выступаю в район Сугут-Оба (теперь там, неподалёку от Белогорска, памятник партизанам. - Ред.). Селихов. Баскадзе». Радиограммы командования 2-го района партизан Крыма, спрятанные в земле в металлической коробочке тридцать лет назад нашли местные школьники, архивисты смогли восстановить рассыпающиеся листочки, что перед гибелью закопал радист. Имя его, увы, неизвестно: «Толя, Ася, Надя, Иванов… нам радистов с Большой земли прислали», вспоминала, увидев радиограммы на выставке в архиве, друг «Крымской правды» Мария Харченко, тогда 18-летняя боец разведгруппы района Маша Порчинская.
Николай Селихов был в Крыму до июня 1942-го - эвакуировали на Большую землю; звание полковника, командир 414-й стрелковой дивизии, битва за Кавказ, но дожить до Победы было, увы, не суждено: 17 февраля 1943-го убит в бою за станицу Гривенскую. Вначале похоронили на месте сражений, но потом останки перенесли на Всехсвятское кладбище в Краснодаре, на памятнике на месте даты гибели значится дата перезахоронения - 18 октября 1943-го. Помним!
Кстати
414-я стрелковая дивизия, которой командовал Николай Селихов, уже после его гибели, в ноябре 1943-го участвовала в Керченско-Эльтигенском десанте, за что награждена орденом Красного Знамени, потом освобождала города Крыма, в том числе и Севастополь. В дивизии сражался и уже подполковник, заместитель командира по политчасти 1375-го стрелкового полка 414-й стрелковой дивизии Михаил Андреевич Бускадзе. Тот самый в 1942-м комиссар 226-го горнострелкового полка из Судакского десанта, комиссар 2-го района партизан Крыма. В Музее обороны Севастополя хранится его полевая сумка. А в 1969-м на месте высадки десанта 16 января 1942-го установили памятный знак: «Здесь в Судакской бухте в январе 1942 года во вражеский тыл был высажен морской десант в составе подразделений 226-го и 554-го горнострелковых полков под командованием майора Селихова Н. Г. Десантники продолжительное время героически сражались с превосходящими силами фашистских войск и после выполнения боевого задания влились в партизанские отряды Крыма».
Николай Селихов. Фото с портала «Память народа». Мы продолжаем рассказывать о тех, кому обязаны Великой Победой, жизнями. Бой непосредственно здесь, за Крым, для этого командира, майора Николая Селихова, начался в январе 1942-го - в Гражданскую войну дойти до полуострова ещё красноармейцу помешала контузия, полученная в боях за Донбасс. Очередной десант зимы 1941-1942-го, первая попытка освободить восток полуострова, двинуться дальше на запад, в центр, на юг, поддержать защитников осаждённого Севастополя, народных мстителей Крыма, что заняли оборону в лесах; загнать фашистов в ловушку, перекрыв им пути, уничтожить врага. Судакский десант, 1750 человек, в основном бойцы 226-го горнострелкового полка, в котором офицер был командиром (комиссар полка Михаил Бускадзе, дожил до Победы, за Крым награждён орденом Красного Знамени). Тогда и в партизанском лесу полуострова Николаю Селихову повезло выжить, погиб позже - в боях за Кавказ, дома в Баку ждала жена Людмила Васильевна. Бросок на Судак Ночь на 16 января 1942 года, семибалльный шторм, а из Новороссийска движется группа кораблей с десантниками, в том числе и подшефный тогда нашей газеты - крейсер «Красный Крым» Александра Зубкова (также были эсминцы «Сообразительный» и «Шаумян», канонерская лодка «Красный Аджаристан», шесть катеров «морской охотник»). Это была основная (передовой отряд, несколько сот человек, высадился в ночь на 6 января у мыса Чеканный, в Новом Свете, смог соединиться с местными народными мстителями, но, наткнувшись на фашистскую засаду, потерял много человек, оставшиеся ушли в лес к партизанам) группа, 1750 бойцов полка под командованием майора Николая Селихова шли на поддержку десанта, высаженного в конце декабря 1941-го в Феодосии, Керченско-Феодосийского, только не знал никто, что фашисты вновь готовятся занять Феодосию, даже пригороды уже заняли - связи не было. Высадиться той группе удалось почти без боя - не решился оказывать сопротивление находившийся в порту гарнизон румын, приспешников германских фашистов. Ведь нашим бойцам мощную артиллерийскую поддержку обеспечивали линкор «Парижская коммуна» и эсминцы «Железняков» и «Безупречный», на этом, учитывая горький опыт предыдущих десантов, настоял командующий операцией и эскадрой флота Лев Владимиров. Высадка прошла, корабли легли на обратный курс, а десант понял, что нет у них связи с флотом, с Большой землёй - ничего, наугад к Феодосии продвигались, даря миги свободы жителям Нового Света, Большого и Малого Таракташа, Судака. На подходах к Феодосии командир приказал занять круговую оборону у Судака, перевала Синор, дорог на Алушту и Грушевку. Почти неделю держались. Пытались прорваться через Отузы (Щебетовку, позже названную или в честь тогдашнего десантника Михаила Щебетова, или в честь разведчика 1944-го Николая Щебетова) к Феодосии, не зная, что там уже враг. Большинство погибло, но кому-то всё же удалось соединиться с вырвавшимися из окружения феодосийскими десантниками, остатки батальона 818-го стрелкового полка вывел крымчанин комиссар Григорий Чалов - увы, тяжелораненный, 25 января он попал в плен, фашистские концлагеря, там, по мере сил, боролся до освобождения, до Победы, в 1985-м награждён орденом Отечественной войны второй степени. И вновь сражались, дождавшись поддержки, когда через шторм всё же смогли прорваться несколько кораблей, забрать раненых (эсминец «Бодрый» около 300 человек вывез), подвезти боеприпасы, ещё около полутора тысяч (по иным данным, - 800) бойцов 224-го и 556-го горнострелковых полков, роты морской пехоты… Но врага было больше, оружия у него больше, напирал. Погибло большинство из более чем двух с половиной тысяч десантников, только несколько сотен смогли прорваться к партизанам - дальше сражаться. И только некоторые имена десантников в памяти, многонациональная страна: Пётр Агеев, Иван Бабичев, Михаил Бускадзе, Михаил Васяткин, Иван Гусев, Пётр Жутвинников, Жмайло, Савелий Забродоцкий, Пётр Занин, Алексей Знающев, Григорий Зуев, Кабалия, Степан Калтахчян, Михаил Касенкин, Шараф Кинзягулов, Сергей Литвиненко, Керсам Незамов, Дмитрий Огнерубов, Давыд Рокуа, Филипп Хаустов… Николай Селихов Николай Георгиевич родился в Варшаве, что входила в состав Российской империи, в апреле 1900 года (на захоронении в Краснодаре значится 1896-й), сын военного инженера, дворянин, мальчишкой учился в кадетском корпусе, рвался на фронт Первой мировой, но в итоге, приняв Октябрьскую революцию, оказался в Красной Армии, воевал с белочехами, потом сражался с белогвардейцами Александра Колчака и Антона Деникина, боролся с бандитизмом в Полтавской губернии. Дважды контуженного на той войне Николая Селихова направили на пехотно-пулемётные курсы красных командиров, учился и в пехотной школе, служил на Кавказе, вновь воевал - с бандами в Грузии, Дагестане, Нагорном Карабахе. А в 1938-м капитана Красной Армии Николая Селихова вначале наградили орденом «Знак Почёта» и медалью «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии», а потом арестовали - два года в тюрьме под следствием, но, к счастью, боевые заслуги тогда перевесили «дворянство», восстановлен в армии, став начальником штаба 276-го горнострелкового полка. Перед Великой Отечественной окончил Высшую штабную школу при Военной академии имени Михаила Фрунзе, командовал 234-м, позже 226-м горнострелковыми полками. И был в его судьбе десант в Крым, бои, за которые 18 марта 1942-го Военный Совет Крымского фронта наградил «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество». После поражения десанта, соединившись с партизанами, 6 марта 1942-го Николай Селихов заменил Ивана Генова на посту командира 2-го района партизан Крыма, на следующий день получил звание подполковника. И были боевые операции народных мстителей 2-го района под командованием Николая Селихова, ощутимый урон врагу. В Государственном архиве республики сохранились записи фамилии командира на радиограммах в штаб Крымского фронта, 29 марта - 2 мая 1942-го: «2 апреля 1942-го. Копалкину (Василий Капалкин, начальник разведотдела фронта, сумевший установить тогда связь с партизанами. - Ред.). За 31-е на Феодосийском шоссе уничтожено: автомашина, 15 немцев и вырезано 2 километра полевого кабеля. На дороге Ускут-Еникале уничтожены 21 румын, 2 подводы с грузом и срезали 300 метров полевого кабеля. Сосредоточился в районе 5 километров южнее Айянма, завтра выступаю в район Сугут-Оба (теперь там, неподалёку от Белогорска, памятник партизанам. - Ред.). Селихов. Баскадзе». Радиограммы командования 2-го района партизан Крыма, спрятанные в земле в металлической коробочке тридцать лет назад нашли местные школьники, архивисты смогли восстановить рассыпающиеся листочки, что перед гибелью закопал радист. Имя его, увы, неизвестно: «Толя, Ася, Надя, Иванов… нам радистов с Большой земли прислали», вспоминала, увидев радиограммы на выставке в архиве, друг «Крымской правды» Мария Харченко, тогда 18-летняя боец разведгруппы района Маша Порчинская. Николай Селихов был в Крыму до июня 1942-го - эвакуировали на Большую землю; звание полковника, командир 414-й стрелковой дивизии, битва за Кавказ, но дожить до Победы было, увы, не суждено: 17 февраля 1943-го убит в бою за станицу Гривенскую. Вначале похоронили на месте сражений, но потом останки перенесли на Всехсвятское кладбище в Краснодаре, на памятнике на месте даты гибели значится дата перезахоронения - 18 октября 1943-го. Помним! Кстати 414-я стрелковая дивизия, которой командовал Николай Селихов, уже после его гибели, в ноябре 1943-го участвовала в Керченско-Эльтигенском десанте, за что награждена орденом Красного Знамени, потом освобождала города Крыма, в том числе и Севастополь. В дивизии сражался и уже подполковник, заместитель командира по политчасти 1375-го стрелкового полка 414-й стрелковой дивизии Михаил Андреевич Бускадзе. Тот самый в 1942-м комиссар 226-го горнострелкового полка из Судакского десанта, комиссар 2-го района партизан Крыма. В Музее обороны Севастополя хранится его полевая сумка. А в 1969-м на месте высадки десанта 16 января 1942-го установили памятный знак: «Здесь в Судакской бухте в январе 1942 года во вражеский тыл был высажен морской десант в составе подразделений 226-го и 554-го горнострелковых полков под командованием майора Селихова Н. Г. Десантники продолжительное время героически сражались с превосходящими силами фашистских войск и после выполнения боевого задания влились в партизанские отряды Крыма».
