Трасса изобилия - «История» » Крымские новости

✔ Трасса изобилия - «История»



Наша газета 1965 года. Автора.

Именно так 55 лет назад наша газета, да и все крымчане называли Северо-Крымский канал - грандиозное сооружение на юге СССР, «великую стройку коммунизма», «ударную комсомольскую стройку». Новости этих дней в 2020-м: десятки населённых пунктов переведены на режимное водоснабжение; постпредство Крыма при президенте России просит ООН расследовать водную блокаду полуострова по вине Украины. Новости 70-летней и 55-летней давности в водном плане были радостнее.


Мечты сбываются


Номер «Красного Крыма», так раньше называлась наша газета, за 21 сентября 1950-го: сообщение о решении правительства страны строить Северо-Крымский канал. Выпуск на следующий день буквально искрился радостью жителей, мечтавших, как теперь изменится жизнь к лучшему. «С пуском днепровской воды в Крым ещё ярче расцветут колхозные нивы. Мы получим возможность на больших площадях снимать по два урожая. Заложим сад на 50 гектарах, примерно на 400 гектарах будем выращивать хлопок. Получать по 10 тонн винограда в год с одного гектара», - планировали колхозники Красноперекопского и Джанкойского районов. Номер за 15 сентября 1965-го, наш коллега В. Милославский передаёт из Пахаревки Джанкойского района: «Второй год пошёл, как воды Днепра стали питать живительной влагой засушливые степи Крыма (пуск состоялся 17 октября 1963-го. - Ред.) На орошаемых землях Красноперекопского района труженики сельского хозяйства выращивают высокие урожаи риса, пшеницы, кукурузы, овощей. Теперь воды Днепра пришли и на поля Джанкойского района - ещё 25 километров Северо-Крымского канала сдано в эксплуа­тацию. Сегодня днём поднят затвор перегораживающего сооружения, воды Днепра пересекли незримую границу между двумя районами и потекли к Джанкою». На следую­щий день в газете огромный фотоотчёт В. Милославского и фотокорреспондента Лео­нида Яблонского: «Такие события всегда волнуют и запоминаются на всю жизнь. По землям Джанкойского района течёт широкая река! Белопенные волны катятся от одного берега к другому. Ещё десять минут назад здесь не было этой реки, только под ярким южным солнцем отливали жёлтым бархатом крутые склоны русла Северо-Крымского канала. Но вот по команде седого «Днепра-Славутича» нажата кнопка на пульте управления, мощная лебёдка подняла многотонный затвор перегораживающего сооружения, и река, словно вырвавшись из плена, с рёвом ринулась вперёд. Она так и шла с водным валом впереди, метр за метром заполняя канал. Трудно передать словами ликование, которое выражали участники многотысячного митинга. Здесь и строители канала, которые переместили с помощью мощных механизмов сотни тысяч кубометров грунта и построили сложные гидротехнические сооружения. Здесь сельские труженики, представители промышленных предприятий. В ближайших сёлах никто не мог усидеть дома. Вот две пожилых женщины, помнящие, как до революции голод и засуха гнули к земле крымских крестьян. И вот сбылась вековая мечта: живительные воды Днепра плещутся у ног! Пока только через два района нашей области протекает новая могучая река, порождённая седым Славутичем. Впереди ещё многие радостные встречи с Днепром».
Встреч было много: в
1971-м вода пришла на Керченский полуостров, ответв­ления канала повели её в Раздольненский, Красногвардейский, Сакский районы, 30 лет назад создано огромное Межгорное водохранилище, благодаря которому Днепр стал поить и Симферополь…


Придумали в Никите


И мечта - вековая: без прес­ной воды полуостров страдал всегда, уже к середине XIX века проблема обострилась. Выход: перебросить на север Крыма воду из Днепра придумал Христиан Стевен, директор Никитского ботанического сада, в 1846-м. Правда, проект, оценённый в 40 миллионов рублей, был отклонён в Министерстве гос­имущества. Из-за невозможности поднять воду - Днепр течёт ниже севера полуострова. Тогда способ снабжения Крыма водой придумал Николай Головкинский, главный гидролог Таврической земуправы. Обследовав все крымские реки и родники, составил карту естественного водоснабжения полуострова, в том числе за счёт артезианских запасов. Первая в стране артезианская скважина-станция появилась в Саках. Благодаря скважинам, ситуация немного улучшилась. Впрочем, учёный уже тогда, в конце XIX века, предупреждал, что растрачивать глубинные запасы воды нельзя - надо думать о канале.
Думали долго, а выход нашёл инженер-гидролог Вадим Никольский, что больше пятнадцати лет работал над развитием проекта Стевена.
В 1929-м гидролог доложил на заседании Совнаркома Крымской АССР, что на Днепре у Каховки можно обустроить плотину, протянуть канал к реке Каланчак у Перекопа и оборудовать сеть насосных станций. Канал можно провести по всему Северному Крыму. А можно - до Сиваша, перекрыв залив дамбой, чтобы не проникала солёная вода, и устроить там огромное водохранилище для днепровской влаги, которую потом подавать в другие регионы. Или, как вариант, устроить водохранилища у Перекопа, где есть две природные впадины. И автору, и властям понравился вариант с Сивашским водохранилищем, но тогда не хватило средств, а гидролога вскоре по надуманному обвинению репрессировали - погиб перед войной. После Победы глава государства Иосиф Сталин поручил учёным вернуться к решению проблемы водоснабжения Крыма. Было три варианта: опреснение Азовского моря и создание естественного водохранилища; строительство водовода от Кубани по дну Керченского пролива и строи­тельство сухопутного канала от Днепра (как в своё время предлагали Христиан Стевен и Вадим Никольский). Третий вариант и выбрали, с каналом, насосными станциями, ответвлениями, подобный тому, что разработал Никольский. И появилось в 1951-м постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Правда, само строительство тогда ещё не началось - десятилетие ушло на исследовательские и проектно-изыскательные работы, на очистку территории от неразорвавшихся снарядов Великой Отечественной (но и потом они, увы, попадались, жертвы были).
Своими силами построить канал крымчане не могли, а потому в феврале 1961-го на пленуме Крымского обкома Компартии первый секретарь Иван Лутак, объявил «всенародную стройку», пригласив на работы жителей всего Союза. Вскоре по комсомольским путёвкам прибыли около 10 тысяч строителей. Работа, трудная, но интересная закипела: на страницах нашей газеты постоянно появлялись материалы со строительства, рассказы о рабочих - они все стали «коллективными корреспондентами «Крымской правды». А жизнь какая бурная на стройке, весёлая, энергичная, со множеством свадеб - большинство из сложившихся тогда пар и теперь живут счастливо. И оборудование для стройки везли со всех уголков СССР и даже из братских тогда социалис­тических зарубежных стран. Изначально русло канала было земляное, но много воды терялось. Решили одеть канал в бетон, работы проводились зимой, когда пуск воды прекращался.
Идея обеспечить полуостров днепровской водой появилась в Российской империи при Александре I, продолжилась уже при Советском Союзе: развита и официально оформлена при Иосифе Сталине, строительство началось при Никите Хрущёве, большая часть сделана при Леониде Брежневе, а окончена стройка при Михаиле Горбачёве - реально вековая история. Которая, увы, похоже, завершилась весной 2014-го. 19 марта того года Украина (когда канал строили, никто и помыслить не мог, что огромная страна перестанет существовать и начнётся делёжка земель и всенародных строек) ещё запустила воду по каналу. Но потом её становилось всё меньше, к маю неподалёку от границы с уже российским Крымом появилась дамба… «Седой Днепр-Славутич», как писали 55 лет назад коллеги, ушёл из Крыма - украинские власти не смогли простить жителям полуострова выбор на референдуме. Засушливый год, обмелевшие водохранилища, графики подачи и резко подскочившая стоимость бутилированной воды в магазине - картинка дней сегодняшних. Нет, всё же вспомним, картинку прош­лого, 1965-го, когда Днепр шёл к землям Джанкойского района: «Многие из тех, кто пришёл на митинг, спустились к воде, пили её, умывались, а самые нетерпеливые, раздевшись, ныряли в только что образовавшуюся реку и переплывали с одного берега на другой. А это было не так-то просто, переплыть реку шириной почти в семьдесят метров! Новая могучая река Крыма, порождённая седым Славутичем».


Наша газета 1965 года. Автора. Именно так 55 лет назад наша газета, да и все крымчане называли Северо-Крымский канал - грандиозное сооружение на юге СССР, «великую стройку коммунизма», «ударную комсомольскую стройку». Новости этих дней в 2020-м: десятки населённых пунктов переведены на режимное водоснабжение; постпредство Крыма при президенте России просит ООН расследовать водную блокаду полуострова по вине Украины. Новости 70-летней и 55-летней давности в водном плане были радостнее. Мечты сбываются Номер «Красного Крыма», так раньше называлась наша газета, за 21 сентября 1950-го: сообщение о решении правительства страны строить Северо-Крымский канал. Выпуск на следующий день буквально искрился радостью жителей, мечтавших, как теперь изменится жизнь к лучшему. «С пуском днепровской воды в Крым ещё ярче расцветут колхозные нивы. Мы получим возможность на больших площадях снимать по два урожая. Заложим сад на 50 гектарах, примерно на 400 гектарах будем выращивать хлопок. Получать по 10 тонн винограда в год с одного гектара», - планировали колхозники Красноперекопского и Джанкойского районов. Номер за 15 сентября 1965-го, наш коллега В. Милославский передаёт из Пахаревки Джанкойского района: «Второй год пошёл, как воды Днепра стали питать живительной влагой засушливые степи Крыма (пуск состоялся 17 октября 1963-го. - Ред.) На орошаемых землях Красноперекопского района труженики сельского хозяйства выращивают высокие урожаи риса, пшеницы, кукурузы, овощей. Теперь воды Днепра пришли и на поля Джанкойского района - ещё 25 километров Северо-Крымского канала сдано в эксплуа­тацию. Сегодня днём поднят затвор перегораживающего сооружения, воды Днепра пересекли незримую границу между двумя районами и потекли к Джанкою». На следую­щий день в газете огромный фотоотчёт В. Милославского и фотокорреспондента Лео­нида Яблонского: «Такие события всегда волнуют и запоминаются на всю жизнь. По землям Джанкойского района течёт широкая река! Белопенные волны катятся от одного берега к другому. Ещё десять минут назад здесь не было этой реки, только под ярким южным солнцем отливали жёлтым бархатом крутые склоны русла Северо-Крымского канала. Но вот по команде седого «Днепра-Славутича» нажата кнопка на пульте управления, мощная лебёдка подняла многотонный затвор перегораживающего сооружения, и река, словно вырвавшись из плена, с рёвом ринулась вперёд. Она так и шла с водным валом впереди, метр за метром заполняя канал. Трудно передать словами ликование, которое выражали участники многотысячного митинга. Здесь и строители канала, которые переместили с помощью мощных механизмов сотни тысяч кубометров грунта и построили сложные гидротехнические сооружения. Здесь сельские труженики, представители промышленных предприятий. В ближайших сёлах никто не мог усидеть дома. Вот две пожилых женщины, помнящие, как до революции голод и засуха гнули к земле крымских крестьян. И вот сбылась вековая мечта: живительные воды Днепра плещутся у ног! Пока только через два района нашей области протекает новая могучая река, порождённая седым Славутичем. Впереди ещё многие радостные встречи с Днепром». Встреч было много: в 1971-м вода пришла на Керченский полуостров, ответв­ления канала повели её в Раздольненский, Красногвардейский, Сакский районы, 30 лет назад создано огромное Межгорное водохранилище, благодаря которому Днепр стал поить и Симферополь… Придумали в Никите И мечта - вековая: без прес­ной воды полуостров страдал всегда, уже к середине XIX века проблема обострилась. Выход: перебросить на север Крыма воду из Днепра придумал Христиан Стевен, директор Никитского ботанического сада, в 1846-м. Правда, проект, оценённый в 40 миллионов рублей, был отклонён в Министерстве гос­имущества. Из-за невозможности поднять воду - Днепр течёт ниже севера полуострова. Тогда способ снабжения Крыма водой придумал Николай Головкинский, главный гидролог Таврической земуправы. Обследовав все крымские реки и родники, составил карту естественного водоснабжения полуострова, в том числе за счёт артезианских запасов. Первая в стране артезианская скважина-станция появилась в Саках. Благодаря скважинам, ситуация немного улучшилась. Впрочем, учёный уже тогда, в конце XIX века, предупреждал, что растрачивать глубинные запасы воды нельзя - надо думать о канале. Думали долго, а выход нашёл инженер-гидролог Вадим Никольский, что больше пятнадцати лет работал над развитием проекта Стевена. В 1929-м гидролог доложил на заседании Совнаркома Крымской АССР, что на Днепре у Каховки можно обустроить плотину, протянуть канал к реке Каланчак у Перекопа и оборудовать сеть насосных станций. Канал можно провести по всему Северному Крыму. А можно - до Сиваша, перекрыв залив дамбой, чтобы не проникала солёная вода, и устроить там огромное водохранилище для днепровской влаги, которую потом подавать в другие регионы. Или, как вариант, устроить водохранилища у Перекопа, где есть две природные впадины. И автору, и властям понравился вариант с Сивашским водохранилищем, но тогда не хватило средств, а гидролога вскоре по надуманному обвинению репрессировали - погиб перед войной. После Победы глава государства Иосиф Сталин поручил учёным вернуться к решению проблемы водоснабжения Крыма. Было три варианта: опреснение Азовского моря и создание естественного водохранилища; строительство водовода от Кубани по дну Керченского пролива и строи­тельство сухопутного канала от Днепра (как в своё время предлагали Христиан Стевен и Вадим Никольский). Третий вариант и выбрали, с каналом, насосными станциями, ответвлениями, подобный тому, что разработал Никольский. И появилось в 1951-м постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно-Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Правда, само строительство тогда ещё не началось - десятилетие ушло на исследовательские и проектно-изыскательные работы, на очистку территории от неразорвавшихся снарядов Великой Отечественной (но и потом они, увы, попадались, жертвы были). Своими силами построить канал крымчане не могли, а потому в феврале 1961-го на пленуме Крымского обкома Компартии первый секретарь Иван Лутак, объявил «всенародную стройку», пригласив на работы жителей всего Союза. Вскоре по комсомольским путёвкам прибыли около 10 тысяч строителей. Работа, трудная, но интересная закипела: на страницах нашей газеты постоянно появлялись материалы со строительства, рассказы о рабочих - они все стали «коллективными корреспондентами «Крымской правды». А жизнь какая бурная на стройке, весёлая, энергичная, со множеством свадеб - большинство из сложившихся тогда пар и теперь живут счастливо. И оборудование для стройки везли со всех уголков СССР и даже из братских тогда социалис­тических зарубежных стран. Изначально русло канала было земляное, но много воды терялось. Решили одеть канал в бетон, работы проводились зимой, когда пуск воды прекращался. Идея обеспечить полуостров днепровской водой появилась в Российской империи при Александре I, продолжилась уже при Советском Союзе: развита и официально оформлена при Иосифе Сталине, строительство началось при Никите Хрущёве, большая часть сделана при Леониде Брежневе, а окончена стройка при Михаиле Горбачёве - реально вековая история. Которая, увы, похоже, завершилась весной 2014-го. 19 марта того года Украина (когда канал строили, никто и помыслить не мог, что огромная страна перестанет существовать и начнётся делёжка земель и всенародных строек) ещё запустила воду по каналу. Но потом её становилось всё меньше, к маю неподалёку от границы с уже российским Крымом появилась дамба… «Седой Днепр-Славутич», как писали 55 лет назад коллеги, ушёл из Крыма - украинские власти не смогли простить жителям полуострова выбор на референдуме. Засушливый год, обмелевшие водохранилища, графики подачи и резко подскочившая стоимость бутилированной воды в магазине - картинка дней сегодняшних. Нет, всё же вспомним, картинку прош­лого, 1965-го, когда Днепр шёл к землям Джанкойского района: «Многие из тех, кто пришёл на митинг, спустились к воде, пили её, умывались, а самые нетерпеливые, раздевшись, ныряли в только что образовавшуюся реку и переплывали с одного берега на другой. А это было не так-то просто, переплыть реку шириной почти в семьдесят метров! Новая могучая река Крыма, порождённая седым Славутичем».

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru