✔ Татьяна Филатова: Главное в кино - дух и образ - «Культура Крыма»
Black 18-май, 00:01 193 Новости АРК / Культура - Крыма.Ветеран Ялтинской киностудии, архитектор по образованию, Татьяна Владимировна сорок восемь лет назад пришла в кинематограф, окончательно определившись с делом жизни. И стала незаменимым художником по костюмам и по интерьерам, художником-постановщиком, проработала до окончательного развала киностудии в двухтысячном году.
- Вы родились далеко от Ялты, Татьяна Владимировна, что же привело в Крым?
- Мы приехали в Ялту из Баку, где я родилась, к папе, куда его, морского офицера, отправили на лечение в военный госпиталь в 1947 году. Здесь он увидел впервые меня, двухлетнюю. Мама, архитектор по профессии, стала восстанавливать разрушенные крымские города. Я училась в Ялте в общеобразовательной школе и в художественной имени Фёдора Васильева. Затем поступила в Симферопольское художественное училище имени Николая Самокиша, откуда перевелась в Одесское художественное училище имени Митрофана Грекова, которое окончила в 1965 году, получив рекомендацию на дальнейшую учёбу. Учёбу продолжила в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной, на факультете архитектуры, по специальности художник по проектированию интерьеров. После окончания приехала по направлению в КрымНИИпроект. Работала в мастерской знаменитого архитектора Майи Ильиничны Мелик-Парсадановой, которая, как и её муж, училась в Баку вместе с моей мамой. Первой моей работой стало оформление ресторана с банкетным залом в гостинице «Москва». Там мы, кстати, и свадьбу сыграли с оператором Ялтинской киностудии Александром Филатовым. Среди моих оформительских работ - ресторан «Белая гвардия» в Севастополе и вилла «Елена» в Ялте.
- Замужество и привело снова в Ялту?
- И оно, и приглашение на киностудию, после выполнения мною нескольких проектов для фильмов. Я ведь ещё студенткой Симферопольского художественного училища приходила на киностудию, где моим учителем стал знаменитый художник кино, живописец Константин Иванович Загорский, который позже стал лауреатом Государственной премии СССР, народным художником Российской Федерации. Он научил меня работать над такими сложноизобразительными фильмами как «Аленький цветочек», «Приключения капитана Врунгеля». Это позволило участвовать в съёмках труднейшей в производственном и постановочном плане драматической музыкальной картины «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» режиссёра Владимира Грамматикова о легендарном герое латиноамериканского фольклора и поэмы чилийского поэта Пабло Неруды. Мы создали в Крыму Дикий Запад Америки. Снимали в окрестностях Ялты, на скалах Белогорска, в пещерном городе Эски-Кермен под Бахчисараем. Кстати, творческий коллектив получил за картину приз на Всероссийском ленинградском кинофестивале «За поиски в жанре музыкальной комедии».
- А какие фильмы стали первыми?
- Одна из первых работ - художественный научно-фантастический фильм «Акванавты» режиссёра Игоря Вознесенского, на котором я была художником-дизайнером по декорациям, художником по костюмам и художником-постановщиком и даже дублировала главную героиню под водой, которую играла Ирина Азер, хотя в титрах значусь только как архитектор картины. Работа была сложной - много подводных съёмок, которые требовали тщательной подготовки. Все они проходили в районе южного побережья мыса Тарханкут. Там мы создали подводную станцию «Дейтерий-1010». Все отсеки станции были созданы на киностудии, а несущая часть конструкции - в порту. Декорация была погружена на судно-кран «Скиф», доставившее сооружение в бухту Малый Атлеш, которая стала основной съёмочной площадкой. Муж тоже работал на картине. Работать было интересно, но очень трудно. Это сейчас бы снимали совсем иначе, с современными технологиями, а тогда приходилось, по сути, из подручного материала сооружать всё.
- Не менее сложной, думаю, была и работа на фильме режиссёра Эдуарда Дмитриева «Компаньоны» по одноимённой новелле английского фантаста Ричарда Хардвика?
- Было сложно и очень интересно. В фильме рассказывается об охотнике за акулами, который покупает дом на берегу моря и приезжает туда со своей невестой. Здесь разыгрываются драматические события между главными героями, которых играли замечательные актёры Игорь Костолевский, Александр Филиппенко и Валентина Якунина. Работала в паре с инженером-конструктором Ялтинской киностудии Валерием Павловичем Павлотосом. Я придумала, а он сконструировал дом в форме головы акулы, который мы с ним построили под горой Кошка в Симеизе.
- С кем из ныне известных режиссёров и актёров работали?
- Всех и не перечислишь - работала ведь на тридцати картинах. Среди наших режиссёров: Наталья Бондарчук и Николай Бурляев, Михаил Юзовский, среди зарубежных: Генри Крамм, Крис Стиверсон, Эрштеймер. С многими прекрасными актёрами посчастливилось общаться, среди которых - Иннокентий Смоктуновский, Николай Караченцов, Олег Табаков, Инна Макарова, Татьяна Пельтцер.
- Наверное, и в доме вашем многие бывали?
- Было такое. Принимали с мужем у себя Станислава Говорухина, с которым муж работал на фильме «Ветер надежды», Льва Дурова, Владимира Ивашова, Наталью Бондарчук, Николая Бурляева, Николая Караченцова, Инну Макарову, композитора Евгения Крылатова. С Бондарчук и Бурляевым мы сблизились, когда работали над фильмом «Детство Бемби» по мотивам сказки Феликса Зальтена «Бемби».
- Как вам, как художнику, удалось в этом фильме передать поэтичность текста, переплести его с видеорядом?
- Задумка была, чтобы люди играли зверей, а как это сделать - не очень понимали. И я предложила плавный переход наплывом: идёт оленёнок, а потом переходит в мальчика. На этом у нас весь и фильм построен. По сути, придумала образ фильма, а не просто декорации и костюмы. В Алма-Ате фильм получил в конкурсе картин для детей и юношества главный приз «За лучшее раскрытие темы содружества человека и природы». А на Международном кинофестивале в Италии - специальный приз жюри «Золотой глобус» за художественное решение картины.
- Александр Степанович тоже работал на этой картине?
- Да, и на второй - «Юность Бемби». И на картине Наталии Сергеевны «Одна любовь души моей» был оператором. Фильм снимался в Крыму и в Ленинграде, где мне пришлось зимой за один день переделать летнюю карету в зимнюю. Вообще часто приходилось не только придумывать что-то, но и своими руками делать. Задача художника создать в картине дух и образ. Этому всё и подчинено. Художник ведь это не профессия, а образ жизни. А его дух и образ воплощается в работах.
- У вас сохранились эскизы фильмов о Бемби?
- Конечно! Как и эскизы костюмов под дымковскую игрушку к фильму Юзовского «Раз два, - горе не беда!». Я даже выставляла их, как картины в Ялте. А теперь вот и симферопольцы их увидят в Художественном музее: Крымский киномедиацентр и музей организовали мою выставку в рамках кинофестиваля «КрымДок».
- Помню вашу выставку в Ялтинском музее писателя Николая Бирюкова, где экспонировалась не только ваши творческие работы, но и ваших мамы и сына Филиппа. Искусствоведы тогда отметили самобытность и непохожесть ваших стилей. Как удалось сохранить каждому индивидуальность?
- У каждого художника творчество рождается в душе. Какая она - такие и произведения. Мама всегда тяготела к природе, ей удавались флористические пейзажи, из засушенных лепестков, листиков, стебельков. Они ложились в красивую композицию. Филипп нашёл свою тему: его привлекает тишина и покой природы, это состояние и передаёт в картинах, запечатлевая колорит и атмосферу пейзажей.
Яркая индивидуальность художника Татьяны Филатовой, высокий эстетический вкус проявились в разных по жанрам, стилям, эпохам картинах. Фильмы, в которых она работала, вошли в сокровищницу отечественного кино.
Татьяна Филатова на юбилее во дворе Ялтинской киностудии. Фото автора. Ветеран Ялтинской киностудии, архитектор по образованию, Татьяна Владимировна сорок восемь лет назад пришла в кинематограф, окончательно определившись с делом жизни. И стала незаменимым художником по костюмам и по интерьерам, художником-постановщиком, проработала до окончательного развала киностудии в двухтысячном году. - Вы родились далеко от Ялты, Татьяна Владимировна, что же привело в Крым? - Мы приехали в Ялту из Баку, где я родилась, к папе, куда его, морского офицера, отправили на лечение в военный госпиталь в 1947 году. Здесь он увидел впервые меня, двухлетнюю. Мама, архитектор по профессии, стала восстанавливать разрушенные крымские города. Я училась в Ялте в общеобразовательной школе и в художественной имени Фёдора Васильева. Затем поступила в Симферопольское художественное училище имени Николая Самокиша, откуда перевелась в Одесское художественное училище имени Митрофана Грекова, которое окончила в 1965 году, получив рекомендацию на дальнейшую учёбу. Учёбу продолжила в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной, на факультете архитектуры, по специальности художник по проектированию интерьеров. После окончания приехала по направлению в КрымНИИпроект. Работала в мастерской знаменитого архитектора Майи Ильиничны Мелик-Парсадановой, которая, как и её муж, училась в Баку вместе с моей мамой. Первой моей работой стало оформление ресторана с банкетным залом в гостинице «Москва». Там мы, кстати, и свадьбу сыграли с оператором Ялтинской киностудии Александром Филатовым. Среди моих оформительских работ - ресторан «Белая гвардия» в Севастополе и вилла «Елена» в Ялте. - Замужество и привело снова в Ялту? - И оно, и приглашение на киностудию, после выполнения мною нескольких проектов для фильмов. Я ведь ещё студенткой Симферопольского художественного училища приходила на киностудию, где моим учителем стал знаменитый художник кино, живописец Константин Иванович Загорский, который позже стал лауреатом Государственной премии СССР, народным художником Российской Федерации. Он научил меня работать над такими сложноизобразительными фильмами как «Аленький цветочек», «Приключения капитана Врунгеля». Это позволило участвовать в съёмках труднейшей в производственном и постановочном плане драматической музыкальной картины «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» режиссёра Владимира Грамматикова о легендарном герое латиноамериканского фольклора и поэмы чилийского поэта Пабло Неруды. Мы создали в Крыму Дикий Запад Америки. Снимали в окрестностях Ялты, на скалах Белогорска, в пещерном городе Эски-Кермен под Бахчисараем. Кстати, творческий коллектив получил за картину приз на Всероссийском ленинградском кинофестивале «За поиски в жанре музыкальной комедии». - А какие фильмы стали первыми? - Одна из первых работ - художественный научно-фантастический фильм «Акванавты» режиссёра Игоря Вознесенского, на котором я была художником-дизайнером по декорациям, художником по костюмам и художником-постановщиком и даже дублировала главную героиню под водой, которую играла Ирина Азер, хотя в титрах значусь только как архитектор картины. Работа была сложной - много подводных съёмок, которые требовали тщательной подготовки. Все они проходили в районе южного побережья мыса Тарханкут. Там мы создали подводную станцию «Дейтерий-1010». Все отсеки станции были созданы на киностудии, а несущая часть конструкции - в порту. Декорация была погружена на судно-кран «Скиф», доставившее сооружение в бухту Малый Атлеш, которая стала основной съёмочной площадкой. Муж тоже работал на картине. Работать было интересно, но очень трудно. Это сейчас бы снимали совсем иначе, с современными технологиями, а тогда приходилось, по сути, из подручного материала сооружать всё. - Не менее сложной, думаю, была и работа на фильме режиссёра Эдуарда Дмитриева «Компаньоны» по одноимённой новелле английского фантаста Ричарда Хардвика? - Было сложно и очень интересно. В фильме рассказывается об охотнике за акулами, который покупает дом на берегу моря и приезжает туда со своей невестой. Здесь разыгрываются драматические события между главными героями, которых играли замечательные актёры Игорь Костолевский, Александр Филиппенко и Валентина Якунина. Работала в паре с инженером-конструктором Ялтинской киностудии Валерием Павловичем Павлотосом. Я придумала, а он сконструировал дом в форме головы акулы, который мы с ним построили под горой Кошка в Симеизе. - С кем из ныне известных режиссёров и актёров работали? - Всех и не перечислишь - работала ведь на тридцати картинах. Среди наших режиссёров: Наталья Бондарчук и Николай Бурляев, Михаил Юзовский, среди зарубежных: Генри Крамм, Крис Стиверсон, Эрштеймер. С многими прекрасными актёрами посчастливилось общаться, среди которых - Иннокентий Смоктуновский, Николай Караченцов, Олег Табаков, Инна Макарова, Татьяна Пельтцер. - Наверное, и в доме вашем многие бывали? - Было такое. Принимали с мужем у себя Станислава Говорухина, с которым муж работал на фильме «Ветер надежды», Льва Дурова, Владимира Ивашова, Наталью Бондарчук, Николая Бурляева, Николая Караченцова, Инну Макарову, композитора Евгения Крылатова. С Бондарчук и Бурляевым мы сблизились, когда работали над фильмом «Детство Бемби» по мотивам сказки Феликса Зальтена «Бемби». - Как вам, как художнику, удалось в этом фильме передать поэтичность текста, переплести его с видеорядом? - Задумка была, чтобы люди играли зверей, а как это сделать - не очень понимали. И я предложила плавный переход наплывом: идёт оленёнок, а потом переходит в мальчика. На этом у нас весь и фильм построен. По сути, придумала образ фильма, а не просто декорации и костюмы. В Алма-Ате фильм получил в конкурсе картин для детей и юношества главный приз «За лучшее раскрытие темы содружества человека и природы». А на Международном кинофестивале в Италии - специальный приз жюри «Золотой глобус» за художественное решение картины. - Александр Степанович тоже работал на этой картине? - Да, и на второй - «Юность Бемби». И на картине Наталии Сергеевны «Одна любовь души моей» был оператором. Фильм снимался в Крыму и в Ленинграде, где мне пришлось зимой за один день переделать летнюю карету в зимнюю. Вообще часто приходилось не только придумывать что-то, но и своими руками делать. Задача художника создать в картине дух и образ. Этому всё и подчинено. Художник ведь это не профессия, а образ жизни. А его дух и образ воплощается в работах. - У вас сохранились эскизы фильмов о Бемби? - Конечно! Как и эскизы костюмов под дымковскую игрушку к фильму Юзовского «Раз два, - горе не беда!». Я даже выставляла их, как картины в Ялте. А теперь вот и симферопольцы их увидят в Художественном музее: Крымский киномедиацентр и музей организовали мою выставку в рамках кинофестиваля «КрымДок». - Помню вашу выставку в Ялтинском музее писателя Николая Бирюкова, где экспонировалась не только ваши творческие работы, но и ваших мамы и сына Филиппа. Искусствоведы тогда отметили самобытность и непохожесть ваших стилей. Как удалось сохранить каждому индивидуальность? - У каждого художника творчество рождается в душе. Какая она - такие и произведения. Мама всегда тяготела к природе, ей удавались флористические пейзажи, из засушенных лепестков, листиков, стебельков. Они ложились в красивую композицию. Филипп нашёл свою тему: его привлекает тишина и покой природы, это состояние и передаёт в картинах, запечатлевая колорит и атмосферу пейзажей. Яркая индивидуальность художника Татьяны Филатовой, высокий эстетический вкус проявились в разных по жанрам, стилям, эпохам картинах. Фильмы, в которых она работала, вошли в сокровищницу отечественного кино.