✔ Возвращение Александра Гауша - «Культура Крыма»
Otis 30-сен, 00:00 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Оно началось много лет назад и завершилось выходом иллюстрированного каталога произведений художника, незаслуженно оказавшегося далеко не в первом «эшелоне» представителей российского и крымского изобразительного искусства. Имя живописца, отнесённого в разряд мастеров кисти «второго ряда», мало что говорило большинству наших земляков. Хотя в художественном мировом сообществе это известное и почитаемое имя. Исправить несправедливость взялся искусствовед Сергей Пушкарёв.
- С 1935 года и до конца жизни Александра Фёдоровича наш полуостров был для него пристанищем, местом, где расцвёл его талант, - рассказал Сергей Николаевич. - Много лет назад я начал изучать его творчество. Трудность заключалась в том, что картины Гауша разбросаны по музеям разных стран. Самыми доступными были коллекции в художественных музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Саратова, Одессы, Донецка, Симферополя и Севастополя. Большое собрание картин было у известного крымского коллекционера Виталия Голубева, которое он незадолго до ухода в мир иной передал в Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Работа была кропотливая, но очень интересная. Мне удалось установить, что в 27 музеях России, Латвии, Армении и Узбекистана хранятся 160 живописных полотен, рисунков и графических произведений. В фондах Симферопольского художественного музея обнаружил 72 музейных предмета, связанных с жизнью и творчеством художника.
Завершилось многолетнее исследование выходом иллюстрированного каталога «Произведения Александра Фёдоровича Гауша в музеях постсоветского пространства и в личных коллекциях», изданного на бюджетные деньги. Общественность проявила к нему большой интерес, на презентации в Симферопольском художественном музее собрались издатели, художники, коллекционеры, искусствоведы, музейщики и библиотекари.
- Популяризация творческого наследия замечательного художника необходима и важна, - отметил заместитель министра внутренней политики, информации и связи Александр Дяченко. - Именно эту цель преследовал составитель каталога Сергей Пушкарёв. Благодаря ему мы держим в руках замечательное издание, восхищаемся мастерством художника и целеустремлённостью исследователя его творчества.
В каталог вошли не только 36 репродукций картин, копии эскизов к театральным постановкам, но и уникальные архивные фотографии, впервые опубликованные, а также документальные свидетельства жизни мастера.
- Материалы собирал буквально по крупицам, - признался составитель каталога Сергей Пушкарёв. - Поддержку и помощь оказывали музеи, среди которых Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который предоставил фотографии, и мы теперь имеем представление о театральных работах Гауша. Первые авторские экземпляры отправлены в музеи России, Узбекистана, Казахстана и Армении, помогавшие осуществить мою задумку. Конечно, без поддержки Министерства внутренней политики, информации и связи, Министерства культуры республики мой план не был бы реализован. Так что это наш общий итог проделанного.
Каталог поступит во все государственные библиотеки республики, где с ним сможет поработать каждый желающий.
P. S. Александр Фёдорович Гауш (1873-1947) - живописец, график, сценограф, педагог, профессор живописи, преподавал в Севастополе в 1925 году, а с 1935 года жил в Симферополе, где трагически погиб в 1947 году, похоронен на старом городском кладбище. Стоял у истоков создания Союза крымских художников, в котором был единственным профессором живописи, преподавал в школе академика Николая Самокиша. Гауш не сделал ярких открытий в русском искусстве, но овладел языком обобщения простых форм, глубокой смысловой ёмкостью, разными техниками. Его ценили ведущие русские живописцы Илья Репин и Игорь Грабарь. Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый объединил Александра Гауша, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского и Владимира Яновского как художников «пересечённых жизней, деформированных внешним давлением творческого пути». Его московский коллега Сергей Маковский назвал Гауша «жрецом культа красок и самодовлеющей живописи, характерной для всего искусства первого десятилетия XX века». Среди самых известных картин живописца - «Новая Ялта. Сквер Калинина», «Немецкая колония в Судаке», «Городской сад в Ялте», «Камыш-Бурун», триптих «Колхоз «Красная звезда», «Потёмкин на пути в Одессу», «Виноградник». В 2013 году, в год 140-летия со дня рождения художника, на симферопольском доме, где он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска.
Каталог представляет автор-составитель Сергей Пушкарёв. Фото Владимира Петрова. Оно началось много лет назад и завершилось выходом иллюстрированного каталога произведений художника, незаслуженно оказавшегося далеко не в первом «эшелоне» представителей российского и крымского изобразительного искусства. Имя живописца, отнесённого в разряд мастеров кисти «второго ряда», мало что говорило большинству наших земляков. Хотя в художественном мировом сообществе это известное и почитаемое имя. Исправить несправедливость взялся искусствовед Сергей Пушкарёв. - С 1935 года и до конца жизни Александра Фёдоровича наш полуостров был для него пристанищем, местом, где расцвёл его талант, - рассказал Сергей Николаевич. - Много лет назад я начал изучать его творчество. Трудность заключалась в том, что картины Гауша разбросаны по музеям разных стран. Самыми доступными были коллекции в художественных музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Саратова, Одессы, Донецка, Симферополя и Севастополя. Большое собрание картин было у известного крымского коллекционера Виталия Голубева, которое он незадолго до ухода в мир иной передал в Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Работа была кропотливая, но очень интересная. Мне удалось установить, что в 27 музеях России, Латвии, Армении и Узбекистана хранятся 160 живописных полотен, рисунков и графических произведений. В фондах Симферопольского художественного музея обнаружил 72 музейных предмета, связанных с жизнью и творчеством художника. Завершилось многолетнее исследование выходом иллюстрированного каталога «Произведения Александра Фёдоровича Гауша в музеях постсоветского пространства и в личных коллекциях», изданного на бюджетные деньги. Общественность проявила к нему большой интерес, на презентации в Симферопольском художественном музее собрались издатели, художники, коллекционеры, искусствоведы, музейщики и библиотекари. - Популяризация творческого наследия замечательного художника необходима и важна, - отметил заместитель министра внутренней политики, информации и связи Александр Дяченко. - Именно эту цель преследовал составитель каталога Сергей Пушкарёв. Благодаря ему мы держим в руках замечательное издание, восхищаемся мастерством художника и целеустремлённостью исследователя его творчества. В каталог вошли не только 36 репродукций картин, копии эскизов к театральным постановкам, но и уникальные архивные фотографии, впервые опубликованные, а также документальные свидетельства жизни мастера. - Материалы собирал буквально по крупицам, - признался составитель каталога Сергей Пушкарёв. - Поддержку и помощь оказывали музеи, среди которых Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, который предоставил фотографии, и мы теперь имеем представление о театральных работах Гауша. Первые авторские экземпляры отправлены в музеи России, Узбекистана, Казахстана и Армении, помогавшие осуществить мою задумку. Конечно, без поддержки Министерства внутренней политики, информации и связи, Министерства культуры республики мой план не был бы реализован. Так что это наш общий итог проделанного. Каталог поступит во все государственные библиотеки республики, где с ним сможет поработать каждый желающий. P. S. Александр Фёдорович Гауш (1873-1947) - живописец, график, сценограф, педагог, профессор живописи, преподавал в Севастополе в 1925 году, а с 1935 года жил в Симферополе, где трагически погиб в 1947 году, похоронен на старом городском кладбище. Стоял у истоков создания Союза крымских художников, в котором был единственным профессором живописи, преподавал в школе академика Николая Самокиша. Гауш не сделал ярких открытий в русском искусстве, но овладел языком обобщения простых форм, глубокой смысловой ёмкостью, разными техниками. Его ценили ведущие русские живописцы Илья Репин и Игорь Грабарь. Известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый объединил Александра Гауша, Максимилиана Волошина, Константина Богаевского и Владимира Яновского как художников «пересечённых жизней, деформированных внешним давлением творческого пути». Его московский коллега Сергей Маковский назвал Гауша «жрецом культа красок и самодовлеющей живописи, характерной для всего искусства первого десятилетия XX века». Среди самых известных картин живописца - «Новая Ялта. Сквер Калинина», «Немецкая колония в Судаке», «Городской сад в Ялте», «Камыш-Бурун», триптих «Колхоз «Красная звезда», «Потёмкин на пути в Одессу», «Виноградник». В 2013 году, в год 140-летия со дня рождения художника, на симферопольском доме, где он провёл последние годы жизни, была установлена мемориальная доска.