✔ Лица Крымского геофака: педагоги и покорители горных вершин - «Общество Крыма»
Reynolds 05-ноя, 03:04 193 Новости АРК / Общество - Крыма.Учебный год для студентов четвертого курса и магистрантов географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского начался не с лекций. Четверокурсники отправились в школы, где они в течение сентября осваивали профессию учителя. А перед этим – путешествовали по Кавказским горам, где смогли не только отдохнуть, но и изучить местность.
Педагогическую практику студенты геофака прошли в 25 школах Крыма в Симферополе, Феодосии и Джанкое, в Симферопольском, Бахчисарайском, Сакском, Красногвардейском и Джанкойском районах, а также в Севастополе. Руководитель практики, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Людмила Ожегова уверена, что работа «в полях» – важный этап профессиональной подготовки студентов.
«Студенты попали в реальную педагогическую среду, где им пришлось выполнять новые для себя функции – учителя, воспитателя. А наша задача, задача преподавателей, – подготовить их к этому важному этапу профессиональной подготовки, вооружив необходимыми знаниями и умениями», – сказала она Крыминформу.
Директор Таврической академии, профессор Игорь Воронин назвал опыт педагогической практики бесценным – приобрести его, кроме как в школе, невозможно.
«Я всегда советую нашим студентам поработать в школе. Хотя бы 3-4 года. И независимо от того, по какому направлению подготовки они обучались и какие перспективы они себе определили. Работа в школе прививает навыки работы с большими аудиториями. Никакой тренинг, никакой коучер не научит тому, что дает школа. Учитель своими навыками способен толпу остановить! И не только остановить, но и развернуть ее в противоположную сторону!» – сказал он.
Магистрам второго курса также предстояло вернуться в школу в октябре. В сентябре же они преподавали студентам младших курсов предмет, который сами слушали буквально два года назад. Студенты, которые провели свои первые уроки, поделились с Крыминформом впечатлениями, а имеющие некоторый опыт магистранты рассказали об особенностях учительства.
Призвание, а не профессия
Прошедшие педагогическую практику студенты все чаще приходят к мысли, что быть учителем – не просто профессия, это образ жизни. Кого-то привлекает, а кого-то отпугивает тот факт, что стать учителем – означает посвятить этому все свое время. Магистрант второго года магистратуры географического факультета Таврической академии Даниил Кривоносов провел в симферопольской школе №13 классный час и поделился своими рассуждениями о том, что значит быть учителем.
«К работе учителем должна лежать душа на самом деле. Здесь не подойдет, если ты просто хочешь заработать. Это требует полной выкладки, в том числе и подготовки материалов дома. Это время и ответственность, потому что знания должны доходить до детей. Урок не должен быть простым сотрясанием воздуха», – считает магистрант.
В ходе практики студенты, как правило, приходят к выводу, что учительству надо отдаться полностью, отдать этому свое свободное время и измениться самому. Они убеждены, что работать учителем должны лишь те, кому это нравится. Педагогическая практика позволяет студентам понять, подойдет ли им такая работа.
«Быть учителем – это значит возложить на себя большую ответственность, при этом существенно меняется сам человек. Если человек работает учителем более пяти, а уж тем более десяти лет, это уже своеобразный тип людей, я в этом убежден, поскольку достаточно общаюсь с учителями, – сказал Ярослав Ковалюк. – Если ты чувствуешь, что это не твое, то не стоит заставлять себя. Вот в этом плюс этой практики – мы на деле понимаем, подходит нам это или нет».
К подобному мнению пришла и Альбина Асанова после первого урока в восьмом классе школы №8.
«В первый урок я сильно нервничала, в первые три минуты у меня дико билось сердце, потом уже, когда я раздала детям тестовые задания, они начали спокойно писать, уже более-менее успокоилась, – поделилась она. – За каждого ребенка по-особому переживаешь. Важно не просто отговорить на уроке, а сделать так, чтобы ребенок понял. К каждому нужно искать особый подход и доходчиво все объяснять».
Учитель-методист с 33-летним стажем Наталья Григоренко преподает географию в школе №8. По ее словам, любовь к детям – определяющий фактор при выборе учительской профессии.
«Быть учителем – это призвание и образ жизни. Детей нужно очень любить и относиться к ним и строго, и по-доброму, потому что если это просто работа, то ты отбываешь наказание в школе, а если ты детей любишь и к ним относишься как к своим детям, то это призвание. Ты даешь свою любовь, свою доброту детям, и тогда и дети тебя любят, и работа у тебя складывается, и предмет твой любят», – сказала она.
Учитель географии симферопольской школы №31, педагог в третьем поколении Ирина Кичанова подтвердила, что учительская профессия требует изменений в себе. Если начинающий учитель понимает, что ему это не подходит, то лучше не заставлять себя, поскольку это может навредить детям, уверена она. Профессиональное кредо педагога: «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать».
Практическая польза
Прошедшие практику студенты, вне зависимости от того, понравилось им или нет, хотят или не хотят они связать с учительством свою жизнь, говорят о бесценности приобретаемого в ходе подобной практики опыта. Это развитие коммуникабельности, уверенности в себе, умение работать с документами.
«На педагогической практике мы в первую очередь учимся общаться с аудиторией, управлять ею. Общение с большими группами, когда все внимание аудитории сконцентрировано на тебе, делает тебя уверенным в себе, позволяет преодолеть психологический барьер. А это уже само по себе важно, уверенность пригодится везде», – считает Даниил.
Студентка Анастасия Реутова также вела уроки в школе №13. Коммуникабельность, по ее мнению, – полезное приобретение педагогической практики. «Практика в школе, когда приходится работать с незнакомыми людьми, учит быстро налаживать контакты и развивает коммуникабельность», – отметила Анастасия.
Ярослав считает, что практика помогает самим студентам вспомнить то, что они изучали на предыдущих курсах. По его словам, при разработке уроков и лекций практикант начинает заново поднимать всю необходимую и прошедшую через него когда-то информацию. «Одновременно мы сами вспоминаем что-то и даем эту информацию другим, – пояснил он. – Из положительного еще могу сказать, что преподавание в вузе и школе важно тем, что мы учимся не только вести уроки и общаться с детьми, но и составлять планы-конспекты уроков, при этом непременно знакомимся с документацией и календарно-тематическими планами, то есть мы не просто приходим и выбираем какую-нибудь тему, все идет по графику, согласно школьной или университетской программе».
В поисках новых знаний
Географический факультет – один из старейших в Таврической академии КФУ – всегда отличался своим практическим многообразием. Благодаря таким географам, как доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Михаил Кузнецов, который также был специалистом по дидактике и педагогике, геофак имеет сильную школу по подготовке молодых учителей. Это помножено на интереснейшую полевую практику, которую студенты проходят в летнее время. Например, минувшим летом студенты были на Кавказе.
По словам ассистента кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Дениса Вольхина, за последние несколько лет для студентов-географов были организованы несколько вариантов маршрутов, основные – в Калининградской области и на Кавказа. Маршруты на Кавказе включают Краснодарский и Ставропольский края, а также республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.
«Важным периодом обучения, профессиональной подготовки и познания мира студентами географического факультета являются практики, особенно дальние комплексные. Летние полевые практики – это самая ожидаемая пора учебного года, трудно определить, чего наши студенты ждут больше: практик или каникул, – сказал он. – После практик по таким маршрутам студентам больше не кажутся абстрактными географические названия подобные таким, как Мацеста, Дзитаку, Фишт, Машук, Домбай, Архыз, Эльбрус и другие, ведь после «личного знакомства» с ними у студентов сформировались образы вполне конкретных географических объектов. Вряд ли какой-либо учебник по географии рассказал бы студентам о высотной поясности и бальнеологических комплексах Кавказа лучше, чем затяжные подъемы к его вершинам или пребывание на курортах Кавказских минеральных вод и Большого Сочи».
Анастасия Реутова добавила, что в ходе поездки на Кавказ студенты изучали экономику региона, социально-экономическая специфика которого формировалась в уникальных природных условиях.
«Практика была великолепная! Мы были в Адыгее, Ставропольском крае и в Кабардино-Балкарии. На дальней комплексной практике мы изучали то, как физико-географические факторы территории влияют на развитие экономических отраслей в данном регионе, – сказала она. – Еще хорошо то, что благодаря таким практикам, нам есть, что рассказать в той же школе детям».
Студенты изучали ландшафты и санаторно-курортные комплексы минеральных вод Кавказа, высотную поясность, ледниковый рельеф и спортивно-рекреационные комплексы Приэльбрусья. Другая группа географов изучала склоны Западного Кавказа, а также в рамках производственной экскурсии побывали в Мацестинском бальнеологическом комплексе и в Олимпийском парке в Адлере. Практиканты познакомились с особенностями курортного строительства и организации туристско-рекреационной деятельности в Сочи.
Учебный год для студентов четвертого курса и магистрантов географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского начался не с лекций. Четверокурсники отправились в школы, где они в течение сентября осваивали профессию учителя. А перед этим – путешествовали по Кавказским горам, где смогли не только отдохнуть, но и изучить местность. Педагогическую практику студенты геофака прошли в 25 школах Крыма в Симферополе, Феодосии и Джанкое, в Симферопольском, Бахчисарайском, Сакском, Красногвардейском и Джанкойском районах, а также в Севастополе. Руководитель практики, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Людмила Ожегова уверена, что работа «в полях» – важный этап профессиональной подготовки студентов. «Студенты попали в реальную педагогическую среду, где им пришлось выполнять новые для себя функции – учителя, воспитателя. А наша задача, задача преподавателей, – подготовить их к этому важному этапу профессиональной подготовки, вооружив необходимыми знаниями и умениями», – сказала она Крыминформу. Директор Таврической академии, профессор Игорь Воронин назвал опыт педагогической практики бесценным – приобрести его, кроме как в школе, невозможно. «Я всегда советую нашим студентам поработать в школе. Хотя бы 3-4 года. И независимо от того, по какому направлению подготовки они обучались и какие перспективы они себе определили. Работа в школе прививает навыки работы с большими аудиториями. Никакой тренинг, никакой коучер не научит тому, что дает школа. Учитель своими навыками способен толпу остановить! И не только остановить, но и развернуть ее в противоположную сторону!» – сказал он. Магистрам второго курса также предстояло вернуться в школу в октябре. В сентябре же они преподавали студентам младших курсов предмет, который сами слушали буквально два года назад. Студенты, которые провели свои первые уроки, поделились с Крыминформом впечатлениями, а имеющие некоторый опыт магистранты рассказали об особенностях учительства. Призвание, а не профессия Прошедшие педагогическую практику студенты все чаще приходят к мысли, что быть учителем – не просто профессия, это образ жизни. Кого-то привлекает, а кого-то отпугивает тот факт, что стать учителем – означает посвятить этому все свое время. Магистрант второго года магистратуры географического факультета Таврической академии Даниил Кривоносов провел в симферопольской школе №13 классный час и поделился своими рассуждениями о том, что значит быть учителем. «К работе учителем должна лежать душа на самом деле. Здесь не подойдет, если ты просто хочешь заработать. Это требует полной выкладки, в том числе и подготовки материалов дома. Это время и ответственность, потому что знания должны доходить до детей. Урок не должен быть простым сотрясанием воздуха», – считает магистрант. В ходе практики студенты, как правило, приходят к выводу, что учительству надо отдаться полностью, отдать этому свое свободное время и измениться самому. Они убеждены, что работать учителем должны лишь те, кому это нравится. Педагогическая практика позволяет студентам понять, подойдет ли им такая работа. «Быть учителем – это значит возложить на себя большую ответственность, при этом существенно меняется сам человек. Если человек работает учителем более пяти, а уж тем более десяти лет, это уже своеобразный тип людей, я в этом убежден, поскольку достаточно общаюсь с учителями, – сказал Ярослав Ковалюк. – Если ты чувствуешь, что это не твое, то не стоит заставлять себя. Вот в этом плюс этой практики – мы на деле понимаем, подходит нам это или нет». К подобному мнению пришла и Альбина Асанова после первого урока в восьмом классе школы №8. «В первый урок я сильно нервничала, в первые три минуты у меня дико билось сердце, потом уже, когда я раздала детям тестовые задания, они начали спокойно писать, уже более-менее успокоилась, – поделилась она. – За каждого ребенка по-особому переживаешь. Важно не просто отговорить на уроке, а сделать так, чтобы ребенок понял. К каждому нужно искать особый подход и доходчиво все объяснять». Учитель-методист с 33-летним стажем Наталья Григоренко преподает географию в школе №8. По ее словам, любовь к детям – определяющий фактор при выборе учительской профессии. «Быть учителем – это призвание и образ жизни. Детей нужно очень любить и относиться к ним и строго, и по-доброму, потому что если это просто работа, то ты отбываешь наказание в школе, а если ты детей любишь и к ним относишься как к своим детям, то это призвание. Ты даешь свою любовь, свою доброту детям, и тогда и дети тебя любят, и работа у тебя складывается, и предмет твой любят», – сказала она. Учитель географии симферопольской школы №31, педагог в третьем поколении Ирина Кичанова подтвердила, что учительская профессия требует изменений в себе. Если начинающий учитель понимает, что ему это не подходит, то лучше не заставлять себя, поскольку это может навредить детям, уверена она. Профессиональное кредо педагога: «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать». Ярослав считает, что практика помогает самим студентам вспомнить то, что они изучали на предыдущих курсах. По его словам, при разработке уроков и лекций практикант начинает заново поднимать всю необходимую и прошедшую через него когда-то информацию. «Одновременно мы сами вспоминаем что-то и даем эту информацию другим, – пояснил он. – Из положительного еще могу сказать, что преподавание в вузе и школе важно тем, что мы учимся не только вести уроки и общаться с детьми, но и составлять планы-конспекты уроков, при этом непременно знакомимся с документацией и календарно-тематическими планами, то есть мы не просто приходим и выбираем какую-нибудь тему, все идет по графику, согласно школьной или университетской программе». В поисках новых знаний Географический факультет – один из старейших в Таврической академии КФУ – всегда отличался своим практическим многообразием. Благодаря таким географам, как доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Михаил Кузнецов, который также был специалистом по дидактике и педагогике, геофак имеет сильную школу по подготовке молодых учителей. Это помножено на интереснейшую полевую практику, которую студенты проходят в летнее время. Например, минувшим летом студенты были на Кавказе. По словам ассистента кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Дениса Вольхина, за последние несколько лет для студентов-географов были организованы несколько вариантов маршрутов, основные – в Калининградской области и на Кавказа. Маршруты на Кавказе включают Краснодарский и Ставропольский края, а также республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. «Важным периодом обучения, профессиональной подготовки и познания мира студентами географического факультета являются практики, особенно дальние комплексные. Летние полевые практики – это самая ожидаемая пора учебного года, трудно определить, чего наши студенты ждут больше: практик или каникул, – сказал он. – После практик по таким маршрутам студентам больше не кажутся абстрактными географические названия подобные таким, как Мацеста, Дзитаку, Фишт, Машук, Домбай, Архыз, Эльбрус и другие, ведь после «личного знакомства» с ними у студентов сформировались образы вполне конкретных географических объектов. Вряд ли какой-либо учебник по географии рассказал бы студентам о высотной поясности и бальнеологических комплексах Кавказа лучше, чем затяжные подъемы к его вершинам или пребывание на курортах Кавказских минеральных вод и Большого Сочи». Анастасия Реутова добавила, что в ходе поездки на Кавказ студенты изучали экономику региона, социально-экономическая специфика которого формировалась в уникальных природных условиях. «Практика была великолепная! Мы были в Адыгее, Ставропольском крае и в Кабардино-Балкарии. На дальней комплексной практике мы изучали то, как физико-географические факторы территории влияют на развитие экономических отраслей в данном регионе, – сказала она. – Еще хорошо то, что благодаря таким практикам, нам есть, что рассказать в той же школе детям». Студенты изучали ландшафты и санаторно-курортные комплексы минеральных вод Кавказа, высотную поясность, ледниковый рельеф и спортивно-рекреационные комплексы Приэльбрусья. Другая группа географов изучала склоны Западного Кавказа, а также в рамках производственной экскурсии побывали в Мацестинском бальнеологическом комплексе и в Олимпийском парке в Адлере. Практиканты познакомились с особенностями курортного строительства и организации туристско-рекреационной деятельности в Сочи.