Борис Грачевский: Смотрите «Ералаш» - и всё будет хорошо! - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Борис Грачевский: Смотрите «Ералаш» - и всё будет хорошо! - «Культура Крыма»



Миллионы поклонников детского юмористического журнала следуют этому совету его бессменного художественного руководителя, кинорежиссёра и сценариста, члена Российской академии кинематографических искусств, заслуженного деятеля искусств РФ, «папы Ералаша», как его по-свойски называют не только девчонки и мальчишки, но и их родители, бабушки и дедушки.


Крымчане относились к Борису Юрьевичу, как к своему «в доску». Потому что он не только проводил творческие встречи в разных городах полуострова, участвовал в кинофестивалях, снимал здесь последние два года увлекательные сюжеты, но и открыл в Симферополе студию для талантливых ребят.
В память об этом неординарном человеке, достигшем вершины славы и оставшемся доступным и близким миллионам людей, перелистаем странички былого. Не только диктофонная запись, но и перенесённый с неё на бумагу разговор воспроизводит неповторимые интонации его голоса.
Понятно, что именно с главного детища, как называл киножурнал Борис Грачевский, начинался каждый разговор с ним, но одной этой темой не ограничивался.
- Мало кто знает, что идея создания журнала принадлежала Алле Ильиничне Суриковой, тогда совсем ещё юной, только начинающей свой триумфальный путь в кино, - признался Борис Юрьевич на первой нашей с ним встрече. - Тогда был очень популярным юмористический киножурнал «Фитиль» Сергея Михалкова. Она решила, что надо и для детей создать нечто подобное. И мы с драматургом и киносценаристом Сашей Хмеликом, автором сценариев к таким замечательным фильмам, как «Друг мой, Колька», «Безымянная звезда», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Бедная Маша» и многих других, идею эту подхватили. Название «Ералаш» предложила дочка Хмелика Маша. Песенка, которая стала позывными журнала, родилась из придуманного нами простенького четверостишья «Мальчишки и девчонки!
А также их родители! Весёлые истории увидеть не хотите ли?». За музыку брались многие известные композиторы, но мы выбрали мелодию Алексея Рыбникова.
Когда соратники, Сурикова и Хмелик, ушли в большое кино, Грачевский рук не опус-тил. Начатое дело развивал, и теперь есть Театр-студия школы «Ералаш» в Москве, летний лагерь «Остров детства Ералаш» под Евпаторией. Во многих городах созданы «ералашевские» студии, где, как и в журнале, воплощается принцип Грачевского: детское кино должно быть ярким, фантастическим, безудержно весёлым и увлекательным.
- Через «Ералаш» прошли уже несколько поколений юных артистов, многие связали жизнь с актёрством?
- Достаточно. И я с удовольствием слежу за успехами известных всем любителям кино поколения «за сорок» Володи Сычёва, Феди Стукова, Кати Вуличенко. Володя был звездой нескольких выпусков, среди которых - «Морской бой», «Бразильская система», окончил ГИТИС, успешно снимается. У бандита, которого он играет в «Бумере», даже кличка Ералаш. Твёрдо закрепились в профессии ребята чуть моложе - Саша Лойе, Саша Головин, Аня Цуканова-Котт. Катя Вуличенко готовилась стать физиком, но наш «Ералаш» её переориентировал: окончила Щукинское училище, играет в театре, снимается. Горжусь, что в «Ералаше» начинали Яна Поплавская, сыгравшая потом незабываемую Красную Шапочку, Сергей Безруков, в семь лет появившийся в сюжете «Крик осла». Максим Галкин дебютировал у нас взрослым, и это были его первые роли в кино. Обо всех долго рассказывать пришлось бы. Из нынешних «ералашевцев» нельзя не упомянуть Анфису Черных, сыгравшую в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Матвея Новикова Андрей Звягинцев взял на главную детскую роль в картине «Нелюбовь».
- А вы в каком возрасте и где впервые узнали, что такое успех у зрителей?
- Случилось это в доме отдыха «Полушкино» под Мос-квой, где я родился и вырос. В шесть лет папа, работавший там массовиком, взял меня, шестилетнего, в свой номер. Да кем - угадывателем мыслей на расстоянии! И я тогда сорвал первые в жизни бурные аплодисменты. Родитель мой был, между прочим, семикратным лауреатом всесоюзных конкурсов массовиков-затейников. Удивительным чувством юмора обладал. Малая частичка и мне передалась.
- Мало кто знает, что вы сняли, как режиссёр, два полнометражных игровых фильма. Стало мало «Ералаша»?
- Дело не в этом. А в том, что всегда хочется испытать себя в чём-то новом. Поделиться какими-то сугубо своими мыслями и чувствами с экрана. Первый полномет-ражный фильм «Крыша» снял для взрослых и о взрослых, но главная тема - об их внимании к детям. А вот следующий -
«Между нот, или Тантрическая симфония» - сугубо для взрослых и о взрослых. Это рассказ о поздней любви всемирно известного композитора и исполнителя симфонической музыки и молоденькой девушки, дочери его домработницы. Собрал замечательную команду: Андрей Ильин, Эммануил Виторган, Татьяна Кравченко, Владимир Долинский, Наталия Лесниковская, Ольга Тумайкина. Каждая роль была чудом, и счастьем было работать с такими мастерами. А мелодрама эта была давно задумана. Дело было за малым - найти единомышленника-драматурга, который понял бы суть того, о чём хочу поведать миру. Им оказалась моя давняя знакомая, подросшая дочь Хмелика Мария, ставшая сценаристом и руководителем сценарной мастерской во ВГИКе. Она насытила текст деталями, прописала диалоги, словом, выразила мою идею на бумаге именно так, как я и хотел.
- Историю не для мальчишек и девчонок, а исключительно для их родителей, вы презентовал не в столице, а в Евпатории. Почему так, Борис Юрьевич?
- Специально приберёг для крымского киноконцерта «Товарищ кино». В столице на показ приходят в основном товарищи по киноцеху, а мне было очень важно, как отреагируют зрители, а не коллеги. Переживал страшно! Загорелся в зале свет, а зрители сидели не шелохнувшись. Потом, словно опомнившись, дружно зааплодировали. Обсуждение было оживлённым. Один из зрителей, вполне серьёзного возраста, расчувствовался: «Спасибо за замечательную великую песню одиночества».
- А как вы отнеслись к тому, что у некоторых даже слёзы на глазах были?
- Злодейски подумал: «Хорошо плачут». Это я-то - комедиограф! Спросите почему? Потому что слёзы - это понимание. Зрители прочувствовали то, что я им постарался передать через свои мысли и чувства, заложенные в картину. И когда я это осознал, сам не удержался от слёз радости: муки творчества не зря испытал сполна.
- Крым давно вошёл в вашу жизнь, а первое свидание с родиной отечественного кинематографа помните?
- Ещё бы! Появился в Ялте с Александром Артуровичем Роу в съёмочной экспедиции картины «Варвара-краса, длинная коса». Я здесь и первую роль сыграл - руку Чудо-юды с выразительным пальцем с длинным ногтем, которая появляется неожиданно, словно из-под земли, с напоминанием царю: «Должок!». Я при этом лежал под огромным тазом, всунув свою руку в резиновую. Эта поездка с Роу, который очень любил снимать в Крыму и делал это часто, для меня была не просто незабываемой, а очень важной. Я окунулся в такую творческую атмосферу рядом с великим сказочником, что она меня навсегда заворожила и приворожила. Для 19-летнего парня такое общение с талантами было сумасшедшим счастьем и сказочным везением. И теперь каждый приезд на солнечный полуостров - это и приятные воспоминания, и радость общения со ставшими друзьями крымчанами.
* * *
Всех поклонников киножурнала, а их миллионы, волнует, что будет с любимым несколькими поколениями «Ералашем», после того как его бессменного художественного руководителя проводили громкими аплодисментами в жизнь вечную, как принято на прощании с артистом. Слова директора проекта Аркадия Григоряна внушают надежду: «Наша команда на ближайшие два года, как минимум, сохранит дело Бориса Юрьевича, который успел разработать на это время стратегию и программу. Так что мы чётко знаем, что делать».
«Ералашу», как песне, нельзя сказать «До свидания!». Он должен жить в память о никогда не унывавшем, ходившем, по его же словам, «по солнечной стороне жизни» Борисе Грачевском и на радость всем нам.


Досье


Борис Юрьевич Грачевский родился 18 марта 1949 года в Раменском районе Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе имени С. П. Королёва, где получил специальность токаря. После службы в армии работал грузчиком на киностудии имени Горького. Окончил заочное отделение факультета «Организация кинопроизводства» ВГИКа. С 1974 года и до конца жизни (14 января 2021 года) был художественным руководителем киножурнала «Ералаш», для которого написал 11 сценариев. Был режиссёром-постановщиком, озвучивал тексты и сыграл несколько ролей.


Миллионы поклонников детского юмористического журнала следуют этому совету его бессменного художественного руководителя, кинорежиссёра и сценариста, члена Российской академии кинематографических искусств, заслуженного деятеля искусств РФ, «папы Ералаша», как его по-свойски называют не только девчонки и мальчишки, но и их родители, бабушки и дедушки. Крымчане относились к Борису Юрьевичу, как к своему «в доску». Потому что он не только проводил творческие встречи в разных городах полуострова, участвовал в кинофестивалях, снимал здесь последние два года увлекательные сюжеты, но и открыл в Симферополе студию для талантливых ребят. В память об этом неординарном человеке, достигшем вершины славы и оставшемся доступным и близким миллионам людей, перелистаем странички былого. Не только диктофонная запись, но и перенесённый с неё на бумагу разговор воспроизводит неповторимые интонации его голоса. Понятно, что именно с главного детища, как называл киножурнал Борис Грачевский, начинался каждый разговор с ним, но одной этой темой не ограничивался. - Мало кто знает, что идея создания журнала принадлежала Алле Ильиничне Суриковой, тогда совсем ещё юной, только начинающей свой триумфальный путь в кино, - признался Борис Юрьевич на первой нашей с ним встрече. - Тогда был очень популярным юмористический киножурнал «Фитиль» Сергея Михалкова. Она решила, что надо и для детей создать нечто подобное. И мы с драматургом и киносценаристом Сашей Хмеликом, автором сценариев к таким замечательным фильмам, как «Друг мой, Колька», «Безымянная звезда», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Бедная Маша» и многих других, идею эту подхватили. Название «Ералаш» предложила дочка Хмелика Маша. Песенка, которая стала позывными журнала, родилась из придуманного нами простенького четверостишья «Мальчишки и девчонки! А также их родители! Весёлые истории увидеть не хотите ли?». За музыку брались многие известные композиторы, но мы выбрали мелодию Алексея Рыбникова. Когда соратники, Сурикова и Хмелик, ушли в большое кино, Грачевский рук не опус-тил. Начатое дело развивал, и теперь есть Театр-студия школы «Ералаш» в Москве, летний лагерь «Остров детства Ералаш» под Евпаторией. Во многих городах созданы «ералашевские» студии, где, как и в журнале, воплощается принцип Грачевского: детское кино должно быть ярким, фантастическим, безудержно весёлым и увлекательным. - Через «Ералаш» прошли уже несколько поколений юных артистов, многие связали жизнь с актёрством? - Достаточно. И я с удовольствием слежу за успехами известных всем любителям кино поколения «за сорок» Володи Сычёва, Феди Стукова, Кати Вуличенко. Володя был звездой нескольких выпусков, среди которых - «Морской бой», «Бразильская система», окончил ГИТИС, успешно снимается. У бандита, которого он играет в «Бумере», даже кличка Ералаш. Твёрдо закрепились в профессии ребята чуть моложе - Саша Лойе, Саша Головин, Аня Цуканова-Котт. Катя Вуличенко готовилась стать физиком, но наш «Ералаш» её переориентировал: окончила Щукинское училище, играет в театре, снимается. Горжусь, что в «Ералаше» начинали Яна Поплавская, сыгравшая потом незабываемую Красную Шапочку, Сергей Безруков, в семь лет появившийся в сюжете «Крик осла». Максим Галкин дебютировал у нас взрослым, и это были его первые роли в кино. Обо всех долго рассказывать пришлось бы. Из нынешних «ералашевцев» нельзя не упомянуть Анфису Черных, сыгравшую в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Матвея Новикова Андрей Звягинцев взял на главную детскую роль в картине «Нелюбовь». - А вы в каком возрасте и где впервые узнали, что такое успех у зрителей? - Случилось это в доме отдыха «Полушкино» под Мос-квой, где я родился и вырос. В шесть лет папа, работавший там массовиком, взял меня, шестилетнего, в свой номер. Да кем - угадывателем мыслей на расстоянии! И я тогда сорвал первые в жизни бурные аплодисменты. Родитель мой был, между прочим, семикратным лауреатом всесоюзных конкурсов массовиков-затейников. Удивительным чувством юмора обладал. Малая частичка и мне передалась. - Мало кто знает, что вы сняли, как режиссёр, два полнометражных игровых фильма. Стало мало «Ералаша»? - Дело не в этом. А в том, что всегда хочется испытать себя в чём-то новом. Поделиться какими-то сугубо своими мыслями и чувствами с экрана. Первый полномет-ражный фильм «Крыша» снял для взрослых и о взрослых, но главная тема - об их внимании к детям. А вот следующий - «Между нот, или Тантрическая симфония» - сугубо для взрослых и о взрослых. Это рассказ о поздней любви всемирно известного композитора и исполнителя симфонической музыки и молоденькой девушки, дочери его домработницы. Собрал замечательную команду: Андрей Ильин, Эммануил Виторган, Татьяна Кравченко, Владимир Долинский, Наталия Лесниковская, Ольга Тумайкина. Каждая роль была чудом, и счастьем было работать с такими мастерами. А мелодрама эта была давно задумана. Дело было за малым - найти единомышленника-драматурга, который понял бы суть того, о чём хочу поведать миру. Им оказалась моя давняя знакомая, подросшая дочь Хмелика Мария, ставшая сценаристом и руководителем сценарной мастерской во ВГИКе. Она насытила текст деталями, прописала диалоги, словом, выразила мою идею на бумаге именно так, как я и хотел. - Историю не для мальчишек и девчонок, а исключительно для их родителей, вы презентовал не в столице, а в Евпатории. Почему так, Борис Юрьевич? - Специально приберёг для крымского киноконцерта «Товарищ кино». В столице на показ приходят в основном товарищи по киноцеху, а мне было очень важно, как отреагируют зрители, а не коллеги. Переживал страшно! Загорелся в зале свет, а зрители сидели не шелохнувшись. Потом, словно опомнившись, дружно зааплодировали. Обсуждение было оживлённым. Один из зрителей, вполне серьёзного возраста, расчувствовался: «Спасибо за замечательную великую песню одиночества». - А как вы отнеслись к тому, что у некоторых даже слёзы на глазах были? - Злодейски подумал: «Хорошо плачут». Это я-то - комедиограф! Спросите почему? Потому что слёзы - это понимание. Зрители прочувствовали то, что я им постарался передать через свои мысли и чувства, заложенные в картину. И когда я это осознал, сам не удержался от слёз радости: муки творчества не зря испытал сполна. - Крым давно вошёл в вашу жизнь, а первое свидание с родиной отечественного кинематографа помните? - Ещё бы! Появился в Ялте с Александром Артуровичем Роу в съёмочной экспедиции картины «Варвара-краса, длинная коса». Я здесь и первую роль сыграл - руку Чудо-юды с выразительным пальцем с длинным ногтем, которая появляется неожиданно, словно из-под земли, с напоминанием царю: «Должок!». Я при этом лежал под огромным тазом, всунув свою руку в резиновую. Эта поездка с Роу, который очень любил снимать в Крыму и делал это часто, для меня была не просто незабываемой, а очень важной. Я окунулся в такую творческую атмосферу рядом с великим сказочником, что она меня навсегда заворожила и приворожила. Для 19-летнего парня такое общение с талантами было сумасшедшим счастьем и сказочным везением. И теперь каждый приезд на солнечный полуостров - это и приятные воспоминания, и радость общения со ставшими друзьями крымчанами. * * * Всех поклонников киножурнала, а их миллионы, волнует, что будет с любимым несколькими поколениями «Ералашем», после того как его бессменного художественного руководителя проводили громкими аплодисментами в жизнь вечную, как принято на прощании с артистом. Слова директора проекта Аркадия Григоряна внушают надежду: «Наша команда на ближайшие два года, как минимум, сохранит дело Бориса Юрьевича, который успел разработать на это время стратегию и программу. Так что мы чётко знаем, что делать». «Ералашу», как песне, нельзя сказать «До свидания!». Он должен жить в память о никогда не унывавшем, ходившем, по его же словам, «по солнечной стороне жизни» Борисе Грачевском и на радость всем нам. Досье Борис Юрьевич Грачевский родился 18 марта 1949 года в Раменском районе Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе имени С. П. Королёва, где получил специальность токаря. После службы в армии работал грузчиком на киностудии имени Горького. Окончил заочное отделение факультета «Организация кинопроизводства» ВГИКа. С 1974 года и до конца жизни (14 января 2021 года) был художественным руководителем киножурнала «Ералаш», для которого написал 11 сценариев. Был режиссёром-постановщиком, озвучивал тексты и сыграл несколько ролей.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика