Морской «Красный Крым» - «История» » Крымские новости

✔ Морской «Красный Крым» - «История»




«Красный Крым» - газета и крейсер. Фотокопия автора.


В этом году наша газета отметила 105-летие, название «Крымская правда» она получила в январе 1952-го, а до этого почти 32 года называлась «Красный Крым». Тогда это имя было распространено на полуострове: несколько колхозов и трудовых артелей назывались на суше, а на море был крейсер - подшефный и друг газеты. Именно он в 1944-м возглавил эскадру кораб­лей, вернувшуюся к месту постоянного базирования, - в Севастополь. А в войну защищал и этот город, и Одессу, и десант в Феодосию высаживал. У него, гвардейского, было три имени, последнее «Красный Крым» передал большому противолодочному кораблю (служил с 1970-го по 1996-й), с которым дружила уже «Крымская правда».


Балтийская «Светлана»


В этом году крейсер отметил бы 110-летие, но, увы, в 1959-м был списан и разрезан на металл, по иным данным - затоплен при испытании вооружения. 27 лет назад эта участь постигла большой противолодочный корабль (БПК) «Красный Крым», унаследовавший от крейсера и имя, и гвардейский военно-морской флаг, и дружбу с газетчиками. Но родился крейсер на пять лет раньше нашей газеты («Таврической правды», «Крымского коммуниста») и шефствовать по месту рождения над ним могло бы, наверное, иное издание, «Балтийская правда», к примеру. Да и у самого крейсера было вначале женское имя - «Светлана».


В честь бронепалубной яхты Великого князя Алексея Александровича (четвёртого сына императора Александра Второго и его супруги Марии Александровны), возглавлявшего Морское ведомство. На воду корабль спустили в конце 1896-го, а 15 мая 1905-го он геройски погиб в Цусимском сражении Русско-японской войны. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры вместе с крейсерами «Алмаз» и «Урал» (тоже погибнет) шёл вначале впереди - разведчик, а в сражении был в охранении - обстрелян японцами, получил тяжёлые повреждения, 2 моряка погибли. Затоплены артиллерийские погреба и динамо-машины, из-за сильного крена крейсер лишился возможности обороняться орудиями по левому борту, отстал от эскадры. Принял бой с двумя крейсерами и миноносцем японцев, но силы были неравны. Затонул с поднятым кормовым флагом. Погибли 167 моряков, в том числе, командир Сергей Шеин, старший офицер Алексей Зуров, минный офицер Лев Воронец, младший штурманский офицер Георгий Нирод (старший штурманский офицер Владимир Дьяконов погибнет от ран в плену), командир кормовой группы орудий Александр Арцыбашев, вахтенный начальник Дмитрий Толстой, вахтенный офицер Николай Свербеев, младший судовой механик Михаил Агатьев, судовой священник отец Фёдор (Хандалеев).


В память о геройском крейсере в 1913-м в Ревеле (позже - Таллин) и заложили новое судно, через два года спустили на воду, но достроить помешала Первая мировая война. После Великой Октябрьской революции, когда возникла угроза германской оккупации города, судно отбуксировали в Петроград, лишь в 1928-м смогли достроить, с модернизацией, превратив в авианосец с гидросамолётом-разведчиком, спецплощадкой и кран-балкой для него. Правда, имя у корабля уже было - «Проф­интерн» (Красный интернационал профсоюзов), 1 июля 1928-го зачислен в состав Морских Сил Балтийского моря (будущий Краснознамённый Балтийский флот), а через год вышел c линкором «Парижская коммуна» (с 1911-го по 1921-й - «Севастополь», в честь первой обороны города) в дальний поход. Общее руководство - за командиром дивизии Львом Галлером, линкором командовал Константин Самойлов, крейсером - Аполлон Кузнецов. Из Кронштадта в Атлантику, Средиземное море до Неаполя и обратно, до Мурманска. И всё это зимой, со штормовыми повреждениями и огромной усталостью. Комдив, понимая, что идти обратно тем же путём - потерять корабли, запросил разрешения у Москвы идти через Эгейское море и пролив Дарданеллы в Чёрное, стать на ремонт в Севастополе, а весной вернуться на Балтику. 18 января 1930-го, через 57 суток и 6269 морских миль (более 11610 километров) корабли зашли в Севастополь. Вскоре решено оставить их в составе Морских Сил Чёрного моря. «Профинтерн» не только был отремонтирован, получил 31 октября 1939-го новое имя - «Красный Крым», но и усилил вооружение. Как чувствовали, что придётся воевать. Тогда же, в конце 1939-го, командир корабля Александр Зубков и редактор газеты Яков Кривицкий подписали договор о дружбе (в 1970-м уже с командиром БПК «Красный Крым» Николаем Головченко такой договор подписал редактор «Крымской правды» Владимир Бобашинский).


Из доков - в бой


Великую Отечественную крейсер встретил в доке Севморзавода имени Серго Орджоникидзе, ремонт ускорили. В конце августа 1941-го эсминцы «Фрунзе» (погиб 21 сентября 1941-го с 50 членами экипажа) и «Дзержинский» (погиб 14 мая 1942-го с более чем 260 моряками - членами экипажа и пополнением для Севастополя) и крейсер «Красный Крым» доставили войска в осаждённую Одессу. Чуть позже высаживал десант в районе села Григорьевка, первый на Чёрном море. С нашим подшефным были тогда крейсер «Красный Кавказ» и эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» (погиб 6 октября 1943 года вместе с лидером «Харьков», эсминцем «Свободный», более 700 моряков, спасли менее 200) и «Безупречный» (погиб 26 июня 1942-го, 550 моряков, экипаж и пополнение для Севастополя; с коман­диром Петром Буряком погиб его сын юнга Володя; спасли тогда троих). 29 октяб­ря 1941-го «Красный Крым» увозил оставшихся защитников Одессы на защиту Севастополя.


На следующий день фашисты подошли к городу, основной флот увели в Новороссийск и Поти, а для прикрытия Севастополя оставили несколько эсминцев, крейсера «Красный Крым» и «Червона Украина» (он, 70 моряков погибли 12 ноября 1941-го, оставшиеся члены экипажа во главе с командиром Иваном Зарубой стали сражаться на суше).


Артиллерия «Красного Крыма» обороняла Севастополь, корабль доставлял в город пополнение с Кавказа, 28-30 декабря 1941-го участ­вовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, высадив бойцов в Феодосии. Тогда под вражескими обстрелами и бомбёжками погибли 12 (ранены 26) моряков - в память о них и о погибших 27 моряках (ранены 66) с крейсера «Красный Кавказ» на набережной города - памятник. В начале января 1942-го вновь приво­зил подкрепление в Фео­досию, чуть позже - в Судак, где тоже был высажен десант. Тогда на корабле обошлось без жертв, а вот в ночь на 22 января в Туапсе, куда возвращался крейсер, 4 моряка погибли во время сильнейшего шторма.
В ОБД «Мемориал» сохранились имена «краснокрымовцев», выбывших по разным причинам: Андрей Косогоров, Фёдор Кривов, Григорий Кудрицкий, Иван Машихин, Александр Якубенко, Аким Гориленко, Николай Мешок, Андрей Мишкин, Евгений Носков, Пётр Пасько, Николай Смирнов, Юрий Тугаев, Георгий Туманов, Михаил Винников, Василий Шкурко, Юрий Тугачев, Иван Стадник, Николай Курыкин, Юрий Тураев, Дмитрий Попов, Алексей Демидов, Григорий Джорбинадзе, Константин Родионов, Фёдор Настенко, Андрей Задорожный, Григорий Воловой, Григорий Водянник, Михаил Чамагуа, Миртат Еремян, Иван Бростовский, Георгий Маленко, Адам Гориленко, Андрей Петренко, Фёдор Говдуй, Владимир Коваленко, Семён Топеха, Фёдор Реутов, Леонид Егоров, Михаил Григорьев, Иван Винник, Михаил Самагин, Константин Галузинский, Савелий Ганцевич, Валентин Андриенко, Николай Гузяр, Бронислав Кон, Михаил Игошев, Павел Мима, Василий Литвинчук, Валентин Андрюшенко. 


Вновь оборона Севастополя, доставка грузов и пополнения - почти 100 рейсов, последний 4 июня 1942-го. А 18 июня, приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова (ранее служил на Черноморском флоте, крейсерах «Червона Украина» и «Красный Кавказ»), за «стойкость, мужество, дисциплину, организованность и героизм» экипаж крейсера стал «гвардейским». После падения Севастополя - битва за Кавказ эвакуация людей из Новороссийска в Поти и Батуми, переброска подкрепления в Туапсе, десанта в оперативный район Станичка-Южная Озерейка под Новороссийском. После крейсер, существенно пострадавший в войну, стал почти на год на ремонт. Сохранился номер «Красного Крыма» за 31 мая 1943-го - приветствие моряков гвардейского крейсера: «Мы приложим все свои силы, чтобы в ближайшее время фашисты на своей шкуре изведали новые сокрушительные удары «Красного Крыма»…


Эскадра Черноморского флота вернулась в освобождённый Крым, Севастополь 5 ноября 1944-го. Во главе шёл «Красный Крым», уже под командованием Пантелеймона Мельникова. На мачтах - флажный сигнал «Привет от победителей непобеждённому Севастополю», первый салютный выстрел произвела артиллерия крейсера.


«Красный Крым» - газета и крейсер. Фотокопия автора. В этом году наша газета отметила 105-летие, название «Крымская правда» она получила в январе 1952-го, а до этого почти 32 года называлась «Красный Крым». Тогда это имя было распространено на полуострове: несколько колхозов и трудовых артелей назывались на суше, а на море был крейсер - подшефный и друг газеты. Именно он в 1944-м возглавил эскадру кораб­лей, вернувшуюся к месту постоянного базирования, - в Севастополь. А в войну защищал и этот город, и Одессу, и десант в Феодосию высаживал. У него, гвардейского, было три имени, последнее «Красный Крым» передал большому противолодочному кораблю (служил с 1970-го по 1996-й), с которым дружила уже «Крымская правда». Балтийская «Светлана» В этом году крейсер отметил бы 110-летие, но, увы, в 1959-м был списан и разрезан на металл, по иным данным - затоплен при испытании вооружения. 27 лет назад эта участь постигла большой противолодочный корабль (БПК) «Красный Крым», унаследовавший от крейсера и имя, и гвардейский военно-морской флаг, и дружбу с газетчиками. Но родился крейсер на пять лет раньше нашей газеты («Таврической правды», «Крымского коммуниста») и шефствовать по месту рождения над ним могло бы, наверное, иное издание, «Балтийская правда», к примеру. Да и у самого крейсера было вначале женское имя - «Светлана». В честь бронепалубной яхты Великого князя Алексея Александровича (четвёртого сына императора Александра Второго и его супруги Марии Александровны), возглавлявшего Морское ведомство. На воду корабль спустили в конце 1896-го, а 15 мая 1905-го он геройски погиб в Цусимском сражении Русско-японской войны. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры вместе с крейсерами «Алмаз» и «Урал» (тоже погибнет) шёл вначале впереди - разведчик, а в сражении был в охранении - обстрелян японцами, получил тяжёлые повреждения, 2 моряка погибли. Затоплены артиллерийские погреба и динамо-машины, из-за сильного крена крейсер лишился возможности обороняться орудиями по левому борту, отстал от эскадры. Принял бой с двумя крейсерами и миноносцем японцев, но силы были неравны. Затонул с поднятым кормовым флагом. Погибли 167 моряков, в том числе, командир Сергей Шеин, старший офицер Алексей Зуров, минный офицер Лев Воронец, младший штурманский офицер Георгий Нирод (старший штурманский офицер Владимир Дьяконов погибнет от ран в плену), командир кормовой группы орудий Александр Арцыбашев, вахтенный начальник Дмитрий Толстой, вахтенный офицер Николай Свербеев, младший судовой механик Михаил Агатьев, судовой священник отец Фёдор (Хандалеев). В память о геройском крейсере в 1913-м в Ревеле (позже - Таллин) и заложили новое судно, через два года спустили на воду, но достроить помешала Первая мировая война. После Великой Октябрьской революции, когда возникла угроза германской оккупации города, судно отбуксировали в Петроград, лишь в 1928-м смогли достроить, с модернизацией, превратив в авианосец с гидросамолётом-разведчиком, спецплощадкой и кран-балкой для него. Правда, имя у корабля уже было - «Проф­интерн» (Красный интернационал профсоюзов), 1 июля 1928-го зачислен в состав Морских Сил Балтийского моря (будущий Краснознамённый Балтийский флот), а через год вышел c линкором «Парижская коммуна» (с 1911-го по 1921-й - «Севастополь», в честь первой обороны города) в дальний поход. Общее руководство - за командиром дивизии Львом Галлером, линкором командовал Константин Самойлов, крейсером - Аполлон Кузнецов. Из Кронштадта в Атлантику, Средиземное море до Неаполя и обратно, до Мурманска. И всё это зимой, со штормовыми повреждениями и огромной усталостью. Комдив, понимая, что идти обратно тем же путём - потерять корабли, запросил разрешения у Москвы идти через Эгейское море и пролив Дарданеллы в Чёрное, стать на ремонт в Севастополе, а весной вернуться на Балтику. 18 января 1930-го, через 57 суток и 6269 морских миль (более 11610 километров) корабли зашли в Севастополь. Вскоре решено оставить их в составе Морских Сил Чёрного моря. «Профинтерн» не только был отремонтирован, получил 31 октября 1939-го новое имя - «Красный Крым», но и усилил вооружение. Как чувствовали, что придётся воевать. Тогда же, в конце 1939-го, командир корабля Александр Зубков и редактор газеты Яков Кривицкий подписали договор о дружбе (в 1970-м уже с командиром БПК «Красный Крым» Николаем Головченко такой договор подписал редактор «Крымской правды» Владимир Бобашинский). Из доков - в бой Великую Отечественную крейсер встретил в доке Севморзавода имени Серго Орджоникидзе, ремонт ускорили. В конце августа 1941-го эсминцы «Фрунзе» (погиб 21 сентября 1941-го с 50 членами экипажа) и «Дзержинский» (погиб 14 мая 1942-го с более чем 260 моряками - членами экипажа и пополнением для Севастополя) и крейсер «Красный Крым» доставили войска в осаждённую Одессу. Чуть позже высаживал десант в районе села Григорьевка, первый на Чёрном море. С нашим подшефным были тогда крейсер «Красный Кавказ» и эсминцы «Бойкий», «Беспощадный» (погиб 6 октября 1943 года вместе с лидером «Харьков», эсминцем «Свободный», более 700 моряков, спасли менее 200) и «Безупречный» (погиб 26 июня 1942-го, 550 моряков, экипаж и пополнение для Севастополя; с коман­диром Петром Буряком погиб его сын юнга Володя; спасли тогда троих). 29 октяб­ря 1941-го «Красный Крым» увозил оставшихся защитников Одессы на защиту Севастополя. На следующий день фашисты подошли к городу, основной флот увели в Новороссийск и Поти, а для прикрытия Севастополя оставили несколько эсминцев, крейсера «Красный Крым» и «Червона Украина» (он, 70 моряков погибли 12 ноября 1941-го, оставшиеся члены экипажа во главе с командиром Иваном Зарубой стали сражаться на суше). Артиллерия «Красного Крыма» обороняла Севастополь, корабль доставлял в город пополнение с Кавказа, 28-30 декабря 1941-го участ­вовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, высадив бойцов в Феодосии. Тогда под вражескими обстрелами и бомбёжками погибли 12 (ранены 26) моряков - в память о них и о погибших 27 моряках (ранены 66) с крейсера «Красный Кавказ» на набережной города - памятник. В начале января 1942-го вновь приво­зил подкрепление в Фео­досию, чуть позже - в Судак, где тоже был высажен десант. Тогда на корабле обошлось без жертв, а вот в ночь на 22 января в Туапсе, куда возвращался крейсер, 4 моряка погибли во время сильнейшего шторма. В ОБД «Мемориал» сохранились имена «краснокрымовцев», выбывших по разным причинам: Андрей Косогоров, Фёдор Кривов, Григорий Кудрицкий, Иван Машихин, Александр Якубенко, Аким Гориленко, Николай Мешок, Андрей Мишкин, Евгений Носков, Пётр Пасько, Николай Смирнов, Юрий Тугаев, Георгий Туманов, Михаил Винников, Василий Шкурко, Юрий Тугачев, Иван Стадник, Николай Курыкин, Юрий Тураев, Дмитрий Попов, Алексей Демидов, Григорий Джорбинадзе, Константин Родионов, Фёдор Настенко, Андрей Задорожный, Григорий Воловой, Григорий Водянник, Михаил Чамагуа, Миртат Еремян, Иван Бростовский, Георгий Маленко, Адам Гориленко, Андрей Петренко, Фёдор Говдуй, Владимир Коваленко, Семён Топеха, Фёдор Реутов, Леонид Егоров, Михаил Григорьев, Иван Винник, Михаил Самагин, Константин Галузинский, Савелий Ганцевич, Валентин Андриенко, Николай Гузяр, Бронислав Кон, Михаил Игошев, Павел Мима, Василий Литвинчук, Валентин Андрюшенко. Вновь оборона Севастополя, доставка грузов и пополнения - почти 100 рейсов, последний 4 июня 1942-го. А 18 июня, приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова (ранее служил на Черноморском флоте, крейсерах «Червона Украина» и «Красный Кавказ»), за «стойкость, мужество, дисциплину, организованность и героизм» экипаж крейсера стал «гвардейским». После падения Севастополя - битва за Кавказ эвакуация людей из Новороссийска в Поти и Батуми, переброска подкрепления в Туапсе, десанта в оперативный район Станичка-Южная Озерейка под Новороссийском. После крейсер, существенно пострадавший в войну, стал почти на год на ремонт. Сохранился номер «Красного Крыма» за 31 мая 1943-го - приветствие моряков гвардейского крейсера: «Мы приложим все свои силы, чтобы в ближайшее время фашисты на своей шкуре изведали новые сокрушительные удары «Красного Крыма»… Эскадра Черноморского флота вернулась в освобождённый Крым, Севастополь 5 ноября 1944-го. Во главе шёл «Красный Крым», уже под командованием Пантелеймона Мельникова. На мачтах - флажный сигнал «Привет от победителей непобеждённому Севастополю», первый салютный выстрел произвела артиллерия крейсера.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня








Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru