✔ Война с памятью - «Политика Крыма»
Мирослава 12-май, 00:01 193 Новости АРК / Политика - Крыма.Во всём мире в честь выдающихся событий, героев, руководителей стран, полководцев, общественных и политических деятелей, представителей науки, искусства, культуры (не только своих, но и зарубежных) принято устанавливать памятные знаки, называть именами этих людей площади, улицы, мосты, набережные, парки, населённые пункты.
В развитых странах к этой традиции относятся с пониманием, и никаких проблем с памятными знаками, как правило, не бывает. А об их демонтаже или сносе не может быть и речи, не практикуются и какие-либо переименования названий.
Печальное исключение, пожалуй, составляют некоторые страны Восточной Европы, в которых предвзято относятся ко всему, что связано с историей Советского Союза и Российской империи. Особенно в Прибалтике и Польше. Кстати, в последней, считающейся союзником Украины, немало фактов уничтожения и осквернения украинских могил и памятников.
В цивилизованных странах к памятникам относятся уважительно, даже если не всем они нравятся. Так, в самом центре Берлина в Трептов-парке возведён величественный воинский мемориал: советский солдат со спасённой немецкой девочкой на руках разрубает мечом поверженную свастику.
В Париже с 1946 года существуют площадь и станция метро «Сталинград», названные в честь битвы, которая сломала хребет фашизму. Франция признаёт этот факт и свидетельством тому - десятки улиц, площадей, набережных и скверов в этой стране носят название «Сталинград» (в Тулоне, Марселе, Лионе и некоторых других населённых пунктах).
Чтят в западной Европе и российских руководителей: самый красивый мост французской столицы носит имя императора Александра III. На Сенатской площади столицы Финляндии - Хельсинки стоит памятник российскому императору Александру II, а главный город Аландских островов Мариехамн назван в честь его супруги Марии. В этой стране несколько десятков памятников советским воинам, которые всегда находятся в идеальном состоянии.
В городе Ванкувер, штат Вашингтон (США), есть улица, носящая имя легендарного советского лётчика Валерия Чкалова, который в 1937 году приземлился здесь на военном аэродроме. Он, первый в мире, совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Америку.
На итальянском острове Капри до сих пор существует улица Максима Горького, который здесь лечился и жил.
К нему приезжали художники, литераторы, философы и политические деятели из многих стран. И это сделало остров знаменитым культурным центром.
Уважают памятные знаки и символику, связанные с историей Советского Союза и России, в Израиле. Здесь не поддерживают попытки перечеркнуть роль Советской армии в разгроме фашизма.
В Иерусалиме открыт памятник героям блокадного Ленинграда.
К сожалению, Украину нельзя причислить к этим странам. Она уверенно заняла ведущее место среди тех, чьи руководители делали и делают всё, чтобы избавиться от советских и российских памятников и названий. Именно здесь под лозунгами «декоммунизации» и начались масштабные сносы памятников и переименование городов, улиц и т. д.
Инициатором этой кампании стал Украинский институт национальной памяти, созданный по инициативе президента Ющенко, который поставил сомнительную задачу «воссоздание справедливой истории украинской нации». Это было вызвано стремлением переписать всю историю Украины по своему разумению, игнорируя, к примеру, причастность националистов к массовым убийствам мирных жителей, замалчивая трагические факты, связанные с антисемитской деятельностью ОУН и УПА.
Естественно, это вызвало непонимание, недоумение и досаду значительной части населения страны. Стало очевидным, что главная цель - выкорчевать из памяти народа всё, что связано с советским периодом истории Украины.
И надо признать, что в этом деле киевская власть добилась определённых «успехов». По-новому стали называться, в частности, такие крупные города, как Кировоград и Днепропетровск, которым даже не посчитали нужным вернуть прежние названия, а дали новые. А список переименованных населённых пунктов стал весьма внушительным.
Практически по всей стране были даже не снесены, а уничтожены памятники Ленину, руководителям советского государства, военачальникам. Попала под запрет советская символика, вплоть до гвардейских ленточек. И всё это сделано по приказам сверху, в пожарном порядке и без учёта мнения украинского народа, материальное благосостояние которого от этого не только не улучшилось, но и продолжило катастрофическое сползание в нищету.
Тем не менее власть не смогла довести намеченные планы до логического завершения. На картах остались «не украинские» названия юго-восточных городов - Одесса, Николаев, Херсон, полученные (страшно подумать!) по указам из царского Петербурга. В них тогда уцелело немало исторических памятников, которые постоянно напоминали о том, как эти территории оказались в составе Российской империи. И это раздражало киевских правителей, которые считают, что на Украине не имеют морального права находиться памятники императрице Екатерине Второй, Потёмкину, Суворову, Ушакову, Макарову, Корнилову, Воронцову, Гагарину, Жукову, Ватутину и ряду других деятелей России и Советского Союза.
Вполне понятно, что в борьбе с прошлым тон задают национал-патриоты, преимущественно представители западных областей. Именно они присвоили себе право решать, каким памятникам можно стоять, а каким - нет. По их мнению, предпочтение должны иметь музеи «советской оккупации», жертвам голодомора, памятники УПА, Бандере, Шухевичу и другим западно-украинским «героям».
И в тех областях, где это положительно воспринимается местным населением, никаких проблем не возникало. Но когда стали навязывать подобное всей Украине, то тут оказалось не всё так просто. Давление всегда вызывает обратную реакцию. Многие, вероятно, помнят то время, когда в Одессе восстанавливали памятник императрице Екатерине, а в Херсоне - её фавориту Потёмкину. Ситуация была напряжённой, велись ожесточённые дискуссии, нередко с применением физической силы. Безусловно, отношение к Екатерине и Потёмкину, как, впрочем, и к другим историческим личностям, у многих далеко не однозначное. Впрочем, это не имеет никакого значения. Они давно вошли в историю. Это Наполеон, Пётр Первый, Робеспьер, Рузвельт, Кромвель, Бисмарк, Ленин, Мао-Цзедун, Македонский, Чингисхан и многие другие известные личности. Их можно осуждать, клеймить, но невозможно одного - выбросить из истории.
Нужно отметить, что бороться с памятниками на Украине начали давным-давно. Там ещё в начале 90-х прошлого века начали сносить памятники Ленину, когда страна ещё находилась в составе УССР. В 1990 году в Червонограде был снесён памятник Ленину - первый подобный случай во всех союзных республиках. Впрочем, в тот момент в стране бушевал «парад суверенитетов», так что Москве было уже не до памятников.
А в 2017 году Украинский институт национальной памяти рапортовал, что в ходе декоммунизации было демонтировано 1320 памятников Ленину. При этом два года ранее в Одессе в рамках декоммунизации почему-то снесли ещё и памятник великому князю Константину Константиновичу. Наверное, потому что он был русским.
В настоящее время на Украине творится что-то невообразимое. Варварски уничтожается всё, что связано со словами «русский», «российский», «советский» При этом не имеет значения, что речь идёт о выдающихся учёных, писателях, художниках, врачах, полководцах, которых почитает весь цивилизованный мир и которые не имеют никакого отношения к тому, что сегодня происходит на Украине. Продолжается массовое переименовывание улиц, площадей, парков, населённых пунктов. И этому маразму, поражающему своими масштабами и животной ненавистью к России, её прошлому и настоящему, не видно конца.
Юрий ПАВЛОВ.
Херсон - Симферополь.
В позапрошлом году во Львове демонтировали Монумент славы Советской армии, открытый в 1970 году. Во всём мире в честь выдающихся событий, героев, руководителей стран, полководцев, общественных и политических деятелей, представителей науки, искусства, культуры (не только своих, но и зарубежных) принято устанавливать памятные знаки, называть именами этих людей площади, улицы, мосты, набережные, парки, населённые пункты. В развитых странах к этой традиции относятся с пониманием, и никаких проблем с памятными знаками, как правило, не бывает. А об их демонтаже или сносе не может быть и речи, не практикуются и какие-либо переименования названий. Печальное исключение, пожалуй, составляют некоторые страны Восточной Европы, в которых предвзято относятся ко всему, что связано с историей Советского Союза и Российской империи. Особенно в Прибалтике и Польше. Кстати, в последней, считающейся союзником Украины, немало фактов уничтожения и осквернения украинских могил и памятников. В цивилизованных странах к памятникам относятся уважительно, даже если не всем они нравятся. Так, в самом центре Берлина в Трептов-парке возведён величественный воинский мемориал: советский солдат со спасённой немецкой девочкой на руках разрубает мечом поверженную свастику. В Париже с 1946 года существуют площадь и станция метро «Сталинград», названные в честь битвы, которая сломала хребет фашизму. Франция признаёт этот факт и свидетельством тому - десятки улиц, площадей, набережных и скверов в этой стране носят название «Сталинград» (в Тулоне, Марселе, Лионе и некоторых других населённых пунктах). Чтят в западной Европе и российских руководителей: самый красивый мост французской столицы носит имя императора Александра III. На Сенатской площади столицы Финляндии - Хельсинки стоит памятник российскому императору Александру II, а главный город Аландских островов Мариехамн назван в честь его супруги Марии. В этой стране несколько десятков памятников советским воинам, которые всегда находятся в идеальном состоянии. В городе Ванкувер, штат Вашингтон (США), есть улица, носящая имя легендарного советского лётчика Валерия Чкалова, который в 1937 году приземлился здесь на военном аэродроме. Он, первый в мире, совершил беспосадочный перелёт из Москвы в Америку. На итальянском острове Капри до сих пор существует улица Максима Горького, который здесь лечился и жил. К нему приезжали художники, литераторы, философы и политические деятели из многих стран. И это сделало остров знаменитым культурным центром. Уважают памятные знаки и символику, связанные с историей Советского Союза и России, в Израиле. Здесь не поддерживают попытки перечеркнуть роль Советской армии в разгроме фашизма. В Иерусалиме открыт памятник героям блокадного Ленинграда. К сожалению, Украину нельзя причислить к этим странам. Она уверенно заняла ведущее место среди тех, чьи руководители делали и делают всё, чтобы избавиться от советских и российских памятников и названий. Именно здесь под лозунгами «декоммунизации» и начались масштабные сносы памятников и переименование городов, улиц и т. д. Инициатором этой кампании стал Украинский институт национальной памяти, созданный по инициативе президента Ющенко, который поставил сомнительную задачу «воссоздание справедливой истории украинской нации». Это было вызвано стремлением переписать всю историю Украины по своему разумению, игнорируя, к примеру, причастность националистов к массовым убийствам мирных жителей, замалчивая трагические факты, связанные с антисемитской деятельностью ОУН и УПА. Естественно, это вызвало непонимание, недоумение и досаду значительной части населения страны. Стало очевидным, что главная цель - выкорчевать из памяти народа всё, что связано с советским периодом истории Украины. И надо признать, что в этом деле киевская власть добилась определённых «успехов». По-новому стали называться, в частности, такие крупные города, как Кировоград и Днепропетровск, которым даже не посчитали нужным вернуть прежние названия, а дали новые. А список переименованных населённых пунктов стал весьма внушительным. Практически по всей стране были даже не снесены, а уничтожены памятники Ленину, руководителям советского государства, военачальникам. Попала под запрет советская символика, вплоть до гвардейских ленточек. И всё это сделано по приказам сверху, в пожарном порядке и без учёта мнения украинского народа, материальное благосостояние которого от этого не только не улучшилось, но и продолжило катастрофическое сползание в нищету. Тем не менее власть не смогла довести намеченные планы до логического завершения. На картах остались «не украинские» названия юго-восточных городов - Одесса, Николаев, Херсон, полученные (страшно подумать!) по указам из царского Петербурга. В них тогда уцелело немало исторических памятников, которые постоянно напоминали о том, как эти территории оказались в составе Российской империи. И это раздражало киевских правителей, которые считают, что на Украине не имеют морального права находиться памятники императрице Екатерине Второй, Потёмкину, Суворову, Ушакову, Макарову, Корнилову, Воронцову, Гагарину, Жукову, Ватутину и ряду других деятелей России и Советского Союза. Вполне понятно, что в борьбе с прошлым тон задают национал-патриоты, преимущественно представители западных областей. Именно они присвоили себе право решать, каким памятникам можно стоять, а каким - нет. По их мнению, предпочтение должны иметь музеи «советской оккупации», жертвам голодомора, памятники УПА, Бандере, Шухевичу и другим западно-украинским «героям». И в тех областях, где это положительно воспринимается местным населением, никаких проблем не возникало. Но когда стали навязывать подобное всей Украине, то тут оказалось не всё так просто. Давление всегда вызывает обратную реакцию. Многие, вероятно, помнят то время, когда в Одессе восстанавливали памятник императрице Екатерине, а в Херсоне - её фавориту Потёмкину. Ситуация была напряжённой, велись ожесточённые дискуссии, нередко с применением физической силы. Безусловно, отношение к Екатерине и Потёмкину, как, впрочем, и к другим историческим личностям, у многих далеко не однозначное. Впрочем, это не имеет никакого значения. Они давно вошли в историю. Это Наполеон, Пётр Первый, Робеспьер, Рузвельт, Кромвель, Бисмарк, Ленин, Мао-Цзедун, Македонский, Чингисхан и многие другие известные личности. Их можно осуждать, клеймить, но невозможно одного - выбросить из истории. Нужно отметить, что бороться с памятниками на Украине начали давным-давно. Там ещё в начале 90-х прошлого века начали сносить памятники Ленину, когда страна ещё находилась в составе УССР. В 1990 году в Червонограде был снесён памятник Ленину - первый подобный случай во всех союзных республиках. Впрочем, в тот момент в стране бушевал «парад суверенитетов», так что Москве было уже не до памятников. А в 2017 году Украинский институт национальной памяти рапортовал, что в ходе декоммунизации было демонтировано 1320 памятников Ленину. При этом два года ранее в Одессе в рамках декоммунизации почему-то снесли ещё и памятник великому князю Константину Константиновичу. Наверное, потому что он был русским. В настоящее время на Украине творится что-то невообразимое. Варварски уничтожается всё, что связано со словами «русский», «российский», «советский» При этом не имеет значения, что речь идёт о выдающихся учёных, писателях, художниках, врачах, полководцах, которых почитает весь цивилизованный мир и которые не имеют никакого отношения к тому, что сегодня происходит на Украине. Продолжается массовое переименовывание улиц, площадей, парков, населённых пунктов. И этому маразму, поражающему своими масштабами и животной ненавистью к России, её прошлому и настоящему, не видно конца. Юрий ПАВЛОВ. Херсон - Симферополь.