✔ Крымское прозрение «красного графа» - «Культура Крыма»
Elmers 28-янв, 00:00 193 Новости АРК / Культура - Крыма.140-летие со дня рождения Алексея Николаевича Толстого поклонники писателя отметили во многих библиотеках России, в том числе - крымских. Есть надежда, что посетившие их, получили интересные сведения о его творчестве, о нём самом, в последнее время не часто упоминаемом.
Кого из его героев вспомнит навскидку сегодняшний среднестатистический читатель? Скорее всего, очаровательных провинциальных барышень Катю и Дашу Булавиных, знакомство с которыми начинается на страницах романа «Сёстры». Пройдясь по мукам, они прочно вошли в русскую литературу, как и загадочная марсианка Аэлита, и возмечтавший с помощью изобретённого волшебного луча стать властелином мира инженер Гарин, и эмансипированная «гадюка» Зотова. Конечно же, ожившее полено - Буратино и романтичный мальчик Никита, с которыми многие познакомились, едва научившись читать, а то и раньше. Наверное, найдутся те, кто назовёт исторический роман «Пётр I», основанный на реальных событиях «Эмигранты», фантастическую повесть «Граф Калиостро». Вряд ли вспомнят «Похождения Невзорова, или Ибикус» - первый советский плутовской роман. Не говоря уже о пьесах «Насильники», «Заговор императрицы», «Любовь - книга золотая».
За писателем прочно закрепился ироничный титул «красный граф». А с подачи Ивана Бунина, которого связывали с Толстым одно время дружеские отношения, ему отвели третье место в литературе - за однофамильцами и дальними родственниками Львом и Алексеем Константиновичем, корифеями русской литературы XIX века.
Поводом для недружелюбного отношения стала эмиграция в 1919 году во Францию, куда писатель сбежал с семьёй из пылающей огнём гражданской войны России. Там он написал роман «Сёстры», который позже дополнил «Восемнадцатым годом» и «Хмурым утром» до эпопеи «Хождение по мукам». Как только изменилось отношение страны Советов к Западу и к эмигрантам, не опорочившим себя сотрудничеством с белогвардейским «Союзом возрождения России», писатель вернулся в 1923 году на Родину, объяснив это коротко: «Совесть меня зовёт ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями русский корабль».
Алексей Толстой (справа во втором ряду) с Волошиным и его гостями. Фоторепродукции Владимира Петрова.
Позже он признается: «Если бы не революция, в лучшем случае меня ожидала участь Потапенко: серая, бесцветная деятельность дореволюционного среднего писателя. Октябрьская революция как художнику мне дала всё…».
В стране не все и не сразу приняли перерождение его и его героев - рефлексирующих интеллигентов в адептов большевизма. Ведь правда «смутного времени» из них никуда не делась.
Это потом критики признают, что Алексей Толстой не остался в тени своих двух однофамильцев, и стали его называть одним из крупнейших советских писателей. Он сполна вкусил славу: депутат Верховного Совета СССР, три Сталинских премии, ордена - Ленина, «Знак Почёта» и «Трудового Красного Знамени», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Издание при жизни 15-томного собрания сочинений.
Спокойно ли жил обласканный властью писатель, отдавший полученную в 1941 году Сталинскую премию за «Хождение по мукам» полностью на нужды фронта? Есть свидетельства, что незадолго до его смерти Сталин вызвал к себе Фадеева и приказал раскрыть очередной заговор международных шпионов, среди которых, по мнению вождя, были Павленко, Эренбург и Алексей Толстой. Не умри он «вовремя», 23 февраля 1945 года, в возрасте 62 лет от тяжёлой болезни, легко превратился бы во врага народа. А так его уход сопровождался рыданиями газет под заголовками: «Тяжёлая утрата», «Писатель великого народа», «Верный сын народа», «С гордо поднятой головой», «Русский талант», «Живой в памяти поколений».
Крым стал в его жизни, можно сказать, отправной точкой в плодотворном творчестве. Расскажем, каким образом.
Мало кто знает, что начинал Алексей Толстой не как прозаик, а как поэт, родившийся под влиянием русского декаданса. Он даже выпустил два сборника стихов: в 1907 году «Лирика», в 1910-м - «За синими реками». А уж тем паче, что к прозе он развернулся в Коктебеле, куда приехал впервые в конце мая 1909-го по приглашению Максимилиана Волошина, испытывавшего к нему симпатию после знакомства в Париже. Произошло это не вдруг. Но между рождением поэтических строк за три дня возникли три небольшие новеллы - «Соревнователь», «Яшмовая тетрадь», «Злосчастный», в которых уже начал проявляться собственный стиль. Потом он признается, что именно здесь он обрёл особое писательское свойство: «Стал учиться видеть, то есть галлюцинировать». Не скрывал, что темы его первых прозаических произведений подсказал Волошин. В Коктебеле Толстой работает над «Сорочьими сказками», на издание которых Волошин откликается одобрительной рецензией, уловив здоровое реалистическое начало. В следующее посещение гостеприимного коктебельского дома - летом 1912 года - они с Максом начали писать комедию о современной литературной жизни, наброски которой сохранились в волошинском архиве, но совместное творчество не заладилось.
Алексей Толстой (в центре) на знаменитой «вышке» волошинского дома. Фоторепродукции Владимира Петрова.
Третий приезд в Коктебель - весной 1914 года, почти на три месяца. Здесь были написаны рассказы «Ночные видения» и «Четыре века».
В последний приезд в Мекку Серебряного века в 1915 году Толстой работал над романом «Егор Абозов», пока его всецело не захватила пьеса «Нечистая сила». Волошин в то время находился в Париже, и гостей принимала его мать Елена Оттобальдовна, которая разрешила Толстому пользоваться библиотекой Волошина, что позволяла далеко не каждому.
Хотя крымская страничка в творчестве Алексея Николаевича невелика, но заслуживает внимания.
Значение творчества Алексея Толстого уже никто не оспаривает. Свидетельством заслуг писателя является и премия его имени, которая вручается за творческий вклад в развитие российской литературы. Учреждена она Союзом писателей России, администрацией города Сызрани его родной Самарской области и Межрегиональным литературным центром Василия Шукшина.
Не приходится спорить и о том, что ценность социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений Алексея Толстого не только в том, что они отражают его время, но и в высокой художественности. И в том, что перечитывая их, читатель непременно найдёт что-то новое для себя.
Алексей Толстой. Фоторепродукции Владимира Петрова. 140-летие со дня рождения Алексея Николаевича Толстого поклонники писателя отметили во многих библиотеках России, в том числе - крымских. Есть надежда, что посетившие их, получили интересные сведения о его творчестве, о нём самом, в последнее время не часто упоминаемом. Кого из его героев вспомнит навскидку сегодняшний среднестатистический читатель? Скорее всего, очаровательных провинциальных барышень Катю и Дашу Булавиных, знакомство с которыми начинается на страницах романа «Сёстры». Пройдясь по мукам, они прочно вошли в русскую литературу, как и загадочная марсианка Аэлита, и возмечтавший с помощью изобретённого волшебного луча стать властелином мира инженер Гарин, и эмансипированная «гадюка» Зотова. Конечно же, ожившее полено - Буратино и романтичный мальчик Никита, с которыми многие познакомились, едва научившись читать, а то и раньше. Наверное, найдутся те, кто назовёт исторический роман «Пётр I», основанный на реальных событиях «Эмигранты», фантастическую повесть «Граф Калиостро». Вряд ли вспомнят «Похождения Невзорова, или Ибикус» - первый советский плутовской роман. Не говоря уже о пьесах «Насильники», «Заговор императрицы», «Любовь - книга золотая». За писателем прочно закрепился ироничный титул «красный граф». А с подачи Ивана Бунина, которого связывали с Толстым одно время дружеские отношения, ему отвели третье место в литературе - за однофамильцами и дальними родственниками Львом и Алексеем Константиновичем, корифеями русской литературы XIX века. Поводом для недружелюбного отношения стала эмиграция в 1919 году во Францию, куда писатель сбежал с семьёй из пылающей огнём гражданской войны России. Там он написал роман «Сёстры», который позже дополнил «Восемнадцатым годом» и «Хмурым утром» до эпопеи «Хождение по мукам». Как только изменилось отношение страны Советов к Западу и к эмигрантам, не опорочившим себя сотрудничеством с белогвардейским «Союзом возрождения России», писатель вернулся в 1923 году на Родину, объяснив это коротко: «Совесть меня зовёт ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрёпанный бурями русский корабль». Алексей Толстой (справа во втором ряду) с Волошиным и его гостями. Фоторепродукции Владимира Петрова. Позже он признается: «Если бы не революция, в лучшем случае меня ожидала участь Потапенко: серая, бесцветная деятельность дореволюционного среднего писателя. Октябрьская революция как художнику мне дала всё…». В стране не все и не сразу приняли перерождение его и его героев - рефлексирующих интеллигентов в адептов большевизма. Ведь правда «смутного времени» из них никуда не делась. Это потом критики признают, что Алексей Толстой не остался в тени своих двух однофамильцев, и стали его называть одним из крупнейших советских писателей. Он сполна вкусил славу: депутат Верховного Совета СССР, три Сталинских премии, ордена - Ленина, «Знак Почёта» и «Трудового Красного Знамени», медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Издание при жизни 15-томного собрания сочинений. Спокойно ли жил обласканный властью писатель, отдавший полученную в 1941 году Сталинскую премию за «Хождение по мукам» полностью на нужды фронта? Есть свидетельства, что незадолго до его смерти Сталин вызвал к себе Фадеева и приказал раскрыть очередной заговор международных шпионов, среди которых, по мнению вождя, были Павленко, Эренбург и Алексей Толстой. Не умри он «вовремя», 23 февраля 1945 года, в возрасте 62 лет от тяжёлой болезни, легко превратился бы во врага народа. А так его уход сопровождался рыданиями газет под заголовками: «Тяжёлая утрата», «Писатель великого народа», «Верный сын народа», «С гордо поднятой головой», «Русский талант», «Живой в памяти поколений». Крым стал в его жизни, можно сказать, отправной точкой в плодотворном творчестве. Расскажем, каким образом. Мало кто знает, что начинал Алексей Толстой не как прозаик, а как поэт, родившийся под влиянием русского декаданса. Он даже выпустил два сборника стихов: в 1907 году «Лирика», в 1910-м - «За синими реками». А уж тем паче, что к прозе он развернулся в Коктебеле, куда приехал впервые в конце мая 1909-го по приглашению Максимилиана Волошина, испытывавшего к нему симпатию после знакомства в Париже. Произошло это не вдруг. Но между рождением поэтических строк за три дня возникли три небольшие новеллы - «Соревнователь», «Яшмовая тетрадь», «Злосчастный», в которых уже начал проявляться собственный стиль. Потом он признается, что именно здесь он обрёл особое писательское свойство: «Стал учиться видеть, то есть галлюцинировать». Не скрывал, что темы его первых прозаических произведений подсказал Волошин. В Коктебеле Толстой работает над «Сорочьими сказками», на издание которых Волошин откликается одобрительной рецензией, уловив здоровое реалистическое начало. В следующее посещение гостеприимного коктебельского дома - летом 1912 года - они с Максом начали писать комедию о современной литературной жизни, наброски которой сохранились в волошинском архиве, но совместное творчество не заладилось. Алексей Толстой (в центре) на знаменитой «вышке» волошинского дома. Фоторепродукции Владимира Петрова. Третий приезд в Коктебель - весной 1914 года, почти на три месяца. Здесь были написаны рассказы «Ночные видения» и «Четыре века». В последний приезд в Мекку Серебряного века в 1915 году Толстой работал над романом «Егор Абозов», пока его всецело не захватила пьеса «Нечистая сила». Волошин в то время находился в Париже, и гостей принимала его мать Елена Оттобальдовна, которая разрешила Толстому пользоваться библиотекой Волошина, что позволяла далеко не каждому. Хотя крымская страничка в творчестве Алексея Николаевича невелика, но заслуживает внимания. Значение творчества Алексея Толстого уже никто не оспаривает. Свидетельством заслуг писателя является и премия его имени, которая вручается за творческий вклад в развитие российской литературы. Учреждена она Союзом писателей России, администрацией города Сызрани его родной Самарской области и Межрегиональным литературным центром Василия Шукшина. Не приходится спорить и о том, что ценность социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений Алексея Толстого не только в том, что они отражают его время, но и в высокой художественности. И в том, что перечитывая их, читатель непременно найдёт что-то новое для себя.