✔ Братья Вильямсон - «История»
Warren 01-сен, 12:01 193 Новости АРКОни родились в Торжке Тверской губернии - старший, Борис, до Октябрьской революции, младший, Александр, почти через год после неё. Но в начале двадцатых семья перебралась в Крым, где тогда, казалось, должно быть посытнее - юг всё-таки. Здесь тоже было трудно, очень, но выжили - мама сохранила ребятишек, двух дочек и двух сынов. Старший потом отдал жизнь за Крым, защищая его, Севастополь, в Великую Отечественную. Младший в сражениях выстоял до Победы, чеканил шаг по брусчатке Красной площади 24 июня 1945-го - на первом нашем, главном Параде Победы.
Борис - морпех
Вильямсон - фамилия эстонская, хотя по многим документам братья значатся русскими, но всё же их род ведётся из Прибалтики, откуда в поисках лучшей жизни в Тверскую губернию перебрался дед наших героев - Христофор. Там женился, родился сын Александр. На долю Александра Вильямсона-старшего выпала Первая мировая, уходя на фронт, он оставил жену Анну Михайловну, которая ждала ребёнка, - в 1915-м родился сын Борис. Увы, мы не знаем дат рождения, судьбы Ольги и Надежды, двух дочерей Анны и Александра Вильямсон. Известно только, что в Крым мама увезла всех четверых детей, младший Саша, названный в честь отца, родился 13 августа 1918-го. Очевидно, уехали из Торжка в начале двадцатых годов прошлого века, уже после смерти в
1919-м главы семьи, вернувшегося с фронта Первой мировой израненным и больным.
В Крыму обосновались вначале в Керчи, где братья окончили школу-семилетку, Александр работал на металлургическом заводе, позже окончил два курса сельхозтехникума в Ялте, Борис учился в автотранспортном техникуме в Симферополе. Александр работал на Симферопольском заводе электромонтёром и занимался в аэроклубе. Старшего брата манило море, младшего - небо. В Симферополе, очевидно, пережила фашистскую оккупацию и мама героев, а вот жена Бориса Александровича, увы, имя её неизвестно, судя по документам военного архива, была в эвакуации в Свердловской области. По документам, сохранившимся в Центральном архиве Министерства обороны России и выложенным в базе данных «Память народа», узнаём немного о Борисе Вильямсоне. Он стал моряком, морским пехотинцем, капитан-лейтенант, помощник начальника штаба (по иным данным - начальник штаба) 3-го Перекопского полка морской пехоты Черноморского флота. Полк был сформирован в сентябре 1941-го для десанта на оборону Одессы, высадился там в конце сентября в районе Григорьевки и месяц оборонял будущий город-герой. В конце октября, когда создалось угрожающее положение Севастополю, морпехов вновь направили в Крым. Борис Александрович Вильямсон защищал крымский город-герой до последнего - числится пропавшим без вести 3 июля 1942-го. Уже был приказ временно оставить город, но тысячи защитников, раненых, измождённых, собрались на побережье, на мысе Херсонес, на Фиоленте, на 35-й батарее, напрасно ожидая помощи, готовясь погибнуть за город. Где-то там погиб и наш земляк, младший брат безуспешно потом искал любые сведения о старшем.
В военном архиве сохранился лишь наградной лист Бориса Александровича на орден Красной Звезды, что вручили в мае 1942-го. Из документа узнаём, что в конце февраля при наступлении Борис был ранен, а на военной службе с 1936-го. «В полку находится со дня формирования. Участник десантной операции под Одессой. Будучи в десанте командиром пулемётной роты, в момент, когда румынские войска пытались восстановить занимаемые нашими войсками важные рубежи, товарищ Вильямсон поднял своих бойцов в контратаку, отбросил наступление противника. С декабря 1941-го в должности начальника разведки полка неоднократно ходил в разведку к переднему краю врага и приносил ценные сведения, что давало возможность командованию знать о противнике и его огневых средствах. Во время наступления немцев 17-25 декабря 1941-го всё время находился в боевых порядках. Лично с группой бойцов подползал к замаскированной пулемётной точке, уничтожили её гранатами. Во время наступления нашей части 27-28 февраля 1942-го в момент атаки ранен и находится на излечении». Сохранился и снимок бравого морского пехотинца - последнее фото героя, отдавшего жизнь за Крым, за Родину.
Александр - лётчик
И фронтовой снимок младшего брата, Александра Вильямсона, родные сохранили - внук Дмитрий с гордостью выложил его на страничке проекта «Бессмертный полк». Школа в Зуе Белогорского района носит имя Героя Советского Союза, в столице республики, на улице Воровского, 6, - мемориальная доска, сообщающая, что в этом доме жил Александр Александрович. А в Мирном, в Симферополе, неподалёку от Евпаторийского шоссе и Объездной, есть улица Вильямсона - её назвали в честь младшего брата, но, по большому счёту, она и в честь старшего, погибшего в Великую Отечественную, и в честь отца, раненного в Первую мировую, в честь всей их героической семьи патриотов.
Став на крыло в Симферопольском аэроклубе, Александр продолжил обучение в Севастополе, в Качинской Краснознамённой военной авиационной школе имени революционера Александра Мясникова. Окончил перед самой войной, получил назначение в 298-й истребительный (с августа 1943-го 104-й Гвардейский) авиаполк. Воевал вместе с будущим трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, а на каждом своём самолёте писал - «За Виталия», друга-крымчанина, 18-летнего Виталия Горохова, не вернувшегося из боя 17 октября 1941-го.
Боевой счёт истребитель Александр Вильямсон открыл в августе 1941-го, сбив неподалёку от Запорожья немецкий бомбардировщик, а свою 18-ю победу в воздушном бою уже гвардии капитан, командир эскадрильи одержал над Берлином 28 апреля 1945-го. 382 боевых вылета, 18 сбитых лично вражеских самолётов и 6 - в группе, 2 гитлеровских самолёта, сожжённых при штурмовке аэродромов. Дочь героя Ольга выложила на сайте Герои Советского Союза воспоминания отца о бое в феврале 1942-го, когда сопровождали наши бомбардировщики. «Возвращаясь назад, под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Меня как-то отсекли от своих, потерял их из виду. А тут наседает четвёрка «мессершмиттов». Чтобы не подставлять под удар «брюхо», резко нырнул вниз и перешёл на бреющий полёт. Оглянулся - один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьёт моего «ишачка» (так ласково лётчики называли самолёты «Ил». - Ред.), и тогда конец. Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого манёвра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, «мессер» падает на землю. Куда девались остальные фашисты - не знаю. Но если бы кому-то вздумалось преследовать, мне бы не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта ещё далеко.
И вдруг вижу - навстречу тянется пятёрка дорогих «ишачков». Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили на выручку. Признаюсь, не сдержал слёз: «Разве такие дадут погибнуть», - подумал я и вклинился в строй». На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Встретились лишь через несколько дней».
Звание Героя Советского Союза Александру присвоили уже после Парада Победы, а тогда в Москве на его парадном кителе были два ордена Красного Знамени, два - Отечественной войны, орден Красной Звезды и Александра Невского, боевые медали. Не оставил авиацию наш земляк и после войны, окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, командовал 764-м истребительным полком ПВО, новые награды появились на кителе. Выйдя по состоянию здоровья в запас, Александр Александрович стал служить в гражданской системе Аэрофлота, на Камчатке, в родном Симферополе, где был диспетчером аэропорта. Прославленного лётчика не стало 23 февраля 1986-го. А в мае 2009-го в небо поднялся МиГ-31 его родного 764-го истребительного авиаполка, на фюзеляже имя - «Александр Вильямсон».
Борис и Александр Вильямсон.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.
Фото из открытых источников.
Они родились в Торжке Тверской губернии - старший, Борис, до Октябрьской революции, младший, Александр, почти через год после неё. Но в начале двадцатых семья перебралась в Крым, где тогда, казалось, должно быть посытнее - юг всё-таки. Здесь тоже было трудно, очень, но выжили - мама сохранила ребятишек, двух дочек и двух сынов. Старший потом отдал жизнь за Крым, защищая его, Севастополь, в Великую Отечественную. Младший в сражениях выстоял до Победы, чеканил шаг по брусчатке Красной площади 24 июня 1945-го - на первом нашем, главном Параде Победы. Борис - морпех Вильямсон - фамилия эстонская, хотя по многим документам братья значатся русскими, но всё же их род ведётся из Прибалтики, откуда в поисках лучшей жизни в Тверскую губернию перебрался дед наших героев - Христофор. Там женился, родился сын Александр. На долю Александра Вильямсона-старшего выпала Первая мировая, уходя на фронт, он оставил жену Анну Михайловну, которая ждала ребёнка, - в 1915-м родился сын Борис. Увы, мы не знаем дат рождения, судьбы Ольги и Надежды, двух дочерей Анны и Александра Вильямсон. Известно только, что в Крым мама увезла всех четверых детей, младший Саша, названный в честь отца, родился 13 августа 1918-го. Очевидно, уехали из Торжка в начале двадцатых годов прошлого века, уже после смерти в 1919-м главы семьи, вернувшегося с фронта Первой мировой израненным и больным. В Крыму обосновались вначале в Керчи, где братья окончили школу-семилетку, Александр работал на металлургическом заводе, позже окончил два курса сельхозтехникума в Ялте, Борис учился в автотранспортном техникуме в Симферополе. Александр работал на Симферопольском заводе электромонтёром и занимался в аэроклубе. Старшего брата манило море, младшего - небо. В Симферополе, очевидно, пережила фашистскую оккупацию и мама героев, а вот жена Бориса Александровича, увы, имя её неизвестно, судя по документам военного архива, была в эвакуации в Свердловской области. По документам, сохранившимся в Центральном архиве Министерства обороны России и выложенным в базе данных «Память народа», узнаём немного о Борисе Вильямсоне. Он стал моряком, морским пехотинцем, капитан-лейтенант, помощник начальника штаба (по иным данным - начальник штаба) 3-го Перекопского полка морской пехоты Черноморского флота. Полк был сформирован в сентябре 1941-го для десанта на оборону Одессы, высадился там в конце сентября в районе Григорьевки и месяц оборонял будущий город-герой. В конце октября, когда создалось угрожающее положение Севастополю, морпехов вновь направили в Крым. Борис Александрович Вильямсон защищал крымский город-герой до последнего - числится пропавшим без вести 3 июля 1942-го. Уже был приказ временно оставить город, но тысячи защитников, раненых, измождённых, собрались на побережье, на мысе Херсонес, на Фиоленте, на 35-й батарее, напрасно ожидая помощи, готовясь погибнуть за город. Где-то там погиб и наш земляк, младший брат безуспешно потом искал любые сведения о старшем. В военном архиве сохранился лишь наградной лист Бориса Александровича на орден Красной Звезды, что вручили в мае 1942-го. Из документа узнаём, что в конце февраля при наступлении Борис был ранен, а на военной службе с 1936-го. «В полку находится со дня формирования. Участник десантной операции под Одессой. Будучи в десанте командиром пулемётной роты, в момент, когда румынские войска пытались восстановить занимаемые нашими войсками важные рубежи, товарищ Вильямсон поднял своих бойцов в контратаку, отбросил наступление противника. С декабря 1941-го в должности начальника разведки полка неоднократно ходил в разведку к переднему краю врага и приносил ценные сведения, что давало возможность командованию знать о противнике и его огневых средствах. Во время наступления немцев 17-25 декабря 1941-го всё время находился в боевых порядках. Лично с группой бойцов подползал к замаскированной пулемётной точке, уничтожили её гранатами. Во время наступления нашей части 27-28 февраля 1942-го в момент атаки ранен и находится на излечении». Сохранился и снимок бравого морского пехотинца - последнее фото героя, отдавшего жизнь за Крым, за Родину. Александр - лётчик И фронтовой снимок младшего брата, Александра Вильямсона, родные сохранили - внук Дмитрий с гордостью выложил его на страничке проекта «Бессмертный полк». Школа в Зуе Белогорского района носит имя Героя Советского Союза, в столице республики, на улице Воровского, 6, - мемориальная доска, сообщающая, что в этом доме жил Александр Александрович. А в Мирном, в Симферополе, неподалёку от Евпаторийского шоссе и Объездной, есть улица Вильямсона - её назвали в честь младшего брата, но, по большому счёту, она и в честь старшего, погибшего в Великую Отечественную, и в честь отца, раненного в Первую мировую, в честь всей их героической семьи патриотов. Став на крыло в Симферопольском аэроклубе, Александр продолжил обучение в Севастополе, в Качинской Краснознамённой военной авиационной школе имени революционера Александра Мясникова. Окончил перед самой войной, получил назначение в 298-й истребительный (с августа 1943-го 104-й Гвардейский) авиаполк. Воевал вместе с будущим трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, а на каждом своём самолёте писал - «За Виталия», друга-крымчанина, 18-летнего Виталия Горохова, не вернувшегося из боя 17 октября 1941-го. Боевой счёт истребитель Александр Вильямсон открыл в августе 1941-го, сбив неподалёку от Запорожья немецкий бомбардировщик, а свою 18-ю победу в воздушном бою уже гвардии капитан, командир эскадрильи одержал над Берлином 28 апреля 1945-го. 382 боевых вылета, 18 сбитых лично вражеских самолётов и 6 - в группе, 2 гитлеровских самолёта, сожжённых при штурмовке аэродромов. Дочь героя Ольга выложила на сайте Герои Советского Союза воспоминания отца о бое в феврале 1942-го, когда сопровождали наши бомбардировщики. «Возвращаясь назад, под Артемовском заметили вражеский аэродром, по которому длинными хвостами тянулись снежные струи: поднимались в воздух фашистские истребители. Завязался бой. Меня как-то отсекли от своих, потерял их из виду. А тут наседает четвёрка «мессершмиттов». Чтобы не подставлять под удар «брюхо», резко нырнул вниз и перешёл на бреющий полёт. Оглянулся - один из фашистов пристраивается в хвост. Вот-вот очередь прошьёт моего «ишачка» (так ласково лётчики называли самолёты «Ил». - Ред.), и тогда конец. Резко убираю газ. И в тот же миг фашистский истребитель с воем проносится надо мной. Он явно не ожидал такого манёвра. Через несколько секунд уже я оказываюсь у него в хвосте. Нажимаю на гашетку, «мессер» падает на землю. Куда девались остальные фашисты - не знаю. Но если бы кому-то вздумалось преследовать, мне бы не уйти: патронов больше нет, горючее на нуле, а до линии фронта ещё далеко. И вдруг вижу - навстречу тянется пятёрка дорогих «ишачков». Это мои ребята, выдержав трудный воздушный бой, спешили на выручку. Признаюсь, не сдержал слёз: «Разве такие дадут погибнуть», - подумал я и вклинился в строй». На последних каплях горючего истребители перетянули через линию фронта. Садились почти на передовой, в одиночку, кто куда долетел. Встретились лишь через несколько дней». Звание Героя Советского Союза Александру присвоили уже после Парада Победы, а тогда в Москве на его парадном кителе были два ордена Красного Знамени, два - Отечественной войны, орден Красной Звезды и Александра Невского, боевые медали. Не оставил авиацию наш земляк и после войны, окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, командовал 764-м истребительным полком ПВО, новые награды появились на кителе. Выйдя по состоянию здоровья в запас, Александр Александрович стал служить в гражданской системе Аэрофлота, на Камчатке, в родном Симферополе, где был диспетчером аэропорта. Прославленного лётчика не стало 23 февраля 1986-го. А в мае 2009-го в небо поднялся МиГ-31 его родного 764-го истребительного авиаполка, на фюзеляже имя - «Александр Вильямсон». Борис и Александр Вильямсон. Наталья БОЯРИНЦЕВА. Фото из открытых источников.