Юные астрономы пересчитывают звезды и изобретают скафандры - «Образование» » Крымские новости

✔ Юные астрономы пересчитывают звезды и изобретают скафандры - «Образование»


Международный день астрономии — самой древней, красивой и миролюбивой науки — мировое сообщество отмечает 29 апреля. В Севастополе много молодых ребят, кто делает поразительные успехи, увлекшись астрономией. О своих воспитанниках рассказывает руководитель астрономического кружка ДДЮТ Александр Лесовой.


Юные астрономы пересчитывают звезды и изобретают скафандры - «Образование»

Фото из личного архива А.Лесового
Занятие астрономического кружка ДДЮТ ведет Александр Лесовой

Международный день астрономии — самой древней, красивой и миролюбивой науки — мировое сообщество отмечает 29 апреля. В Севастополе много молодых ребят, кто делает поразительные успехи, увлекшись астрономией. О своих воспитанниках рассказывает руководитель астрономического кружка ДДЮТ Александр Лесовой.


— Иногда самой первой мировой наукой называют математику. Слов нет, математика тоже наука стародавняя, почтенная. Но чем занимаются математики? Измеряют, вычисляют. Однако, прежде чем измерять и вычислять, надо условиться о единицах измерения: что такое метр, секунда, градус и т.д. И вот тут-то выяснится, что все эти единицы рождены в недрах астрономии! Первым метром был отрезок прямой, равный одной сорокамиллионной доле земного меридиана. От великого астронома — эллина Гиппарха — идет деление суток (от полудня до полудня) на 24 части, каждую из которых назвали часом, состоящим из 3600 секунд. Это древние мудрецы по ошибке насчитали в году 360 дней и разделили окружность (год) на 360 градусов.


И сегодня можно смело утверждать, что в основе мировоззрения каждого человека лежат именно астрономические знания. Пусть каждый вспомнит себя: достигнув возраста, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, все мы начинаем задавать вопросы. Что за мир вокруг меня? Почему после зимы придут весна и лето? Что такое Солнце, и почему оно светит и греет? Чуть позже ребенок обязательно спросит: а что будет, если оно погаснет? Я стою на Земле, на планете, а она — на чем? Говорят, она куда-то летит в Космосе, а что такое Космос? И не опасен ли он? Где он кончается? А что за ним? И так далее.


Вот уже 25 лет А.Лесовой преподает науку о Вселенной в астрономическом кружке севастопольского Дворца детского и юношеского творчества, имеет счастливую возможность обнаружить первый интерес ребенка к новым знаниям, а что еще ценнее — пробудить такой интерес, дать его росткам развиться в настоящий творческий поиск.


— Каждое занятие, как правило, начинаю с сообщения о новейших открытиях в области астрономии и космонавтики, сделанных за последние дни. При этом обращаю внимание учащихся на трудности, встреченные учеными на пути к успеху. То же самое я делаю и в ходе урока — при изучении каждой темы опять-таки обращаю внимание детей на ее неисследованные аспекты, на нерешенные проблемы. Снова и снова призываю ребят: не уставайте задавать вопросы Природе! Попытайтесь самостоятельно ответить на них. При этом каждый раз детям настойчиво внушаю мысль: вы можете решить эту задачу, вы способны глубоко анализировать ситуацию, находить нестандартные подходы. Тут дети иногда начинают вздыхать: а по плечу ли нам такая задача? Но и в самом юном возрасте возможны удивительные прозрения, поразительные находки; привожу примеры из истории науки и техники, из биографий таких всемирно известных ученых, как Декарт, Паскаль, Ньютон, Клеро, Галуа, Лагранж, Гудрайк, которые делали великие открытия в возрасте 14-18 лет, — рассказывает А.Лесовой.


В стремлении дополнить программный курс учебы вовлечением юношей и девушек в научно-исследовательскую работу, плоды детских изысканий выносятся на суд ученых — на городские, всероссийские и даже международные конкурсы.


С 1994 года кружковцы подготовили более 60 научно-исследовательских работ, 43 из них доложили ученым Крымской астрофизической обсерватории. В своей среде кружковцы называют такие доклады защитой детских диссертаций. Вот некоторые, наиболее интересные из них:


— Десятиклассники (СОШ-57) Дмитрий Калашников, Антон Ланда и Галина Гринчук получили оригинальные уравнения планетных расстояний.


— Одиннадцатиклассница Мария Орехова (СОШ-21) нашла зависимость светимость – период у цефеид (L=225P1.16).


— Сергей Назаров (1-й курс Севастопольского госуниверситета) в реальном времени наблюдал гибель кометы 1999S4 (редкая удача!), сделал доклад об этом в Крымской обсерватории и опубликовал статью в научном журнале. За эти работы он был принят в аспирантуру, а затем на работу в обсерватории.


— Десятиклассница Любовь Рыбалка (СОШ-49) изготовила уникальную «Карту звездного неба в абсолютных звездных величинах и спектральных классах». Особо отмечу: многие профессиональные астрономы не могли поверить, что такую серьезную и колоссальную по объему работу — пересчитать почти 800 звезд — могла выполнить десятиклассница.


— Одиннадцатиклассник Алексей Васильев (СОШ-34) получил необычное соотношение перигелийных долгот и перигелийных расстояний; указал возможные гелиоцентрические координаты пояса астероидов; позже, уже в статусе студента 1-го курса Севастопольского госуниверситета, А.Васильев изготовил замечательный альбом астрофотографий — ученые отметили высокий профессионализм его работ.


— Девятиклассник Максим Волков (гимназия №1) дал свое, отличное от известных, объяснение цветовым особенностям поверхности Луны и ее альбедо. В следующем году он проанализировал непонятное замедление вращения активного Солнца, открытое американскими учеными, но не объясненное ими, и в своей работе показал, что эффект Хатауэя-Уильсона может быть обусловлен изменением момента инерции Солнца, реактивным эффектом протуберанцев и «магнитной вязкостью». Работа Максима была удостоена Грамоты Украинского центра научно-технического творчества молодежи — «За высокий уровень знаний».


— Девятиклассник Руслан Запорожан (СОШ-34) предложил оптимальную конфигурацию спускаемого аппарата и пенетратора на основе нелинейных уравнений; позже — проделал трудоемкую работу по определению интегральной яркости северной и южной полусфер неба; рассчитал небесные координаты полюсов для планет Солнечной системы.


— Одиннадцатиклассница Анна Курбанова (СОШ-8) внесла свой вклад в теоретический анализ загадочного явления — радиальных флуктуаций в кольцах Сатурна.


— Восьмиклассница Юлия Парманчук (СОШ-38) обосновала гипотезу: необычное, импульсивное движение кометы Энке вызвано тем, что она (самая короткопериодичная) набегает на собственный хвост и при этом попадает в резонанс, обусловленный своеобразным соотношением элементов орбиты.


— Девятиклассница Елизавета Древетняк (СОШ-31) провела интересные исследования человеческого фактора в космических полетах — в частности, нетривиально объяснила эффект Каденюка, а позже сделала полезное наглядное пособие по теме «Время»; в 10-м классе, учась в гимназии №1, Е.Древетняк вывела замечательное уравнение, связывающее массы планет, их радиусы и параметры орбит.


— Одиннадцатиклассница Юлия Вильдман (СОШ-14) выполнила расчеты моментов восхода и захода Солнца в Севастополе (на весь год) и продолжительности дня, подготовила наглядное пособие на эту тему. Теперь достаточно взглянуть на него и получить нужные сведения на любой день.


— Одиннадцатиклассница Анастасия Наугольная (СОШ-26) изготовила оригинальное наглядное пособие «Ближайшие соседи Солнца». Оно удостоено Диплома 2-й степени на Выставке творчества молодежи в Киеве.


— Десятиклассница Галина Гринчук (гимназия №8), выполнив огромный объем вычислительных работ (на своей методологической основе), подготовила доклад и пособие «Вид небесных тел с планет Солнечной системы»;


— Виктор Блощаненко (1-й курс Профессионального художественного лицея) предложил остроумный проект скафандра с импульсным пневмодвижителем на отработанном водороде.


— Андрей Гончаренко (1-й курс Морского колледжа) дополнил классическую диаграмму Герцшпрунга-Рассела временнoй координатой и получил трехмерную диаграмму эволюции звезд, изготовил наглядное пособие. За эту работу Андрей награжден Дипломом 1-й степени Украинского Центра технического творчества и денежной премией.


