✔ Полководец и учитель - «История»
Владислав 20-янв, 00:00 193 Новости АРКИх имена немного похожи - Георгий и Григорий. Они оба любили Родину и сражались за неё, один в Великую Отечественную был начальником Генерального штаба, командовал фронтами, второй, учитель, стал партизанским связным. Один дожил до Победы, принимал парад на Красной площади, ушёл в 77 лет, будучи четырежды Героем Советского Союза, второй погиб в 27 лет, не узнав даже об освобождении родных мест, и наград не заслужил - только память. Память о двух солдатах Отечества - Георгии Жукове и Григории Романенко хранят на полуострове, их имена носят улицы и школы в Симферополе и Нижнегорском районе.
[/h3]
Георгий Жуков. Фото из открытых источников.
[h3]
Григорий Романенко. Фото из открытых источников.
Маршал Победы
Так Георгия Жукова стали называть после Великой Отечественной, для деревенского мальчишки из Калужской губернии, с похвальным листом окончившего церковно-приходскую школу, бывшего московского скорняка, это была пятая военная компания в жизни (шестая будет в Венгрии в 1956-м). Он родился 1 декабря (по новому стилю) 1896-го в семье Константина Артемьевича и Устиньи Артемьевны. В Императорскую армию парня (на фото будущий Маршал Советского Союза в начале военного пути) призвали в 1915-м: в начале направили на обучение в запасной полк под Калугой, а после получения звания унтер-офицера (сержанта) - на Юго-Западный фронт в 10-й Новгородский драгунский полк. У будущего четырежды Героя Советского Союза, кавалера многих отечественных и иностранных наград первые боевые появились в Первую мировую - два «Солдатских Егория» - Георгиевские кресты IV и III степеней - за захват немецкого офицера и ранение в бою. Потом - Гражданская война, уже красноармейцу выпало сражаться на Восточном, Западном и Южном фронтах. Окончив кавалерийские курсы в Рязани, командовал эскадроном, заслужив первый из трёх орденов Боевого Красного Знамени. Учёба в Высшей кавалерийской школе и на кавалерийских курсах усовершенствования комсостава, преподавание в Белорусском университете, командование бригадой, дивизией, корпусом. Бои на Халхин-Голе и первая Золотая Звезда Героя Советского Союза. А затем была Бессарабия, где «командующему войсками Киевского особого военного округа генералу армии товарищу Жукову приказывалось разгромить румынскую армию». Громить не пришлось: румыны приняли ультиматум и начали отходить из региона: Украинская ССР пополнилась новыми землями. «Во всех гарнизонах занятой Бессарабии установить образцовый порядок. Немедленно принять меры к исправлению дорог и мостов. Особое внимание обратить на внешний вид бойцов и их подтянутость, всем быть побритыми, почищенными в опрятной чистой летней одежде и касках», - приказывал своим солдатам командующий уже всем Южным фронтом, чётко понимая, что красноармейцы - лицо страны. И был парад в Кишинёве - первый, который довелось принимать Георгию Константиновичу.
До следующего - в Москве - будут долгие и тяжёлые пять лет, наполненные горечью поражений и радостью побед. Великая Отечественная. Для тогдашнего начальника Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной Армии она началась с подготовленных директив наркома обороны Семёна Тимошенко: «обрушиться всеми силами и средствами там, где противник пересёк границу, но самим границы не переходить <>приступить к решительному наступлению на немецкие войска»…. А закончилась война, когда он, представитель Ставки, уполномоченный Иосифом Сталиным, командующий 1-м Белорусским фронтом, в пригороде Берлина Карлсхорсте принял от Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Должность министра обороны при Никите Хрущёве и две опалы - сталинская и хрущёвская, овации в Кремлёвском дворце, куда его впервые за почти десятилетия пригласили на празднование Дня Победы, 20-летия, Леонид Брежнев, новый руководитель страны, считал, что без Жукова её бы не было.
«Для меня главным было служение Родине, своему народу. И с чистой совестью могу сказать: я сделал всё, чтобы выполнить этот свой долг. Дни моих самых больших радостей совпали с радостями Отечества. Тревога Родины, её потери и огорчения всегда волновали меня больше, чем личные. Я прожил с сознанием, что приношу пользу народу, а это главное для любой жизни», - писал Георгий Жуков. В 1985-м в его честь в Симферополе назвали улицу - Маршала Жукова. Его имя носит библиотека №17 и школа №29, где создан музей героя, а во дворе - памятник Георгию Константиновичу.
Просто физик
Он преподавал этот предмет, а ещё математику в Таманской (Изобильненской) школе, ходил с ребятами в походы, рассказывал о героях Отечества и учил быть настоящими людьми, патриотами. Он и сам таким был, Григорий Андреевич Романенко, выпускник Крымского педагогического института имени Михаила Фрунзе. Увы, о нём известно не так много - обычный парень, что очень любил Родину - их тысячи таких героев, не отмеченных страной, но оставшихся в памяти земляков, просто страны, земли, за которую они не жалели ни сил, ни жизни.
Родился будущий герой в крестьянской семье на Кировоградщине 22 января 1916-го, о профессии учителя, наверное, мечтал с детства, ведь и сам прекрасно учился, спортсмен, постоянный участник творческих кружков. Когда началась Великая Отечественная, стал партизаном Зуйско-Сейтлерского (Белогорско-Нижнегорского) отряда, потом - связным в подпольной группе односельчанина Ивана Дьяченко - его из партизанского отряда направили в родное село. «Односельчане вспоминают, с каким восторгом молодой учитель рассказывал о победах Красной Армии, - пишет краевед-исследователь Андрей Кечин. - И как смело он участвовал в диверсиях, проводимых подпольщиками. В селе появлялись листовки, рассказывающие правду о событиях на фронте, призывающие быть патриотами. Благодаря мужеству Григория Романенко из фашистского заточения убегали военнопленные, а партизаны получали нужные сведения». Молодого патриота предали: раненому ему удалось бежать, но у полицаев, прислужников фашистов, было больше сил. Когда парень, понимая, что дальше сопротивляться не сможет, просто прижался спиной к дубу в роще, попытавшись из последних сил держаться прямо, гордо и ненавистно глядя на врага, его стали избивать, потом застрелили в упор.
До освобождения села, Крыма оставалось чуть больше года, до Победы - чуть больше двух лет. В Победе есть и вклад 27-летнего партизана-подпольщика Григория Андреевича Романенко: ему не вручали наград, не присваивали звания, но в памяти односельчан он - герой и патриот. На дубе в Изобильненской роще есть памятная табличка о том, что 12 апреля 1943-го здесь расстрелян учитель-патриот. В 1965-м наша газета рассказала о том, что «Герою комсомольцу на центральной усадьбе совхоза «Приморье» установлен обелиск. Жители совхоза свято чтят память о своём земляке. Любительская киностудия, которой руководит товарищ Устименко, работает над короткометражным фильмом «Он был нашим учителем». В Изобильном есть улица имени героя, а местная школа с недавних пор носит имя Григория Романенко.
Два героя - один известный всему миру, прославленный, о втором знают лишь немногие крымчане, ни медали, ни ордена не было у парня. Они разные, Георгий Жуков и Григорий Романенко, по возрасту, опыту, боевым делам… Но у них было общее - Родина, за которую сражались, и есть общее - наша память. О героях Великой Отечественной, патриотах, тех, кто сделал всё, чтобы у потомков, у будущих поколений над головой было мирное небо, а слух не резали разрывы снарядов и вой бомбардировщиков. Они разные, наши Герои, но они - Победители.
Их имена немного похожи - Георгий и Григорий. Они оба любили Родину и сражались за неё, один в Великую Отечественную был начальником Генерального штаба, командовал фронтами, второй, учитель, стал партизанским связным. Один дожил до Победы, принимал парад на Красной площади, ушёл в 77 лет, будучи четырежды Героем Советского Союза, второй погиб в 27 лет, не узнав даже об освобождении родных мест, и наград не заслужил - только память. Память о двух солдатах Отечества - Георгии Жукове и Григории Романенко хранят на полуострове, их имена носят улицы и школы в Симферополе и Нижнегорском районе. _