С нами Кутузов на белом коне - «Культура Крыма» » Крымские новости

✔ С нами Кутузов на белом коне - «Культура Крыма»




Игорь Дзысь и Андрей Мальгин представляют панораму. Фото Анны Кадниковой.


О сражении под деревней Шума 24 июля 1774 года наглядно рассказывает диорама, посвящённая важному сражению на подступах неприятеля к Алуште, в котором был тяжело ранен тогда ещё подполковник Михаил Кутузов.


Воспроизвёл Шумское сражение в объёмном изображении художник-баталист Игорь Дзысь, известный автор достоверных картин-реконструкций военных исторических событий, иллюстратор многих книжных изданий, среди которых «Битва на Калке», «Ледовое побоище», «Куликовская битва». 


 Панорама размером 2,5 на 5 метров и глубиной два метра для Алуштинского историко-краеведческого музея создавалась больше года. Она воспроизводит одно из жестоких сражений русско-турецкой войны между Россией и Османской империей, когда наша держава отвоёвывала право выхода в Чёрное море. Зрители видят детали решающего боя, завершившего серию сражений в районах Ялты, Судака и Старого Крыма. Под Алушту командующий русскими вой­сками Василий Долгоруков-Крымский стянул войска для нанесения удара по главным силам десанта эрзерумского и трапезундского губернатора Джаныклы Али-паши. Две с половиной тысячи русских против семи тысяч неприятеля. Турецкие войска были выбиты из полевых укреплений и отступили к своему главному лагерю в Алуште. Диорама воспроизводит самое начало битвы, в незадымлённом снарядами воздухе хорошо видны расположения обоих войск, гора Демерджи и море вдалеке. 


Автор рассказал о легко читающейся символике картины: на предрассветном небе видна и луна, и восходящее светило: закат славы Османской империи и начало славы Екатерины Великой. А расправивший крыла между ними орёл - неминуемая победа русских вои­нов над супостатами.


Один из излюбленных приёмов Игоря Дзыся - соединение времён. Поэтому на его картинах нередко рядом с историческими персонажами появляются люди с чертами современников. Так, на диораму попал он сам в образе инженера-картографа, а среди гусаров, гренадёров и, драгунов угадывается фигура директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, одного из инициаторов создания полотна. Позировали художнику и сотрудники музея.


Из рассказа экскурсовода посетители узнают, что пос­ле этого сражения военные действия прекратились, и был заключён Кючук-Кайнарджийский мир. А Крымское ханство благодаря русскому воинству получило независимость от Османской империи и принято под российский протекторат, а затем вошло в состав России.


Помог достоверно восстановить былое алуштинский краевед Аркадий Кротов, обнаруживший в архиве случайно рукописный план сражения, наложив который на карту можно было определить точно место сражения, с которого началась слава 28-летнего будущего генерал- фельдмаршала, победителя Наполеона Михаила Кутузова.


Где шли бои, цветёт лаванда. Старожилы рассказывают, что здесь до сих пор находят русские и турецкие свинцовые пули и каменные ядра.


В планах художника, получившего, кстати, первое профессиональное образование в Крымском художественном училище имени Николая Самокиша, новые исторические полотна на крымские темы.


Скоро к визуальному ряду добавится звуковой, и посетители будут вживаться в атмосферу далёких лет под звуки разрыва снарядов и барабанного боя, ржанье лошадей. 


Игорь Дзысь и Андрей Мальгин представляют панораму. Фото Анны Кадниковой. О сражении под деревней Шума 24 июля 1774 года наглядно рассказывает диорама, посвящённая важному сражению на подступах неприятеля к Алуште, в котором был тяжело ранен тогда ещё подполковник Михаил Кутузов. Воспроизвёл Шумское сражение в объёмном изображении художник-баталист Игорь Дзысь, известный автор достоверных картин-реконструкций военных исторических событий, иллюстратор многих книжных изданий, среди которых «Битва на Калке», «Ледовое побоище», «Куликовская битва». Панорама размером 2,5 на 5 метров и глубиной два метра для Алуштинского историко-краеведческого музея создавалась больше года. Она воспроизводит одно из жестоких сражений русско-турецкой войны между Россией и Османской империей, когда наша держава отвоёвывала право выхода в Чёрное море. Зрители видят детали решающего боя, завершившего серию сражений в районах Ялты, Судака и Старого Крыма. Под Алушту командующий русскими вой­сками Василий Долгоруков-Крымский стянул войска для нанесения удара по главным силам десанта эрзерумского и трапезундского губернатора Джаныклы Али-паши. Две с половиной тысячи русских против семи тысяч неприятеля. Турецкие войска были выбиты из полевых укреплений и отступили к своему главному лагерю в Алуште. Диорама воспроизводит самое начало битвы, в незадымлённом снарядами воздухе хорошо видны расположения обоих войск, гора Демерджи и море вдалеке. Автор рассказал о легко читающейся символике картины: на предрассветном небе видна и луна, и восходящее светило: закат славы Османской империи и начало славы Екатерины Великой. А расправивший крыла между ними орёл - неминуемая победа русских вои­нов над супостатами. Один из излюбленных приёмов Игоря Дзыся - соединение времён. Поэтому на его картинах нередко рядом с историческими персонажами появляются люди с чертами современников. Так, на диораму попал он сам в образе инженера-картографа, а среди гусаров, гренадёров и, драгунов угадывается фигура директора Центрального музея Тавриды Андрея Мальгина, одного из инициаторов создания полотна. Позировали художнику и сотрудники музея. Из рассказа экскурсовода посетители узнают, что пос­ле этого сражения военные действия прекратились, и был заключён Кючук-Кайнарджийский мир. А Крымское ханство благодаря русскому воинству получило независимость от Османской империи и принято под российский протекторат, а затем вошло в состав России. Помог достоверно восстановить былое алуштинский краевед Аркадий Кротов, обнаруживший в архиве случайно рукописный план сражения, наложив который на карту можно было определить точно место сражения, с которого началась слава 28-летнего будущего генерал- фельдмаршала, победителя Наполеона Михаила Кутузова. Где шли бои, цветёт лаванда. Старожилы рассказывают, что здесь до сих пор находят русские и турецкие свинцовые пули и каменные ядра. В планах художника, получившего, кстати, первое профессиональное образование в Крымском художественном училище имени Николая Самокиша, новые исторические полотна на крымские темы. Скоро к визуальному ряду добавится звуковой, и посетители будут вживаться в атмосферу далёких лет под звуки разрыва снарядов и барабанного боя, ржанье лошадей.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru