✔ Дрон в законе: Крым идет на рекорд по незаконному запуску беспилотников - «70 лет Победы»
Little 22-июл, 02:01 193 70 лет ПобедыДроны для аэросъемки набирают бешеную популярность: благодаря демократичным ценникам они доступны не только профессионалам, но и любителям. Более того – беспилотники покупают детям. С растущим числом туристов увеличивается и количество желающих поснимать красоты Крыма с воздуха. Однако далеко не все знают, что законы обязывают такие полёты согласовывать. Крыминформ разобрался в процедуре согласования и системе штрафов.
Закон и порядок
Закон об обязательном получении разрешения на использование беспилотников для съёмки Госдума приняла ещё летом прошлого года. Он предусматривает штрафы в размере от 3 до 5 тысяч рублей. При этом число несогласованных полётов только растёт. Так, в мае этого года «Крымаэронавигация» отчиталась об увеличении незаконных запусков дронов на территории Крыма и попросила у главы республики и министра транспорта провести разъяснительную работу с муниципалитетами.
«Просим вашего содействия в проведении разъяснительной работы с главами муниципальных образований различного уровня о том, что проведение какой-либо деятельности по использованию воздушного пространства над населёнными пунктами производится по разрешению администрации этих населенных пунктов и органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ОрВД)», – говорится в письме.
Кроме того, с 5 июля 2017 года вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым необходимо регистрировать в ответственном органе исполнительной власти приобретённый беспилотник массой от 250 г до 30 кг. Осуществлять регистрацию будет федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс».
Тем не менее, порядок регистрации еще не прописан.
«Предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение указанной нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий», – говорится на сайте компании «ЗащитаИнфоТранс».
Воздушная волокита
Для тех, кому коптеры нужны для работы, эти законы создали массу проблем.
«Мы с коллегой считаем, что это неправильное решение, все-таки эти аппараты никаким образом не могут повлиять на нашу службу авиации», – считает фотограф, организовывавший коммерческие съемки с использованием дронов.
Согласно Воздушному кодексу, летательные аппараты должны быть зарегистрированы в Росавиации, а перед запуском в воздух необходимо за трое суток подать заявку в Ростовский зональный центр (орган Единой системы ОрвД), который устанавливает так называемый местный режим – запрет другими воздушным судам летать в этой зоне.
После получения документа из Ростова, нужно подать заявку в «Крымаэронавигацию», которая выдаст окончательное разрешение. А экипажам воздушных судов, работающим в выбранном районе, будет выслан так называемый NOTAM – извещение о запрете использования воздушного пространства.
Что примечательно, законодательством не прописана нижняя граница, где осуществлять полеты можно без разрешения, а также отсутствует полный перечень объектов, которые можно считать летательными аппаратами. Поэтому в тексте письма, отправленном «Крымаэронавигацией», помимо дронов упомянуты фейерверки и даже гелиевые шары.
От фейерверков до гелиевых шаров
С фейерверками ситуация несколько проще: только нормы их использования и прописаны в законодательстве. Разрешение нужно получать только в том случае, если высота огненного столба превышает 50 метров. Большинство фейерверков, продающихся в магазинах, вписываются в эту норму.
Эксперты, впрочем, отмечают несовершенство законодательства. По факту ведь получается, что если человек подпрыгивает – он тоже использует воздушное пространство. Естественно, за прыжки никто штрафовать не будет, но такой достаточно грубый пример – просто демонстрация того, как при желании можно истолковать закон.
Многие владельцы коптеров не понимают, как лёгкий пластмассовый дрон может помешать, например, полёту гигантского «Боинга». Специалисты объясняют – дрон может попасть в тот же двигатель и теоретически даже стать причиной крушения самолёта. И в таком случае помимо административной ответственности, есть риск заработать и уголовную.
Конечно, места вылета самолетов и вертолетов известны, и вряд ли кто-то догадается поднять беспилотник около аэропорта Симферополь. Хотя реальный пример запуска фейерверков близ аэропорта есть: в Сочи мужчина так поздравил с днём рождения супругу. Тогда обошлось.
«Фейерверки действительно могут помешать безопасному полёту воздушного судна. Это же маленький взрыв. Конечно, он может повредить!» – подтвердили Крыминформу в Южном управлении Росавиации.
Там же пояснили, что с гелиевыми шариками, несмотря на использование воздушного пространства, ситуация обратная. Росавиация не требует регистрировать запуски шаров. Даже на свадьбах.
В большинстве же случаев дроны для съёмок поднимают над морем или в горах. И именно поэтому поступают жалобы на несовершенство законодательства.
От теории к практике
В Южной транспортной прокуратуре Крыминформу подтвердили, что увеличение количества несанкционированных запусков дронов действительно зафиксировано. Если за весь 2016 год в результате проверок возбуждено 16 административных дел по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (Нарушение правил использования воздушного пространства), то в первом квартале 2017-го таких дел заведено уже девять.
Общий рост количества запусков чисто статистически повышает и вероятность происшествия. Поэтому остается только два варианта: отказаться от воздушных съёмок до приведения закона в порядок или делать все по регламенту – отправлять заявку в Ростов-на-Дону за три дня до взлета и дальше по перечню. Благо, все заявки можно отправлять дистанционно.
«Вообще не могу сказать, что это (выполнение норм законодательства) сложно, поскольку съемку заказывают заранее и в оговоренное время», – отметил все тот же фотограф, занимающийся аэросъёмкой.
Судя по всему, того же мнения и пресс-службы стройки Крымского моста и трассы Дубки – Левадки: для съёмки своих объектов с воздуха они получают все необходимые разрешения. Эту информацию Крыминформу подтвердили в инфоцентре «Крымский мост» и пресс-службе «Сибавтобана».
Активно использует дроны и МЧС. С их помощью ищут потерявшихся в горах людей и источники пожара, обследуют местность и помогают координировать пожарных на земле. Там, где раньше нужно было поднимать целый вертолёт, теперь можно обойтись куда более дешёвыми средствами.
«У нас в главном управлении МЧС по Крыму 20 штук. 17 – просто с камерой, три – с тепловизорами (для использования в ночное время). Беспилотники сильно упрощают работу, потому что руководитель ликвидации ЧС может сразу представить объёмы бедствия и подсчитать, сколько ему нужно выделить человек для её ликвидации», – рассказал начальник группы беспилотной авиации Центра управления в кризисных ситуациях главка МЧС Владимир Богданов.
Кстати, для спасателей есть исключение. Они могут опускать процедуру отправки разрешительных документов в соответствующие органы, но только в случае чрезвычайной ситуации. В любом другом случае, например, на учениях, ответственные сотрудники, как положено, согласовывают всё через Ростов-на-Дону за три дня. Заявки рассматриваются в порядке очереди, без каких-либо преференций.
Фотографии
Дроны для аэросъемки набирают бешеную популярность: благодаря демократичным ценникам они доступны не только профессионалам, но и любителям. Более того – беспилотники покупают детям. С растущим числом туристов увеличивается и количество желающих поснимать красоты Крыма с воздуха. Однако далеко не все знают, что законы обязывают такие полёты согласовывать. Крыминформ разобрался в процедуре согласования и системе штрафов. Закон и порядок Закон об обязательном получении разрешения на использование беспилотников для съёмки Госдума приняла ещё летом прошлого года. Он предусматривает штрафы в размере от 3 до 5 тысяч рублей. При этом число несогласованных полётов только растёт. Так, в мае этого года «Крымаэронавигация» отчиталась об увеличении незаконных запусков дронов на территории Крыма и попросила у главы республики и министра транспорта провести разъяснительную работу с муниципалитетами. «Просим вашего содействия в проведении разъяснительной работы с главами муниципальных образований различного уровня о том, что проведение какой-либо деятельности по использованию воздушного пространства над населёнными пунктами производится по разрешению администрации этих населенных пунктов и органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ОрВД)», – говорится в письме. Кроме того, с 5 июля 2017 года вступили в силу изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым необходимо регистрировать в ответственном органе исполнительной власти приобретённый беспилотник массой от 250 г до 30 кг. Осуществлять регистрацию будет федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс». Тем не менее, порядок регистрации еще не прописан. «Предполагается принятие соответствующего нормативного правового акта во исполнение указанной нормы федерального закона. До вступления в силу обозначенного акта никакие правовые последствия для граждан вследствие вступления в силу указанного пункта не могут иметь место. Тем более, в этой связи не существует оснований для наступления административно-правовых последствий», – говорится на сайте компании «ЗащитаИнфоТранс». Воздушная волокита Для тех, кому коптеры нужны для работы, эти законы создали массу проблем. «Мы с коллегой считаем, что это неправильное решение, все-таки эти аппараты никаким образом не могут повлиять на нашу службу авиации», – считает фотограф, организовывавший коммерческие съемки с использованием дронов. Согласно Воздушному кодексу, летательные аппараты должны быть зарегистрированы в Росавиации, а перед запуском в воздух необходимо за трое суток подать заявку в Ростовский зональный центр (орган Единой системы ОрвД), который устанавливает так называемый местный режим – запрет другими воздушным судам летать в этой зоне. После получения документа из Ростова, нужно подать заявку в «Крымаэронавигацию», которая выдаст окончательное разрешение. А экипажам воздушных судов, работающим в выбранном районе, будет выслан так называемый NOTAM – извещение о запрете использования воздушного пространства. Что примечательно, законодательством не прописана нижняя граница, где осуществлять полеты можно без разрешения, а также отсутствует полный перечень объектов, которые можно считать летательными аппаратами. Поэтому в тексте письма, отправленном «Крымаэронавигацией», помимо дронов упомянуты фейерверки и даже гелиевые шары. От фейерверков до гелиевых шаров С фейерверками ситуация несколько проще: только нормы их использования и прописаны в законодательстве. Разрешение нужно получать только в том случае, если высота огненного столба превышает 50 метров. Большинство фейерверков, продающихся в магазинах, вписываются в эту норму. Эксперты, впрочем, отмечают несовершенство законодательства. По факту ведь получается, что если человек подпрыгивает – он тоже использует воздушное пространство. Естественно, за прыжки никто штрафовать не будет, но такой достаточно грубый пример – просто демонстрация того, как при желании можно истолковать закон. Многие владельцы коптеров не понимают, как лёгкий пластмассовый дрон может помешать, например, полёту гигантского «Боинга». Специалисты объясняют – дрон может попасть в тот же двигатель и теоретически даже стать причиной крушения самолёта. И в таком случае помимо административной ответственности, есть риск заработать и уголовную. Конечно, места вылета самолетов и вертолетов известны, и вряд ли кто-то догадается поднять беспилотник около аэропорта Симферополь. Хотя реальный пример запуска фейерверков близ аэропорта есть: в Сочи мужчина так поздравил с днём рождения супругу. Тогда обошлось. «Фейерверки действительно могут помешать безопасному полёту воздушного судна. Это же маленький взрыв. Конечно, он может повредить!» – подтвердили Крыминформу в Южном управлении Росавиации. Там же пояснили, что с гелиевыми шариками, несмотря на использование воздушного пространства, ситуация обратная. Росавиация не требует регистрировать запуски шаров. Даже на свадьбах. В большинстве же случаев дроны для съёмок поднимают над морем или в горах. И именно поэтому поступают жалобы на несовершенство законодательства. От теории к практике В Южной транспортной прокуратуре Крыминформу подтвердили, что увеличение количества несанкционированных запусков дронов действительно зафиксировано. Если за весь 2016 год в результате проверок возбуждено 16 административных дел по ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ (Нарушение правил использования воздушного пространства), то в первом квартале 2017-го таких дел заведено уже девять. Общий рост количества запусков чисто статистически повышает и вероятность происшествия. Поэтому остается только два варианта: отказаться от воздушных съёмок до приведения закона в порядок или делать все по регламенту – отправлять заявку в Ростов-на-Дону за три дня до взлета и дальше по перечню. Благо, все заявки можно отправлять дистанционно. «Вообще не могу сказать, что это (выполнение норм законодательства) сложно, поскольку съемку заказывают заранее и в оговоренное время», – отметил все тот же фотограф, занимающийся аэросъёмкой. Судя по всему, того же мнения и пресс-службы стройки Крымского моста и трассы Дубки – Левадки: для съёмки своих объектов с воздуха они получают все необходимые разрешения. Эту информацию Крыминформу подтвердили в инфоцентре «Крымский мост» и пресс-службе «Сибавтобана». Активно использует дроны и МЧС. С их помощью ищут потерявшихся в горах людей и источники пожара, обследуют местность и помогают координировать пожарных на земле. Там, где раньше нужно было поднимать целый вертолёт, теперь можно обойтись куда более дешёвыми средствами. «У нас в главном управлении МЧС по Крыму 20 штук. 17 – просто с камерой, три – с тепловизорами (для использования в ночное время). Беспилотники сильно упрощают работу, потому что руководитель ликвидации ЧС может сразу представить объёмы бедствия и подсчитать, сколько ему нужно выделить человек для её ликвидации», – рассказал начальник группы беспилотной авиации Центра управления в кризисных ситуациях главка МЧС Владимир Богданов. Кстати, для спасателей есть исключение. Они могут опускать процедуру отправки разрешительных документов в соответствующие органы, но только в случае чрезвычайной ситуации. В любом другом случае, например, на учениях, ответственные сотрудники, как положено, согласовывают всё через Ростов-на-Дону за три дня. Заявки рассматриваются в порядке очереди, без каких-либо преференций. Фотографии