— Иван Денисюк (11-й класс, гимназия №5) около трех лет измерял приливы и отливы в Севастопольской бухте прибором, который он сам спроектировал и изготовил. До него этим никто не занимался. По итогам исследований сделал доклад и модель приливно-волновой электростанции. Работа Вани удостоена Грамоты VII Международной конференции «Зоряний шлях» (г.Днепропетровск), Диплома 2-й степени Международного конкурса SPARE «Есо energy» и премии.


— Одиннадцатиклассница Маргарита Уфимцева (гимназия №5), детально изучив расположение звезд, изготовила интересное наглядное пособие «Вид созвездий по глубине».


— Десятиклассник Никита Клышко (гимназия №1), исследуя проблему корреляции солнечно-земных связей на местном материале, аргументировано развенчал миф о предсказуемости так называемых «неблагоприятных дней».


— Девятиклассница Ирина Гришко (гимназия №8) подготовила научно-исследовательскую работу на украинском языке «Исчисление времени», в которой предложила свою формулу для определения времени по звездам — более удобный и надежный метод в отличие от известных, календарных способов.


— Десятиклассник Алексей Пиденко (СОШ-23) обнаружил и показал, по сути, особый класс небесных тел — звездные ожерелья. Через год он обстоятельно исследовал резонансы и синхронизации в Солнечной системе, добавив к их ряду несколько своих. Научно-исследовательскую работу по этой теме он опубликовал в научном сборнике Севастопольского госуниверситета. В 2015 и в 2016 годах А.Пиденко победил на Всероссийской астрономической олимпиаде и был принят без экзаменов в Московский Физико-технический институт.


— Десятиклассница Анастасия Астафьева (СОШ-14) собрала целую коллекцию из 135 концов света. Ее труд получил широкий резонанс в Крымских средствах массовой информации.


— Десятиклассница Дарья Мишнёва (СОШ–14) разработала «Новый метод определения яркости звезд по звездам сравнения». Эту работу она в 2015 году защитила в Крымской обсерватории, а в декабре 2016 года доложила на Международной научно-практической конференции «Звездная эстафета» в Центре подготовки космонавтов им.Гагарина в Звездном городке и была удостоена Диплома 2-й степени.


Заканчивая обзор научно-технического творчества севастопольской молодежи, стоит подчеркнуть, что доклады кружковцев в Крымской астрофизической обсерватории получают положительную, а в ряде случаев и очень высокую оценку ученых — за бесспорную новизну и научную полезность.


За победы в международных, всеукраинских, всероссийских и городских конкурсах десятки юных астрономов ДДЮТ удостоены дипломов и грамот, 33 человека награждены путевками в «Артек». Севастополь и Дворец детского и юношеского творчества гордятся своими воспитанниками Сергеем Назаровым, Раисой Бараш, Галиной Маклаковой, которые стали научными сотрудниками институтов РАН.


Подрастает и новое поколение юных Коперников и Королёвых, которое продолжает свой путь «сквозь тернии — к звездам».


