Вадим Абдрашитов. Реалист с душой романтика - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ Вадим Абдрашитов. Реалист с душой романтика - «Культура Крыма»




Вадим Абдрашитов. Фото из открытого источника.


Выдающийся кинорежиссёр и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель многочисленных наград и регалий остался с нами яркими фильмами, глубокими мыслями. Его размышления и высказывания не только о кино, но и о литературе, искусстве, о жизни вообще, всегда шли в унисон с тем, что волновало его собеседников, да и всех неравнодушных современников.


Фильмы Абдрашитова - зеркальное отражение нашего быта и бытования. И зеркало это не кривое, без трещин и сколов. Кому-то авторские высказывания с экрана помогали вытравить в себе рабский дух, кому-то понять, как оторваться от сиюминутности, не «утонуть» в закрывающем перспективы потоке общепринятости, за которой можно спрятаться и жить припеваючи. Мятущаяся душа талантливого человека не давала покоя ни ему, ни другим. Счастье его было в том, что единомышленников было больше, чем хулителей создаваемых им «неудобных» произведений киноискусства. И в том, что, по его словам, «рука» провидения привела его в непростую публичную профессию, вытащив из сгоряча выбранной - техничес­кой, и ввела во ВГИК. Да ещё в то время, когда там набирал курс выдающийся режиссёр и педагог Михаил Ильич Ромм. 


В своё время слово за слово, мы с Вадимом Юсуповичем перелистали в Крыму странички его киножизни, протекавшей не под бравурные марши, а под тихие мелодии не для громкого голоса, а для чуткого сердца. 


- Мне повезло, - признался режиссёр, когда речь зашла о переломе в судьбе. - В 25 лет стал студентом самого престижного в киносфере вуза. Оставив за плечами работу на заводе электровакуумных приборов, где я всего через три года, как пришёл со студенчес­кой скамьи, стал начальником большого цеха. И имея солидный опыт кинолюбителя.


- Без страха и сомнений резко поменяли жизнь, вновь сев на студенческую скамью? 


- Переживал только по поводу возраста: как это буду самым старшим, дядькой, среди молодёжи? Но «белой вороной» не стал - оказался средним. Были среди нас профессиональные писатель, актёр, мастер спорта по боксу, лётчик-испытатель реактивных самолётов. И всего-то два выпускника средней школы.  


- Ромм был доволен таким раскладом?


- Михаил Ильич любил смешивать совершенно разных людей по опыту, по творчес­ким интересам. У него учились Шукшин и Тарковский, Кончаловский и Соловьёв - совершенно разные люди, разные художники, пришедшие в кино не со школьной скамьи. От них можно было многое почерпнуть. 


- С поступлением проблем не было. А дальше? 


- И с учёбой никаких не возникло. На Михаила Ильича Ромма мы все смотрели, как на кинобога. Не было предела радости, когда учитель высоко оценил мою первую студенчес­кую работу - документальный шестиминутный этюд «Репортаж с асфальта», и даже включил его в свой документальный фильм «Мир сегодня», который был закончен после его ухода из жизни под названием «И всё-таки я верю» Элемом Климовым, Марленом Хуцие­вым и Германом Лавровым. Вторым моим педагогом стал великий Лев Кулиджанов. Благодарен судьбе, что именно эти люди были у истоков моего становления, говоря высоким слогом. А попроще - были настоящими наставниками-друзьями. Доверяющими своим студентам, помогающими раскрыться каждому в своём естестве.


- Среди ваших верных соратников - Александр Миндадзе. Как с ним судьба свела? 


- На первый взгляд - случай. А на самом деле, опять же, вмешательство провидения. Ещё когда заканчивал учёбу, пригласили на «Мосфильм» снимать полнометражную картину. Был к этому готов, вот только? Мои идеи редактура сходу отвергла. Взялся за чужие сценарии, почти две сотни одолел, среди которых были вполне достойные, и из них у других получились заметные картины. Но не моё это было. Но вот среди этого обилия попадается «Кто-то должен защищать» молодого сценариста, тогда никому не известного Александра Миндадзе, окончившего ВГИК на два года раньше меня. На четвёртой странице понял, что буду снимать. В прокат картина вышла как «Слово для защиты» с молодыми Мариной Неёловой и Олегом Янковским. С Сашей так подружились, что сняли одиннадцать картин.


Жизнь режиссёра Абдрашитова в кинематографе была не безоблачной, а частенько и драматичной. «Охота на лис» стала причиной увольнения с «Мосфильма». Правда, всего на три дня. «Парад планет» сдавал худсовету целых девять месяцев. «Остановился поезд» сразу же уложили на полку, хорошо, что ненадолго - пылью покрыться не успела. Когда напомнила об этом собеседнику, он признался: 


- Я не то чтобы горжусь, но доволен, что сумел сохранить все фильмы в том виде, в каком сделал. На компромиссы не шёл. 


Для многих режиссёров Вадим Юсупович стал наставником. Часто ездил по регионам в поисках потенциальных студентов. Многие в Крыму вспоминают встречи с талантливым, обаятельным человеком. Среди волновавших его тогда вопросов было школьное образование. Сетовал: 


- К нам приходят выпускники, за плечами которых нет ни хорошего образования, ни опыта жизненного. Надо вернуть былое: чтобы люди с высшим образованием имели возможность поступать на общих основаниях на бюджетные места в творческие вузы. И гарантировать выпускникам работу по специальности, как было при «страшной» советской власти. Сейчас в кино очень сложно пробиваться. Единицы из моих учеников сделали это: Пётр Буслов, Алексей Мизгирёв, Егор Анашкин, Игорь Хомский. А могло бы быть и больше.


- Что, на ваш взгляд, делает фильм убедительным и актуальным на все времена? 


- Человек, выражающий время, в котором ему довелось жить. Размышляющий, находящий ответы на самые сложные вопросы, понимающий и чувствующий, пытающийся быть счастливым, подчас, не благодаря, а вопреки. Экран очень нагляден для пробуждения мысли. А за мыслью всегда следует дело.


Нельзя было не задать воп­рос режиссёру, который много снимал в Крыму, что он думает о возрождении Ялтинской киностудии, и в каком качестве: предоставляющей услуги, или создающей фильмы. Ответ был исчерпывающим: 


- Если услуги в Крыму будут дешевле, чем в Марокко, Египте, Турции, естественно, продюсеры устремятся сюда. Если будут дороже - не ждите. А для производства надо сначала подготовить людей. Киностудия - это, прежде всего, штат специалистов и, конечно, современная техническая оснащённость. Будет это - наступит вторая плодотворная жизнь. 


Все, кто встречался с выдающимся режиссёром, ещё не раз вспомнят его, обдумают его умные и точные суждения, оставшиеся в талантливых эпохальных фильмах, навсегда вошедших в сокровищницу оте­чественного кино. Реалистичных, но снятых романтиком. 


