Монументальные жертвы политики - «Общество Крыма» » Крымские новости

✔ Монументальные жертвы политики - «Общество Крыма»




Возрождённый монумент императрицы и её сподвижников в Симферополе. Редкий кадр - памятник в снегу. Фото Александра КАДНИКОВА.


Хочется верить, наш народ уже стал настолько благора­зумным, что не будет больше заниматься переименованием улиц и сносом памятников в угоду политике. Мы это уже, увы, не раз проходили: монументальные «лица» одной эпохи сменялись на «лица» уже иной, на старые постаменты ставили новые фигуры, «политически грамотные», предавая старых героев и их свершения.


Севастопольский адмирал


Казалось бы, имя героя Крымской войны, обороны Севастополя адмирала Павла Нахимова свято для полуострова, но почти сто лет назад только казалось, памятник защитнику Отечества сменили памятником тому, кто, по сути, идеями своими, это Отечество, Российскую империю, разрушил, благими намерениями ввергнув людей в кровопролитие Гражданской войны. В ней памятник адмиралу чудом уцелел, но пришёл 1924 год, и по всему Союзу стали переименовывать улицы и ставить памятники вождю пролетариа­та. Графскую пристань переименовали в пристань III Интернационала. И газета «Маяк коммуны» (позже - «Слава Севастополя») писала: «На площади им. III Интернационала - руководителя пролетариев всего мира - не может быть памятника царскому адмиралу». Севастопольский горисполком обратился в Крымский совнарком с предложением перелить памятник Павлу Нахимову на памятник Владимиру Ленину. Крымский обком по делам музеев и охране памятников старины, искусства, природы и народного быта не возражал, если спецкомиссия признает, что «монумент не представляет художественной ценности». В ноябре 1898-го, когда ставили памятник к 45-летию победы адмирала в Синопском сражении, думали об исторической ценности. Создали памятник Александр Биндерлинг и Иван Шредер, а на открытие приехал император Николай Второй.


- Оригинально, что с одной стороны об истории Крымской войны новые власти города пытались помнить, с другой - надо времени соответствовать, летом 1928-го горсовет Севастополя решил в ближайшую пятилетку начать восстановление памятников обороны, а с другой - немедля устанавливать монументы в ознаменование событий революции, второе часто за счёт первого, - рассказывает историк Игорь Павленко. - В год 75-летия Синопского сражения и 30-летия установки памятника Павлу Нахимову, даже в месяц, в ноябре 1928-го, статую адмирала низвергли с пьедестала, а его досками оббили для лучшей сохранности, пока будут новый памятник готовить. В начале 1920-го горсовет просил Севастопольское музейное объединение «забронировать 500 пудов (более 8 тонн. - Ред.) цветного металлолома», под коим понимались пушки, двуглавые орлы, украшавшие когда-то городские памятники. Нашлось почти 7,5 тонны металла, остальное решили компенсировать «утилизацией колокола Херсонесского» (к счастью, одумались, звуковым маяком он служил). Наркомат финансов Крымской АССР запретил музейщикам передавать металл - только в госфонд для покрытия потребностей металлургии. В 1931-м появился проект памятника вождю работы ленинградского скульптора Василия Козлова (он и помощник Николай Томский получили по 3000 и 1000 рублей, соответственно, премий, а Яков Троупянский, отливавший бронзовые барельефы композиции, - 500 рублей, поощрены и 102 участника строительства). Появилась и смета необходимого - 500 тонн чёрного и 60 тонн цветного лома. Учитывали даже неиспользуемые самовары и котлы, а Симферопольский и Севастопольский горфинотделы предложили «реквизировать бесхозные могильные ограды и цинковые гробы, в которых некогда лежали останки генералов и адмиралов». И 123 тысячи рублей - «добровольные» пожертвования из зарплат работающих, жалования военно­служащих Морских Сил Чёрного моря, введения двухкопеечного сбора с продажи трамвайных билетов, проведения кружечного сбора, реализации восьми- и пятирублёвых бюстов Владимира Ленина.


Памятник вождю мирового пролетариата открыли 7 ноября 1932-го, а наша газета, тогда «Красный Крым», писала: «На месте, где долгие годы мозолил глаза царский адмирал Нахимов, перед взорами тысяч глаз предстала огромная фигура Ленина. Фигура призывает к дальнейшим боям, указывая путь к социализму». И была это не просто фигура Владимира Ильича, на постаменте установили бронзовые барельефы: забастовка-стачка в Одессе в июне 1905-го, пожар на крейсере «Очаков», расстрел руководителей Севастопольского вооружённого восстания в ноябре 1905-го, взятие Красной Армией Перекопа и переход через Сиваш, эвакуация белогвардейцев из Севастополя в ноябре 1920-го, установление Советской власти, индустриализация страны, раскрепощение национальных меньшинств, а по углам - фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и краснофлотца.


Тот памятник Владимиру Ленину снесли фашисты в Великую Отечественную, а заменять его новым монументальным (временный всё же поставили) в городе передумали: иное место выбрали, а на это всё же решили вернуть адмирала Нахимова. Скульптором стал тот же, но уже маститый Николай Томский, архитектором Александр Арефьев, они «развернули» памятник лицом к городу, а пролетарские картины на постаменте сменили адмиральские биографические. Возрождённый, впервые в Союзе, имперский памятник открыли в ноябре 1959-го.


Симферопольская императрица


Если в Севастополе сохранилась до наших дней основа пьедестала памятника адмиралу, то от памятника императрице в Симферополе остался лишь горельеф «встречи» в Армавирском краеведческом музее (каким-то чудом он оказался там с пятидесятых годов минувшего века). Нынешний монумент Екатерине Великой и её сподвижникам, полководцам Григорию Потёмкину-Таври­ческому, Василию Долгорукову-Крымскому, Александру Суворову-Рымникскому и послу в Османской империи Якову Булгакову, даже тот горельеф, изображающий встречу императрицы с крымскотатарскими мурзами, возрождён в Симферополе с нуля - по фотографиям смогли сделать скульпторы Константин Кубышкин и Игорь Яворский. Деньги на возрождение памятника собирали всей страной, а открыли его 19 августа 2016-го.


Открыли спустя 95 лет после уничтожения. А вообще самый первый такой монумент по проекту Николая Лаверецкого открыли в столице Таврической губернии в 1890-м, в память о воссоединении Крыма с Рос­сией в 1783-м. Открыли на том же месте, что и сейчас установлен, только сейчас это Екатерининский сад, а тогда был Бульвар. Тот памятник простоял до смены власти, в перепутье Гражданской вой­ны, ненадолго снят в мае 1919-го, потом восстановлен. Окончательно Советская власть установлена в ноябре 1920-го, а через несколько месяцев монумент императрице и сподвижникам снят с пьедестала.


- Исполнялся декрет Совета народных комиссаров Советской России «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», - продолжает историк. - «В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представлявшие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц». И замене на политичес­ки верные, а из-за недостатка средств решили использовать старые пьедесталы, Екатерининский пригодился.


21 января 1921-го «Красный Крым» рассказал: «На днях на городском бульваре снят памятник «матушки Екатерины» и её верных друзей... Уничтоженная история царей и генералов, наконец, сменилась новой историей восставших трудящихся масс, победно и гордо поправших ненавистный трон и идущих ко всеобщему освобождению». 


А уже 10 апреля в газете рассказ о конкурсе по использованию пьедестала для создания нового пролетарского памятника - «Освобождение Крыма как этап за торжество мирового пролетариата». Через две недели лучшим признан проект управляющего делами Крымского ревкома Влади­славом Бугайским, художником Александром Преславским: титан-пролетарий, символизирующий восставший против буржуазии народ, зажатым в правой руке молотом разбивает рабские оковы, опутавшие земной шар. Цепь разорвана лишь в одном месте - победа пролетариата пока только в Советской России. 1 мая на постаменте временно установили гипсовую модель памятника в натуральную величину, отливать решили в бронзе - за консультацией по работам завотделом искусств Крымского наркома образования Яков Тугенхольд поехал к московскому скульптору Матвею Манизеру, надеясь, что и заниматься памятником того уговорит. Не уговорил, да и бронзы столько не нашли - бетонный памятник отливал Михаил Оленин. 7 ноября 1921-го монумент открыли, к титану-пролетарию добавились бюсты Карла Маркса, Владимира Ленина и Льва Троцкого (в 1928-м заменили на бюст Фридриха Энгельса). Лозунг на памятнике Свободы как называли его горожане, строчка из «Интернационала» «Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой», неизменным оставался до 1940-го: в тот год монумент полностью разобрали, на его части установили памятник Владимиру Ленину работы скульптора Матвея Манизера, - в Великую Отечественную памятник исчез.


И всё равно всё это - наша история, хочется верить, что переписывать её в угоду политике уже закончили. Просто не забываем!


Возрождённый монумент императрицы и её сподвижников в Симферополе. Редкий кадр - памятник в снегу. Фото Александра КАДНИКОВА. Хочется верить, наш народ уже стал настолько благора­зумным, что не будет больше заниматься переименованием улиц и сносом памятников в угоду политике. Мы это уже, увы, не раз проходили: монументальные «лица» одной эпохи сменялись на «лица» уже иной, на старые постаменты ставили новые фигуры, «политически грамотные», предавая старых героев и их свершения. Севастопольский адмирал Казалось бы, имя героя Крымской войны, обороны Севастополя адмирала Павла Нахимова свято для полуострова, но почти сто лет назад только казалось, памятник защитнику Отечества сменили памятником тому, кто, по сути, идеями своими, это Отечество, Российскую империю, разрушил, благими намерениями ввергнув людей в кровопролитие Гражданской войны. В ней памятник адмиралу чудом уцелел, но пришёл 1924 год, и по всему Союзу стали переименовывать улицы и ставить памятники вождю пролетариа­та. Графскую пристань переименовали в пристань III Интернационала. И газета «Маяк коммуны» (позже - «Слава Севастополя») писала: «На площади им. III Интернационала - руководителя пролетариев всего мира - не может быть памятника царскому адмиралу». Севастопольский горисполком обратился в Крымский совнарком с предложением перелить памятник Павлу Нахимову на памятник Владимиру Ленину. Крымский обком по делам музеев и охране памятников старины, искусства, природы и народного быта не возражал, если спецкомиссия признает, что «монумент не представляет художественной ценности». В ноябре 1898-го, когда ставили памятник к 45-летию победы адмирала в Синопском сражении, думали об исторической ценности. Создали памятник Александр Биндерлинг и Иван Шредер, а на открытие приехал император Николай Второй. - Оригинально, что с одной стороны об истории Крымской войны новые власти города пытались помнить, с другой - надо времени соответствовать, летом 1928-го горсовет Севастополя решил в ближайшую пятилетку начать восстановление памятников обороны, а с другой - немедля устанавливать монументы в ознаменование событий революции, второе часто за счёт первого, - рассказывает историк Игорь Павленко. - В год 75-летия Синопского сражения и 30-летия установки памятника Павлу Нахимову, даже в месяц, в ноябре 1928-го, статую адмирала низвергли с пьедестала, а его досками оббили для лучшей сохранности, пока будут новый памятник готовить. В начале 1920-го горсовет просил Севастопольское музейное объединение «забронировать 500 пудов (более 8 тонн. - Ред.) цветного металлолома», под коим понимались пушки, двуглавые орлы, украшавшие когда-то городские памятники. Нашлось почти 7,5 тонны металла, остальное решили компенсировать «утилизацией колокола Херсонесского» (к счастью, одумались, звуковым маяком он служил). Наркомат финансов Крымской АССР запретил музейщикам передавать металл - только в госфонд для покрытия потребностей металлургии. В 1931-м появился проект памятника вождю работы ленинградского скульптора Василия Козлова (он и помощник Николай Томский получили по 3000 и 1000 рублей, соответственно, премий, а Яков Троупянский, отливавший бронзовые барельефы композиции, - 500 рублей, поощрены и 102 участника строительства). Появилась и смета необходимого - 500 тонн чёрного и 60 тонн цветного лома. Учитывали даже неиспользуемые самовары и котлы, а Симферопольский и Севастопольский горфинотделы предложили «реквизировать бесхозные могильные ограды и цинковые гробы, в которых некогда лежали останки генералов и адмиралов». И 123 тысячи рублей - «добровольные» пожертвования из зарплат работающих, жалования военно­служащих Морских Сил Чёрного моря, введения двухкопеечного сбора с продажи трамвайных билетов, проведения кружечного сбора, реализации восьми- и пятирублёвых бюстов Владимира Ленина. Памятник вождю мирового пролетариата открыли 7 ноября 1932-го, а наша газета, тогда «Красный Крым», писала: «На месте, где долгие годы мозолил глаза царский адмирал Нахимов, перед взорами тысяч глаз предстала огромная фигура Ленина. Фигура призывает к дальнейшим боям, указывая путь к социализму». И была это не просто фигура Владимира Ильича, на постаменте установили бронзовые барельефы: забастовка-стачка в Одессе в июне 1905-го, пожар на крейсере «Очаков», расстрел руководителей Севастопольского вооружённого восстания в ноябре 1905-го, взятие Красной Армией Перекопа и переход через Сиваш, эвакуация белогвардейцев из Севастополя в ноябре 1920-го, установление Советской власти, индустриализация страны, раскрепощение национальных меньшинств, а по углам - фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и краснофлотца. Тот памятник Владимиру Ленину снесли фашисты в Великую Отечественную, а заменять его новым монументальным (временный всё же поставили) в городе передумали: иное место выбрали, а на это всё же решили вернуть адмирала Нахимова. Скульптором стал тот же, но уже маститый Николай Томский, архитектором Александр Арефьев, они «развернули» памятник лицом к городу, а пролетарские картины на постаменте сменили адмиральские биографические. Возрождённый, впервые в Союзе, имперский памятник открыли в ноябре 1959-го. Симферопольская императрица Если в Севастополе сохранилась до наших дней основа пьедестала памятника адмиралу, то от памятника императрице в Симферополе остался лишь горельеф «встречи» в Армавирском краеведческом музее (каким-то чудом он оказался там с пятидесятых годов минувшего века). Нынешний монумент Екатерине Великой и её сподвижникам, полководцам Григорию Потёмкину-Таври­ческому, Василию Долгорукову-Крымскому, Александру Суворову-Рымникскому и послу в Османской империи Якову Булгакову, даже тот горельеф, изображающий встречу императрицы с крымскотатарскими мурзами, возрождён в Симферополе с нуля - по фотографиям смогли сделать скульпторы Константин Кубышкин и Игорь Яворский. Деньги на возрождение памятника собирали всей страной, а открыли его 19 августа 2016-го. Открыли спустя 95 лет после уничтожения. А вообще самый первый такой монумент по проекту Николая Лаверецкого открыли в столице Таврической губернии в 1890-м, в память о воссоединении Крыма с Рос­сией в 1783-м. Открыли на том же месте, что и сейчас установлен, только сейчас это Екатерининский сад, а тогда был Бульвар. Тот памятник простоял до смены власти, в перепутье Гражданской вой­ны, ненадолго снят в мае 1919-го, потом восстановлен. Окончательно Советская власть установлена в ноябре 1920-го, а через несколько месяцев монумент императрице и сподвижникам снят с пьедестала. - Исполнялся декрет Совета народных комиссаров Советской России «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции», - продолжает историк. - «В ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представлявшие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц». И замене на политичес­ки верные, а из-за недостатка средств решили использовать старые пьедесталы, Екатерининский пригодился. 21 января 1921-го «Красный Крым» рассказал: «На днях на городском бульваре снят памятник «матушки Екатерины» и её верных друзей. Уничтоженная история царей и генералов, наконец, сменилась новой историей восставших трудящихся масс, победно и гордо поправших ненавистный трон и идущих ко всеобщему освобождению». А уже 10 апреля в газете рассказ о конкурсе по использованию пьедестала для создания нового пролетарского памятника - «Освобождение Крыма как этап за торжество мирового пролетариата». Через две недели лучшим признан проект управляющего делами Крымского ревкома Влади­славом Бугайским, художником Александром Преславским: титан-пролетарий, символизирующий восставший против буржуазии народ, зажатым в правой руке молотом разбивает рабские оковы, опутавшие земной шар. Цепь разорвана лишь в одном месте - победа пролетариата пока только в Советской России. 1 мая на постаменте временно установили гипсовую модель памятника в натуральную величину, отливать решили в бронзе - за консультацией по работам завотделом искусств Крымского наркома образования Яков Тугенхольд поехал к московскому скульптору Матвею Манизеру, надеясь, что и заниматься памятником того уговорит. Не уговорил, да и бронзы столько не нашли - бетонный памятник отливал Михаил Оленин. 7 ноября 1921-го монумент открыли, к титану-пролетарию добавились бюсты Карла Маркса, Владимира Ленина и Льва Троцкого (в 1928-м заменили на бюст Фридриха Энгельса). Лозунг на памятнике Свободы как называли его горожане, строчка из «Интернационала» «Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой», неизменным оставался до 1940-го: в тот год монумент полностью разобрали, на его части установили памятник Владимиру Ленину работы скульптора Матвея Манизера, - в Великую Отечественную памятник исчез. И всё равно всё это - наша история, хочется верить, что переписывать её в угоду политике уже закончили. Просто не забываем!
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня










Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru