✔ Вилла маэстро: наследие Айвазовского не по карману наследникам - «70 лет Победы»
Рогнеда 15-окт, 01:01 193 70 лет Победы«Завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу». Эти строки из завещания великого мариниста Ивана Айвазовского в последние дни цитируют общественники, чиновники, политики и активисты всех мастей. Вспомнили о завещании после заявления Общественной палаты Крыма, которая рекомендовала передать галерею в республиканский фонд. Речь не идет о вывозе картин или о переносе здания в другой город. Власти Республики Крым намерены взять на себя ответственность, в том числе финансовую, по реставрации и содержанию наследия великого художника в Феодосии. Однако и это вызвало нешуточные споры.
Главный аргумент в пользу передачи феодосийской картинной галереи из муниципальной собственности в ведение республики – реализация задачи по выведению работы учреждения на более высокий уровень. Для этого необходимо стабильное и достаточное финансирование. Город из-за дефицитности бюджета обеспечить этого не может: примерная стоимость капитального ремонта здания галереи равняется половине всех средств городской казны. Содержание наследства великого мариниста тоже удовольствие не из дешевых.
Со всеми в ней картинами и статуями
Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 году была национализирована, а в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны.
Сейчас здесь хранится 416 произведений Айвазовского, рассказывает директор галереи Татьяна Гайдук. Оценить собрание галереи в денежном эквиваленте невозможно. Но косвенно судить о стоимости собрания можно по одному факту: в галерее всего несколько полотен мариниста, страховая стоимость которых ниже 1 миллиона евро. Вся же коллекция музейного учреждения насчитывает около 10 тысяч единиц хранения.
«Это не только картины, но и архивные материалы, ценные фотографии и документы, в том числе – библиотека Константина Богаевского. При этом, порядка 180 картин выставлены в экспозиции», – рассказала Крыминформу Гайдук.
С момента воссоединения Крыма с Россией галерея принимает ежегодно чуть более 200 тысяч посетителей.
«В украинский период было около 300 тысяч, потому что действовало железнодорожное сообщение с материком. С начала текущего года галерею посетили 220 тысяч человек», – рассказала директор музейного учреждения.
Доходы и расходы на текущее содержание
Цена взрослого билета в картинную галерею Айвазовского с экскурсией составляет 300 рублей. Льготные билеты стоят от 150 до 200 рублей в зависимости от категории льготника.
«Умножать число посетителей на стоимость билета неправильно», – констатирует Гайдук. Дело в том, что из общего числа посетителей в текущем году более 32 тысяч воспользовались бесплатным проходом, ещё большее число – льготники, в том числе дети.
Доход учреждения складывается из заработанных средств, субсидий городского бюджета и спонсорских пожертвований. «Бюджетное субсидирование – 9,5 миллионов рублей, спецсчёт (собственный доход, спонсорские деньги, и часть средств, которые не были израсходованы в прошлом году) – 43,8 миллиона рублей», – рассказала глава учреждения о доходах текущего года, подчеркнув, что этих денег едва хватает на содержание галереи по самому скромному разряду.
«Фонд заработной платы: из бюджета – 7 миллионов рублей, со спецсчёта – 18 миллионов. Это около 40% от потребности. Наш штат составляет 45 человек, а по стандартам материковой России нам нужно его увеличивать как минимум вдвое. Кроме того, у сотрудников галереи совсем маленькие зарплаты: ставка замдиректора по научной работе – 11 тысяч рублей, старшего научного сотрудника – 9 тысяч, музейный смотритель получает около 6,5 тысяч рублей. Конечно, в Российской Федерации зарплата это не только ставка, но и надбавки от 80 до 120%, но за вычетом налогов суммы всё равно маленькие», – отметила Гайдук.
Расходы на охрану галереи составляют 1,5 млн рублей из бюджета и 2,5 млн – со спецсчёта. «Это покрывает около 30% от потребности в охране», – уверяет Гайдук и продолжает: «Около 1 миллиона рублей бюджетных средств – коммунальные платежи, поставка газа, эксплуатация котельной, другие мелкие расходы. Дальше то, что идёт исключительно за счёт спецсредств. Мы позволили себе только расходы на правильное хранение: четыре витрины с сигнализацией, рамы, бескислотный картон, в котором положено хранить графику, небликующее стекло, совершенствование системы сигнализации, заказ билетных бланков. А также расходы на установку системы электронного учёта фондов КАМИС, приобретение мебели для экспозиционного зала, спецоборудования для хранения архива, для билетного хозяйства и кое-что нам нужно ещё докупить. Это почти уже сделано, или будет сделано до конца года», – перечислила Гайдук.
При этом часть средств, заработанных в текущем году, необходимо отложить на первое полугодие следующего: на выплату налогов и содержание объекта до начала нового курортного сезона, поскольку зарабатывать по-настоящему Феодосийская картинная галерея начинает только в июне. «Вот и всё. И эта сумма, только на то, чтобы штаны не упали», – подытожила Гайдук.
Противоаварийные работы и капитальный ремонт
Самый обсуждаемый вопрос в год 200-летия Айвазовского – плачевное состояние дома художника. В время проведения торжественных мероприятий галерея приняла ряд самых высокопоставленных гостей – от высшего руководства республики до визита в мае 2016 года главы правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева.
«По моему мнению, тот факт, что мы быстро вошли в федеральную целевую программу, что процесс значительно ускорился – это один из результатов визита премьера, хотя эта программа появилась ещё до приезда Медведева», – говорит Гайдук, имея в виду 36 миллионов рублей, полученных галереей по ФЦП на противоаварийные работы.
«На эти средства в текущем году отреставрирована вся черепичная кровля, частично – стропильная система. Над главным выставочным залом (который сейчас находится в аварийном состоянии) сооружен защитный колпак. Из 36 миллионов рублей осталось 6 миллионов, на них подрядчик ведёт исследовательские работы, чтобы затем эти документы легли в основу новой проектно-сметной документации для проведения дальнейшего ремонта», – рассказала директор галереи.
Приблизительная цена капремонта главного корпуса галереи колеблется от 280 до 300 миллионов. Точнее эту сумму можно будет назвать после изготовления проекта реставрации. Как сообщали ранее в администрации Феодосии, местным управлением капстроительства запрошено около 22 млн рублей на проектно-изыскательские работы.
«График реставрационных работ такой: в 2017 году – окончание проектирования реставрационных работ, в 2018-2019 годах равными долями (примерно по 90 миллионов) – финансирование на реставрацию и её завершение», – прокомментировал ситуацию в апреле текущего года руководитель управления культуры Феодосии Альберт Доржеев.
За эти федеральные средства планируется привести в порядок главный выставочный зал галереи (в том числе – кровлю и стеклянный потолок над залом), ремонт всего первого этажа главного корпуса, осушить стены, произвести гидроизоляцию, установку автономной осушающей системы, которая поможет решить вопрос постоянного подъёма грунтовых вод, систему микроклимата музея, музейного освещения и решить ряд других вопросов.
А вот капитальный ремонт фасада галереи, который едва успели завершить к празднованию юбилея мариниста, был сделан за спонсорские средства. Здание, которое до этого имело бледно-желтый цвет, приобрело оттенок шафрана. Кстати, в 70-80-е годы прошлого века галерея была окрашена в тёмно-бордовый цвет, при этом исторический цвет фасада – серый. Его решили не возвращать.
«Фасад был очищен до камня. Стены окрашены. Использована дорогая силиконовая краска. Подрядчик произвел реставрацию скульптур грифонов и муз на фасаде. В целом, я довольна, поскольку сделали даже больше, чем было запланировано и сделали качественно», – поделилась в июле текущего года впечатлениями о проделанной работе руководитель галереи.
Капремонта требует и второй корпус галереи. По словам Гайдук, в этом вопросе город рассчитывать на федеральное финансирование не сможет, и будет вынужден снова изыскивать спонсорские либо иные средства.
«Речь идёт только о главном корпусе, который является памятником федерального значения. Но существует ещё и второй, содержимое которого мы полностью планируем переместить в основное здание после его реставрации. Дело в том, что второй корпус также требует ремонта, но является уже объектом республиканского уровня. Поэтому собственнику придётся самому искать на это деньги, тут уже никакая ФЦП не поможет», – объяснила Гайдук.
Поручение президента
7 сентября 2017 года на официальном сайте Кремля появилось поручение, адресованное правительству Российской Федерации о приведении в удовлетворительное состояние объектов культурного наследия в Крыму и Севастополе. В том числе речь идёт о Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского и Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике. Этому поручению предшествовала встреча президента с учёными и общественными деятелями Севастополя и Крыма 18 августа.
Тогда директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук обратилась к Владимиру Путину с просьбой, чтобы судьба художника стала одной из тем Русского географического общества. Президент согласился и поинтересовался состоянием здания галереи, а после рассказа Гайдук о реальном положении дел, заверил, что здание будет приведено в «достойное состояние».
«В итоге президент пообещал прислать команду музейщиков. И вот недавно у нас уже поработали специалисты Третьяковской галереи. Вместе с ними мы готовим свод предложений, которые будут представлены правительству РФ, о том, как мы видим наше развитие и что для этого нужно. Также президент сказал, что пришлёт специалистов по реконструкции и уже первый визит в этой связи был. И теперь мы еженедельно общаемся с куратором из команды президента», – рассказала Крыминформу Гайдук.
Рекомендации Общественной палаты
Вслед за опубликованным на сайте Кремля поручением 20 сентября со стороны Общественной палаты Крыма последовала рекомендация о передаче галереи из муниципальной собственности Феодосии в ведение министерства культуры Крыма.
«Такое решение позволит минимум в три раза увеличить финансирование деятельности галереи и вывести ее на качественно новый уровень развития», – отмечается на официальном сайте Общественной палаты Республики Крым.
При этом в Общественной палате подчёркивают строго рекомендательный характер такого предложения. «Мы не можем принимать решение о передаче или не передаче, мы рекомендовали, но подспорьем нам есть поручение президента, который сказал, что надо придать новое звучание этой картинной галерее и привести ее в соответствие с теми мировыми шедеврами, которые там хранятся», – заявил тогда председатель палаты Григорий Иоффе.
В республиканском министерстве культуры в свою очередь напомнили и неоднократных заявлениях коллектива картинной галереи о бедственном положении галереи.
«Регион готов взять эту ответственность понимая, что это жемчужина в Крыму – картинная галерея Айвазовского. Нужно услышать коллектив картинной галереи, который говорит, что остро нуждается, чтобы финансирование было увеличено. А принадлежность, место привязки – ну ведь никто эту галерею, как хорошо пошутил Иоффе, краном не собирается поднять и перенести в Симферополь или в Ялту, не собирается никто фонды перевозить», – заявила в интервью телеканалу «Первый крымский» министр культуры Крыма Арина Новосельская.
Более того, по мнению министра, перейдя в ведение Республики Крым, экспонаты музея смогут повысить статус. «Согласно 54-ФЗ, если музей муниципальный, то все предметы и фонды, которые в нем находятся, являются не государственным музейным фондом РФ. Вы понимаете, что полотна Айвазовского должны входить только в государственный музейный фонд нашей страны. Муниципальный статус такого права этим полотнам не дает», – заявила Новосельская.
Феодосийские власти пока категорично свое отношение к идее передачи галереи Айвазовского в ведение республики не высказывают – кивают на народ. Мол, как жители решат, так и будет.
«После того, как мы соберем информацию о стоимости ремонта и содержания, доведем эти цифры до общественности, мы будем принимать совместное решение относительно того, сможем ли мы наше достояние содержать», – заявил и.о. главы администрации Феодосии Сергей Фомич.
Духовное завещание Айвазовского
Администрация Феодосийской картинной галереи идею о передаче объекта поддерживает. А в завещании самого Ивана Айвазовского эксперты видят скорее духовный, а не имущественный аспект.
«Галерея требует огромного финансирования и город не в состоянии его обеспечить. И потом, при передаче изменится только подчинение и финансирование. Для феодосийцев ничего не изменится: здание будет стоять на месте, картины – висеть в залах. Не вижу причин, по которым рекомендация Общественной палаты может быть неуместна. К тому же, воля Айвазовского выражена «духовным завещанием». Духовное не имеет непосредственного имущественного аспекта», – заявила Крыминформу директор галереи.
Она подчеркнула, что фактически галерея давно является частью государственного музейного фонда и принадлежит городу и горожанам только номинально. «Что феодосийцы могут сделать с этими работами? Давайте продадим пару картин, и всё в городе отремонтируем? Нет! Это невозможно. Мы не можем перекрасить даже дверь в другой цвет, потому что существует Комитет по охране культурного наследия Крыма и, несмотря на то, что галерея на балансе у города, никто ничего переделать просто так не может. Галерея как бы принадлежит Феодосии, но это эфемерно», – заключила Гайдук.
Известный феодосийский общественник, краевед, председатель клуба любителей истории Феодосии Константин Виноградов предлагает провести SMS-голосование по вопросу подведомственности галереи. По его мнению, позиция жителей города в этом вопросе должна быть определяющей. А чтобы эта позиция эта сформировалась, люди должны понимать, на что хватает денег у феодосийский властей, а на что нет.
«Если её содержание занимает половину бюджета города, то, может быть, нужно хлопотать о том, чтоб республика взяла опеку над этим имуществом. В любом случае, этот вопрос должен выноситься на широкое обсуждение, – сказал он Крыминформу. – Возможно, вопрос решит SMS-голосование. И, конечно, эта проблема должна очень четко высветиться в СМИ, чтобы с одной стороны объяснить жителям Феодосии все плюсы и минусы передачи, а с другой – задекларировать все намерения и обязательства республики».
У города однозначно должна остаться возможность проводить в галерее Айвазовского мероприятия, считает директор Феодосийской детской музыкальной школы №1 Анжела Сердюкова. Когда будет отремонтирован большой зал, там можно будет давать концерты.
«Чтоб сохранить это наследие для потомков, может быть, уместно передать её, если на республиканском уровне будут специально расписанные программы по содержанию галереи. Но ещё один момент, который волнует меня как руководителя музыкальной школы, сохранится ли возможность проведения культурных мероприятий на базе галереи. У меня есть предложение, когда будет отремонтирован большой зал, проводить там концерты городской детской филармонии, приглашать школьников», – сказала она.
В одном позиции и экспертов и простых горожан схожи – галерея Айвазовского должна развиваться, а наследие великого мариниста должно быть доступно как можно большему числу почитателей.
«Завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу». Эти строки из завещания великого мариниста Ивана Айвазовского в последние дни цитируют общественники, чиновники, политики и активисты всех мастей. Вспомнили о завещании после заявления Общественной палаты Крыма, которая рекомендовала передать галерею в республиканский фонд. Речь не идет о вывозе картин или о переносе здания в другой город. Власти Республики Крым намерены взять на себя ответственность, в том числе финансовую, по реставрации и содержанию наследия великого художника в Феодосии. Однако и это вызвало нешуточные споры. Главный аргумент в пользу передачи феодосийской картинной галереи из муниципальной собственности в ведение республики – реализация задачи по выведению работы учреждения на более высокий уровень. Для этого необходимо стабильное и достаточное финансирование. Город из-за дефицитности бюджета обеспечить этого не может: примерная стоимость капитального ремонта здания галереи равняется половине всех средств городской казны. Содержание наследства великого мариниста тоже удовольствие не из дешевых. Со всеми в ней картинами и статуями Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского – один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. После смерти художника в 1900 году картинная галерея, согласно завещанию, перешла во владение города. В 1921 году была национализирована, а в 1922 году – включена в сеть государственных музеев страны. Сейчас здесь хранится 416 произведений Айвазовского, рассказывает директор галереи Татьяна Гайдук. Оценить собрание галереи в денежном эквиваленте невозможно. Но косвенно судить о стоимости собрания можно по одному факту: в галерее всего несколько полотен мариниста, страховая стоимость которых ниже 1 миллиона евро. Вся же коллекция музейного учреждения насчитывает около 10 тысяч единиц хранения. «Это не только картины, но и архивные материалы, ценные фотографии и документы, в том числе – библиотека Константина Богаевского. При этом, порядка 180 картин выставлены в экспозиции», – рассказала Крыминформу Гайдук. С момента воссоединения Крыма с Россией галерея принимает ежегодно чуть более 200 тысяч посетителей. «В украинский период было около 300 тысяч, потому что действовало железнодорожное сообщение с материком. С начала текущего года галерею посетили 220 тысяч человек», – рассказала директор музейного учреждения. Доходы и расходы на текущее содержание Цена взрослого билета в картинную галерею Айвазовского с экскурсией составляет 300 рублей. Льготные билеты стоят от 150 до 200 рублей в зависимости от категории льготника. «Умножать число посетителей на стоимость билета неправильно», – констатирует Гайдук. Дело в том, что из общего числа посетителей в текущем году более 32 тысяч воспользовались бесплатным проходом, ещё большее число – льготники, в том числе дети. Доход учреждения складывается из заработанных средств, субсидий городского бюджета и спонсорских пожертвований. «Бюджетное субсидирование – 9,5 миллионов рублей, спецсчёт (собственный доход, спонсорские деньги, и часть средств, которые не были израсходованы в прошлом году) – 43,8 миллиона рублей», – рассказала глава учреждения о доходах текущего года, подчеркнув, что этих денег едва хватает на содержание галереи по самому скромному разряду. «Фонд заработной платы: из бюджета – 7 миллионов рублей, со спецсчёта – 18 миллионов. Это около 40% от потребности. Наш штат составляет 45 человек, а по стандартам материковой России нам нужно его увеличивать как минимум вдвое. Кроме того, у сотрудников галереи совсем маленькие зарплаты: ставка замдиректора по научной работе – 11 тысяч рублей, старшего научного сотрудника – 9 тысяч, музейный смотритель получает около 6,5 тысяч рублей. Конечно, в Российской Федерации зарплата это не только ставка, но и надбавки от 80 до 120%, но за вычетом налогов суммы всё равно маленькие», – отметила Гайдук. Расходы на охрану галереи составляют 1,5 млн рублей из бюджета и 2,5 млн – со спецсчёта. «Это покрывает около 30% от потребности в охране», – уверяет Гайдук и продолжает: «Около 1 миллиона рублей бюджетных средств – коммунальные платежи, поставка газа, эксплуатация котельной, другие мелкие расходы. Дальше то, что идёт исключительно за счёт спецсредств. Мы позволили себе только расходы на правильное хранение: четыре витрины с сигнализацией, рамы, бескислотный картон, в котором положено хранить графику, небликующее стекло, совершенствование системы сигнализации, заказ билетных бланков. А также расходы на установку системы электронного учёта фондов КАМИС, приобретение мебели для экспозиционного зала, спецоборудования для хранения архива, для билетного хозяйства и кое-что нам нужно ещё докупить. Это почти уже сделано, или будет сделано до конца года», – перечислила Гайдук. При этом часть средств, заработанных в текущем году, необходимо отложить на первое полугодие следующего: на выплату налогов и содержание объекта до начала нового курортного сезона, поскольку зарабатывать по-настоящему Феодосийская картинная галерея начинает только в июне. «Вот и всё. И эта сумма, только на то, чтобы штаны не упали», – подытожила Гайдук. Противоаварийные работы и капитальный ремонт Самый обсуждаемый вопрос в год 200-летия Айвазовского – плачевное состояние дома художника. В время проведения торжественных мероприятий галерея приняла ряд самых высокопоставленных гостей – от высшего руководства республики до визита в мае 2016 года главы правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. «По моему мнению, тот факт, что мы быстро вошли в федеральную целевую программу, что процесс значительно ускорился – это один из результатов визита премьера, хотя эта программа появилась ещё до приезда Медведева», – говорит Гайдук, имея в виду 36 миллионов рублей, полученных галереей по ФЦП на противоаварийные работы. «На эти средства в текущем году отреставрирована вся черепичная кровля, частично – стропильная система. Над главным выставочным залом (который сейчас находится в аварийном состоянии) сооружен защитный колпак. Из 36 миллионов рублей осталось 6 миллионов, на них подрядчик ведёт исследовательские работы, чтобы затем эти документы легли в основу новой проектно-сметной документации для проведения дальнейшего ремонта», – рассказала директор галереи. Приблизительная цена капремонта главного корпуса галереи колеблется от 280 до 300 миллионов. Точнее эту сумму можно будет назвать после изготовления проекта реставрации. Как сообщали ранее в администрации Феодосии, местным управлением капстроительства запрошено около 22 млн рублей на проектно-изыскательские работы. «График реставрационных работ такой: в 2017 году – окончание проектирования реставрационных работ, в 2018-2019 годах равными долями (примерно по 90 миллионов) – финансирование на реставрацию и её завершение», – прокомментировал ситуацию в апреле текущего года руководитель управления культуры Феодосии Альберт Доржеев. За эти федеральные средства планируется привести в порядок главный выставочный зал галереи (в том числе – кровлю и стеклянный потолок над залом), ремонт всего первого этажа главного корпуса, осушить стены, произвести гидроизоляцию, установку автономной осушающей системы, которая поможет решить вопрос постоянного подъёма грунтовых вод, систему микроклимата музея, музейного освещения и решить ряд других вопросов. А вот капитальный ремонт фасада галереи, который едва успели завершить к празднованию юбилея мариниста, был сделан за спонсорские средства. Здание, которое до этого имело бледно-желтый цвет, приобрело оттенок шафрана. Кстати, в 70-80-е годы прошлого века галерея была окрашена в тёмно-бордовый цвет, при этом исторический цвет фасада – серый. Его решили не возвращать. «Фасад был очищен до камня. Стены окрашены. Использована дорогая силиконовая краска. Подрядчик произвел реставрацию скульптур грифонов и муз на фасаде. В целом, я довольна, поскольку сделали даже больше, чем было запланировано и сделали качественно», – поделилась в июле текущего года впечатлениями о проделанной работе руководитель галереи. Капремонта требует и второй корпус галереи. По словам Гайдук, в этом вопросе город рассчитывать на федеральное финансирование не сможет, и будет вынужден снова изыскивать спонсорские либо иные средства. «Речь идёт только о главном корпусе, который является памятником федерального значения. Но существует ещё и второй, содержимое которого мы полностью планируем переместить в основное здание после его реставрации. Дело в том, что второй корпус также требует ремонта, но является уже объектом республиканского уровня. Поэтому собственнику придётся самому искать на это деньги, тут уже никакая ФЦП не поможет», – объяснила Гайдук. Поручение президента 7 сентября 2017 года на официальном сайте Кремля появилось поручение, адресованное правительству Российской Федерации о приведении в удовлетворительное состояние объектов культурного наследия в Крыму и Севастополе. В том числе речь идёт о Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского и Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике. Этому поручению предшествовала встреча президента с учёными и общественными деятелями Севастополя и Крыма 18 августа. Тогда директор Феодосийской картинной галереи Татьяна Гайдук обратилась к Владимиру Путину с просьбой, чтобы судьба художника стала одной из тем Русского географического общества. Президент согласился и поинтересовался состоянием здания галереи, а после рассказа Гайдук о реальном положении дел, заверил, что здание будет приведено в «достойное состояние». «В итоге президент пообещал прислать команду музейщиков. И вот недавно у нас уже поработали специалисты Третьяковской галереи. Вместе с ними мы готовим свод предложений, которые будут представлены правительству РФ, о том, как мы видим наше развитие и что для этого нужно. Также президент сказал, что пришлёт специалистов по реконструкции и уже первый визит в этой связи был. И теперь мы еженедельно общаемся с куратором из команды президента», – рассказала Крыминформу Гайдук.