Вадим Абдрашитов. Фото из открытого источника. Выдающийся кинорежиссёр и педагог, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель многочисленных наград и регалий остался с нами яркими фильмами, глубокими мыслями. Его размышления и высказывания не только о кино, но и о литературе, искусстве, о жизни вообще, всегда шли в унисон с тем, что волновало его собеседников, да и всех неравнодушных современников. Фильмы Абдрашитова - зеркальное отражение нашего быта и бытования. И зеркало это не кривое, без трещин и сколов. Кому-то авторские высказывания с экрана помогали вытравить в себе рабский дух, кому-то понять, как оторваться от сиюминутности, не «утонуть» в закрывающем перспективы потоке общепринятости, за которой можно спрятаться и жить припеваючи. Мятущаяся душа талантливого человека не давала покоя ни ему, ни другим. Счастье его было в том, что единомышленников было больше, чем хулителей создаваемых им «неудобных» произведений киноискусства. И в том, что, по его словам, «рука» провидения привела его в непростую публичную профессию, вытащив из сгоряча выбранной - техничес­кой, и ввела во ВГИК. Да ещё в то время, когда там набирал курс выдающийся режиссёр и педагог Михаил Ильич Ромм. В своё время слово за слово, мы с Вадимом Юсуповичем перелистали в Крыму странички его киножизни, протекавшей не под бравурные марши, а под тихие мелодии не для громкого голоса, а для чуткого сердца. - Мне повезло, - признался режиссёр, когда речь зашла о переломе в судьбе. - В 25 лет стал студентом самого престижного в киносфере вуза. Оставив за плечами работу на заводе электровакуумных приборов, где я всего через три года, как пришёл со студенчес­кой скамьи, стал начальником большого цеха. И имея солидный опыт кинолюбителя. - Без страха и сомнений резко поменяли жизнь, вновь сев на студенческую скамью? - Переживал только по поводу возраста: как это буду самым старшим, дядькой, среди молодёжи? Но «белой вороной» не стал - оказался средним. Были среди нас профессиональные писатель, актёр, мастер спорта по боксу, лётчик-испытатель реактивных самолётов. И всего-то два выпускника средней школы. - Ромм был доволен таким раскладом? - Михаил Ильич любил смешивать совершенно разных людей по опыту, по творчес­ким интересам. У него учились Шукшин и Тарковский, Кончаловский и Соловьёв - совершенно разные люди, разные художники, пришедшие в кино не со школьной скамьи. От них можно было многое почерпнуть. - С поступлением проблем не было. А дальше? - И с учёбой никаких не возникло. На Михаила Ильича Ромма мы все смотрели, как на кинобога. Не было предела радости, когда учитель высоко оценил мою первую студенчес­кую работу - документальный шестиминутный этюд «Репортаж с асфальта», и даже включил его в свой документальный фильм «Мир сегодня», который был закончен после его ухода из жизни под названием «И всё-таки я верю» Элемом Климовым, Марленом Хуцие­вым и Германом Лавровым. Вторым моим педагогом стал великий Лев Кулиджанов. Благодарен судьбе, что именно эти люди были у истоков моего становления, говоря высоким слогом. А попроще - были настоящими наставниками-друзьями. Доверяющими своим студентам, помогающими раскрыться каждому в своём естестве. - Среди ваших верных соратников - Александр Миндадзе. Как с ним судьба свела? - На первый взгляд - случай. А на самом деле, опять же, вмешательство провидения. Ещё когда заканчивал учёбу, пригласили на «Мосфильм» снимать полнометражную картину. Был к этому готов, вот только? Мои идеи редактура сходу отвергла. Взялся за чужие сценарии, почти две сотни одолел, среди которых были вполне достойные, и из них у других получились заметные картины. Но не моё это было. Но вот среди этого обилия попадается «Кто-то должен защищать» молодого сценариста, тогда никому не известного Александра Миндадзе, окончившего ВГИК на два года раньше меня. На четвёртой странице понял, что буду снимать. В прокат картина вышла как «Слово для защиты» с молодыми Мариной Неёловой и Олегом Янковским. С Сашей так подружились, что сняли одиннадцать картин. Жизнь режиссёра Абдрашитова в кинематографе была не безоблачной, а частенько и драматичной. «Охота на лис» стала причиной увольнения с «Мосфильма». Правда, всего на три дня. «Парад планет» сдавал худсовету целых девять месяцев. «Остановился поезд» сразу же уложили на полку, хорошо, что ненадолго - пылью покрыться не успела. Когда напомнила об этом собеседнику, он признался: - Я не то чтобы горжусь, но доволен, что сумел сохранить все фильмы в том виде, в каком сделал. На компромиссы не шёл. Для многих режиссёров Вадим Юсупович стал наставником. Часто ездил по регионам в поисках потенциальных студентов. Многие в Крыму вспоминают встречи с талантливым, обаятельным человеком. Среди волновавших его тогда вопросов было школьное образование. Сетовал: - К нам приходят выпускники, за плечами которых нет ни хорошего образования, ни опыта жизненного. Надо вернуть былое: чтобы люди с высшим образованием имели возможность поступать на общих основаниях на бюджетные места в творческие вузы. И гарантировать выпускникам работу по специальности, как было при «страшной» советской власти. Сейчас в кино очень сложно пробиваться. Единицы из моих учеников сделали это: Пётр Буслов, Алексей Мизгирёв, Егор Анашкин, Игорь Хомский. А могло бы быть и больше. - Что, на ваш взгляд, делает фильм убедительным и актуальным на все времена? - Человек, выражающий время, в котором ему довелось жить. Размышляющий, находящий ответы на самые сложные вопросы, понимающий и чувствующий, пытающийся быть счастливым, подчас, не благодаря, а вопреки. Экран очень нагляден для пробуждения мысли. А за мыслью всегда следует дело. Нельзя было не задать воп­рос режиссёру, который много снимал в Крыму, что он думает о возрождении Ялтинской киностудии, и в каком качестве: предоставляющей услуги, или создающей фильмы. Ответ был исчерпывающим: - Если услуги в Крыму будут дешевле, чем в Марокко, Египте, Турции, естественно, продюсеры устремятся сюда. Если будут дороже - не ждите. А для производства надо сначала подготовить людей. Киностудия - это, прежде всего, штат специалистов и, конечно, современная техническая оснащённость. Будет это - наступит вторая плодотворная жизнь. Все, кто встречался с выдающимся режиссёром, ещё не раз вспомнят его, обдумают его умные и точные суждения, оставшиеся в талантливых эпохальных фильмах, навсегда вошедших в сокровищницу оте­чественного кино. Реалистичных, но снятых романтиком.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru