Крым это форпост Русского мира и языка - «Политика Крыма» » Крымские новости

✔ Крым это форпост Русского мира и языка - «Политика Крыма»


Крым  это форпост Русского мира и языка     - «Политика Крыма»

В. Константинов: «Крым - это не только курорты...».


Подходит к концу одиннадцатый международный фестиваль «Великое русское слово», который в этом году собрал участников из шестидесяти стран мира. За минувшие годы он обрёл добрые традиции и зарекомендовал себя серьёзной площадкой для обсуждения вопросов сохранения и развития нашего родного языка. Но настало время двигаться дальше, проецируя из Крыма новые философские и культурологические смыслы, а также создавая амбициозные образовательные проекты. Подводим промежуточные итоги и обсуждаем планы на будущее вместе с председателем Государственного Совета Республики Крым Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ.


- Владимир Андреевич, какие впечатления у вас от нынешнего фестиваля, учитывая, что он зарождался в одних условиях, а сейчас проходит совершенно в других?


- Я очень доволен. Фестиваль родился у нас на полуострове в период противостояния двух идеологий, на стыке двух миров: русского и прозападного, антирусского по сути. В начальный период наши враги пытались его запретить, били нас по рукам, насильно навязывая во всех сферах жизни украинский язык, сокращая тем самым пространство нашего родного русского языка. По всей Украине, кроме Крыма, адекватная система образования была практически уничтожена задолго до прихода к власти в Киеве отъявленных русофобов. «Великое русское слово» оставалось тем огоньком, который сигнализировал крымчанам о том, что ещё не всё потеряно. По сути, он оставался нашим чуть ли не последним культурологическим бастионом. Вполне может быть, что без него не было бы и самой «Крымской весны». Это всё взаимосвязанные вещи.


- После 2014 года всё изменилось и, наверное, пришло время искать новые смыслы?


- В 2014 году, когда мы только вернулись на Родину, была ещё очень сильна эйфория. В 2015 году также сохранялись победные интонации вместе с неким пост­украинским синдромом, подогреваемым тяжёлыми событиями в Донбассе. 2016 год - ознаменовался поиском новых целей и смыслов. А уже в нынешнем году фестиваль приобрёл новое звучание: Крым - это идеологическая крепость, форпост обороны Русского мира, поскольку мы, как никто другой, знаем, испытали на себе все «прелести» жизни в борьбе за родной язык, за свою идентичность. И сейчас мы не собираемся пиариться и рекламировать самих себя, задача фестиваля - поднять стандарт дискуссии по поводу защиты и развития русского языка в мире, чтобы вывести её на международный уровень.
Глобальная война против Русского мира идёт по всем фронтам, и мы видим, что многие его представители переживают сейчас трагические моменты. Для них посещение Крыма имеет очень большое психологическое значение.
Я рад, что этот сигнал услышали на федеральном уровне и поддержали нас.


- Вы неоднократно публично рассуждали по поводу вредного засилья иностранных слов в обиходе россиян, которые засоряют и убивают нашу речь…


- Проникновение в нашу речь зарубежных слов не такое безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. Мы обращали на это внимание во время фестиваля, призывая бороться с этой проблемой. Едешь по улицам городов нашей страны, а кругом висят вывески на иностранном языке, как будто мы живём в Англии или США. Я не говорю о полном отказе от инородных слов, но всё же от них нужна определённая защита. Её формы вполне могут быть выработаны в рамках «Великого русского слова». История не раз доказывала: чем сильнее осада, тем ожесточённее потом расправа над проигравшей стороной.
Нас ракетами и танками не возьмёшь, это уже поняли во всём мире. Сейчас борьба разворачивается за наши сердца и умы. Если мы пользуемся чужими словами, чужими привычками, чужими правилами, это означает, что мы сами себя не уважаем. Это неправильно, и этому нужно сопротивляться, способствуя тому, чтобы наш язык продвигался через усвоение наивысших этических и эстетических достижений отечественной культуры.


- Может, стоит на законодательном уровне ввести какие-то правила, нормы, рамки использования англицизмов, например, в наружной рекламе, названиях магазинов и так далее?


- Необходимы всесторонние усилия, чтобы изменить ситуацию. Я ещё могу понять, когда используют мировые бренды, товарные знаки которых защищены международным законодательством, но в остальном… Конечно, по этому поводу давно пора выступить с соответствующей юридической инициативой. При этом я не имею в виду самоизоляцию, поскольку мы живём в глобальном конкурентом мире, в котором нужно ежедневно завоёвывать себе место под солнцем. Хотелось бы обратить внимание, что после падения Советского Союза Россия, к удивлению многих, сумела подняться и выйти на новый уровень. То, что сейчас делает наш президент Владимир Путин, очень важно для страны, это читается во всех последних мероприятиях. Он готовит Россию для очередного рывка в развитии, в будущее. Но способы этого развития нужно искать внутри себя. Слепо копировать иностранный метод не получится, это вредно для здоровья государства. То, что работает в США или Германии, не будет эффективно у нас. У России свой культурологический код, и его нужно обязательно учитывать.
Например, Китаю, который до сих пор придерживается традиционной для себя иероглифической письменности, это не помешало стать одной из самых успешных и динамичных экономик современного мира. Но при этом - позволило сохранить свою идентичность. Чем мы хуже?


- Раз уж мы заговорили о международных отношениях, нельзя не отметить, что в этом году на фестивале было рекордное количество зарубежных участников. Какой вклад в дискуссию внесли эти международные делегаты?


- Общение с ними произвело на меня очень сильное и положительное впечатление. Кстати, кто-то из делегатов предложил идею сделать у нас в Крыму международный центр русского языка, чтобы здесь собирались лучшие учёные, эксперты, порождая новые идеи и смыслы. Это очень хорошая идея, ведь сам крымский дух этому способствует. Некоторые зарубежные делегаты фестиваля также призывали Россию вкладывать деньги и открывать аналогичные центры по изучению и развитию русского языка у них на родине. С помощью «Великого русского слова» эти вопросы сейчас рассматривают на федеральном уровне.


- В канун столетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции звучит много разговоров и суждений по поводу линии раскола в нашем обществе. Может быть, в будущем «Великое русское слово» возьмёт на себя смелость в формировании общей повестки национального единства, в проецировании объединяющих смыслов и выработке иммунитета нашего государства, которое в прошлом веке дважды было разрушено?


- Это отчасти и имел в виду глава республики Сергей Аксёнов, который предложил в своём выступлении сформулировать в рамках фестиваля «Великое русское слово» концепцию Русского мира.
Главное - понять, кто мы такие, какие есть.
И наша великая история со своими великими достижениями и трагедиями не нуждается в переписывании и расправах. Ленин, при всех его противоречиях, был великим человеком, который изменил мир. Да, несколько раз в нашей истории власти теряли связь с реальностью, переставая понимать проблемы и чаяния своего народа, и все эти противоречия детонировали в определённый момент. Поэтому, конечно, необходимо тщательно изучать этот опыт, дабы не повторять ошибки прошлого. Сейчас только ленивый не пинает коммунистов, забывая о том, что они дали нам Великую Победу. Хотя героев и великих людей в России хватало во все времена. Я абсолютно уверен, что ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя заниматься оголтелым порицанием собственного прошлого, особенно под диктовку так называемых «западных партнёров». Почему-то у себя дома они не разбираются в причинах истребления коренных народов Северной Америки, массового изгнания немцев или японцев из США во время Второй мировой войны или укрытия нацистских преступников после её окончания.


- Вы отметили, что силой Россию не взять, но, как говорил в своё время «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, «русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя». Как с этим бороться?


- Наш язык и культура - это родник, из которого мы черпаем наши ценности, поэтому необходимо его развивать и защищать. Передавая гостям фестиваля приветствие от имени нашего президента, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко ясно и чётко отметила, что русский язык является важным объединяющим началом для многонационального народа России и прочным связующим звеном с многочисленными соотечественниками за рубежом. Что тут ещё добавить!


- Какие изменения ждут «Великое русское слово» в будущем?


- Сейчас мы будем подводить итоги и анализировать ситуацию в контексте будущих наработок. Однако оргкомитет уже пришёл к выводу, что в рамках фестиваля необходимо выстраивать работу не от случая к случаю, а круглогодично. Мы должны не эпизодически анализировать ситуацию с Русским миром и русским языком, а проводить эту работу постоянно. Вот это - для нас новое испытание и новая ответственность. Помимо этого отдельно обсуждается идея образования. Крым должен стать Меккой русского языка, чтобы каждый школьник и студент прошёл курс в условном университете русского языка, где его будут преподавать на высочайшем уровне. Если нам удастся реализовать этот амбициозный проект, будет очень здорово. Это очень важная и интересная работа.


Беседовал
Александр ДРЕМЛЮГИН.


В. Константинов: «Крым - это не только курорты.». Подходит к концу одиннадцатый международный фестиваль «Великое русское слово», который в этом году собрал участников из шестидесяти стран мира. За минувшие годы он обрёл добрые традиции и зарекомендовал себя серьёзной площадкой для обсуждения вопросов сохранения и развития нашего родного языка. Но настало время двигаться дальше, проецируя из Крыма новые философские и культурологические смыслы, а также создавая амбициозные образовательные проекты. Подводим промежуточные итоги и обсуждаем планы на будущее вместе с председателем Государственного Совета Республики Крым Владимиром КОНСТАНТИНОВЫМ. - Владимир Андреевич, какие впечатления у вас от нынешнего фестиваля, учитывая, что он зарождался в одних условиях, а сейчас проходит совершенно в других? - Я очень доволен. Фестиваль родился у нас на полуострове в период противостояния двух идеологий, на стыке двух миров: русского и прозападного, антирусского по сути. В начальный период наши враги пытались его запретить, били нас по рукам, насильно навязывая во всех сферах жизни украинский язык, сокращая тем самым пространство нашего родного русского языка. По всей Украине, кроме Крыма, адекватная система образования была практически уничтожена задолго до прихода к власти в Киеве отъявленных русофобов. «Великое русское слово» оставалось тем огоньком, который сигнализировал крымчанам о том, что ещё не всё потеряно. По сути, он оставался нашим чуть ли не последним культурологическим бастионом. Вполне может быть, что без него не было бы и самой «Крымской весны». Это всё взаимосвязанные вещи. - После 2014 года всё изменилось и, наверное, пришло время искать новые смыслы? - В 2014 году, когда мы только вернулись на Родину, была ещё очень сильна эйфория. В 2015 году также сохранялись победные интонации вместе с неким пост­украинским синдромом, подогреваемым тяжёлыми событиями в Донбассе. 2016 год - ознаменовался поиском новых целей и смыслов. А уже в нынешнем году фестиваль приобрёл новое звучание: Крым - это идеологическая крепость, форпост обороны Русского мира, поскольку мы, как никто другой, знаем, испытали на себе все «прелести» жизни в борьбе за родной язык, за свою идентичность. И сейчас мы не собираемся пиариться и рекламировать самих себя, задача фестиваля - поднять стандарт дискуссии по поводу защиты и развития русского языка в мире, чтобы вывести её на международный уровень. Глобальная война против Русского мира идёт по всем фронтам, и мы видим, что многие его представители переживают сейчас трагические моменты. Для них посещение Крыма имеет очень большое психологическое значение. Я рад, что этот сигнал услышали на федеральном уровне и поддержали нас. - Вы неоднократно публично рассуждали по поводу вредного засилья иностранных слов в обиходе россиян, которые засоряют и убивают нашу речь… - Проникновение в нашу речь зарубежных слов не такое безобидное явление, как может показаться на первый взгляд. Мы обращали на это внимание во время фестиваля, призывая бороться с этой проблемой. Едешь по улицам городов нашей страны, а кругом висят вывески на иностранном языке, как будто мы живём в Англии или США. Я не говорю о полном отказе от инородных слов, но всё же от них нужна определённая защита. Её формы вполне могут быть выработаны в рамках «Великого русского слова». История не раз доказывала: чем сильнее осада, тем ожесточённее потом расправа над проигравшей стороной. Нас ракетами и танками не возьмёшь, это уже поняли во всём мире. Сейчас борьба разворачивается за наши сердца и умы. Если мы пользуемся чужими словами, чужими привычками, чужими правилами, это означает, что мы сами себя не уважаем. Это неправильно, и этому нужно сопротивляться, способствуя тому, чтобы наш язык продвигался через усвоение наивысших этических и эстетических достижений отечественной культуры. - Может, стоит на законодательном уровне ввести какие-то правила, нормы, рамки использования англицизмов, например, в наружной рекламе, названиях магазинов и так далее? - Необходимы всесторонние усилия, чтобы изменить ситуацию. Я ещё могу понять, когда используют мировые бренды, товарные знаки которых защищены международным законодательством, но в остальном… Конечно, по этому поводу давно пора выступить с соответствующей юридической инициативой. При этом я не имею в виду самоизоляцию, поскольку мы живём в глобальном конкурентом мире, в котором нужно ежедневно завоёвывать себе место под солнцем. Хотелось бы обратить внимание, что после падения Советского Союза Россия, к удивлению многих, сумела подняться и выйти на новый уровень. То, что сейчас делает наш президент Владимир Путин, очень важно для страны, это читается во всех последних мероприятиях. Он готовит Россию для очередного рывка в развитии, в будущее. Но способы этого развития нужно искать внутри себя. Слепо копировать иностранный метод не получится, это вредно для здоровья государства. То, что работает в США или Германии, не будет эффективно у нас. У России свой культурологический код, и его нужно обязательно учитывать. Например, Китаю, который до сих пор придерживается традиционной для себя иероглифической письменности, это не помешало стать одной из самых успешных и динамичных экономик современного мира. Но при этом - позволило сохранить свою идентичность. Чем мы хуже? - Раз уж мы заговорили о международных отношениях, нельзя не отметить, что в этом году на фестивале было рекордное количество зарубежных участников. Какой вклад в дискуссию внесли эти международные делегаты? - Общение с ними произвело на меня очень сильное и положительное впечатление. Кстати, кто-то из делегатов предложил идею сделать у нас в Крыму международный центр русского языка, чтобы здесь собирались лучшие учёные, эксперты, порождая новые идеи и смыслы. Это очень хорошая идея, ведь сам крымский дух этому способствует. Некоторые зарубежные делегаты фестиваля также призывали Россию вкладывать деньги и открывать аналогичные центры по изучению и развитию русского языка у них на родине. С помощью «Великого русского слова» эти вопросы сейчас рассматривают на федеральном уровне. - В канун столетнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции звучит много разговоров и суждений по поводу линии раскола в нашем обществе. Может быть, в будущем «Великое русское слово» возьмёт на себя смелость в формировании общей повестки национального единства, в проецировании объединяющих смыслов и выработке иммунитета нашего государства, которое в прошлом веке дважды было разрушено? - Это отчасти и имел в виду глава республики Сергей Аксёнов, который предложил в своём выступлении сформулировать в рамках фестиваля «Великое русское слово» концепцию Русского мира. Главное - понять, кто мы такие, какие есть. И наша великая история со своими великими достижениями и трагедиями не нуждается в переписывании и расправах. Ленин, при всех его противоречиях, был великим человеком, который изменил мир. Да, несколько раз в нашей истории власти теряли связь с реальностью, переставая понимать проблемы и чаяния своего народа, и все эти противоречия детонировали в определённый момент. Поэтому, конечно, необходимо тщательно изучать этот опыт, дабы не повторять ошибки прошлого. Сейчас только ленивый не пинает коммунистов, забывая о том, что они дали нам Великую Победу. Хотя героев и великих людей в России хватало во все времена. Я абсолютно уверен, что ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя заниматься оголтелым порицанием собственного прошлого, особенно под диктовку так называемых «западных партнёров». Почему-то у себя дома они не разбираются в причинах истребления коренных народов Северной Америки, массового изгнания немцев или японцев из США во время Второй мировой войны или укрытия нацистских преступников после её окончания. - Вы отметили, что силой Россию не взять, но, как говорил в своё время «железный канцлер» Отто фон Бисмарк, «русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя». Как с этим бороться? - Наш язык и культура - это родник, из которого мы черпаем наши ценности, поэтому необходимо его развивать и защищать. Передавая гостям фестиваля приветствие от имени нашего президента, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко ясно и чётко отметила, что русский язык является важным объединяющим началом для многонационального народа России и прочным связующим звеном с многочисленными соотечественниками за рубежом. Что тут ещё добавить! - Какие изменения ждут «Великое русское слово» в будущем? - Сейчас мы будем подводить итоги и анализировать ситуацию в контексте будущих наработок. Однако оргкомитет уже пришёл к выводу, что в рамках фестиваля необходимо выстраивать работу не от случая к случаю, а круглогодично. Мы должны не эпизодически анализировать ситуацию с Русским миром и русским языком, а проводить эту работу постоянно. Вот это - для нас новое испытание и новая ответственность. Помимо этого отдельно обсуждается идея образования. Крым должен стать Меккой русского языка, чтобы каждый школьник и студент прошёл курс в условном университете русского языка, где его будут преподавать на высочайшем уровне. Если нам удастся реализовать этот амбициозный проект, будет очень здорово. Это очень важная и интересная работа. Беседовал Александр ДРЕМЛЮГИН.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня





Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru