Василий Лановой. Жизнь под алыми парусами - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Василий Лановой. Жизнь под алыми парусами - «Культура Крыма»



Алые паруса капитана Грэя на «Боспорских агонах». Фото Александра Беланова.

Вся творческая жизнь народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, многочисленных театральных и кинопремий, правительственных наград, почётного гражданина Мос­квы и Керчи освещена лучами славы, всенародного признания и любви. Актёр недюжинного таланта олицетворял лучшие человеческие качества и был истинным патриотом своей страны, которую воспринимал единой и неделимой, а себя называл советским человеком. Казалось, годы не властны над ним, и он долго ещё будет радовать нас яркими ролями в театре и кино, концертами, встречами, на которых раскрывался как профессионал высочайшего класса и Человек с большой буквы. Судьба распорядилась иначе. Но она не властна над любовью, над памятью людской. И теперь мы с особым трепетом воспринимаем всё, что он сделал, всё, что сказал.



Читайте также:   Экс-чиновник и глава "Альфа-Банка" Андрей Волков за 2 недели захватил больше 35 объектов столичной недвижимости - вот тут ... Ранее Андрей Волков возглавлял государственную комиссию Нацкомфинуслуг (2014) и был главой правления "Альфа-Банка" (2006-2009).

- Жизнь художника надо анализировать с точки зрения того, как она переплавляется в его творчестве, - заметил как-то Василий Семёнович. - Многое можно понять, узнав те истоки, которые питают его, кульминационные моменты, потрясения, выпавшие на его долю, сделавшие глубокие засечки в сердце, в памяти. Только через глубокие размышления можно это понять.
Помня совет Мастера, перелистала страницы его жизни и творчества, запечатлённые в наших беседах во время крымских встреч.
- Кино началось для вас с фильма «Как закалялась сталь»?
- По сути, да. Хотя за два года до этого был фильм «Аттестат зрелости». Его вряд ли кто помнит. А вот роль Павки Корчагина не только известность принесла, но жизненный настрой дала. К этому произведению у меня особое отношение. С того времени, когда жил мальчишкой в оккупированной деревне под Одессой. А читал его школярам, рискуя жизнью, наш учитель, тайком от приставленного к классу румынского надсмотрщика. Потрёпанная книжица на украинском языке «Як гартувалася сталь» Миколы Островского на всю жизнь осталась для меня, как первая любовь, - неповторимой. Хотел быть таким же мужественным и самоотверженным, как Павка. И роль, по большому счёту, - самая любимая. Она помогла мне себя осознать, выработать твёрдость характера, волю несгибаемую.
- Но поистине всенародная слава пришла с картиной «Алые паруса». Вот уж был фурор!


С тех пор вас называют главным романтиком отечественного кино. А сами как относитесь к своему Грэю?
- Гриновский герой на душу лёг. Снимался с удовольствием! Потом, правда, был слегка разочарован тем, что у режиссёра получилась сказка, а не притча, как у писателя. Но фильм полюбили, в первый год его посмотрели более 22 миллионов зрителей, и он долго не сходил с экранов. А в мою жизнь с тех самых пор вошёл благословенный Крым. Снимали в Коктебеле, где построили сказочный посёлок Каперна. В Зурбаган и Лисс превратилась ялтинская набережная, а замком Грэя стал Воронцовский дворец в Алупке. Мне этот фильм дорог, как вселяющий веру в то, что человек на многое способен ради того, чтобы осчастливить кого-то. Мой Грэй произносит: «Если душа человека жаждет чуда, сделай его. Новая душа будет у него и новая - у тебя». Я воспринял и до сих пор воспринимаю эти слова, как жизненное правило. И, знаете, - работает!


- Вы начинали сниматься в эпоху советского кино, которое во всём мире называют феноменальным. В чём, по-вашему, эта феноменальность, по которой сегодня не просто скучают - тос­куют, причём не только люди старшего поколения?
- В гуманизме, который наше кино исповедовало. Как же по нему не тосковать, если сегодня нас пичкают бесконечными бессмысленными боевиками, заливающими экран морем крови? Или долгоиграющими «мыльными операми», бездарно перепевающими два-три сюжета на разные лады. Но, бывая каждый год на кинофестивале «Алые паруса» в «Артеке», с радостью вижу, как меняются вкусы неискушённых юных зрителей. Если на первых ребятня бежала смотреть «гнилушки», то теперь последние годы с удовольствием смотрит совсем другие фильмы. Для меня это праздник! Ребята улавливают эстетику современных фильмов, в основе которой лучшие образцы советского кино, истинного понимания подвига. Значит, что-то важное старшие поколения внушили.


- Родным местом обычно называют то, где родились или где живут. Вы же говорите так о Крыме. Почему?
- Таково моё ощущение этого места. Когда впервые во время участия в одном из первых международных фес­тивалей античного искусства «Боспорские агоны» оказался в посёлке с символичным названием Героевское, испытал ни с чем не сравнимое чувство, проходя по берегу, на который высадился в 43-м Эльтигенский десант. После войны его назвали «Огненной землёй». Потому что на этом небольшом участке Керченского полуострова велись ожесточённейшие бои. И воображение явственно рисует эти трагические картины. Каждый год я здесь, как впервые, с такой же душевной болью прохожу по музею под открытым небом и слышу взрывы снарядов, стоны раненых. Крымская земля пропитана кровью защищавших её людей разных национальностей, и она для меня - святое, родное место. А всё, связанное с войной, - главное дело жизни.


- Часть этого дела - движение «Бессмертный полк»?
- Безусловно. Мы создали его, чтобы не меркла память о великом поколении победителей. Это всенародное движение родилось не по чьей-то указке, а по велению душ. В наших рядах люди с чистыми сердцами и помыслами, уверенные, что подвиг наших дедов и отцов забвению не подлежит. Память - одна из черт русского характера. Для меня служение памяти - дело святое. Поэтому в каждой моей концертной программе военные стихи и проза. Читаю, и у самого, и у зрителей на глаза слёзы наворачиваются.
- По крови вы - украинец, но родились в Москве и называете себя человеком российским. Родные на Украине как к этому относятся?
- У нас с ними нет никаких разногласий. Потому что я от крестьянских украинских корней своих никогда не отрекался и не отрекусь. Когда-то страна наша вмещала в себе и украинское, и российское, и все мы были едины. Это для меня главное, а не то, что теперь придумали вершители судеб украинского народа, запретившие мне ездить на Украину. У меня там по-прежнему родственников - полсела. Там могилы бабушки и дедушки, которым я теперь не могу поклониться. Я много снимался в Одессе, Павкой Корчагиным на киевской студии стал, там полно друзей. Конечно, это всё осталось со мной. И калёным железом не выжечь.


- Ваши книги «Счастливые встречи» и «Летят за днями дни» воспринимаются, как живой разговор с современниками.
- Вот за это спасибо! Мне очень важны такие слова. Потому что я не просто описываю какие-то события, а передаю своё отношение к жизни, свои чувства. Говорю с читателями о том, что волнует людей моего обожжённого вой­ной поколения. Хочу, чтобы все, особенно молодые, запомнили на всю жизнь слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Всего несколько слов, а как в точку!
В точку - каждая из теат­ральных и киноролей выдаю­щегося актёра. Он - среди личностей, принёсших мировую славу отечественной культуре, киноискусству, которая никогда не померкнет.


Аристократы Вронский в «Анне Карениной» и Анатоль Курагин в «Войне и мире», шляхтич Дзержинский в фильме «Шестое июля», белый шпион Михаил Яровой в «Любови Яровой», франтоватый Леонид Шервинский в «Днях Турбиных», обергруппенфюрер СС Карл Вольф, учёный Олег Тулин в «Иду на грозу», Николай Карамзин в фильме «Одна любовь души моей», Александр I в «Незримом путешественнике», майор уголовного розыска в «Петровке, 38», а в «Огарёва, 6» - полковник… Его Ванечка Варавва, молодой комвзвода и израненный генерал-полковник из не сходящего с экранов фильма «Офицеры» дал путёвку в жизнь сотням мальчишек, мечтавших по его примеру Родину защищать. Ему было подвластно любое амплуа. В каждой роли - его неповторимая органика, энергетика, магнетизм.
В память о любимом артисте в Севастополе решено заложить Сад памяти Василия Ланового. «В честь «народного офицера», человека воли, долга, нерушимых ценностей и традиций страны», как отмечается в решении оргкомитета международной акции «Сад памяти».
Вместе с грустью испытываешь чувство благодарности судьбе за то, что жил в одно время с великим профессионалом, кристально честным человеком. Его любимая песня начинается пронзительными словами «От героев былых времён не осталось порой имён…». А имена героев нашего времени сохранятся в веках.
И среди них ставший не просто любимым артистом, а другом, человеком, близким миллионам людей, Василий Семёнович Лановой. Истинно народный, легендарный артист и человек.


Алые паруса капитана Грэя на «Боспорских агонах». Фото Александра Беланова. Вся творческая жизнь народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии, многочисленных театральных и кинопремий, правительственных наград, почётного гражданина Мос­квы и Керчи освещена лучами славы, всенародного признания и любви. Актёр недюжинного таланта олицетворял лучшие человеческие качества и был истинным патриотом своей страны, которую воспринимал единой и неделимой, а себя называл советским человеком. Казалось, годы не властны над ним, и он долго ещё будет радовать нас яркими ролями в театре и кино, концертами, встречами, на которых раскрывался как профессионал высочайшего класса и Человек с большой буквы. Судьба распорядилась иначе. Но она не властна над любовью, над памятью людской. И теперь мы с особым трепетом воспринимаем всё, что он сделал, всё, что сказал. Читайте также: Экс-чиновник и глава

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика