Решающий год войны - «История» » Крымские новости

✔ Решающий год войны - «История»




Первый номер 80-летней давности. Фотокопия автора.


Конечно, таким можно назвать каждый год битвы, каждый месяц её, день, час, минуту, секунду… Они все решающие, в миг определяющие положение грядущего успеха или, увы, иногда поражения; наполненные неимоверными подвигами, усилиями и, к сожалению, изменами, утратами. Так было и тогда, в Великую Отечественную, что с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го вела наша страна, Советский Союз, против фашистов, вероломно вторгшихся на наши земли. Но всё же именно 1943-й принято считать переломным, решающим в той битве - «Крымская правда», в войну - «Красный Крым», перелистывает архивные подшивки, чтобы вспомнить, как это было, чем жили тогда полуостров и страна.


Благодарность вождя


Номер за 1 января 1943-го наши коллеги (газета выходила уже в Сочи) во главе с редактором Евгением Степановым (с августа направлен в партизанскую бригаду на полуострове, а номера в печать подписывал заместитель Абрам Райчук) так и вышел под заголовком - «С Новым годом, товарищи, - годом решающих побед Красной Армии!». И сразу газета порадовала, что накануне «наши войска заняли город Котельниково» - спасение пришло в ещё один населённый пункт Сталинградской области. «Прошёл год 1942-й, - писали коллеги. - Это был год ожесточённых битв всего советского народа против немецких оккупантов. <> Советское государство выдержало все испытания, стало ещё более крепким и могучим. Красная Армия вписала в историю Отечественной войны незабываемые страницы мужества и героизма. Знаменательные бои под Ленинградом и Севастополем, на Кавказе и у Сталинграда восхитили весь мир. Красная Армия остановила наседающие орды фашистов, вырвала инициативу и перешла в наступление. Совершенно неожиданно для врага мы начали наступление в районе Сталинграда, затем - на Центральном фронте. Через некоторое время советские войска погнали немцев в районе Северного Дона и на Кавказе. Наступление продолжается. Прошедший год закончился для немцев печально. Провалились все их планы о лёгком и победном окончании войны. Новый год сулит фашистам окончательный разгром. <> Победа будет за нами!». Впрочем, до неё ещё пока далеко, и в 1942-м немало было потерь у нашей страны - Харьковский котёл, Крымский фронт, Севастополь, Ржевская битва... Очень много потерь, сотни тысяч - во имя Победы. Но год 1943-й уже не оставлял сомнений никому - Победа в Великой Отечественной войне будет за Советским Союзом.
К этому стремились все, боем и трудом: «Партизанский отряд, действующий в Крыму, внезапно напал на группу румынских (Румыния воевала на стороне фашистской Германии) солдат, численностью 70 человек… несколько партизан уничтожили немецкую автомашину, следовавшую с запасными частями и точными приборами для зенитных орудий». «Черноморский флот бьёт и будет бить фашистов». «Магнитогорские горняки ежедневно добывают сверх плана 2-2,5 тысячи тонн руды. <>Оборонная промышленность Казахской ССР превысила годовую программу производства вооружения и боеприпасов. <> 85 миллионов рублей и 150 тысяч пудов продовольствия собрали колхозники Киргизской ССР в фонд обороны Родины».


А вот уже радостные заголовки середины-конца января 1943-го - «Успешное наступ­ление наших войск южнее Воронежа». «Ликвидация окружённых немецко-фашистских войск в районе Сталинграда близится к концу». «Прорыв блокады Ленинграда». Наши войска полностью овладели городом Воронеж». И приказ-благодарность верховного главнокомандующего Иосифа Сталина войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Калининского, Волховского и Ленинградского фронтов. «В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, разбила 102 дивизии противника, захватила более 200 тысяч пленных, 13000 орудий и много другой техники и продвинулась вперёд до 400 километров. Наши войска одержали серьёзную победу. Наступление наших войск продолжается. Поздравляю бойцов, командиров и политработников фронтов с победой над немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками - румынами, итальянцами и венграми под Сталинградом, на Дону, на Северном Кавказе, под Воронежем, в районе Великих Лук, южнее Ладожского озера. Объявляю благодарность командованию и доблестным войскам, разгромившим гитлеровские армии на подступах Сталинграда, прорвавшим блокаду Ленинграда и освободившим от немецких оккупантов города Кантемировка, Беловодск, Морозовский, Миллерово, Старобельск, Котельниково, Зимовники, Элиста, Сальск, Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Пятигорск, Ставрополь, Армавир, Валуйки, Россошь, Острогожск, Великие Луки, Шлиссельбург, Воронеж и многие другие города и тысячи населенных пунктов. Вперёд, на разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!».


Народные мстители


Таких приказов с каждым месяцем войны появляется всё больше - стремление к Победе, самоотверженность, подвиг… А ещё, увы, в газете не исчезают материалы о фашистских зверствах на полуострове - заметки передают в редакцию подпольщики, партизаны - очевидцы. Партизан Р. (в целях конспирации имена народных мстителей, данные об отрядах, об армейских частях указывались так «однобуквенно») в январском номере рассказывает о том, как его товарищи отомстили фашистам за гибель мирных жителей из села Айлянма Карасубазарского района (ныне - Поворотное Белогорского). «Мы сняли шапки. Кругом лежали расстрелянные - старики, женщины, дети. Их было 17 человек - жителей деревни. За что их казнили немцы? За что пролили невинную кровь? Нам рассказали: «Фашисты ворвались в деревню, как дикие звери. В первый же день они расстреляли учителя Ибраимова, ограбили всех жителей. Потом пришли каратели. Немцы согнали в сарай 17 стариков, женщин, детей и объявили населению: «Эти люди враги, мы их поведём в Карасубазар, там комендант разберётся». Но это были только слова, арестованных вывели за околицу и расстреляли в спины из автоматов». Мы были на этом кладбище и у тел родных нам людей дали крепкую партизанскую клятву - отомстить фашистам! Залегли у шоссейной дороги и ждали. Долго ждали. Наконец показались две автомашины. В них ехали с гулянки пьяные гестаповцы. Партизанская расправа была короткой. Гранатами и автоматными очередями мы уничтожили всех до единого. 64 гестаповца заплатили своей чёрной поганой кровью за расстрел жителей деревни Айлянма. Так партизаны отомстили фашистам. Так будут мстить и впредь, пока хоть один из них ходит по советской земле».


О партизанах и подпольщиках, вселявших в земляков уверенность в скором освобождении, помогавших Красной Армии громить фашистов на временно оккупированном полуострове, наш «Красный Крым» писал часто и охотно. Ведь и газета была отчасти партизанская - в Крым пачки номеров, выпущенных в Сочи, доставляли смелые лётчики - в партизанский лес, иногда разбрасывали над полуостровом. На склоне Караби-яйлы был главный партизанский аэродром, на который садились самолёты с Большой земли, привозившие боеприпасы, пополнение, забиравшие раненых - первым 29 сентября 1942-го прорвался Георгий Помазков на ТБ-3, также на аэродром садились Ли-2, Р-5 и У-2. Летом 1943-го сразу несколько транспортников приземлились здесь за ночь, привезя оружие, продовольствие, почту, увезя гражданских, раненых, которых собрали со всех партизанских соединений. Среди прибывших тогда был и наш редактор Евгений Степанов, что станет комиссаром 1-й партизанской бригады (командир Николай Луговой) Северного соединения, и вернулся из госпиталя уже бывалый партизан, будущий художник нашей газеты Эммануил Грабовецкий. Они вместе с полиграфис­том, бывшим работником 1-й Крымской гостипографии (ныне - «Таврида») Сергеем (Всеволодом) Лаганбашевым и партизаном Александром Стогнием (погибнет в бою) наладили выпуск в партизанском лесу газеты «За Советский Крым» - частичка нынешней «Крымской правды». Партизанами Симферопольского отряда осенью 1941-го стали наш фотокорреспондент Исай Блох и редактор отдела Иван Сухиненко, а наши журналис­ты Георгий Кокушинский и Ефим Певзнер выпускали в конце 1941-го - начале 1942-го в Бахчисарайском партизанском отряде газету «Крымский партизан». Все эти четверо наших героев, увы, погибли. К счастью, выжил наш ялтинский собственный корреспондент Михаил Сохань, он стал в войну помощником Андрея Казанцева, командира 10-го Ялтинского партизанского отряда, выпускали газету «Крымская правда» - частичка тогдашнего «Красного Крыма», нашего нынешнего издания.


В следующих выпусках руб­рики продолжим вспоминать о людях и событиях решающего 1943-го, о том, что писала наша газета 80 лет назад, в год, переломивший окончательно ход Великой Отечественной.


Первый номер 80-летней давности. Фотокопия автора. Конечно, таким можно назвать каждый год битвы, каждый месяц её, день, час, минуту, секунду… Они все решающие, в миг определяющие положение грядущего успеха или, увы, иногда поражения; наполненные неимоверными подвигами, усилиями и, к сожалению, изменами, утратами. Так было и тогда, в Великую Отечественную, что с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го вела наша страна, Советский Союз, против фашистов, вероломно вторгшихся на наши земли. Но всё же именно 1943-й принято считать переломным, решающим в той битве - «Крымская правда», в войну - «Красный Крым», перелистывает архивные подшивки, чтобы вспомнить, как это было, чем жили тогда полуостров и страна. Благодарность вождя Номер за 1 января 1943-го наши коллеги (газета выходила уже в Сочи) во главе с редактором Евгением Степановым (с августа направлен в партизанскую бригаду на полуострове, а номера в печать подписывал заместитель Абрам Райчук) так и вышел под заголовком - «С Новым годом, товарищи, - годом решающих побед Красной Армии!». И сразу газета порадовала, что накануне «наши войска заняли город Котельниково» - спасение пришло в ещё один населённый пункт Сталинградской области. «Прошёл год 1942-й, - писали коллеги. - Это был год ожесточённых битв всего советского народа против немецких оккупантов. Советское государство выдержало все испытания, стало ещё более крепким и могучим. Красная Армия вписала в историю Отечественной войны незабываемые страницы мужества и героизма. Знаменательные бои под Ленинградом и Севастополем, на Кавказе и у Сталинграда восхитили весь мир. Красная Армия остановила наседающие орды фашистов, вырвала инициативу и перешла в наступление. Совершенно неожиданно для врага мы начали наступление в районе Сталинграда, затем - на Центральном фронте. Через некоторое время советские войска погнали немцев в районе Северного Дона и на Кавказе. Наступление продолжается. Прошедший год закончился для немцев печально. Провалились все их планы о лёгком и победном окончании войны. Новый год сулит фашистам окончательный разгром. Победа будет за нами!». Впрочем, до неё ещё пока далеко, и в 1942-м немало было потерь у нашей страны - Харьковский котёл, Крымский фронт, Севастополь, Ржевская битва. Очень много потерь, сотни тысяч - во имя Победы. Но год 1943-й уже не оставлял сомнений никому - Победа в Великой Отечественной войне будет за Советским Союзом. К этому стремились все, боем и трудом: «Партизанский отряд, действующий в Крыму, внезапно напал на группу румынских (Румыния воевала на стороне фашистской Германии) солдат, численностью 70 человек… несколько партизан уничтожили немецкую автомашину, следовавшую с запасными частями и точными приборами для зенитных орудий». «Черноморский флот бьёт и будет бить фашистов». «Магнитогорские горняки ежедневно добывают сверх плана 2-2,5 тысячи тонн руды. Оборонная промышленность Казахской ССР превысила годовую программу производства вооружения и боеприпасов. 85 миллионов рублей и 150 тысяч пудов продовольствия собрали колхозники Киргизской ССР в фонд обороны Родины». А вот уже радостные заголовки середины-конца января 1943-го - «Успешное наступ­ление наших войск южнее Воронежа». «Ликвидация окружённых немецко-фашистских войск в районе Сталинграда близится к концу». «Прорыв блокады Ленинграда». Наши войска полностью овладели городом Воронеж». И приказ-благодарность верховного главнокомандующего Иосифа Сталина войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Калининского, Волховского и Ленинградского фронтов. «В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, разбила 102 дивизии противника, захватила более 200 тысяч пленных, 13000 орудий и много другой техники и продвинулась вперёд до 400 километров. Наши войска одержали серьёзную победу. Наступление наших войск продолжается. Поздравляю бойцов, командиров и политработников фронтов с победой над немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками - румынами, итальянцами и венграми под Сталинградом, на Дону, на Северном Кавказе, под Воронежем, в районе Великих Лук, южнее Ладожского озера. Объявляю благодарность командованию и доблестным войскам, разгромившим гитлеровские армии на подступах Сталинграда, прорвавшим блокаду Ленинграда и освободившим от немецких оккупантов города Кантемировка, Беловодск, Морозовский, Миллерово, Старобельск, Котельниково, Зимовники, Элиста, Сальск, Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Пятигорск, Ставрополь, Армавир, Валуйки, Россошь, Острогожск, Великие Луки, Шлиссельбург, Воронеж и многие другие города и тысячи населенных пунктов. Вперёд, на разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!». Народные мстители Таких приказов с каждым месяцем войны появляется всё больше - стремление к Победе, самоотверженность, подвиг… А ещё, увы, в газете не исчезают материалы о фашистских зверствах на полуострове - заметки передают в редакцию подпольщики, партизаны - очевидцы. Партизан Р. (в целях конспирации имена народных мстителей, данные об отрядах, об армейских частях указывались так «однобуквенно») в январском номере рассказывает о том, как его товарищи отомстили фашистам за гибель мирных жителей из села Айлянма Карасубазарского района (ныне - Поворотное Белогорского). «Мы сняли шапки. Кругом лежали расстрелянные - старики, женщины, дети. Их было 17 человек - жителей деревни. За что их казнили немцы? За что пролили невинную кровь? Нам рассказали: «Фашисты ворвались в деревню, как дикие звери. В первый же день они расстреляли учителя Ибраимова, ограбили всех жителей. Потом пришли каратели. Немцы согнали в сарай 17 стариков, женщин, детей и объявили населению: «Эти люди враги, мы их поведём в Карасубазар, там комендант разберётся». Но это были только слова, арестованных вывели за околицу и расстреляли в спины из автоматов». Мы были на этом кладбище и у тел родных нам людей дали крепкую партизанскую клятву - отомстить фашистам! Залегли у шоссейной дороги и ждали. Долго ждали. Наконец показались две автомашины. В них ехали с гулянки пьяные гестаповцы. Партизанская расправа была короткой. Гранатами и автоматными очередями мы уничтожили всех до единого. 64 гестаповца заплатили своей чёрной поганой кровью за расстрел жителей деревни Айлянма. Так партизаны отомстили фашистам. Так будут мстить и впредь, пока хоть один из них ходит по советской земле». О партизанах и подпольщиках, вселявших в земляков уверенность в скором освобождении, помогавших Красной Армии громить фашистов на временно оккупированном полуострове, наш «Красный Крым» писал часто и охотно. Ведь и газета была отчасти партизанская - в Крым пачки номеров, выпущенных в Сочи, доставляли смелые лётчики - в партизанский лес, иногда разбрасывали над полуостровом. На склоне Караби-яйлы был главный партизанский аэродром, на который садились самолёты с Большой земли, привозившие боеприпасы, пополнение, забиравшие раненых - первым 29 сентября 1942-го прорвался Георгий Помазков на ТБ-3, также на аэродром садились Ли-2, Р-5 и У-2. Летом 1943-го сразу несколько транспортников приземлились здесь за ночь, привезя оружие, продовольствие, почту, увезя гражданских, раненых, которых собрали со всех партизанских соединений. Среди прибывших тогда был и наш редактор Евгений Степанов, что станет комиссаром 1-й партизанской бригады (командир Николай Луговой) Северного соединения, и вернулся из госпиталя уже бывалый партизан, будущий художник нашей газеты Эммануил Грабовецкий. Они вместе с полиграфис­том, бывшим работником 1-й Крымской гостипографии (ныне - «Таврида») Сергеем (Всеволодом) Лаганбашевым и партизаном Александром Стогнием (погибнет в бою) наладили выпуск в партизанском лесу газеты «За Советский Крым» - частичка нынешней «Крымской правды». Партизанами Симферопольского отряда осенью 1941-го стали наш фотокорреспондент Исай Блох и редактор отдела Иван Сухиненко, а наши журналис­ты Георгий Кокушинский и Ефим Певзнер выпускали в конце 1941-го - начале 1942-го в Бахчисарайском партизанском отряде газету «Крымский партизан». Все эти четверо наших героев, увы, погибли. К счастью, выжил наш ялтинский собственный корреспондент Михаил Сохань, он стал в войну помощником Андрея Казанцева, командира 10-го Ялтинского партизанского отряда, выпускали газету «Крымская правда» - частичка тогдашнего «Красного Крыма», нашего нынешнего издания. В следующих выпусках руб­рики продолжим вспоминать о людях и событиях решающего 1943-го, о том, что писала наша газета 80 лет назад, в год, переломивший окончательно ход Великой Отечественной.

Поделиться с друзьями

Нашли ошибку?

Новости по теме

Похожие новости дня









Добавить комментарий

показать все комментарии
Рейтинг@Mail.ru