Андрей Осипов: В жизни и творчестве стремлюсь к гармонии и совершенству - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Андрей Осипов: В жизни и творчестве стремлюсь к гармонии и совершенству - «Культура Крыма»




Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий «Евразийского моста». Фото автора.


Известный российский режиссёр документального кино Андрей Владимирович Осипов после окончания Одесского политехнического института работал инженером на строившейся в Крыму атомной станции. В 1995 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Одна из его первых лент - «Максимилиан Волошин. Голоса» получила несколько наград, в том числе на международном фестивале в Берлине. Не меньший успех имели картины «Et cetera», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Страсти по Марине», «Коктебельские камешки», «Забытые полёты» цикла «Легенды Серебряного века». Четырежды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», дважды - Национальной премии «Лавровая ветвь». Лауреат Национальной кинематографической премии «Золотой Орёл», Международной Волошинской премии «За вклад в культуру» и премии Правительства РФ. Среди многочисленных наград - Гран-при международного Ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост», призы кинофестивалей «КрымДок» и «Человек, познающий мир».


- Андрей Владимирович, первые ваши фильмы связаны с Коктебелем. Почему?


- Потому что именно здесь я понял, чем хочу всю жизнь заниматься, влюбившись в это место, в поэзию и в поэтов Серебряного века. И захотел, чтобы вслед за мной все полюбили таинственную Киммерию, искренних, необыкновенно талантливых людей, творчество которых - наше счастье и наша гордость. У каждого из них - уникальная судьба. У большинства - трагическая. Но у всех - достойная быть запечатлённой визуальными средствами.


- «Коктебельские камешки» - о тех, кто открыл и прославил «страну голубых вершин», Киммерию, как вершину творческого духа, животворный родник русской культуры. В создании многоликого «портрета» вам помогла пианистка, певица Мария Николаевна Изергина. Как нашли такого замечательного собеседника?


- Мы познакомились в 1996 году, когда задумали со сценаристом Одельшой Агишевым фильм о Волошине. Девяностолетняя Мария Николаевна обладала незаурядной памятью и обаянием. Очень живо рассказывала о событиях в доме Волошина в двадцатые годы, о знакомстве с Андреем Белым, Александром Грином, Осипом Мандельштамом. Её лучезарность, открытость, желание и жажда жить, что-то создавать, делиться воспоминаниями не отпускали меня многие годы. Интервью с ней помогает не просто заглянуть в прошлое, а найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. В «ленте смутных отражений» возникают лица и голоса Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого.


- Своеобразным продолжением темы стали «Забытые полёты», в которых тоже есть прекрасный рассказчик - Ольга Сергеевна Северцева - москвичка из плеяды «старых коктебельцев»?


- Можно так считать. В «Коктебельских камешках» есть новелла небольшая, связанная с людьми, в семье которых воспитывалась Ольга Северцева. Это искусствовед, литературовед Александр Габричевский и его супруга художница Наталья Северцева. Ольга Сергеевна поддержала наш замысел снять отдельный фильм о выдающихся людях, незаслуженно забытых, с незаслуженно трагической судьбой. Человека науки, искусства, культуры, друга Максимилиана Волошина Александра Габричевского сажали три раза, отправляли в ссылку как космополита, за работу над Большим немецко-русским словарём. Ему и его коллеге - филологу, историку литературы Борису Ярхо повезло - вышли живыми из мясорубки. А работавшего с ними философа, теоретика искусства Густава Шпета расстреляли в 1937-м «за участие в антисоветской организации». Недавно ушедшая в мир иной Ольга Северцева была хранительницей памяти о них, именно благодаря ей удалось снять фильм не просто о замечательных личностях, а о полёте души, духа, творчества, об открытии Человеком самого себя.


- Отступлением от темы Серебряного века стал фильм об Исмаиле Гаспринском. Что подвигло на его создание?


- Заинтересовала личность человека космического мышления, соединившего культуру востока и запада. Его откровения, среди которых: «Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России...». Снятый в Бахчисарае, в Ялте, в Симферополе «Дом на главной улице» шёл на канале «Культура», есть в интернете. Получил приз Севастопольского фестиваля «Победили вместе».


- В последнее время вы стали осваивать историческую тему. Один из первых фильмов - «Спасти и сохранить». Что в его основе?


- Это картина о созданной императором Александром III после убийства террористами его отца императора Александра II ведомства по охране первых лиц государства. Удалось открыть неизвестные факты и свидетельства о важных событиях истории России. Для меня это важно - открыть то, что ещё никому не известно. Одна из новелл, кстати, - о морской охране - снималась в Ливадии. Так что Крым от меня не отдаляется.


- За поэтическое киноэссе «Параджанов, Тарковский, Антипенко. Светотени» вы получили 23 приза! Как родилась эта картина, в которой, кстати, тоже есть рассказчик, как связующее звено между персонажами?


- Я был давно знаком с выдающимся оператором Александром Ивановичем Антипенко, который снимал с Абуладзе фильм «Мольба», работал с Параджановым на студии имени Довженко над «Киевскими фресками». Интервью с ним стало отправной точкой для разговора о сущностных вещах. Это фильм не о биографиях и не о поворотах судеб персонажей, а о тайне творчества. Он не только о трёх выдающихся персонажах, а о каждом из нас. Хочется всегда делать кино с буквальным, анагогическим смыслом, эмоциями. И стараюсь следовать принципу Андрея Тарковского: «Главное, чтобы фильмы не расходились с жизнью». То есть, чтобы кино было продолжением контакта с жизнью. Это относится и к литературе: драматургии, прозе, поэзии. К искусству. Тогда произведения трогают и волнуют зрителей. А режиссёру дают импульс двигаться дальше в плане чувствования, ощущений, переживаний. А это самое главное в любых видах творчества. Как в самой жизни.


- Неожиданностью стал ваш фильм «Восточный фронт» - война глазами захватчиков. Что здесь для вас было главным?


- Немецкая кинохроника позволила показать, какую мощь мы победили. Этот фильм - о ценности человеческой жизни и цене нашей Победы. Мы привыкли думать, что гуманистическое начало входит в культурную идентичность нации. И вдруг стали свидетелями того, как высококультурная нация Гёте, Шиллера, Баха, Бетховена превратилась в убийцу. Стала убивать миллионы людей самыми зверскими способами. Это фильм-размышление. О прошлом, о нынешнем. Как видим, от трагических событий не застраховано и наше время, мы с вами. От того, что совсем недавно казалось неповторимым.


- Кино - это нас возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин, о котором говорил Пушкин?


- Для меня кино - это моё отношение с жизнью. В книге «Запечатлённое время» Андрей Тарковский называет искусство тоской по идеалу. А что такое идеал - гармония, красота, совершенство. К ним я и стремлюсь в жизни, в творчестве. Для меня ещё очень важно, чтобы фильм наводил на размышления, на поиски ответов на вечные вопросы: кто мы такие, чего хотим?


Людмила ОБУХОВСКАЯ.


Фото автора.