Международный день астрономии — самой древней, красивой и миролюбивой науки — мировое сообщество отмечает 29 апреля. В Севастополе много молодых ребят, кто делает поразительные успехи, увлекшись астрономией. О своих воспитанниках рассказывает руководитель астрономического кружка ДДЮТ Александр Лесовой. Фото из личного архива А.Лесового Занятие астрономического кружка ДДЮТ ведет Александр Лесовой Международный день астрономии — самой древней, красивой и миролюбивой науки — мировое сообщество отмечает 29 апреля. В Севастополе много молодых ребят, кто делает поразительные успехи, увлекшись астрономией. О своих воспитанниках рассказывает руководитель астрономического кружка ДДЮТ Александр Лесовой. — Иногда самой первой мировой наукой называют математику. Слов нет, математика тоже наука стародавняя, почтенная. Но чем занимаются математики? Измеряют, вычисляют. Однако, прежде чем измерять и вычислять, надо условиться о единицах измерения: что такое метр, секунда, градус и т.д. И вот тут-то выяснится, что все эти единицы рождены в недрах астрономии! Первым метром был отрезок прямой, равный одной сорокамиллионной доле земного меридиана. От великого астронома — эллина Гиппарха — идет деление суток (от полудня до полудня) на 24 части, каждую из которых назвали часом, состоящим из 3600 секунд. Это древние мудрецы по ошибке насчитали в году 360 дней и разделили окружность (год) на 360 градусов. И сегодня можно смело утверждать, что в основе мировоззрения каждого человека лежат именно астрономические знания. Пусть каждый вспомнит себя: достигнув возраста, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, все мы начинаем задавать вопросы. Что за мир вокруг меня? Почему после зимы придут весна и лето? Что такое Солнце, и почему оно светит и греет? Чуть позже ребенок обязательно спросит: а что будет, если оно погаснет? Я стою на Земле, на планете, а она — на чем? Говорят, она куда-то летит в Космосе, а что такое Космос? И не опасен ли он? Где он кончается? А что за ним? И так далее. Вот уже 25 лет А.Лесовой преподает науку о Вселенной в астрономическом кружке севастопольского Дворца детского и юношеского творчества, имеет счастливую возможность обнаружить первый интерес ребенка к новым знаниям, а что еще ценнее — пробудить такой интерес, дать его росткам развиться в настоящий творческий поиск. — Каждое занятие, как правило, начинаю с сообщения о новейших открытиях в области астрономии и космонавтики, сделанных за последние дни. При этом обращаю внимание учащихся на трудности, встреченные учеными на пути к успеху. То же самое я делаю и в ходе урока — при изучении каждой темы опять-таки обращаю внимание детей на ее неисследованные аспекты, на нерешенные проблемы. Снова и снова призываю ребят: не уставайте задавать вопросы Природе! Попытайтесь самостоятельно ответить на них. При этом каждый раз детям настойчиво внушаю мысль: вы можете решить эту задачу, вы способны глубоко анализировать ситуацию, находить нестандартные подходы. Тут дети иногда начинают вздыхать: а по плечу ли нам такая задача? Но и в самом юном возрасте возможны удивительные прозрения, поразительные находки; привожу примеры из истории науки и техники, из биографий таких всемирно известных ученых, как Декарт, Паскаль, Ньютон, Клеро, Галуа, Лагранж, Гудрайк, которые делали великие открытия в возрасте 14-18 лет, — рассказывает А.Лесовой. В стремлении дополнить программный курс учебы вовлечением юношей и девушек в научно-исследовательскую работу, плоды детских изысканий выносятся на суд ученых — на городские, всероссийские и даже международные конкурсы. С 1994 года кружковцы подготовили более 60 научно-исследовательских работ, 43 из них доложили ученым Крымской астрофизической обсерватории. В своей среде кружковцы называют такие доклады защитой детских диссертаций. Вот некоторые, наиболее интересные из них: — Десятиклассники (СОШ-57) Дмитрий Калашников, Антон Ланда и Галина Гринчук получили оригинальные уравнения планетных расстояний. — Одиннадцатиклассница Мария Орехова (СОШ-21) нашла зависимость светимость – период у цефеид (L=225P1.16). — Сергей Назаров (1-й курс Севастопольского госуниверситета) в реальном времени наблюдал гибель кометы 1999S4 (редкая удача!), сделал доклад об этом в Крымской обсерватории и опубликовал статью в научном журнале. За эти работы он был принят в аспирантуру, а затем на работу в обсерватории. — Десятиклассница Любовь Рыбалка (СОШ-49) изготовила уникальную «Карту звездного неба в абсолютных звездных величинах и спектральных классах». Особо отмечу: многие профессиональные астрономы не могли поверить, что такую серьезную и колоссальную по объему работу — пересчитать почти 800 звезд — могла выполнить десятиклассница. — Одиннадцатиклассник Алексей Васильев (СОШ-34) получил необычное соотношение перигелийных долгот и перигелийных расстояний; указал возможные гелиоцентрические координаты пояса астероидов; позже, уже в статусе студента 1-го курса Севастопольского госуниверситета, А.