✔ Как харьковчанин крымчанином стал - «Культура Крыма»
Morrison 14-дек, 00:01 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Алуштинцы не для красного словца называют Алексея Николаевича Бекетова, родившегося в Харькове, земляком: с этим городом связан большой отрезок его творческой жизни - более сорока лет.
Алексей Николаевич был не только зодчим, но и активно занимался развитием крымского курорта. В 1922 году на курортном съезде в Москве он отмечал, что за границей «гораздо больше курортов со слабыми лечебными средствами - водами, грязями, ваннами», но «немцы и австрийцы умеют использовать их, обставляя всевозможными удобствами жизни», понимая, что «лечебная сила всякого курорта главным образом заключается не столько в её узколечебных свойствах, а в способности дать человеку возможно большего телесного и душевного покоя». Этот принцип был в основе проектов Бекетова, многие из которых он осуществил. Среди них - созданный с учётом особенностей ландшафта, микроклимата и розы ветров пансионат «Алушта» с великолепным парком - естественным ингаляторием хвойного, горного и морского воздуха, который до сих пор радует отдыхающих. По его проектам в городе-курорте возведены корпуса санаториев, до сих пор принимающих отдыхающих.
Алуштинская история знаменитого рода Бекетовых началась в 1896 году со строительства дачи в Весенней долине (Баар-Дере), близь горы Кастель, где отец архитектора профессор химии Николай Бекетов приобрёл участок земли, став одним из основателей Профессорского уголка - дачного посёлка учёных.
По проекту тридцатилетнего архитектора рядом со скромной дачей был построен дом в мавританском стиле, который сразу же был назван жемчужиной Южнобережья. Теперь это памятник архитектуры местного значения.
Пережив драматические события Гражданской и Великой Отечественной войн, дом чудом сохранился. В созданном в нём в 1987 году музее посетители из разных уголков не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья узнают о творчестве Алексея Николаевича и его выдающихся предках.
Родителями будущего знаменитого архитектора был уроженец Пензенской губернии Николай Бекетов и коренная петербурженка Елена Карловна, в девичестве Мильгоф.
Многогранная личность Алексея Бекетова формировалась в окружении талантливых людей. Отец Николай Николаевич - основоположник физической химии, академик Петербургской академии наук, сделавший немало важных открытий. Энциклопедистом был его брат Андрей Николаевич - основатель отечественной научной школы ботанико-географов, автор первого русского учебника «География растений». А ещё он - дед по материнской линии выдающегося русского поэта Александра Блока, который в биографии признался: «Своими корнями я обязан роду Бекетовых». Поэт в Алуште никогда не был, но, часто общаясь с родственниками, засвидетельствовал необыкновенное гостеприимство семьи, простоту, деликатность и сдержанность, ставшие её стилем. Поэтессами были жена Андрея Николаевича Елизавета и дочери Екатерина и Мария, с которыми их двоюродного брата Алексея связывали тёплые дружеские отношения.
Для многих эти сведения, услышанные в музее, становятся открытием.
Профессионал с безупречным вкусом, Алексей Николаевич Бекетов прославился ещё в молодости в родном городе, где по его проектам построено более 40 зданий, сформировавших архитектурный облик первой украинской столицы. Спроектированные им дома украсили Киев, Лубны, Новочеркасск, Горловку, Макеевку, Ростов-на-Дону. Самое известное из его творений в Симферополе - доходный дом с театром Таврического дворянства, где ныне располагается Академический русский драматический театр имени Максима Горького.
Талантливый зодчий воспитал целое поколение молодых советских архитекторов, среди которых автор оригинальных проектов Симферопольского и Сочинского вокзалов, нескольких станций Московского метрополитена Алексей Душкин. Его коллеги Яков Лихтенберг, по проектам которого возведены жилые объекты в Москве, на Крутицкой набережной, Серпуховской площади, на Ленинградском шоссе и в районе Бабушкино, и один из основателей Украинской академии искусств архитектор и художник Василий Кричевский.
Алексей Бекетов менее известен как художник, хотя он профессионально занимался графикой и живописью, называя себя «архитектор-художник». Первые навыки получил ещё учеником Харьковского реального училища, занимаясь в частной художественной школе Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой, сочетавшей талант художницы и педагога. Уроки рисования первой дипломированной женщины-художницы в Российской империи, удостоенной Императорской Академией художеств звания «Свободная художница», юный Бекетов запомнил на всю жизнь. Её методика преподавания была признана одной из трёх лучших в России, а на первой Всероссийской выставке рисовальных школ, устроенной по инициативе художника Крамского, её школа получила второй диплом, опередив даже знаменитое Строгановское училище. Учителей Мария Дмитриевна подбирала под стать себе. Алексей Бекетов вспоминал блестящие уроки воспитанника мастерской Карла Брюллова Дмитрия Безперчего. Об этом рассказывал на встречах в музее внук Алексея Николаевича доктор математических наук Фёдор Семёнович Рофе-Бекетов, который до недавнего времени каждое лето останавливался с семьёй в скромной первой постройке усадьбы Бекетовых, рядом с домом Алексея Николаевича.
- Художник Бекетов неоднократно награждался дипломами художественных выставок, - рассказывает стоявшая у истоков создания Алуштинского музея и его многолетний директор Людмила Цыганник. - Считал, что успехи связаны с прекрасной школой крымского пленэрного искусства. Признавался коллегам, что именно здесь по-настоящему почувствовал цвет, научился улавливать едва заметные оттенки световой воздушной среды, передавать прозрачность воздуха, динамику морской волны и величавый ритм Крымских гор.
Сохранившиеся этюды и картины художника, на которых изображены окрестности Алушты - горы Демерджи, Кастель, Бабуган, кипарисовые аллеи и парки, старые селения, дают представление о нетронутом цивилизацией полуострове. И в этом их ценность, наряду с художественностью. Алуштинцы хранят наследие мастера и память о талантливом человеке, искренно и горячо любившем ставшую для него родной крымскую землю.
Алексей Бекетов. Алуштинцы не для красного словца называют Алексея Николаевича Бекетова, родившегося в Харькове, земляком: с этим городом связан большой отрезок его творческой жизни - более сорока лет. Алексей Николаевич был не только зодчим, но и активно занимался развитием крымского курорта. В 1922 году на курортном съезде в Москве он отмечал, что за границей «гораздо больше курортов со слабыми лечебными средствами - водами, грязями, ваннами», но «немцы и австрийцы умеют использовать их, обставляя всевозможными удобствами жизни», понимая, что «лечебная сила всякого курорта главным образом заключается не столько в её узколечебных свойствах, а в способности дать человеку возможно большего телесного и душевного покоя». Этот принцип был в основе проектов Бекетова, многие из которых он осуществил. Среди них - созданный с учётом особенностей ландшафта, микроклимата и розы ветров пансионат «Алушта» с великолепным парком - естественным ингаляторием хвойного, горного и морского воздуха, который до сих пор радует отдыхающих. По его проектам в городе-курорте возведены корпуса санаториев, до сих пор принимающих отдыхающих. Алуштинская история знаменитого рода Бекетовых началась в 1896 году со строительства дачи в Весенней долине (Баар-Дере), близь горы Кастель, где отец архитектора профессор химии Николай Бекетов приобрёл участок земли, став одним из основателей Профессорского уголка - дачного посёлка учёных. По проекту тридцатилетнего архитектора рядом со скромной дачей был построен дом в мавританском стиле, который сразу же был назван жемчужиной Южнобережья. Теперь это памятник архитектуры местного значения. Пережив драматические события Гражданской и Великой Отечественной войн, дом чудом сохранился. В созданном в нём в 1987 году музее посетители из разных уголков не только России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья узнают о творчестве Алексея Николаевича и его выдающихся предках. Родителями будущего знаменитого архитектора был уроженец Пензенской губернии Николай Бекетов и коренная петербурженка Елена Карловна, в девичестве Мильгоф. Многогранная личность Алексея Бекетова формировалась в окружении талантливых людей. Отец Николай Николаевич - основоположник физической химии, академик Петербургской академии наук, сделавший немало важных открытий. Энциклопедистом был его брат Андрей Николаевич - основатель отечественной научной школы ботанико-географов, автор первого русского учебника «География растений». А ещё он - дед по материнской линии выдающегося русского поэта Александра Блока, который в биографии признался: «Своими корнями я обязан роду Бекетовых». Поэт в Алуште никогда не был, но, часто общаясь с родственниками, засвидетельствовал необыкновенное гостеприимство семьи, простоту, деликатность и сдержанность, ставшие её стилем. Поэтессами были жена Андрея Николаевича Елизавета и дочери Екатерина и Мария, с которыми их двоюродного брата Алексея связывали тёплые дружеские отношения. Для многих эти сведения, услышанные в музее, становятся открытием. Профессионал с безупречным вкусом, Алексей Николаевич Бекетов прославился ещё в молодости в родном городе, где по его проектам построено более 40 зданий, сформировавших архитектурный облик первой украинской столицы. Спроектированные им дома украсили Киев, Лубны, Новочеркасск, Горловку, Макеевку, Ростов-на-Дону. Самое известное из его творений в Симферополе - доходный дом с театром Таврического дворянства, где ныне располагается Академический русский драматический театр имени Максима Горького. Талантливый зодчий воспитал целое поколение молодых советских архитекторов, среди которых автор оригинальных проектов Симферопольского и Сочинского вокзалов, нескольких станций Московского метрополитена Алексей Душкин. Его коллеги Яков Лихтенберг, по проектам которого возведены жилые объекты в Москве, на Крутицкой набережной, Серпуховской площади, на Ленинградском шоссе и в районе Бабушкино, и один из основателей Украинской академии искусств архитектор и художник Василий Кричевский. Алексей Бекетов менее известен как художник, хотя он профессионально занимался графикой и живописью, называя себя «архитектор-художник». Первые навыки получил ещё учеником Харьковского реального училища, занимаясь в частной художественной школе Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой, сочетавшей талант художницы и педагога. Уроки рисования первой дипломированной женщины-художницы в Российской империи, удостоенной Императорской Академией художеств звания «Свободная художница», юный Бекетов запомнил на всю жизнь. Её методика преподавания была признана одной из трёх лучших в России, а на первой Всероссийской выставке рисовальных школ, устроенной по инициативе художника Крамского, её школа получила второй диплом, опередив даже знаменитое Строгановское училище. Учителей Мария Дмитриевна подбирала под стать себе. Алексей Бекетов вспоминал блестящие уроки воспитанника мастерской Карла Брюллова Дмитрия Безперчего. Об этом рассказывал на встречах в музее внук Алексея Николаевича доктор математических наук Фёдор Семёнович Рофе-Бекетов, который до недавнего времени каждое лето останавливался с семьёй в скромной первой постройке усадьбы Бекетовых, рядом с домом Алексея Николаевича. - Художник Бекетов неоднократно награждался дипломами художественных выставок, - рассказывает стоявшая у истоков создания Алуштинского музея и его многолетний директор Людмила Цыганник. - Считал, что успехи связаны с прекрасной школой крымского пленэрного искусства. Признавался коллегам, что именно здесь по-настоящему почувствовал цвет, научился улавливать едва заметные оттенки световой воздушной среды, передавать прозрачность воздуха, динамику морской волны и величавый ритм Крымских гор. Сохранившиеся этюды и картины художника, на которых изображены окрестности Алушты - горы Демерджи, Кастель, Бабуган, кипарисовые аллеи и парки, старые селения, дают представление о нетронутом цивилизацией полуострове. И в этом их ценность, наряду с художественностью. Алуштинцы хранят наследие мастера и память о талантливом человеке, искренно и горячо любившем ставшую для него родной крымскую землю.