✔ Броня крепка... - «Общество Крыма»
Всеслава 10-сен, 00:00 193 Новости АРК / Общество - Крыма.И танки наши быстры/ И наши люди мужества полны:/ В строю стоят советские танкисты -/ Своей великой Родины сыны. В 1938-м строки «Марша танкистов», написанные Борисом Савельевичем Ласкиным, прозвучали на всю советскую страну в фильме «Трактористы» Ивана Александровича Пырьева, и теперь, в современной России, мелодия композиторов Самуила, Дмитрия и Даниила Покрасс звучит на парадах. Ведь наши танкисты по-прежнему мужества полны: недавно в бою на Запорожском направлении это и то, что «один в поле воин», доказал экипаж танка «Алёша» - Расим Баксиков, Александр Леваков и Алексей Неустроев, уже Герои России, сумевшие остановить колонну бронетехники противника.
А завтра страна отмечает День танкиста.
Наши танкисты
Для «Крымской правды» дата памятная: конечно, как знаем, никто из коллег-фронтовиков, кажется, всё же не воевал в этих войсках в Великую Отечественную, но родные журналистов - да, воевали. А ещё среди танкистов немало друзей газеты: два генерал-лейтенанта бронетанковых
войск, а в войну совсем молодые наводчик (стреляющий) танка «Клим Ворошилов» Алексей Константинович Черевко и командир танка «Т-34» Ашот Апетович Аматуни. Ещё один друг газеты командир танка Исаак Залманович Ошеров в былые годы всегда звонил в редакцию в канун памятной даты: поздравлял «боевой экипаж «Крымской правды» и рассказывал, как «ветераны его 257-го Ельнинского Краснознамённого гвардейского танкового полка каждый год надевают пиджаки и кители с боевыми наградами, приходят с другими танкистами к «Т-34» в симферопольском сквере Победы, чтобы почтить память однополчан, ушедших в вечность, вспомнить о службе, долге, пройденных дорогах и боевых машинах и дать друг другу обещание «несмотря на все невзгоды, в будущем году обязательно встретиться здесь же в День танкиста». Наш праздник, наше братство такое же крепкое, как танковая броня. И традиция собираться в праздник будет жить ещё очень долго». Продолжают ли традицию танкисты, наследники победителей?
Исаак Ошеров рассказывал, что одним из первых в Советском Союзе звание гвардейского их полк, которым командовал будущий маршал бронетанковых войск Олег Александрович Лосик, получил осенью 1941-го за бои под Ельней - первая значимая победа в только разгоравшейся войне. А спустя пять лет «за особые заслуги воинов-танкистов и танкостроителей в Великую Отечественную указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён праздник - День танкиста (наша газета, тогда «Красный Крым», сообщила об этом. - Ред.) и 8 сентября 1946-го на Красной площади, в Москве, прошёл парад-марш гвардейской танковой Кантемировской дивизии. За годы далеко вперёд шагнули в развитии отечественные танковые войска, самая передовая в мире техника, а мужество ребят по-прежнему беспредельно».
О мужестве танкистов рассказывал Алексей Черевко, участник знаменитой битвы под Прохоровкой 12 июля 1943-го, тогда ему, бойцу 202-го отдельного тяжёлого танкового полка прорыва, было 19 лет. «Развернулось ожесточённое сражение. Мы вынуждены были вращать орудийные башни по кругу, в рассеянном дыму схватывать белый крест на немецком танке и расстреливать его в упор, сбоку и сзади. Один снаряд в башню пришёлся против моей головы, но рикошетировал. Меня обдало осколками от брони, потерял сознание - контузия. Командир танка, он же командир первой роты старший лейтенант А. Гуров (Александр Ермолаевич погибнет 16 августа 1943-го), начал вытаскивать. Я очнулся - и снова к прицелу. После боя мы насчитали на нашем танке пятьдесят две вмятины. Но десятисантиметровая броня надёжно прикрывала от немецких снарядов.<> Битва длилась весь день. Помню лица боевых друзей, смертельно уставших, посеревшие от пороховой гари и пыли. Глаза от недосыпания воспалились, губы запеклись, но главное - уцелели, остались живы. Дальше немцев не пустили, Прохоровку им не сдали».
Ашот Аматуни с гордостью рассказывал о своём ротном из 49-й гвардейской танковой Вапнярско-Варшавской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады Анатолии Ефимовиче Карпенко (погиб 17 января 1945-го в боях за Польшу); о том, что танкисты роты - Павел Антонович Михеев, Олег Петрович Матвеев, Владимир Васильевич Пермяков, Семён Алексеевич Погорелов, Яков Павлович Пилипенко, Сергей Степанович Мацапура, Ншан Авакович Дарбинян - стали Героями Советского Союза».