Васильев изготовил замечательный альбом астрофотографий — ученые отметили высокий профессионализм его работ. — Девятиклассник Максим Волков (гимназия №1) дал свое, отличное от известных, объяснение цветовым особенностям поверхности Луны и ее альбедо. В следующем году он проанализировал непонятное замедление вращения активного Солнца, открытое американскими учеными, но не объясненное ими, и в своей работе показал, что эффект Хатауэя-Уильсона может быть обусловлен изменением момента инерции Солнца, реактивным эффектом протуберанцев и «магнитной вязкостью». Работа Максима была удостоена Грамоты Украинского центра научно-технического творчества молодежи — «За высокий уровень знаний». — Девятиклассник Руслан Запорожан (СОШ-34) предложил оптимальную конфигурацию спускаемого аппарата и пенетратора на основе нелинейных уравнений; позже — проделал трудоемкую работу по определению интегральной яркости северной и южной полусфер неба; рассчитал небесные координаты полюсов для планет Солнечной системы. — Одиннадцатиклассница Анна Курбанова (СОШ-8) внесла свой вклад в теоретический анализ загадочного явления — радиальных флуктуаций в кольцах Сатурна. — Восьмиклассница Юлия Парманчук (СОШ-38) обосновала гипотезу: необычное, импульсивное движение кометы Энке вызвано тем, что она (самая короткопериодичная) набегает на собственный хвост и при этом попадает в резонанс, обусловленный своеобразным соотношением элементов орбиты. — Девятиклассница Елизавета Древетняк (СОШ-31) провела интересные исследования человеческого фактора в космических полетах — в частности, нетривиально объяснила эффект Каденюка, а позже сделала полезное наглядное пособие по теме «Время»; в 10-м классе, учась в гимназии №1, Е.Древетняк вывела замечательное уравнение, связывающее массы планет, их радиусы и параметры орбит. — Одиннадцатиклассница Юлия Вильдман (СОШ-14) выполнила расчеты моментов восхода и захода Солнца в Севастополе (на весь год) и продолжительности дня, подготовила наглядное пособие на эту тему. Теперь достаточно взглянуть на него и получить нужные сведения на любой день. — Одиннадцатиклассница Анастасия Наугольная (СОШ-26) изготовила оригинальное наглядное пособие «Ближайшие соседи Солнца». Оно удостоено Диплома 2-й степени на Выставке творчества молодежи в Киеве. — Десятиклассница Галина Гринчук (гимназия №8), выполнив огромный объем вычислительных работ (на своей методологической основе), подготовила доклад и пособие «Вид небесных тел с планет Солнечной системы»; — Виктор Блощаненко (1-й курс Профессионального художественного лицея) предложил остроумный проект скафандра с импульсным пневмодвижителем на отработанном водороде. — Андрей Гончаренко (1-й курс Морского колледжа) дополнил классическую диаграмму Герцшпрунга-Рассела временнoй координатой и получил трехмерную диаграмму эволюции звезд, изготовил наглядное пособие. За эту работу Андрей награжден Дипломом 1-й степени Украинского Центра технического творчества и денежной премией. — Иван Денисюк (11-й класс, гимназия №5) около трех лет измерял приливы и отливы в Севастопольской бухте прибором, который он сам спроектировал и изготовил. До него этим никто не занимался. По итогам исследований сделал доклад и модель приливно-волновой электростанции. Работа Вани удостоена Грамоты VII Международной конференции «Зоряний шлях» (г.Днепропетровск), Диплома 2-й степени Международного конкурса SPARE «Есо energy» и премии. — Одиннадцатиклассница Маргарита Уфимцева (гимназия №5), детально изучив расположение звезд, изготовила интересное наглядное пособие «Вид созвездий по глубине». — Десятиклассник Никита Клышко (гимназия №1), исследуя проблему корреляции солнечно-земных связей на местном материале, аргументировано развенчал миф о предсказуемости так называемых «неблагоприятных дней». — Девятиклассница Ирина Гришко (гимназия №8) подготовила научно-исследовательскую работу на украинском языке «Исчисление времени», в которой предложила свою формулу для определения времени по звездам — более удобный и надежный метод в отличие от известных, календарных способов. — Десятиклассник Алексей Пиденко (СОШ-23) обнаружил и показал, по сути, особый класс небесных тел — звездные ожерелья. Через год он обстоятельно исследовал резонансы и синхронизации в Солнечной системе, добавив к их ряду несколько своих. Научно-исследовательскую работу по этой теме он опубликовал в научном сборнике Севастопольского госуниверситета. В 2015 и в 2016 годах А.Пиденко победил на Всероссийской астрономической олимпиаде и был принят без экзаменов в Московский Физико-технический институт. — Десятиклассница Анастасия Астафьева (СОШ-14) собрала целую коллекцию из 135 концов света. Ее труд получил широкий резонанс в Крымских средствах массовой информации. — Десятиклассница Дарья Мишнёва (СОШ–14) разработала «Новый метод определения яркости звезд по звездам сравнения». Эту работу она в 2015 году защитила в Крымской обсерватории, а в декабре 2016 года доложила на Международной научно-практической конференции «Звездная эстафета» в Центре подготовки космонавтов им.Гагарина в Звездном городке и была

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru