✔ Приватизация - не приговор? - «Экономика Крыма»
Parkinson 10-окт, 00:00 193 Новости АРК / Экономика - Крыма.В №178 за 1 октября «Крымская правда» рассказывала о судьбе симферопольских предприятий после развала Советского Союза. Большая часть из них не пережила приватизацию и прекратила существование. Лишь немногие смогли найти свою нишу на современном рынке. Тем не менее в российском Крыму сохранился курс на приватизацию производства. Почему государство не считает нужным оставлять промышленные предприятия в своей собственности, мы говорили с министром промышленной политики РК Александром ТРЯНОВЫМ.
Не так, как раньше
- Остались ли в Крыму промышленные предприятия, находящиеся в государственной собственности?
- Да, остались. Это, например, Евпаторийский авиаремонтный завод и Феодосийский судомеханический завод. Но в ближайшее время и они перейдут из государственной в частную собственность. Это нормальная практика для Российской Федерации. Даже предприятия оборонно-промышленного комплекса в большинстве своём сейчас являются различными формами частной собственности: одни с участием государственного капитала, другие - без него. Концерны и холдинги, в которые входят различные предприятия, также принадлежат частным компаниям.
- Приватизация госпредприятий началась в 90-е годы, активно продолжалась при Украине и возобновилась в условиях российского Крыма. В чём отличие в её организации прежде и теперь?
- 90-е годы были временем хаотичным и непонятным. Большое количество предприятий выводилось из государственной собственности, из-за чего приватизация проводилась бессистемно и бесконтрольно. Сейчас этого обстоятельства нет: государственных предприятий мало и контроль за ними очень пристальный. Кроме того, процесс стал полностью прозрачным: весь ход торгов публикуется в общественном доступе, всё на виду. Поэтому я не вижу причин рассматривать современный процесс приватизации, как проблему. Это, скорее, перспектива с точки зрения развития крымских предприятий, средство движения вперёд и оздоровления для крымской промышленности.
Ликвидация ГУПов
- Как правительство выбирает покупателя для государственных предприятий?
- Критерии отбора закреплены нормативно-правовыми актами. В частности, стоимость промышленных объектов уже существенно ограничивает список тех, кто может на них претендовать. В любом случае это конкурсная процедура, которую проводит Министерство имущественных и земельных отношений РК. Безусловно, мы заинтересованы, чтобы крымские предприятия попадали в надёжные и опытные руки. Кроме того, есть обязательное требование к инвестору: производство должно сохранить ту направленность, которая была на момент приватизации.
- Тем не менее есть печальные примеры приватизации, когда новый собственник не справлялся с управлением предприятием и производство попросту прекращалось. Нет опасений, что республика, передав заводы в частные руки, лишится части производств?
- Путь приватизации не вызывает у нас опасений. Есть множество положительных примеров использования этой практики. Например, Феодосийский оптический завод.
С приходом частного инвестора предприятие получило новые контракты, появилась новая номенклатура продукции.
Мы понимаем, что все переходящие в частные руки предприятия продолжат выпускать ту же продукцию, что и раньше, но увеличат её объёмы за счёт развития производства. Новые инвесторы - это крупные холдинги и корпорации, давно работающие в промышленных отраслях и притом крайне успешно.
В целом такая форма управления как государственное унитарное предприятие будет полностью ликвидирована по всей стране. И это правильное решение, потому что в условиях рынка ГУП слишком неповоротлив и неконкурентоспособен. Частная форма собственности - более эффективная модель управления. И практика это доказывает: по всей стране предприятия, перешедшие в частную собственность, сейчас динамично развиваются. Приведу крымский пример. Программа модернизации содового завода рассчитана почти на 5 млрд. рублей. Около 2 млрд. уже вложено. Бромовый завод также вложил в модернизацию примерно 2 млрд. рублей. Всё это - средства собственников. Представьте, какой финансовой нагрузкой такие вложения стали бы для республики. А без денежных вливаний движения вперёд не получится. Ещё один пример - бывший судостроительный завод «Залив». Теперь это завод имени Бутомы. Сейчас им владеет крупный холдинг, который вкладывает в развитие предприятия колоссальные собственные средства.
В новых условиях
- С заводами, расположенными вдали от крымской столицы, всё проще - на их территорию никто не претендует.
А вот в Симферополе территория предприятия может интересовать инвестора, скорее, как участок земли под жилищную или коммерческую застройку. Как не допустить уничтожения симферопольской промышленности?
- Я бы не сказал, что Симферополь сейчас - это город-производитель. Крупнейшие предприятия сосредоточены в других городах. Конъюнктура крымского рынка меняется. В итоге Симферополь превратился в финансовую и деловую столицу. Оставаться производственной площадкой для него, пожалуй, не совсем целесообразно. Что касается того, что часть площадей предприятий высвобождается и реализуется, в этом нет ничего плохого, когда на них размещаются какие-то сопутствующие производства. Многие заводы строились в советское время, а сейчас использование таких мощностей нерационально. Поэтому их часто отводят под новые производства, дополнительные линии и тому подобное. Диверсификация всегда приветствуется. Например, на заводе «Титан» в ходе выполнения экологической «дорожной карты» установлена станция нейтрализации кислоты. В ходе этого процесса образуется большое количество гипса. В связи с этим руководство завода обдумывает возможность пустить на территорию предприятия стороннего производителя, который будет использовать побочный продукт для изготовления, скажем, гипсокартона. Да, это не профиль «Титана», но почему бы не использовать образующийся гипс для получения прибыли, вместо того чтобы его выбрасывать? Ещё пример. На территории судостроительного завода им. Бутомы установлено оборудование по производству пока технического, а в будущем медицинского кислорода.
В Крыму он сейчас не производится. Между тем в условиях пандемии медицинский кислород республике очень нужен.
- Несмотря на частную форму собственности, предприятия могут рассчитывать на государственную помощь?
- Безусловно. Мы сейчас ушли от выдачи субсидий, поскольку такие деньги не дают предприятиям нужной меры ответственности с точки зрения бизнеса и функционирования в условиях рыночной экономики. По рекомендации Минпромторга РФ, теперь мы в большей мере работаем с Фондом развития промышленности, предоставляющим предприятиям займы на льготных условиях - под 1-5% на срок от трёх до пяти лет. Таких предложений на финансовом рынке республики сейчас не существует, поэтому льготные займы очень востребованы среди производителей. В то же время, заём - это другая мера ответственности, потому что полученные деньги нужно будет вернуть с процентами.
В целом одним из показателей положительной динамики можно считать то, что региональный Фонд развития промышленности поднялся на девятое место по России - на 26 пунктов за полгода. Это говорит о его востребованности, о желании наших промышленников модернизировать и развивать своё производство. Крымская промышленность, в отличие от других регионов, развивается в крайне непростых условиях. Но при этом развивается.
Александр Трянов. В №178 за 1 октября «Крымская правда» рассказывала о судьбе симферопольских предприятий после развала Советского Союза. Большая часть из них не пережила приватизацию и прекратила существование. Лишь немногие смогли найти свою нишу на современном рынке. Тем не менее в российском Крыму сохранился курс на приватизацию производства. Почему государство не считает нужным оставлять промышленные предприятия в своей собственности, мы говорили с министром промышленной политики РК Александром ТРЯНОВЫМ. Не так, как раньше - Остались ли в Крыму промышленные предприятия, находящиеся в государственной собственности? - Да, остались. Это, например, Евпаторийский авиаремонтный завод и Феодосийский судомеханический завод. Но в ближайшее время и они перейдут из государственной в частную собственность. Это нормальная практика для Российской Федерации. Даже предприятия оборонно-промышленного комплекса в большинстве своём сейчас являются различными формами частной собственности: одни с участием государственного капитала, другие - без него. Концерны и холдинги, в которые входят различные предприятия, также принадлежат частным компаниям. - Приватизация госпредприятий началась в 90-е годы, активно продолжалась при Украине и возобновилась в условиях российского Крыма. В чём отличие в её организации прежде и теперь? - 90-е годы были временем хаотичным и непонятным. Большое количество предприятий выводилось из государственной собственности, из-за чего приватизация проводилась бессистемно и бесконтрольно. Сейчас этого обстоятельства нет: государственных предприятий мало и контроль за ними очень пристальный. Кроме того, процесс стал полностью прозрачным: весь ход торгов публикуется в общественном доступе, всё на виду. Поэтому я не вижу причин рассматривать современный процесс приватизации, как проблему. Это, скорее, перспектива с точки зрения развития крымских предприятий, средство движения вперёд и оздоровления для крымской промышленности. Ликвидация ГУПов - Как правительство выбирает покупателя для государственных предприятий? - Критерии отбора закреплены нормативно-правовыми актами. В частности, стоимость промышленных объектов уже существенно ограничивает список тех, кто может на них претендовать. В любом случае это конкурсная процедура, которую проводит Министерство имущественных и земельных отношений РК. Безусловно, мы заинтересованы, чтобы крымские предприятия попадали в надёжные и опытные руки. Кроме того, есть обязательное требование к инвестору: производство должно сохранить ту направленность, которая была на момент приватизации. - Тем не менее есть печальные примеры приватизации, когда новый собственник не справлялся с управлением предприятием и производство попросту прекращалось. Нет опасений, что республика, передав заводы в частные руки, лишится части производств? - Путь приватизации не вызывает у нас опасений. Есть множество положительных примеров использования этой практики. Например, Феодосийский оптический завод. С приходом частного инвестора предприятие получило новые контракты, появилась новая номенклатура продукции. Мы понимаем, что все переходящие в частные руки предприятия продолжат выпускать ту же продукцию, что и раньше, но увеличат её объёмы за счёт развития производства. Новые инвесторы - это крупные холдинги и корпорации, давно работающие в промышленных отраслях и притом крайне успешно. В целом такая форма управления как государственное унитарное предприятие будет полностью ликвидирована по всей стране. И это правильное решение, потому что в условиях рынка ГУП слишком неповоротлив и неконкурентоспособен. Частная форма собственности - более эффективная модель управления. И практика это доказывает: по всей стране предприятия, перешедшие в частную собственность, сейчас динамично развиваются. Приведу крымский пример. Программа модернизации содового завода рассчитана почти на 5 млрд. рублей. Около 2 млрд. уже вложено. Бромовый завод также вложил в модернизацию примерно 2 млрд. рублей. Всё это - средства собственников. Представьте, какой финансовой нагрузкой такие вложения стали бы для республики. А без денежных вливаний движения вперёд не получится. Ещё один пример - бывший судостроительный завод «Залив». Теперь это завод имени Бутомы. Сейчас им владеет крупный холдинг, который вкладывает в развитие предприятия колоссальные собственные средства. В новых условиях - С заводами, расположенными вдали от крымской столицы, всё проще - на их территорию никто не претендует. А вот в Симферополе территория предприятия может интересовать инвестора, скорее, как участок земли под жилищную или коммерческую застройку. Как не допустить уничтожения симферопольской промышленности? - Я бы не сказал, что Симферополь сейчас - это город-производитель. Крупнейшие предприятия сосредоточены в других городах. Конъюнктура крымского рынка меняется. В итоге Симферополь превратился в финансовую и деловую столицу. Оставаться производственной площадкой для него, пожалуй, не совсем целесообразно. Что касается того, что часть площадей предприятий высвобождается и реализуется, в этом нет ничего плохого, когда на них размещаются какие-то сопутствующие производства. Многие заводы строились в советское время, а сейчас использование таких мощностей нерационально. Поэтому их часто отводят под новые производства, дополнительные линии и тому подобное. Диверсификация всегда приветствуется. Например, на заводе «Титан» в ходе выполнения экологической «дорожной карты» установлена станция нейтрализации кислоты. В ходе этого процесса образуется большое количество гипса. В связи с этим руководство завода обдумывает возможность пустить на территорию предприятия стороннего производителя, который будет использовать побочный продукт для изготовления, скажем, гипсокартона. Да, это не профиль «Титана», но почему бы не использовать образующийся гипс для получения прибыли, вместо того чтобы его выбрасывать? Ещё пример. На территории судостроительного завода им. Бутомы установлено оборудование по производству пока технического, а в будущем медицинского кислорода. В Крыму он сейчас не производится. Между тем в условиях пандемии медицинский кислород республике очень нужен. - Несмотря на частную форму собственности, предприятия могут рассчитывать на государственную помощь? - Безусловно. Мы сейчас ушли от выдачи субсидий, поскольку такие деньги не дают предприятиям нужной меры ответственности с точки зрения бизнеса и функционирования в условиях рыночной экономики. По рекомендации Минпромторга РФ, теперь мы в большей мере работаем с Фондом развития промышленности, предоставляющим предприятиям займы на льготных условиях - под 1-5% на срок от трёх до пяти лет. Таких предложений на финансовом рынке республики сейчас не существует, поэтому льготные займы очень востребованы среди производителей. В то же время, заём - это другая мера ответственности, потому что полученные деньги нужно будет вернуть с процентами. В целом одним из показателей положительной динамики можно считать то, что региональный Фонд развития промышленности поднялся на девятое место по России - на 26 пунктов за полгода. Это говорит о его востребованности, о желании наших промышленников модернизировать и развивать своё производство. Крымская промышленность, в отличие от других регионов, развивается в крайне непростых условиях. Но при этом развивается.