Непостижимый Айвазовский - «Жизнь» » Крымские новости

✔ Непостижимый Айвазовский - «Жизнь»


17 (29) июля культурный мир отметит 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. О творчестве этого великого русского художника и его личности корреспонденту «Севастопольской газеты» рассказала искусствовед Художественного музея им.Крошицкого Людмила Смирнова.


Непостижимый Айвазовский - «Жизнь»

Иван Айвазовский
«Вид Босфора», 1864 год
Непостижимый Айвазовский - «Жизнь»

Егор Комаров
Посетители в Музее им.Крошицкого перед картинами Айвазовского. Фото 2012 года
Непостижимый Айвазовский - «Жизнь»

Иван Айвазовский
«Русская эскадра на Севастопольском рейде». 1846 год

17 (29) июля культурный мир отметит 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. О творчестве этого великого русского художника и его личности корреспонденту «Севастопольской газеты» рассказала искусствовед Художественного музея им.Крошицкого Людмила Смирнова.


Айвазовский прожил долгую жизнь — он родился в 1817 году и умер в 1900-м, практически с кистью в руках. Его творческое наследие колоссально — более 10 тысяч работ, из которых больше шести тысяч — живописные. Что бы ни говорили о творчестве Айвазовского, относиться к нему равнодушно невозможно.


Одни считают его лучшим живописцем-романтиком, другие — художником-академистом, не открывшим ничего нового и оригинального. Однако одно в его творчестве очевидно для всех — его влюбленность в море.


Безусловно, лучшая коллекция его работ собрана в Феодосийской картинной галерее, там его и по сей день любят и почитают, как отца.


О творчестве Айвазовского можно спорить или принимать сразу, с восторженным бульканьем, ставя знак равенства между его именем и самим понятием «море».


Буря в стакане воды


Романтик или академист? Даже маститые искусствоведы по-разному отвечают на этот вопрос. Айвазовский, безусловно, представитель романтизма, но его романтизм не тождествен французскому или немецкому, и в нем нет умеренной ясности романтизма Кипренского и Сильвестра Щедрина.


Айвазовского считают представителем романтизма, исходя из содержания его работ, ведь морская стихия — в нашем ощущении и есть романтика!


И все же Айвазовский мыслил как художник академического направления — все его работы мастерски выстроены с использованием (когда надо) шумовых эффектов в виде сверканий молний и иных стихийных страстей. Именно поэтому его романтизм принято сравнивать с бурей в стакане воды.


В работах Айвазовского «наши» побеждают по определению. Не случайно даже в картине «Девятый вал» обозначена дорожка, идущая по солнечному лучу, да и тучки уже рассеиваются.


Не секрет, что многие свои картины художник писал по памяти, сочиняя их в мастерской и даже повернувшись к морю спиной. Не секрет, что и окна в его мастерской были наглухо забиты.


Современные исследователи творчества Айвазовского поражаются сдержанности авторской цветовой палитры — создавая большое полотно, он мог использовать всего 3-5 красок, добиваясь множества оттенков и поразительной гладкости художественного письма.


Деловая хватка


Сейчас бы Айвазовского назвали деловым человеком: он нуждался в коммерческом успехе и делал все, чтобы обрести его. Ему удавалось хорошо зарабатывать, он умел это делать, был удивительно организован и точен. Несмотря на академическое образование, его невозможно заподозрить в подражательстве кому-либо.


Коммерческим интересом объясняется и выбор эффектных, но несколько поверхностных сюжетов — бури, кораблекрушения, лунные дорожки, яркие морские закаты. Живописец много рисовал на натуре и обладал цепкой памятью. Однако он не был слишком щепетилен в техническом отношении, и бывалые моряки легко находили на его полотнах ошибки в изображении кораблей и их оснастки.


Наше всё


Айвазовский для Крыма, как Пушкин для России — наше всё.


Художник был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», созданной в 1892 году. Он выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта именно в Феодосии. В итоге в 1892-1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт.


Феодосийцы бесконечно благодарны Айвазовскому и за то, что картины, которые не были им проданы, художник подарил родному городу, и эти полотна составили основу главной для города музейной экспозиции. Он также оставил городу свой дом-мастерскую.


При этом Айвазовский был одним из немногих, кто щедро устраивал благотворительные выставки, вечера, концерты, тем самым популяризируя русское искусство, считая себя русским художником.


К слову, его настоящие имя — Ованнес Айвазян (Гайвазян). Когда очень бедная армянская семья (отец служил церковным старостой) переехала в Польшу, они стали подписываться Гайвазовскими. Это было еще до рождения будущего великого живописца. И только потом, по окончании Симферопольской гимназии, а затем Академии художеств в Петербурге, по совету брата, сам живописец отказался от первой буквы, став Ованнесом Айвазовским.


Он хорошо знал армянский язык, но всегда считал себя представителем русского народа. При этом он был эстетом, по-кавказски гостеприимным и честолюбивым.


За свою жизнь он стал академиком и почетным членом Императорской Академии художеств, почетным членом пяти Академий художеств — в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.


Живописец Черноморского флота


На Черноморский флот его направила Академия художеств, в аккурат перед поездкой в Италию. Там Айвазовский познакомился и подружился с молодыми офицерами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым. Будучи живописцем Черноморского флота, Айвазовский не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях. По возвращении из Италии его назначили живописцем Главного Морского штаба в Петербурге с правом ношения мундира, что было для него совсем немаловажно.


Интриги и расследования


В фондах Художественного музея им.Крошицкого хранятся семь живописных и две графических работы Айвазовского. Часть их (из коллекции военного историка Александра Витмера) входит в музейную коллекцию с момента его основания, одна («Крымский вид») некогда украшала императорский кабинет в Ливадийском дворце. А в 1976 году еще одна работа приобретена на средства музея.


Вот перечень музейного достояния севастопольцев: полотна «Лунная ночь на море», «Вид Босфора», «Лунная ночь» («Разбитый корабль»), «Крымский вид», «Море, освещенное восходящей луной», «Константинополь при Луне» и два рисунка — «Корабль в море» и «Морской вид».


Загадочная история связана с картиной «Константинополь при Луне», поступившей из Музея им.Пушкина в Гурзуфе. Сюжет навеян впечатлениями Айвазовского от его участия в Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского мореплавателя Литке. Долгое время авторство картины не вызывало сомнений, однако не так давно Феодосийская картинная галерея приобрела такую же картину с дарственной надписью супруге Пушкина Наталье Ланской (Гончаровой-Пушкиной). Под надписью дата — 1 января 1848 года. Таким образом сложилась некоторая интрига, которая еще ждет своей научной разгадки...


Кстати, все названные картины можно будет увидеть в рамках выставки, посвященной Айвазовскому, которая откроется в Музее им.Крошицкого в первых числах августа.


Кроме уже перечисленных полотен мастера, в экспозиции будут представлены картины живописцев, на творчество которых оказал влияние Айвазовский. В их числе Алексей Боголюбов, Александр Беггров, Михаил Ткаченко и др.


17 (29) июля культурный мир отметит 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. О творчестве этого великого русского художника и его личности корреспонденту «Севастопольской газеты» рассказала искусствовед Художественного музея им.Крошицкого Людмила Смирнова. Иван Айвазовский «Вид Босфора», 1864 год Егор Комаров Посетители в Музее им.Крошицкого перед картинами Айвазовского. Фото 2012 года Иван Айвазовский «Русская эскадра на Севастопольском рейде». 1846 год 17 (29) июля культурный мир отметит 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского. О творчестве этого великого русского художника и его личности корреспонденту «Севастопольской газеты» рассказала искусствовед Художественного музея им.Крошицкого Людмила Смирнова. Айвазовский прожил долгую жизнь — он родился в 1817 году и умер в 1900-м, практически с кистью в руках. Его творческое наследие колоссально — более 10 тысяч работ, из которых больше шести тысяч — живописные. Что бы ни говорили о творчестве Айвазовского, относиться к нему равнодушно невозможно. Одни считают его лучшим живописцем-романтиком, другие — художником-академистом, не открывшим ничего нового и оригинального. Однако одно в его творчестве очевидно для всех — его влюбленность в море. Безусловно, лучшая коллекция его работ собрана в Феодосийской картинной галерее, там его и по сей день любят и почитают, как отца. О творчестве Айвазовского можно спорить или принимать сразу, с восторженным бульканьем, ставя знак равенства между его именем и самим понятием «море». Буря в стакане воды Романтик или академист? Даже маститые искусствоведы по-разному отвечают на этот вопрос. Айвазовский, безусловно, представитель романтизма, но его романтизм не тождествен французскому или немецкому, и в нем нет умеренной ясности романтизма Кипренского и Сильвестра Щедрина. Айвазовского считают представителем романтизма, исходя из содержания его работ, ведь морская стихия — в нашем ощущении и есть романтика! И все же Айвазовский мыслил как художник академического направления — все его работы мастерски выстроены с использованием (когда надо) шумовых эффектов в виде сверканий молний и иных стихийных страстей. Именно поэтому его романтизм принято сравнивать с бурей в стакане воды. В работах Айвазовского «наши» побеждают по определению. Не случайно даже в картине «Девятый вал» обозначена дорожка, идущая по солнечному лучу, да и тучки уже рассеиваются. Не секрет, что многие свои картины художник писал по памяти, сочиняя их в мастерской и даже повернувшись к морю спиной. Не секрет, что и окна в его мастерской были наглухо забиты. Современные исследователи творчества Айвазовского поражаются сдержанности авторской цветовой палитры — создавая большое полотно, он мог использовать всего 3-5 красок, добиваясь множества оттенков и поразительной гладкости художественного письма. Деловая хватка Сейчас бы Айвазовского назвали деловым человеком: он нуждался в коммерческом успехе и делал все, чтобы обрести его. Ему удавалось хорошо зарабатывать, он умел это делать, был удивительно организован и точен. Несмотря на академическое образование, его невозможно заподозрить в подражательстве кому-либо. Коммерческим интересом объясняется и выбор эффектных, но несколько поверхностных сюжетов — бури, кораблекрушения, лунные дорожки, яркие морские закаты. Живописец много рисовал на натуре и обладал цепкой памятью. Однако он не был слишком щепетилен в техническом отношении, и бывалые моряки легко находили на его полотнах ошибки в изображении кораблей и их оснастки. Наше всё Айвазовский для Крыма, как Пушкин для России — наше всё. Художник был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», созданной в 1892 году. Он выступал за расширение Феодосийского порта, публиковал открытые письма, где обосновывал преимущества строительства порта именно в Феодосии. В итоге в 1892-1894 годах в Феодосии был построен самый большой в Крыму торговый порт. Феодосийцы бесконечно благодарны Айвазовскому и за то, что картины, которые не были им проданы, художник подарил родному городу, и эти полотна составили основу главной для города музейной экспозиции. Он также оставил городу свой дом-мастерскую. При этом Айвазовский был одним из немногих, кто щедро устраивал благотворительные выставки, вечера, концерты, тем самым популяризируя русское искусство, считая себя русским художником. К слову, его настоящие имя — Ованнес Айвазян (Гайвазян). Когда очень бедная армянская семья (отец служил церковным старостой) переехала в Польшу, они стали подписываться Гайвазовскими. Это было еще до рождения будущего великого живописца. И только потом, по окончании Симферопольской гимназии, а затем Академии художеств в Петербурге, по совету брата, сам живописец отказался от первой буквы, став Ованнесом Айвазовским. Он хорошо знал армянский язык, но всегда считал себя представителем русского народа. При этом он был эстетом, по-кавказски гостеприимным и честолюбивым. За свою жизнь он стал академиком и почетным членом Императорской Академии художеств, почетным членом пяти Академий художеств — в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Живописец Черноморского флота На Черноморский флот его направила Академия художеств, в аккурат перед поездкой в Италию. Там Айвазовский познакомился и подружился с молодыми офицерами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым. Будучи живописцем Черноморского флота, Айвазовский не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью, участвовал в военных действиях. По возвращении из Италии его назначили живописцем Главного Морского штаба в Петербурге с правом ношения мундира, что было для него совсем немаловажно. Интриги и расследования В фондах Художественного музея им.Крошицкого хранятся семь живописных и две графических работы Айвазовского. Часть их (из коллекции военного историка Александра Витмера) входит в музейную коллекцию с момента его основания, одна («Крымский вид») некогда украшала императорский кабинет в Ливадийском дворце. А в 1976 году еще одна работа приобретена на средства музея. Вот перечень музейного достояния севастопольцев: полотна «Лунная ночь на море», «Вид Босфора», «Лунная ночь» («Разбитый корабль»), «Крымский вид», «Море, освещенное восходящей луной», «Константинополь при Луне» и два рисунка — «Корабль в море» и «Морской вид». Загадочная история связана с картиной «Константинополь при Луне», поступившей из Музея им.Пушкина в Гурзуфе. Сюжет навеян впечатлениями Айвазовского от его участия в Средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского мореплавателя Литке. Долгое время авторство картины не вызывало сомнений, однако не так давно Феодосийская картинная галерея приобрела такую же картину с дарственной надписью супруге Пушкина Наталье Ланской (Гончаровой-Пушкиной). Под надписью дата — 1 января 1848 года. Таким образом сложилась некоторая интрига, которая еще ждет своей научной разгадки. Кстати, все названные картины можно будет увидеть в рамках выставки, посвященной Айвазовскому, которая откроется в Музее им.Крошицкого в первых числах августа. Кроме уже перечисленных полотен мастера, в экспозиции будут представлены картины живописцев, на творчество которых оказал влияние Айвазовский. В их числе Алексей Боголюбов, Александр Беггров, Михаил Ткаченко и др.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня








Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru