«Вперёд, за Родину!» - «История» » Крымские новости

✔ «Вперёд, за Родину!» - «История»


Это неимоверно трудно: сделать первый шаг, подняться, когда не решаются другие, встать, позвать, увлечь за собой. Туда, где многих, а тебя, наверное, в первую очередь, ждёт неминуемая гибель, где прошивают насквозь пули и летят осколки снарядов, где минное поле и неигрушечная война. Но шагнуть, подняться, встать, увлечь надо обязательно. Ведь от этого зависит жизнь других, десятков, сотен, тысяч людей, ждущих спасения. И делаешь, поднимаешься, встаёшь - во имя Родины, за неё.


Навсегда в памяти


Их было, наверное, тысячи на Руси, во всех войнах, на всех фронтах, тех, кто поднимался первым. Не по приказу, даже не по командирскому долгу, а по зову души, осознавая, что, если не он, то, может быть, никто. Поднимался, конечно, отчаянно боясь (на войне ведь страшно даже самым смелым), но преодолевая страх, желание спастись, выжить, преодолевая себя во имя других. История сохранила нам немногие имена таких людей: кто-то из них известен подвигом и награждён, кто-то остался в памяти лишь однополчан… В своих, часто коротких жизнях, эти Герои сделали главный, первый, шаг - под ожесточённым обстрелом врага.
В Первую мировую этот шаг сделала 21-летняя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова, когда в бою были убиты офицеры, она, со словами «Вперёд! За мной!», повела солдат в атаку, успешную, но для неё - последнюю. Посмертно награждена орденом Святого Георгия IV степени.
В Великую Отечественную таких примеров известно больше. 36-летний не награждённый Алексей Гордеевич Ерёменко, младший политрук, погибший «Комбат» с фотографии симферопольца Макса Владимировича Альперта. 20-летняя Марионелла (Гуля) Владимировна Королёва, сан-инструктор, посмертно награждена орденом Красного Знамени. 20-летняя санинструктор Зинаида Ивановна Маресева, что увлекла в атаку отступивших бойцов со словами «Ура! Вперёд! За Родину!». Посмертно - Герой Советского Союза. 19-летняя Анна Павловна Алексеева, санинструктор, наводчик-артиллерист. Она погибла позже, а за то, что повела в штыковую батальон, оставшийся без командиров, награждена медалью «За боевые заслуги». А вот 16-летнюю (приписавшую себе два года для фронта) санинструктора Зинаиду Александровну Шипанову, поднявшую в атаку растерявшуюся роту, так и не наградили ничем - не могли решить, медаль или орден. Но, наверное, наградой девушке, неоднократно раненной, контуженной, стала весть о Победе и жизнь до 90 лет. Её тёзка
Зинаида Александровна Самсонова погибла в 19, она тоже санинструктор, что в критический момент боя повела солдат в атаку. Посмертно - Герой Советского Союза. Это о ней (да, наверное, и обо всех таких Героях, Героинях, не побоявшихся сделать первый шаг) писала её однополчанка Юлия Владимировна Друнина: «Зинка нас повела в атаку,/ Мы пробились по чёрной ржи,/ По воронкам и буеракам,/ Через смертные рубежи./ Мы не ждали посмертной славы,/ Мы хотели со славой жить./… Почему же в бинтах кровавых/ Светлокосый солдат лежит?».


Крымские имена


Среди наших земляков, родившихся в Крыму и ушедших здесь в вечность, тоже есть те, кто сделал первый шаг на пути к Победе, ведя за собою бойцов, на миг растерявшихся, ошалевших от боя и потерь.
28 сентября 1941-го, бои на севере Крыма - Великая Отечественная началась три месяца назад, а фашисты уже рвутся на полуостров. Им на входе в Крым противостоит сформированная здесь 51-я армия Павла Ивановича Батова. Вот пошли на врага, занявшего село Кула (Волошино) под Армянском, немногочисленные танки 514-го стрелкового полка (5-го моторизованного) 172-й дивизии (3-й Крымской народного ополчения, комдив Иван Андреевич Ласкин).
А пехота за ними замедлилась в наступлении, не спешила покидать окоп, отстала, слишком уж жестокий артобстрел вели фашисты. Тогда вслед за танками, подбадривая солдат, зовя их в атаку, шагнул мужчина в шинели, с двумя звёздочками на петлицах. Он смог пройти совсем немного - упал, сражённый осколком фашистской мины. Но бойцы уже устремились в атаку…
Тем, первым, был 47-летний уроженец Кубани Семён Васильевич Борзилов, начальник автобронетанкового отдела 51-й армии, генерал-майор танковых войск, один из тех высших офицеров, кто не любил сидеть в блиндаже командного пункта. За его плечами были Первая мировая и война с белофиннами, три ордена Красного Знамени, выход из фашистского окружения в Белоруссии. Его похоронили в Симферополе, в Комсомольском (Семинарском) сквере, в 1965-м посмертно наградили орденом Отечественной войны
I степени, а годом ранее останки перенесли на воинский мемориал, исказив фамилию на могильной плите. Вдова Валентина Васильевна с помощью Героя Советского Союза Андраника Абрамовича Казаряна в 1965-м всё же нашла захоронение, исправили ошибку. Словно в извинение, спустя год появилась в Симферополе небольшая улочка имени Борзилова.
О 19-летней Вере Степановне Лебёдкиной осталась только память самого Симферополя, по улицам которого девушка (даже снимка не сохранилось) ходила. Остались воспоминания её однополчанина Екатерины Васильевны Селищевой и скромная запись в документах военного архива. 19-летняя санинструктор 105-го стрелкового полка 77-й стрелковой (Симферопольской краснознамённой ордена Суворова дивизии имени Серго Орджоникидзе - полное наименование на конец войны) погибла в Краснодарском крае 16 февраля 1943-го (похоронена в станице Ново-Николаевская - по военным архивным документам). По ним девушка то числится «пропавшей без вести» тогда, то «погибшей», и откуда - не ясно, то «Ростов-на-Дону», то «Дучейки, Дусенко, Джанкойского района», то «г» (город), то «с» (село), но не нашли мы на полуострове этого названия. Её ждала мама Анна. А санинструктор Екатерина Селищева вспоминала, что подруга была из Симферополя, где училась в 9-й школе, жила на Липовой. «Она очень любила свою Родину, свой Крым, свой народ. И когда мы готовились идти в атаку (сигнал к ней почему-то затягивался, враг мог подготовиться к обороне. - Ред.), она пробралась вперёд, вышла из окопа, запела песню, крикнула «За нашу Родину, за Крым родной!». Батальон поднялся в атаку, мы взяли тот хутор (Васильковский. - Ред.) с ходу. А Вера погибла тогда». Спустя неделю в боях за этот хутор погиб 42-летний командир дивизии Анатолий Михайлович Кашкин, когда поднял солдат в очередную контратаку (похоронен в станице Гриневская).
В 23 года погибла на крымской земле уроженка Николаева Галина Константиновна Петрова (дома её ждала мама Антонина Никитична, сын Костик, а муж Анатолий Фёдорович Железнов погиб при обороне Ленинграда). Санинструктор была одна из тех, кто шагнул в ледяную воду Керченского пролива 1 ноября 1943-го, чтобы занять плацдарм у Эльтигена. На пути было минное поле, но сапёров не оказалось, и она медленно, нащупывая проход, первой поползла вперёд: «Смелее, ребята! За мной!». Там она выжила, погибла спустя неделю, 8 ноября (по документам, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны России, перезахоронена из Эльтигена на воинское кладбище в Керчи). А ещё через неделю, среди других участников Керченско-Эльтигенского десанта, ей присвоено звание Героя Советского Союза. Её именем названы улицы в Героевском (Эльтиген), в Севастополе, считается, что и село Петрово (Ак-Монай) в Ленинском районе - в её честь.
Посмертно звание Героя Советского Союза присвоено 19-летней уроженке Кубани Татьяне Игнатовне Костыриной, снайперу, что погибла в бою за Аджимушкай 22 нояб-
ря 1943-го. Когда погиб командир, а солдаты залегли в каком-то секундном замешательстве, страхе, она поднялась в полный рост: «За Родину! За мной, ребята, вперёд! Бей проклятых фашистов!». Теперь в Керчи (из Аджимушкая туда, на воинский мемориал, перезахоронены останки девушки) её имя носит улица, а в Ленинском районе есть село Костырино (Чонгелек), названное в честь девушки.
На севере Крыма, при прорыве фашистской обороны под Армянском, погиб 8 апреля 1944-го (день начала Крымской наступательной операции 4-го Украинского фронта Фёдора Ивановича Толбухина) 26-летний Пётр Лаврентьевич Черябкин, уроженец Пензенской области. Он, кавалер ордена Красной Звезды, командовал тогда взводом и первым из наступавших поднял бойцов в атаку на превосходящие силы врага, сумел с товарищами прорваться в три линии траншей противника, часто ведя рукопашные бои. Два тяжёлых ранения не заставили его покинуть поле боя, там и погиб, прося солдат только об одном: «Удержать рубеж!». Его похоронили в братской могиле у станции Пятиозёрная, перезахоронили в парке Победы в Армянске. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В селе Ишунь Красноперекопского района есть улица Черябкина.
Это так сложно, сделать первый шаг, подняться, увлечь за собою в атаку… Они смогли, Герои Отечества, сделавшие всё во имя Победы. Будем помнить, земляки!




Татьяна Костырина.




Пётр Черябкин.




Галина Петрова.




Семён Борзилов.


Это неимоверно трудно: сделать первый шаг, подняться, когда не решаются другие, встать, позвать, увлечь за собой. Туда, где многих, а тебя, наверное, в первую очередь, ждёт неминуемая гибель, где прошивают насквозь пули и летят осколки снарядов, где минное поле и неигрушечная война. Но шагнуть, подняться, встать, увлечь надо обязательно. Ведь от этого зависит жизнь других, десятков, сотен, тысяч людей, ждущих спасения. И делаешь, поднимаешься, встаёшь - во имя Родины, за неё. Навсегда в памяти Их было, наверное, тысячи на Руси, во всех войнах, на всех фронтах, тех, кто поднимался первым. Не по приказу, даже не по командирскому долгу, а по зову души, осознавая, что, если не он, то, может быть, никто. Поднимался, конечно, отчаянно боясь (на войне ведь страшно даже самым смелым), но преодолевая страх, желание спастись, выжить, преодолевая себя во имя других. История сохранила нам немногие имена таких людей: кто-то из них известен подвигом и награждён, кто-то остался в памяти лишь однополчан… В своих, часто коротких жизнях, эти Герои сделали главный, первый, шаг - под ожесточённым обстрелом врага. В Первую мировую этот шаг сделала 21-летняя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова, когда в бою были убиты офицеры, она, со словами «Вперёд! За мной!», повела солдат в атаку, успешную, но для неё - последнюю. Посмертно награждена орденом Святого Георгия IV степени. В Великую Отечественную таких примеров известно больше. 36-летний не награждённый Алексей Гордеевич Ерёменко, младший политрук, погибший «Комбат» с фотографии симферопольца Макса Владимировича Альперта. 20-летняя Марионелла (Гуля) Владимировна Королёва, сан-инструктор, посмертно награждена орденом Красного Знамени. 20-летняя санинструктор Зинаида Ивановна Маресева, что увлекла в атаку отступивших бойцов со словами «Ура! Вперёд! За Родину!». Посмертно - Герой Советского Союза. 19-летняя Анна Павловна Алексеева, санинструктор, наводчик-артиллерист. Она погибла позже, а за то, что повела в штыковую батальон, оставшийся без командиров, награждена медалью «За боевые заслуги». А вот 16-летнюю (приписавшую себе два года для фронта) санинструктора Зинаиду Александровну Шипанову, поднявшую в атаку растерявшуюся роту, так и не наградили ничем - не могли решить, медаль или орден. Но, наверное, наградой девушке, неоднократно раненной, контуженной, стала весть о Победе и жизнь до 90 лет. Её тёзка Зинаида Александровна Самсонова погибла в 19, она тоже санинструктор, что в критический момент боя повела солдат в атаку. Посмертно - Герой Советского Союза. Это о ней (да, наверное, и обо всех таких Героях, Героинях, не побоявшихся сделать первый шаг) писала её однополчанка Юлия Владимировна Друнина: «Зинка нас повела в атаку,/ Мы пробились по чёрной ржи,/ По воронкам и буеракам,/ Через смертные рубежи./ Мы не ждали посмертной славы,/ Мы хотели со славой жить./… Почему же в бинтах кровавых/ Светлокосый солдат лежит?». Крымские имена Среди наших земляков, родившихся в Крыму и ушедших здесь в вечность, тоже есть те, кто сделал первый шаг на пути к Победе, ведя за собою бойцов, на миг растерявшихся, ошалевших от боя и потерь. 28 сентября 1941-го, бои на севере Крыма - Великая Отечественная началась три месяца назад, а фашисты уже рвутся на полуостров. Им на входе в Крым противостоит сформированная здесь 51-я армия Павла Ивановича Батова. Вот пошли на врага, занявшего село Кула (Волошино) под Армянском, немногочисленные танки 514-го стрелкового полка (5-го моторизованного) 172-й дивизии (3-й Крымской народного ополчения, комдив Иван Андреевич Ласкин). А пехота за ними замедлилась в наступлении, не спешила покидать окоп, отстала, слишком уж жестокий артобстрел вели фашисты. Тогда вслед за танками, подбадривая солдат, зовя их в атаку, шагнул мужчина в шинели, с двумя звёздочками на петлицах. Он смог пройти совсем немного - упал, сражённый осколком фашистской мины. Но бойцы уже устремились в атаку… Тем, первым, был 47-летний уроженец Кубани Семён Васильевич Борзилов, начальник автобронетанкового отдела 51-й армии, генерал-майор танковых войск, один из тех высших офицеров, кто не любил сидеть в блиндаже командного пункта. За его плечами были Первая мировая и война с белофиннами, три ордена Красного Знамени, выход из фашистского окружения в Белоруссии. Его похоронили в Симферополе, в Комсомольском (Семинарском) сквере, в 1965-м посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени, а годом ранее останки перенесли на воинский мемориал, исказив фамилию на могильной плите. Вдова Валентина Васильевна с помощью Героя Советского Союза Андраника Абрамовича Казаряна в 1965-м всё же нашла захоронение, исправили ошибку. Словно в извинение, спустя год появилась в Симферополе небольшая улочка имени Борзилова. О 19-летней Вере Степановне Лебёдкиной осталась только память самого Симферополя, по улицам которого девушка (даже снимка не сохранилось) ходила. Остались воспоминания её однополчанина Екатерины Васильевны Селищевой и скромная запись в документах военного архива. 19-летняя санинструктор 105-го стрелкового полка 77-й стрелковой (Симферопольской краснознамённой ордена Суворова дивизии имени Серго Орджоникидзе - полное наименование на конец войны) погибла в Краснодарском крае 16 февраля 1943-го (похоронена в станице Ново-Николаевская - по военным архивным документам). По ним девушка то числится «пропавшей без вести» тогда, то «погибшей», и откуда - не ясно, то «Ростов-на-Дону», то «Дучейки, Дусенко, Джанкойского района», то «г» (город), то «с» (село), но не нашли мы на полуострове этого названия. Её ждала мама Анна. А санинструктор Екатерина Селищева вспоминала, что подруга была из Симферополя, где училась в 9-й школе, жила на Липовой. «Она очень любила свою Родину, свой Крым, свой народ. И когда мы готовились идти в атаку (сигнал к ней почему-то затягивался, враг мог подготовиться к обороне. - Ред.), она пробралась вперёд, вышла из окопа, запела песню, крикнула «За нашу Родину, за Крым родной!». Батальон поднялся в атаку, мы взяли тот хутор (Васильковский. - Ред.) с ходу. А Вера погибла тогда». Спустя неделю в боях за этот хутор погиб 42-летний командир дивизии Анатолий Михайлович Кашкин, когда поднял солдат в очередную контратаку (похоронен в станице Гриневская). В 23 года погибла на крымской земле уроженка Николаева Галина Константиновна Петрова (дома её ждала мама Антонина Никитична, сын Костик, а муж Анатолий Фёдорович Железнов погиб при обороне Ленинграда). Санинструктор была одна из тех, кто шагнул в ледяную воду Керченского пролива 1 ноября 1943-го, чтобы занять плацдарм у Эльтигена. На пути было минное поле, но сапёров не оказалось, и она медленно, нащупывая проход, первой поползла вперёд: «Смелее, ребята! За мной!». Там она выжила, погибла спустя неделю, 8 ноября (по документам, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны России, перезахоронена из Эльтигена на воинское кладбище в Керчи). А ещё через неделю, среди других участников Керченско-Эльтигенского десанта, ей присвоено звание Героя Советского Союза. Её именем названы улицы в Героевском (Эльтиген), в Севастополе, считается, что и село Петрово (Ак-Монай) в Ленинском районе - в её честь. Посмертно звание Героя Советского Союза присвоено 19-летней уроженке Кубани Татьяне Игнатовне Костыриной, снайперу, что погибла в бою за Аджимушкай 22 нояб- ря 1943-го. Когда погиб командир, а солдаты залегли в каком-то секундном замешательстве, страхе, она поднялась в полный рост: «За Родину! За мной, ребята, вперёд! Бей проклятых фашистов!». Теперь в Керчи (из Аджимушкая туда, на воинский мемориал, перезахоронены останки девушки) её имя носит улица, а в Ленинском районе есть село Костырино (Чонгелек), названное в честь девушки. На севере Крыма, при прорыве фашистской обороны под Армянском, погиб 8 апреля 1944-го (день начала Крымской наступательной операции 4-го Украинского фронта Фёдора Ивановича Толбухина) 26-летний Пётр Лаврентьевич Черябкин, уроженец Пензенской области. Он, кавалер ордена Красной Звезды, командовал тогда взводом и первым из наступавших поднял бойцов в атаку на превосходящие силы врага, сумел с товарищами прорваться в три линии траншей противника, часто ведя рукопашные бои. Два тяжёлых ранения не заставили его покинуть поле боя, там и погиб, прося солдат только об одном: «Удержать рубеж!». Его похоронили в братской могиле у станции Пятиозёрная, перезахоронили в парке Победы в Армянске. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В селе Ишунь Красноперекопского района есть улица Черябкина. Это так сложно, сделать первый шаг, подняться, увлечь за собою в атаку… Они смогли, Герои Отечества, сделавшие всё во имя Победы. Будем помнить, земляки! Татьяна Костырина. Пётр Черябкин. Галина Петрова. Семён Борзилов.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня







Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru