✔ Садик - больше не роскошь - «Общество Крыма»
Лавр 06-окт, 00:01 193 Новости АРК / Общество - Крыма.Как и большинство нововведений, сделавших жизнь русского человека проще и комфортнее, система дошкольного образования появилась при Советском Союзе. В царские времена детские садики тоже были, но в основном платные. Да и пребывание в них малыша сводилось к подвижным играм и изучению Библии. В советских же садиках дети, помимо игр, занимались изучением грамоты. Кроме того, дошкольное образование стало доступно всем. После развала СССР крымские малыши на многие годы лишились возможности посещать садики: большинство зданий были распроданы, а педработники разбежались из-за нищенских зарплат. Российскому Крыму потребовалось почти десять лет для того, чтобы вернуть доступность дошкольного образования.
Для двух из трёх
Очередь в дошкольные образовательные учреждения республики, много лет являвшаяся серьёзной проблемой для многих крымчан, постепенно уменьшается. По данным Министерства образования, науки и молодёжи РК, сегодня очерёдность всё ещё сохраняется лишь в четырёх муниципалитетах: Симферополе, Симферопольском районе, Керчи и Ялте. Полностью ликвидировать её планируется к 1 декабря этого года.
Сейчас в Крыму действуют 419 садиков. Плюс 146 структурных подразделений при школах. За девять лет было построено и отремонтировано 137 детсадов, в том числе установлено 78 модулей. Динамика ввода дошкольных организаций впечатляет. Если в 2014 году было введено всего 150 мест, то в прошлом - 1230. В целом с тех пор, как Крым вернулся в состав России, в республике появился 51 новый садик общей вместимостью 9830 мест. 29 из них - в городах, 22 - в сельской местности. Если в 2014 году республика располагала 61 тыс. мест, то в прошлом году их количество составило 76 тыс. Но при этом постоянно росло и число воспитанников. Вот почему на проблему ликвидации очередей ушло больше времени, чем первоначально рассчитывали.
- Если рассматривать охват детей дошкольным образованием, то в среднем двое из трёх крымских ребятишек имеют возможность его получить, - отмечает замруководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Крыму и Севастополю Наталья Григорь. - Если говорить о плотности распределения организаций дошкольного образования, она весьма неравномерная. Например, в Красноперекопском районе на 100 мест в садиках приходится 78 детей, а в Симферопольском районе - 114. Аналогичная ситуация по городам. В Красноперекопске на 100 мест приходится 90 детей, в Симферополе - 119, а в Ялте и вовсе 124. Однако если смотреть в динамике, нагрузка в городе снижается, а в сельской местности несколько растёт. То есть дисбаланс понемногу уходит, но ещё есть над чем работать.
До трёх лет и старше
- В этом году образовательный процесс начался в 11 новых дошкольных организациях. Ещё 24 объекта сейчас строятся и примут воспитанников в следующем году, - рассказывает замминистра образования, науки и молодёжи РК Светлана Беспалова. - До 2025 года планируется строительство ещё 33 дошкольных образовательных организаций.
Интересно, что доступность дошкольного образования для детей от трёх до семи лет в Крыму на сегодня в принципе приемлемая - 98,2%. Мест не хватает в основном детям раннего возраста. Между тем спрос на ясельные группы растёт как в Крыму, так и по стране в целом.
- Есть поручение президента до конца текущего года обеспечить стопроцентную доступность садиков для детей до трёх лет. Мы его выполним, - обещает Светлана Беспалова. - На сегодняшний день 22 муниципалитета Крыма уже имеют стопроцентную доступность, в трёх она составляет примерно 99%. В очереди осталось 312 детей. Из них всего 65 в возрасте до трёх лет. Кстати, проблема нехватки мест именно для этой возрастной категории появилась только в последние годы. Раньше мы говорили лишь о доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Но сейчас мамы стараются как можно раньше выйти на работу, поэтому была поставлена задача дать им возможность быстрее вернуться к своей карьере.
Всего с 2014 года в сферу дошкольного образования Крыма было инвестировано 61,3 млрд. рублей. 96% этой сумму, разумеется, приходится на бюджетные средства. Причём за последние восемь лет участие федеральной казны было сведено к минимуму, и республика сама вкладывает средства в развитие системы дошкольного образования.
- Очерёдность уже практически ликвидирована, но теперь появилась другая проблема: большое количество детских садиков даёт родителям возможность выбора, - отмечает председатель комитета по образованию, науке и молодёжной политике Государственного совета РК Сергей Додонов. - В итоге многие не хотят отдавать детей в садики, где есть места, а становятся в очередь в те, которые им больше нравятся, и готовы настойчиво ждать, пока место освободится именно там.
Работа сложная, но благодарная
Ещё одна проблема - дефицит кадров. К сожалению, выпускники педагогических вузов, техникумов и колледжей не торопятся идти работать в садики. Во-первых, это большая нагрузка, в том числе, связанная с работой с документами. Во-вторых, огромная ответственность за маленьких детей. При этом наполняемость групп не соответствует критериям качественного образования: малышей в них больше, чем положено по нормативам, так что педагога на всех просто не хватает. Рабочий день воспитателя начинается ещё до 8 часов утра, а заканчивается лишь когда родители разберут всех детей. При этом оклады катастрофически маленькие. Средняя зарплата в сфере дошкольного образования в Крыму сегодня составляет 25,5 тыс. рублей. Педагогические работники в среднем получают 29,5 тыс. Для сравнения: в Южном федеральном округе средняя зарплата воспитателя составляет 36,9 тыс. рублей, по России - 48,4 тыс.
- Уровень зарплат дошкольных работников нас не устраивает и мы над этим работаем. Но материальный аспект - это только одна сторона вопроса. Вторая - моральное удовлетворение от работы, - комментирует Сергей Додонов. - Так вышло, что мы, представители педагогических профессий, никогда не будем богачами. Но будем богаты духовно, чувствуя благодарность тех, кого мы воспитали.
Одним из путей решения кадрового вопроса крымские власти видят развитие системы профориентации в школах. Рабочие профессии, к которым, в частности, относится помощник воспитателя, можно получать уже в десятом-одиннадцатом классах. А учитывая, что при многих школах республики сейчас открываются детские сады, у старшеклассников есть возможность проходить практику прямо по месту учёбы.
- Профессия дошкольного работника сложная, но при этом очень благодарная. Поэтому ребята всё равно в неё идут, - констатирует Светлана Беспалова. - В этом году в крымских школах открыты 78 психолого-педагогических классов. Есть дети, которые по окончании средней школы получат свидетельства о рабочей специальности «Воспитатель». Кроме того, принят закон, согласно которому студенты, получающие среднее профобразование, теперь могут работать на педагогических должностях, в том числе в детских садах. Для этого достаточно достичь совершеннолетия и иметь положительную промежуточную аттестацию за последний год обучения. То есть студенты могут работать в дошкольных образовательных организациях, продолжая собственное обучение.
В среднем возможность получить дошкольное образование имеют двое из трёх крымских малышей. Фото Анны Кадниковой. Как и большинство нововведений, сделавших жизнь русского человека проще и комфортнее, система дошкольного образования появилась при Советском Союзе. В царские времена детские садики тоже были, но в основном платные. Да и пребывание в них малыша сводилось к подвижным играм и изучению Библии. В советских же садиках дети, помимо игр, занимались изучением грамоты. Кроме того, дошкольное образование стало доступно всем. После развала СССР крымские малыши на многие годы лишились возможности посещать садики: большинство зданий были распроданы, а педработники разбежались из-за нищенских зарплат. Российскому Крыму потребовалось почти десять лет для того, чтобы вернуть доступность дошкольного образования. Для двух из трёх Очередь в дошкольные образовательные учреждения республики, много лет являвшаяся серьёзной проблемой для многих крымчан, постепенно уменьшается. По данным Министерства образования, науки и молодёжи РК, сегодня очерёдность всё ещё сохраняется лишь в четырёх муниципалитетах: Симферополе, Симферопольском районе, Керчи и Ялте. Полностью ликвидировать её планируется к 1 декабря этого года. Сейчас в Крыму действуют 419 садиков. Плюс 146 структурных подразделений при школах. За девять лет было построено и отремонтировано 137 детсадов, в том числе установлено 78 модулей. Динамика ввода дошкольных организаций впечатляет. Если в 2014 году было введено всего 150 мест, то в прошлом - 1230. В целом с тех пор, как Крым вернулся в состав России, в республике появился 51 новый садик общей вместимостью 9830 мест. 29 из них - в городах, 22 - в сельской местности. Если в 2014 году республика располагала 61 тыс. мест, то в прошлом году их количество составило 76 тыс. Но при этом постоянно росло и число воспитанников. Вот почему на проблему ликвидации очередей ушло больше времени, чем первоначально рассчитывали. - Если рассматривать охват детей дошкольным образованием, то в среднем двое из трёх крымских ребятишек имеют возможность его получить, - отмечает замруководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Крыму и Севастополю Наталья Григорь. - Если говорить о плотности распределения организаций дошкольного образования, она весьма неравномерная. Например, в Красноперекопском районе на 100 мест в садиках приходится 78 детей, а в Симферопольском районе - 114. Аналогичная ситуация по городам. В Красноперекопске на 100 мест приходится 90 детей, в Симферополе - 119, а в Ялте и вовсе 124. Однако если смотреть в динамике, нагрузка в городе снижается, а в сельской местности несколько растёт. То есть дисбаланс понемногу уходит, но ещё есть над чем работать. До трёх лет и старше - В этом году образовательный процесс начался в 11 новых дошкольных организациях. Ещё 24 объекта сейчас строятся и примут воспитанников в следующем году, - рассказывает замминистра образования, науки и молодёжи РК Светлана Беспалова. - До 2025 года планируется строительство ещё 33 дошкольных образовательных организаций. Интересно, что доступность дошкольного образования для детей от трёх до семи лет в Крыму на сегодня в принципе приемлемая - 98,2%. Мест не хватает в основном детям раннего возраста. Между тем спрос на ясельные группы растёт как в Крыму, так и по стране в целом. - Есть поручение президента до конца текущего года обеспечить стопроцентную доступность садиков для детей до трёх лет. Мы его выполним, - обещает Светлана Беспалова. - На сегодняшний день 22 муниципалитета Крыма уже имеют стопроцентную доступность, в трёх она составляет примерно 99%. В очереди осталось 312 детей. Из них всего 65 в возрасте до трёх лет. Кстати, проблема нехватки мест именно для этой возрастной категории появилась только в последние годы. Раньше мы говорили лишь о доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет. Но сейчас мамы стараются как можно раньше выйти на работу, поэтому была поставлена задача дать им возможность быстрее вернуться к своей карьере. Всего с 2014 года в сферу дошкольного образования Крыма было инвестировано 61,3 млрд. рублей. 96% этой сумму, разумеется, приходится на бюджетные средства. Причём за последние восемь лет участие федеральной казны было сведено к минимуму, и республика сама вкладывает средства в развитие системы дошкольного образования. - Очерёдность уже практически ликвидирована, но теперь появилась другая проблема: большое количество детских садиков даёт родителям возможность выбора, - отмечает председатель комитета по образованию, науке и молодёжной политике Государственного совета РК Сергей Додонов. - В итоге многие не хотят отдавать детей в садики, где есть места, а становятся в очередь в те, которые им больше нравятся, и готовы настойчиво ждать, пока место освободится именно там. Работа сложная, но благодарная Ещё одна проблема - дефицит кадров. К сожалению, выпускники педагогических вузов, техникумов и колледжей не торопятся идти работать в садики. Во-первых, это большая нагрузка, в том числе, связанная с работой с документами. Во-вторых, огромная ответственность за маленьких детей. При этом наполняемость групп не соответствует критериям качественного образования: малышей в них больше, чем положено по нормативам, так что педагога на всех просто не хватает. Рабочий день воспитателя начинается ещё до 8 часов утра, а заканчивается лишь когда родители разберут всех детей. При этом оклады катастрофически маленькие. Средняя зарплата в сфере дошкольного образования в Крыму сегодня составляет 25,5 тыс. рублей. Педагогические работники в среднем получают 29,5 тыс. Для сравнения: в Южном федеральном округе средняя зарплата воспитателя составляет 36,9 тыс. рублей, по России - 48,4 тыс. - Уровень зарплат дошкольных работников нас не устраивает и мы над этим работаем. Но материальный аспект - это только одна сторона вопроса. Вторая - моральное удовлетворение от работы, - комментирует Сергей Додонов. - Так вышло, что мы, представители педагогических профессий, никогда не будем богачами. Но будем богаты духовно, чувствуя благодарность тех, кого мы воспитали. Одним из путей решения кадрового вопроса крымские власти видят развитие системы профориентации в школах. Рабочие профессии, к которым, в частности, относится помощник воспитателя, можно получать уже в десятом-одиннадцатом классах. А учитывая, что при многих школах республики сейчас открываются детские сады, у старшеклассников есть возможность проходить практику прямо по месту учёбы. - Профессия дошкольного работника сложная, но при этом очень благодарная. Поэтому ребята всё равно в неё идут, - констатирует Светлана Беспалова. - В этом году в крымских школах открыты 78 психолого-педагогических классов. Есть дети, которые по окончании средней школы получат свидетельства о рабочей специальности «Воспитатель». Кроме того, принят закон, согласно которому студенты, получающие среднее профобразование, теперь могут работать на педагогических должностях, в том числе в детских садах. Для этого достаточно достичь совершеннолетия и иметь положительную промежуточную аттестацию за последний год обучения. То есть студенты могут работать в дошкольных образовательных организациях, продолжая собственное обучение.