И он сам стал тогда: единственная в бронетанковых войсках рота, где 8 человек получили высшую награду страны - медаль «Золотая Звезда».
Отвага и честь
А ещё танкисты бригады доказали - «и один в поле воин»: Ашот Аматуни вспоминал, как «в Польше экипаж танка нашего Вити Костылёва (Виктор Афанасьевич. - Ред.), первым ворвавшись в Люблин в июле 1944-го, двое суток в одиночку отбивал атаки врага». Знаем, что за тот подвиг командир танка, и его механик-водитель Ншан Авакович Дарбинян награждены орденом Красного Знамени. И ещё два танкиста за те бои стали Героями Советского Союза - Алексей Николаевич Афанасьев и Александр Свиридович Яковенко (он - увы, посмертно). Медалями «Золотая звезда», увы, посмертно, награждены и танкисты 3-й гвардейской танковой бригады Павел Николаевич Рак (сражался в 1941-м на Перекопе), Алексей Ильич Данилов, Александр Акимович Петряев - на боевой машине почти сутки они сражались с превосходящими силами противника в Минской области 30 июня 1944-го. Тогда при попытке прорваться по заминированному мосту погибли экипажи танков Арсения Фёдоровича Мельника, Александра Ивановича Селина и Александра Юняева (хотя, возможно, бойцы этого экипажа были ранены, командир Александр Андреевич дожил до Победы).
Увы, до неё тогда многие танкисты, как и другие воины, жители страны, не смогли дожить, себя отдав во имя спасения Родины. И в сохранившихся номерах нашей газеты «Красный Крым» можно прочитать о подвигах танкистов в военные годы. И о том, что в только освобождённом Симферополе учащиеся и преподаватели 1-й женской средней школы собрали 12540 рублей на строительство танка «Крымский школьник». Наш коллега П. Маслов писал: «Коллектив педагогов и учащиеся обратились ко всем школьным работникам и учащимся Крыма с призывом последовать их примеру и помочь родной Красной Армии в её героической борьбе с немецкими захватчиками». А рабочие, служащие и инженерно-технические работники Сакской МТС (город освобождён, как и Симферополь, 13 апреля 1944-го), «в частности, первыми - агроном Зубаченко и техник-строитель Дрига» начали сбор средств на строительство танковой колонны «Крымский партизан». Ини-
циативу одобрили на бюро Крымского обкома ВКП(б), секретарь его Владимир Семёнович Булатов призвал всех крымчан поддержать. И писала газета: «По предложению старейших рабочих Симферопольского депо товарищей Романенко и Табачного, коллектив паровозников начал сбор средств, в первый же день собрано более 50 тысяч рублей». «Пусть танки, построенные на наши трудовые деньги, помогут смести с лица земли гитлеровскую нечисть», - поручали рабочие механического завода №2, внеся 39860 рублей. Коллектив консервного завода имени 1 Мая внёс 26 тысяч рублей. 6 тысяч собрали рабочие и служащие 1-й государственной типографии. Персонал симферопольской акушерско-гинекологической больницы собрал 15380 рублей, 7 тысяч рублей отчислили работники 1-й Советской больницы. И ещё одну танковую колонну, «Героический Севастополь», передали от имени крымчан в Красную Армию - «труженики Ялты собрали на её строительство более 314 тысяч рублей наличными, на 380 тысяч рублей облигаций госзаймов и 25 рублей золотом». В июне «Красный Крым» публиковал благодарственные телеграммы жителям полуострова за подписью верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. А наша Мария Васильевна (в девичестве Гарагуля; фамилию Октябрьские с мужем Ильёй Федотовичем Рядненко взяли в честь революции) после гибели любимого на фронте вместе с сестрой отдала все деньги на танк «Боевая подруга» и стала в экипаже его, в составе 26-й Ельнинской гвардейской танковой бригады, механиком-водителем - «вместе с командиром Петром Ивановичем Чеботько, башенным стрелком Геннадием Иосифовичем Ясько, стрелком-радистом Михаилом Константиновичем Галкиным. «В январе 1944-го в Витебской области танк, прорвав оборону противника, был подбит. Под шквальным огнём раненая женщина смогла отремонтировать боевую машину… После операции узнала, что награждена орденом Оте-
чественной войны I степени. Но 15 марта 1944 года Марии Октябрьской не стало».
Броня крепка - наши танкисты во все времена верны словам «отвага и честь». С праздником, все, кто верен этому роду войск. Здоровья и мира!
А ушедшим танкистам - светлая память. Великой Родины сыны!
Рисунок Эммануила Марковича Грабовецкого - памятник на братской могиле героев 19-го танкового Перекопского Краснознамённого корпуса Ивана Дмитриевича Васильева (после его ранения - Ивана Абрамовича Поцелуева). Фотокопия автора. И танки наши быстры/ И наши люди мужества полны:/ В строю стоят советские танкисты -/ Своей великой Родины сыны. В 1938-м строки «Марша танкистов», написанные Борисом Савельевичем Ласкиным, прозвучали на всю советскую страну в фильме «Трактористы» Ивана Александровича Пырьева, и теперь, в современной России, мелодия композиторов Самуила, Дмитрия и Даниила Покрасс звучит на парадах. Ведь наши танкисты по-прежнему мужества полны: недавно в бою на Запорожском направлении это и то, что «один в поле воин», доказал экипаж танка «Алёша» - Расим Баксиков, Александр Леваков и Алексей Неустроев, уже Герои России, сумевшие остановить колонну бронетехники противника. А завтра страна отмечает День танкиста. Наши танкисты Для «Крымской правды» дата памятная: конечно, как знаем, никто из коллег-фронтовиков, кажется, всё же не воевал в этих войсках в Великую Отечественную, но родные журналистов - да, воевали. А ещё среди танкистов немало друзей газеты: два генерал-лейтенанта бронетанковых войск, а в войну совсем молодые наводчик (стреляющий) танка «Клим Ворошилов» Алексей Константинович Черевко и командир танка «Т-34» Ашот Апетович Аматуни. Ещё один друг газеты командир танка Исаак Залманович Ошеров в былые годы всегда звонил в редакцию в канун памятной даты: поздравлял «боевой экипаж «Крымской правды» и рассказывал, как «ветераны его 257-го Ельнинского Краснознамённого гвардейского танкового полка каждый год надевают пиджаки и кители с боевыми наградами, приходят с другими танкистами к «Т-34» в симферопольском сквере Победы, чтобы почтить память однополчан, ушедших в вечность, вспомнить о службе, долге, пройденных дорогах и боевых машинах и дать друг другу обещание «несмотря на все невзгоды, в будущем году обязательно встретиться здесь же в День танкиста». Наш праздник, наше братство такое же крепкое, как танковая броня. И традиция собираться в праздник будет жить ещё очень долго». Продолжают ли традицию танкисты, наследники победителей? Исаак Ошеров рассказывал, что одним из первых в Советском Союзе звание гвардейского их полк, которым командовал будущий маршал бронетанковых войск Олег Александрович Лосик, получил осенью 1941-го за бои под Ельней - первая значимая победа в только разгоравшейся войне. А спустя пять лет «за особые заслуги воинов-танкистов и танкостроителей в Великую Отечественную указом Президиума Верховного Совета СССР учреждён праздник - День танкиста (наша газета, тогда «Красный Крым», сообщила об этом. - Ред.) и 8 сентября 1946-го на Красной площади, в Москве, прошёл парад-марш гвардейской танковой Кантемировской дивизии. За годы далеко вперёд шагнули в развитии отечественные танковые войска, самая передовая в мире техника, а мужество ребят по-прежнему беспредельно». О мужестве танкистов рассказывал Алексей Черевко, участник знаменитой битвы под Прохоровкой 12 июля 1943-го, тогда ему, бойцу 202-го отдельного тяжёлого танкового полка прорыва, было 19 лет. «Развернулось ожесточённое сражение. Мы вынуждены были вращать орудийные башни по кругу, в рассеянном дыму схватывать белый крест на немецком танке и расстреливать его в упор, сбоку и сзади. Один снаряд в башню пришёлся против моей головы, но рикошетировал. Меня обдало осколками от брони, потерял сознание - контузия. Командир танка, он же командир первой роты старший лейтенант А. Гуров (Александр Ермолаевич погибнет 16 августа 1943-го), начал вытаскивать. Я очнулся - и снова к прицелу. После боя мы насчитали на нашем танке пятьдесят две вмятины. Но десятисантиметровая броня надёжно прикрывала от немецких снарядов. Битва длилась весь день. Помню лица боевых друзей, смертельно уставших, посеревшие от пороховой гари и пыли. Глаза от недосыпания воспалились, губы запеклись, но главное - уцелели, остались живы. Дальше немцев не пустили, Прохоровку им не сдали». Ашот Аматуни с гордостью рассказывал о своём ротном из 49-й гвардейской танковой Вапнярско-Варшавской ордена Ленина Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады Анатолии Ефимовиче Карпенко (погиб 17 января 1945-го в боях за Польшу); о том, что танкисты роты - Павел Антонович Михеев, Олег Петрович Матвеев, Владимир Васильевич Пермяков, Семён Алексеевич Погорелов, Яков Павлович Пилипенко, Сергей Степанович Мацапура, Ншан Авакович Дарбинян - стали Героями Советского Союза». И он сам стал тогда: единственная в бронетанковых войсках рота, где 8 человек получили высшую награду страны - медаль «Золотая Звезда». Отвага и честь А ещё танкисты бригады доказали - «и один в поле воин»: Ашот Аматуни вспоминал, как «в Польше экипаж танка нашего Вити Костылёва (Виктор Афанасьевич. - Ред.), первым ворвавшись в Люблин в июле 1944-го, двое суток в одиночку отбивал атаки врага». Знаем, что за тот подвиг командир танка, и его механик-водитель Ншан Авакович Дарбинян награждены орденом Красного Знамени. И ещё два танкиста за те бои стали Героями Советского Союза - Алексей Николаевич Афанасьев и Александр Свиридович Яковенко (он - увы, посмертно). Медалями «Золотая звезда», увы, посмертно, награждены и танкисты 3-й гвардейской танковой бригады Павел Николаевич Рак (сражался в 1941-м на Перекопе), Алексей Ильич Данилов, Александр Акимович Петряев - на боевой машине почти сутки они сражались с превосходящими силами противника в Минской области 30 июня 1944-го. Тогда при попытке прорваться по заминированному мосту погибли экипажи танков Арсения Фёдоровича Мельника, Александра Ивановича Селина и Александра Юняева (хотя, возможно, бойцы этого экипажа были ранены, командир Александр Андреевич дожил до Победы). Увы, до неё тогда многие танкисты, как и другие воины, жители страны, не смогли дожить, себя отдав во имя спасения Родины. И в сохранившихся номерах нашей газеты «Красный Крым» можно прочитать о подвигах танкистов в военные годы. И о том, что в только освобождённом Симферополе учащиеся и преподаватели 1-й женской средней школы собрали 12540 рублей на строительство танка «Крымский школьник». Наш коллега П. Маслов писал: «Коллектив педагогов и учащиеся обратились ко всем школьным работникам и учащимся Крыма с призывом последовать их примеру и помочь родной Красной Армии в её героической борьбе с немецкими захватчиками». А рабочие, служащие и инженерно-технические работники Сакской МТС (город освобождён, как и Симферополь, 13 апреля 1944-го), «в частности, первыми - агроном Зубаченко и техник-строитель Дрига» начали сбор средств на строительство танковой колонны «Крымский партизан». Ини- циативу одобрили на бюро Крымского обкома ВКП(б), секретарь его Владимир Семёнович Булатов призвал всех крымчан поддержать. И писала газета: «По предложению старейших рабочих Симферопольского депо товарищей Романенко и Табачного, коллектив паровозников начал сбор средств, в первый же день собрано более 50 тысяч рублей». «Пусть танки, построенные на наши трудовые деньги, помогут смести с лица земли гитлеровскую нечисть», - поручали рабочие механического завода №2, внеся 39860 рублей. Коллектив консервного завода имени 1 Мая внёс 26 тысяч рублей. 6 тысяч собрали рабочие и служащие 1-й государственной типографии. Персонал симферопольской акушерско-гинекологической больницы собрал 15380 рублей, 7 тысяч рублей отчислили работники 1-й Советской больницы. И ещё одну танковую колонну, «Героический Севастополь», передали от имени крымчан в Красную Армию - «труженики Ялты собрали на её строительство более 314 тысяч рублей наличными, на 380 тысяч рублей облигаций госзаймов и 25 рублей золотом». В июне «Красный Крым» публиковал благодарственные телеграммы жителям полуострова за подписью верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. А наша Мария Васильевна (в девичестве Гарагуля; фамилию Октябрьские с мужем Ильёй Федотовичем Рядненко взяли в честь революции) после гибели любимого на фронте вместе с сестрой отдала все деньги на танк «Боевая подруга» и стала в экипаже его, в составе 26-й Ельнинской гвардейской танковой бригады, механиком-водителем - «вместе с командиром Петром Ивановичем Чеботько, башенным стрелком Геннадием Иосифовичем Ясько, стрелком-радистом Михаилом Константиновичем Галкиным. «В январе 1944-го в Витебской области танк, прорвав оборону противника, был подбит. Под шквальным огнём раненая женщина смогла отремонтировать боевую машину… После операции узнала, что награждена орденом Оте- чественной войны I степени. Но 15 марта 1944 года Марии Октябрьской не стало». Броня крепка - наши танкисты во все времена верны словам «отвага и честь». С праздником, все, кто верен этому роду войск. Здоровья и мира! А ушедшим танкистам - светлая память. Великой Родины сыны!