Узнать больше о немом кино - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Узнать больше о немом кино - «Культура Крыма»




Н. Мирошниченко и Д. Прокушева открывают выставку. Фото Виктора Петрова.


Этому поможет знаковая для Крыма выставка в феодосийском Музее Марины и Анастасии Цветаевых из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым».


Активное посещение выставки говорит об интересе к картинам давних лет и к тому, как они были представлены художниками в афишах и плакатах. Что неудивительно. Ведь киноплакат - это культурно-исторический документ, дающий представление о кинематографических практиках, массовом вкусе и стилистических предпочтениях публики, графической моде и печатных технологиях, - того или иного периода. Нередко именно афиши и киноплакаты являются единственным вещест­венным свидетельством об утраченных лентах. 


Неудивительно, что именно в северной Пальмире собрана обширная коллекция по кино: по части зрелищ Петербург почти не отставал в XIX веке от города-законодателя мод Парижа. Не прошло и полгода после нашумевшего кинопоказа на бульваре Капуцинок, как первые синематографические аппараты были завезены в Россию. Это произошло весной 1896 года и было связано с торжест­вами по случаю коронации императора Николая II - для киносъёмки исторического события из Франции выписали работавшего на братьев Люмьер оператора Камилла Серфа.


Первая демонстрация синематографа, который тогда называли Великим немым, состоялась 16 мая 1896 года в одном из самых модных мест Петербурга - театре сада «Аквариум». Удивлённой пуб­лике были представлены фильмы братьев Люмьер. А в 1908 году выходец из Крыма петербургский кинопромышленник Александр Дранков создал первый в отечественной истории художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Вскоре появилась первая российская полнометражная художественная лента - «Оборона Севастополя» Василия Гончарова и Александра Ханжонкова. Она была создана в Крыму на тему Крымской (Восточной) вой­ны, была показана сначала в Ливадии императору и членам его семьи, а затем с успехом шла в кинотеатрах всей страны. В последовавшие годы расцвета российского немого кинематографа немало лент снималось в Крыму. Так что начало российского немого кино тесно связано с Санкт-Петербургом и Крымом.


На феодосийской выставке представлено 55 копий уникальных плакатов и афиш отечественных и зарубежных фильмов, выходивших в прокат в России в конце XIX-начале XX века, фрагменты знаковых кинолент, снятых в том числе и в Крыму, и вошедших в золотой фонд отечественного кино, а также некоторые рекламные материалы. Всё это наглядно рассказывает о репертуаре и публике дореволюционных кинотеатров, о создателях выдающихся фильмов, и звёздах немого кинематографа. Многих удивит жанровое разнообразие кинолент в их связи с литературой, международной повесткой и актуальными историческими событиями в России. Сравнят стилистические особенности ранней кинорекламы с современными афишами.


О коллекции и совместных проектах рассказали на открытии выставки заместитель генерального директора Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Наталия Мирош­ниченко и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности сектора межрегионального и международного сотрудничества Музея истории Санкт-Петербурга Дария Прокушева.


Выставка экспонируется до 26 февраля 2023 года.


Н. Мирошниченко и Д. Прокушева открывают выставку. Фото Виктора Петрова. Этому поможет знаковая для Крыма выставка в феодосийском Музее Марины и Анастасии Цветаевых из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Великий Немой в России: из Петербурга в Крым». Активное посещение выставки говорит об интересе к картинам давних лет и к тому, как они были представлены художниками в афишах и плакатах. Что неудивительно. Ведь киноплакат - это культурно-исторический документ, дающий представление о кинематографических практиках, массовом вкусе и стилистических предпочтениях публики, графической моде и печатных технологиях, - того или иного периода. Нередко именно афиши и киноплакаты являются единственным вещест­венным свидетельством об утраченных лентах. Неудивительно, что именно в северной Пальмире собрана обширная коллекция по кино: по части зрелищ Петербург почти не отставал в XIX веке от города-законодателя мод Парижа. Не прошло и полгода после нашумевшего кинопоказа на бульваре Капуцинок, как первые синематографические аппараты были завезены в Россию. Это произошло весной 1896 года и было связано с торжест­вами по случаю коронации императора Николая II - для киносъёмки исторического события из Франции выписали работавшего на братьев Люмьер оператора Камилла Серфа. Первая демонстрация синематографа, который тогда называли Великим немым, состоялась 16 мая 1896 года в одном из самых модных мест Петербурга - театре сада «Аквариум». Удивлённой пуб­лике были представлены фильмы братьев Люмьер. А в 1908 году выходец из Крыма петербургский кинопромышленник Александр Дранков создал первый в отечественной истории художественный фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). Вскоре появилась первая российская полнометражная художественная лента - «Оборона Севастополя» Василия Гончарова и Александра Ханжонкова. Она была создана в Крыму на тему Крымской (Восточной) вой­ны, была показана сначала в Ливадии императору и членам его семьи, а затем с успехом шла в кинотеатрах всей страны. В последовавшие годы расцвета российского немого кинематографа немало лент снималось в Крыму. Так что начало российского немого кино тесно связано с Санкт-Петербургом и Крымом. На феодосийской выставке представлено 55 копий уникальных плакатов и афиш отечественных и зарубежных фильмов, выходивших в прокат в России в конце XIX-начале XX века, фрагменты знаковых кинолент, снятых в том числе и в Крыму, и вошедших в золотой фонд отечественного кино, а также некоторые рекламные материалы. Всё это наглядно рассказывает о репертуаре и публике дореволюционных кинотеатров, о создателях выдающихся фильмов, и звёздах немого кинематографа. Многих удивит жанровое разнообразие кинолент в их связи с литературой, международной повесткой и актуальными историческими событиями в России. Сравнят стилистические особенности ранней кинорекламы с современными афишами. О коллекции и совместных проектах рассказали на открытии выставки заместитель генерального директора Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Наталия Мирош­ниченко и специалист по экспозиционно-выставочной деятельности сектора межрегионального и международного сотрудничества Музея истории Санкт-Петербурга Дария Прокушева. Выставка экспонируется до 26 февраля 2023 года.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru