✔ «Сын богов, любимец муз и вдохновения» - «Культура Крыма»
Peterson 21-фев, 00:00 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Эти слова поэта Дмитрия Веневитинова сказаны не о великом русском оперном певце, солисте его величества и первом народном артисте Страны Советов, актёре кино, мемуаристе, художнике Фёдоре Ивановиче Шаляпине, но как нельзя лучше подходят к нему - гениальному сыну земли русской. 150-летие Фёдора Шаляпина всколыхнуло внимание к нему. Даже многосерийный художественный фильм снят и идёт в эти дни на канале «Россия 1».
Выходца из крестьянского сословия, ставшего непревзойдённым в области вокально-сценического искусства, называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Театральный режиссёр Владимир Немирович-Данченко был уверен: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».
Яркие образы героев русских опер, среди которых Иоанн Грозный в «Псковитянке» и Сальери в «Моцарте и Сальери» Н. Римского-Корсакова, Ивана Сусанина в «Жизни за царя» М. Глинки и Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского навсегда вошли в сокровищницу сценического искусства не только России, но и мира.
В жизни и творчестве Шаляпина особое место занимает Крым. Именно здесь больше всего памятных мест, с ним связанных.
Впервые он появился на полуострове в 25 лет. Первый концерт для ялтинской и курортной публики дал 16 сентября 1898 года. Восторги слушателей и лестные слова в провинциальной газете «Крымский курьер» как о «певце-художнике в самом серьёзном значении этих слов» он назвал первым публичным признанием таланта. Пророчество обозревателя газеты: «Какая завидная будущность предстоит замечательному таланту!» - сбылось.
На этом концерте в городском театре ему аккомпанировал Сергей Рахманинов, с которым они потом выступили ещё в Гурзуфе, в алупкинском Воронцовском дворце и в Севастополе. А среди зрителей был Антон Павлович Чехов, вспоминавший позже, какой фурор произвёл певец на почтенную публику, долго не отпускавшую его со сцены, а потом водрузившую на грудь кумира лавровый венок.
В тот приезд Шаляпин и Чехов сблизились. Особенно частыми были встречи в 1902 году, когда Шаляпин жил на даче Максима Горького «Нюра» в Мисхоре.
Крым сдружил актёра и с Максимом Горьким. Они даже вместе работали над автобиографической книгой артиста «Страницы моей жизни» в роскошном форосском имении Константина Капитоновича и Терезы Валентиновны Ушаковых в июне-июле 1916 года. Это крымское сотворчество писатель отразит в рассказе «Песня» и в незаконченной пьесе «Яков Богомолов». Свои чувства Горький выразил другу словами: «Ты в русском искусстве музыки первый, как в искусстве слова первый - Толстой». Коротко и ёмко обозначил значение совершённого им: «Русскую песню пронести через весь мир, да ещё со славой - это мог только Фёдор, только русский гений».
Местом сердечной привязанности стал для Шаляпина Гурзуф. В том числе и потому, что там жил художник Константин Коровин. Прекрасный рассказчик и импровизатор Шаляпин, знаток поэзии, музыки, архитектуры и этнографии Коровин потянулись друг к другу с первых дней знакомства. На даче Коровина в Гурзуфе певец стал довольно часто появляться с 1913 года.
В 1916 году Фёдор Иванович приехал на курорт с семьёй, и поселился на даче «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой. Любуясь из окна виллы «Орлиное гнездо» возвышавшейся недалеко от берега скалой, известной под названием «Пушкинская», он вообразил, как хорош будет на её вершине «Замок искусств».
Родилась, прижилась и размножилась легенда о приобретении скалы у Ольги Соловьёвой, которая сначала якобы наотрез отказалась продать эту часть принадлежавшей ей земли, а потом, услышав пение Шаляпина, попросила принять её в дар. Развенчала домыслы известный ялтинский чеховед Алла Головачёва: «Как свидетельствуют архивные документы, 20 августа 1916 года Шаляпин купил участок в имении «Суук-Су» с Пушкинской скалой, причём по условиям купчей скала, именовавшаяся прежде «Пушкинской», отныне должна была называться «Шаляпинский утёс». На покупку потрачено 10 тысяч рублей».
Неувязочка и с привязкой скалы к имени поэта. Он, конечно же, любовался ею и с моря, и с берега, но название она получила из-за звука пушечного выстрела, с которым о скалу разбивались волны, хотя правильнее было бы в таком случае именовать Пушечной. Но уж так получилось.
В 1932 году в Париже Шаляпин с горечью говорил о неосуществившейся мечте: «Я желал собрать в одну группу молодых певцов, музыкантов, художников и в серьёзной тишине вместе с ними, между прочей работой, работать над созданием идеального театра. Я желал окружить этих людей также и красотой природы, и радостями обеспеченного уюта».
Проект «Замок искусств», выполненный другом Шаляпина, известным архитектором Иваном Фоминым, сохранился. Все четыре эскиза необычного сооружения хранятся в московском Музее архитектуры имени Щусева.
Шаляпин и Коровин вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы, которые встречают посетителей у входа в Дом творчества художников имени К. А. Коровина. В стенах сохранившегося дома Константин Алексеевич написал в 1911 году самый знаменитый портрет друга. А создано их немало. Но всю нежность и теплоту художник вложил в этот, где артист в белом костюме сидит на открытой террасе в непринуждённой позе. В нём и лиризм, и обаяние, и мощная энергетика великого человека. Каждая встреча для обоих была праздником, и мы видим на полотне человекапраздник.
Константин Коровин. Портрет Фёдора Шаляпина.
Своё последнее крымское лето Шаляпин провёл в 1917 году в Нижнем Мисхоре. Сюда к нему приехали матросы из Севастополя с просьбой принять участие в подготовке благотворительного концерта в пользу Севастопольского клуба Флота и Армии, Общества народных университетов и Комитета союза инвалидов. Фёдор Иванович отобрал в хор сто матросов и две недели проводил репетиции с ними. Грандиозный концерт, на котором присутствовали тысячи зрителей, состоялся 12 июля на Приморском бульваре. Выйдя на сцену в матросской форме с красным флагом в руках, Шаляпин приветствовал зрителей: «Я горд и счастлив, что смог приехать к вам, граждане матросы и солдаты. Я счастлив приветствовать в лице Черноморского флота свободную русскую армию». Тогда он впервые исполнил своё сочинение - «Песнь революции».
В прошлом году, спустя ровно 105 лет, на севастопольском Приморском бульваре состоялся концерт в память о том давнем. Произведения из репертуара Фёдора Шаляпина исполнил народный артист России, солист Большого театра Владимир Маторин.
В память о пребывании великого россиянина на полуострове на фасаде форосского дома усадьбы Ушаковых, ставшего позже санаторским корпусом, в ноябре 1969 года установлены мемориальные доски с бронзовыми барельефами Горького и Шаляпина. В память о выступлении в Ялте имя Фёдора Шаляпина увековечено мемориальной доской на фасаде ялтинского Театра имени А. П. Чехова. Стена фойе на втором этаже украшена барельефом певца. Бронзовый бюст установлен в парке санатория «Гурзуфский».
Вдали от Родины патриот Отечества не принял иностранного подданства. Тоскуя по родной земле, открыто признавался: «Я люблю Россию - без формул, без рассуждений. Сердцем люблю...».
29 октября 1984 года прах истинно русского человека был перенесён с парижского погоста Батиньоль на Новодевичье кладбище Москвы.
Полётный голос Фёдора Шаляпина - высокий бас светлого тембра - продолжает звучать и в небесных сферах, и на земле, сохранённый для нас и всех будущих поколений в полном собрании записей с 1907-го по 1936 год. Слушаешь его, и вспоминаются слова советской прима-балерины Галины Улановой: «Когда пел Шаляпин, казалось, что поёт сама Россия».
Фёдор Шаляпин. Фоторепродукция Владимира Петрова. Эти слова поэта Дмитрия Веневитинова сказаны не о великом русском оперном певце, солисте его величества и первом народном артисте Страны Советов, актёре кино, мемуаристе, художнике Фёдоре Ивановиче Шаляпине, но как нельзя лучше подходят к нему - гениальному сыну земли русской. 150-летие Фёдора Шаляпина всколыхнуло внимание к нему. Даже многосерийный художественный фильм снят и идёт в эти дни на канале «Россия 1». Выходца из крестьянского сословия, ставшего непревзойдённым в области вокально-сценического искусства, называли «поющим артистом» и «играющим на сцене певцом». Театральный режиссёр Владимир Немирович-Данченко был уверен: «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». Яркие образы героев русских опер, среди которых Иоанн Грозный в «Псковитянке» и Сальери в «Моцарте и Сальери» Н. Римского-Корсакова, Ивана Сусанина в «Жизни за царя» М. Глинки и Бориса Годунова в одноимённой опере М. Мусоргского навсегда вошли в сокровищницу сценического искусства не только России, но и мира. В жизни и творчестве Шаляпина особое место занимает Крым. Именно здесь больше всего памятных мест, с ним связанных. Впервые он появился на полуострове в 25 лет. Первый концерт для ялтинской и курортной публики дал 16 сентября 1898 года. Восторги слушателей и лестные слова в провинциальной газете «Крымский курьер» как о «певце-художнике в самом серьёзном значении этих слов» он назвал первым публичным признанием таланта. Пророчество обозревателя газеты: «Какая завидная будущность предстоит замечательному таланту!» - сбылось. На этом концерте в городском театре ему аккомпанировал Сергей Рахманинов, с которым они потом выступили ещё в Гурзуфе, в алупкинском Воронцовском дворце и в Севастополе. А среди зрителей был Антон Павлович Чехов, вспоминавший позже, какой фурор произвёл певец на почтенную публику, долго не отпускавшую его со сцены, а потом водрузившую на грудь кумира лавровый венок. В тот приезд Шаляпин и Чехов сблизились. Особенно частыми были встречи в 1902 году, когда Шаляпин жил на даче Максима Горького «Нюра» в Мисхоре. Крым сдружил актёра и с Максимом Горьким. Они даже вместе работали над автобиографической книгой артиста «Страницы моей жизни» в роскошном форосском имении Константина Капитоновича и Терезы Валентиновны Ушаковых в июне-июле 1916 года. Это крымское сотворчество писатель отразит в рассказе «Песня» и в незаконченной пьесе «Яков Богомолов». Свои чувства Горький выразил другу словами: «Ты в русском искусстве музыки первый, как в искусстве слова первый - Толстой». Коротко и ёмко обозначил значение совершённого им: «Русскую песню пронести через весь мир, да ещё со славой - это мог только Фёдор, только русский гений». Местом сердечной привязанности стал для Шаляпина Гурзуф. В том числе и потому, что там жил художник Константин Коровин. Прекрасный рассказчик и импровизатор Шаляпин, знаток поэзии, музыки, архитектуры и этнографии Коровин потянулись друг к другу с первых дней знакомства. На даче Коровина в Гурзуфе певец стал довольно часто появляться с 1913 года. В 1916 году Фёдор Иванович приехал на курорт с семьёй, и поселился на даче «Суук-Су» Ольги Михайловны Соловьёвой. Любуясь из окна виллы «Орлиное гнездо» возвышавшейся недалеко от берега скалой, известной под названием «Пушкинская», он вообразил, как хорош будет на её вершине «Замок искусств». Родилась, прижилась и размножилась легенда о приобретении скалы у Ольги Соловьёвой, которая сначала якобы наотрез отказалась продать эту часть принадлежавшей ей земли, а потом, услышав пение Шаляпина, попросила принять её в дар. Развенчала домыслы известный ялтинский чеховед Алла Головачёва: «Как свидетельствуют архивные документы, 20 августа 1916 года Шаляпин купил участок в имении «Суук-Су» с Пушкинской скалой, причём по условиям купчей скала, именовавшаяся прежде «Пушкинской», отныне должна была называться «Шаляпинский утёс». На покупку потрачено 10 тысяч рублей». Неувязочка и с привязкой скалы к имени поэта. Он, конечно же, любовался ею и с моря, и с берега, но название она получила из-за звука пушечного выстрела, с которым о скалу разбивались волны, хотя правильнее было бы в таком случае именовать Пушечной. Но уж так получилось. В 1932 году в Париже Шаляпин с горечью говорил о неосуществившейся мечте: «Я желал собрать в одну группу молодых певцов, музыкантов, художников и в серьёзной тишине вместе с ними, между прочей работой, работать над созданием идеального театра. Я желал окружить этих людей также и красотой природы, и радостями обеспеченного уюта». Проект «Замок искусств», выполненный другом Шаляпина, известным архитектором Иваном Фоминым, сохранился. Все четыре эскиза необычного сооружения хранятся в московском Музее архитектуры имени Щусева. Шаляпин и Коровин вернулись в любимый Гурзуф памятниками из бронзы, которые встречают посетителей у входа в Дом творчества художников имени К. А. Коровина. В стенах сохранившегося дома Константин Алексеевич написал в 1911 году самый знаменитый портрет друга. А создано их немало. Но всю нежность и теплоту художник вложил в этот, где артист в белом костюме сидит на открытой террасе в непринуждённой позе. В нём и лиризм, и обаяние, и мощная энергетика великого человека. Каждая встреча для обоих была праздником, и мы видим на полотне человекапраздник. Константин Коровин. Портрет Фёдора Шаляпина. Своё последнее крымское лето Шаляпин провёл в 1917 году в Нижнем Мисхоре. Сюда к нему приехали матросы из Севастополя с просьбой принять участие в подготовке благотворительного концерта в пользу Севастопольского клуба Флота и Армии, Общества народных университетов и Комитета союза инвалидов. Фёдор Иванович отобрал в хор сто матросов и две недели проводил репетиции с ними. Грандиозный концерт, на котором присутствовали тысячи зрителей, состоялся 12 июля на Приморском бульваре. Выйдя на сцену в матросской форме с красным флагом в руках, Шаляпин приветствовал зрителей: «Я горд и счастлив, что смог приехать к вам, граждане матросы и солдаты. Я счастлив приветствовать в лице Черноморского флота свободную русскую армию». Тогда он впервые исполнил своё сочинение - «Песнь революции». В прошлом году, спустя ровно 105 лет, на севастопольском Приморском бульваре состоялся концерт в память о том давнем. Произведения из репертуара Фёдора Шаляпина исполнил народный артист России, солист Большого театра Владимир Маторин. В память о пребывании великого россиянина на полуострове на фасаде форосского дома усадьбы Ушаковых, ставшего позже санаторским корпусом, в ноябре 1969 года установлены мемориальные доски с бронзовыми барельефами Горького и Шаляпина. В память о выступлении в Ялте имя Фёдора Шаляпина увековечено мемориальной доской на фасаде ялтинского Театра имени А. П. Чехова. Стена фойе на втором этаже украшена барельефом певца. Бронзовый бюст установлен в парке санатория «Гурзуфский». Вдали от Родины патриот Отечества не принял иностранного подданства. Тоскуя по родной земле, открыто признавался: «Я люблю Россию - без формул, без рассуждений. Сердцем люблю.». 29 октября 1984 года прах истинно русского человека был перенесён с парижского погоста Батиньоль на Новодевичье кладбище Москвы. Полётный голос Фёдора Шаляпина - высокий бас светлого тембра - продолжает звучать и в небесных сферах, и на земле, сохранённый для нас и всех будущих поколений в полном собрании записей с 1907-го по 1936 год. Слушаешь его, и вспоминаются слова советской прима-балерины Галины Улановой: «Когда пел Шаляпин, казалось, что поёт сама Россия».