Андрей Осипов с Гран-при и призом зрительских симпатий «Евразийского моста». Фото автора. Известный российский режиссёр документального кино Андрей Владимирович Осипов после окончания Одесского политехнического института работал инженером на строившейся в Крыму атомной станции. В 1995 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Одна из его первых лент - «Максимилиан Волошин. Голоса» получила несколько наград, в том числе на международном фестивале в Берлине. Не меньший успех имели картины «Et cetera», «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя», «Страсти по Марине», «Коктебельские камешки», «Забытые полёты» цикла «Легенды Серебряного века». Четырежды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника», дважды - Национальной премии «Лавровая ветвь». Лауреат Национальной кинематографической премии «Золотой Орёл», Международной Волошинской премии «За вклад в культуру» и премии Правительства РФ. Среди многочисленных наград - Гран-при международного Ялтинского кинофестиваля «Евразийский мост», призы кинофестивалей «КрымДок» и «Человек, познающий мир». - Андрей Владимирович, первые ваши фильмы связаны с Коктебелем. Почему? - Потому что именно здесь я понял, чем хочу всю жизнь заниматься, влюбившись в это место, в поэзию и в поэтов Серебряного века. И захотел, чтобы вслед за мной все полюбили таинственную Киммерию, искренних, необыкновенно талантливых людей, творчество которых - наше счастье и наша гордость. У каждого из них - уникальная судьба. У большинства - трагическая. Но у всех - достойная быть запечатлённой визуальными средствами. - «Коктебельские камешки» - о тех, кто открыл и прославил «страну голубых вершин», Киммерию, как вершину творческого духа, животворный родник русской культуры. В создании многоликого «портрета» вам помогла пианистка, певица Мария Николаевна Изергина. Как нашли такого замечательного собеседника? - Мы познакомились в 1996 году, когда задумали со сценаристом Одельшой Агишевым фильм о Волошине. Девяностолетняя Мария Николаевна обладала незаурядной памятью и обаянием. Очень живо рассказывала о событиях в доме Волошина в двадцатые годы, о знакомстве с Андреем Белым, Александром Грином, Осипом Мандельштамом. Её лучезарность, открытость, желание и жажда жить, что-то создавать, делиться воспоминаниями не отпускали меня многие годы. Интервью с ней помогает не просто заглянуть в прошлое, а найти ответы на вопросы дня сегодняшнего. В «ленте смутных отражений» возникают лица и голоса Волошина, Валерия Брюсова, Андрея Белого, Осипа Мандельштама, Алексея Толстого. - Своеобразным продолжением темы стали «Забытые полёты», в которых тоже есть прекрасный рассказчик - Ольга Сергеевна Северцева - москвичка из плеяды «старых коктебельцев»? - Можно так считать. В «Коктебельских камешках» есть новелла небольшая, связанная с людьми, в семье которых воспитывалась Ольга Северцева. Это искусствовед, литературовед Александр Габричевский и его супруга художница Наталья Северцева. Ольга Сергеевна поддержала наш замысел снять отдельный фильм о выдающихся людях, незаслуженно забытых, с незаслуженно трагической судьбой. Человека науки, искусства, культуры, друга Максимилиана Волошина Александра Габричевского сажали три раза, отправляли в ссылку как космополита, за работу над Большим немецко-русским словарём. Ему и его коллеге - филологу, историку литературы Борису Ярхо повезло - вышли живыми из мясорубки. А работавшего с ними философа, теоретика искусства Густава Шпета расстреляли в 1937-м «за участие в антисоветской организации». Недавно ушедшая в мир иной Ольга Северцева была хранительницей памяти о них, именно благодаря ей удалось снять фильм не просто о замечательных личностях, а о полёте души, духа, творчества, об открытии Человеком самого себя. - Отступлением от темы Серебряного века стал фильм об Исмаиле Гаспринском. Что подвигло на его создание? - Заинтересовала личность человека космического мышления, соединившего культуру востока и запада. Его откровения, среди которых: «Самый многочисленный и главный народ России - русские - одарены весьма редким и счастливым характером мирно и дружно жить со всякими другими племенами. Зависть, враждебность, недоброжелательство к инородцам не в характере обыкновенного русского человека. Это хорошая черта, несомненный залог величия и спокойствия России.». Снятый в Бахчисарае, в Ялте, в Симферополе «Дом на главной улице» шёл на канале «Культура», есть в интернете. Получил приз Севастопольского фестиваля «Победили вместе». - В последнее время вы стали осваивать историческую тему. Один из первых фильмов - «Спасти и сохранить». Что в его основе? - Это картина о созданной императором Александром III после убийства террористами его отца императора Александра II ведомства по охране первых лиц государства. Удалось открыть неизвестные факты и свидетельства о важных событиях истории России. Для меня это важно - открыть то, что ещё никому не известно. Одна из новелл, кстати, - о морской охране - снималась в Ливадии. Так что Крым от меня не отдаляется. - За поэтическое киноэссе «Параджанов, Тарковский, Антипенко. Светотени» вы получили 23 приза! Как родилась эта картина, в которой, кстати, тоже есть рассказчик, как связующее звено между персонажами? - Я был давно знаком с выдающимся оператором Александром Ивановичем Антипенко, который снимал с Абуладзе фильм «Мольба», работал с Параджановым на студии имени Довженко над «Киевскими фресками». Интервью с ним стало отправной точкой для разговора о сущностных вещах. Это фильм не о биографиях и не о поворотах судеб персонажей, а о тайне творчества. Он не только о трёх выдающихся персонажах, а о каждом из нас. Хочется всегда делать кино с буквальным, анагогическим смыслом, эмоциями. И стараюсь следовать принципу Андрея Тарковского: «Главное, чтобы фильмы не расходились с жизнью». То есть, чтобы кино было продолжением контакта с жизнью. Это относится и к литературе: драматургии, прозе, поэзии. К искусству. Тогда произведения трогают и волнуют зрителей. А режиссёру дают импульс двигаться дальше в плане чувствования, ощущений, переживаний. А это самое главное в любых видах творчества. Как в самой жизни. - Неожиданностью стал ваш фильм «Восточный фронт» - война глазами захватчиков. Что здесь для вас было главным? - Немецкая кинохроника позволила показать, какую мощь мы победили. Этот фильм - о ценности человеческой жизни и цене нашей Победы. Мы привыкли думать, что гуманистическое начало входит в культурную идентичность нации. И вдруг стали свидетелями того, как высококультурная нация Гёте, Шиллера, Баха, Бетховена превратилась в убийцу. Стала убивать миллионы людей самыми зверскими способами. Это фильм-размышление. О прошлом, о нынешнем. Как видим, от трагических событий не застраховано и наше время, мы с вами. От того, что совсем недавно казалось неповторимым. - Кино - это нас возвышающий обман, который дороже тьмы низких истин, о котором говорил Пушкин? - Для меня кино - это моё отношение с жизнью. В книге «Запечатлённое время» Андрей Тарковский называет искусство тоской по идеалу. А что такое идеал - гармония, красота, совершенство. К ним я и стремлюсь в жизни, в творчестве. Для меня ещё очень важно, чтобы фильм наводил на размышления, на поиски ответов на вечные вопросы: кто мы такие, чего хотим? Людмила ОБУХОВСКАЯ. Фото автора.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru